T. 7, № 3. С. 14–18.

Искусствоведение и культурология

2022

Научная статья

УДК 168.522

pdf-версия статьи

Юрусов
Егор Евгеньевич

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
yurusov2015@mail.ru
Кирикова
Ирина Александровна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
why_net@mail.ru

Популяризация деятельности арктических сельских музеев с помощью цифровых технологий

Научный руководитель:
Чернякова Ирина Александровна
Статья поступила: 09.07.2022;
Принята к публикации: 14.07.2022;
Размещена в сети: 01.10.2022.
Аннотация. В статье рассматриваются существующие трудности в сфере сохранения культуры северных народов на примере карельского этноса. Целью статьи является анализ проблем музеев и их возможные решения, основанные на применяющихся информационных технологиях в рамках экспедиции ПетрГУ в посёлок городского типа Калевала. В работе применён синтез и сравнение как методы научного исследования. Также характеризуются способы работы с музейными объектами через использование программного обеспечения FileMaker Pro и с помощью диалога как способа получения информации о предметах от хранителей музеев.
Ключевые слова: цифровизация, Карелия, музей, культура, туризм, Калевала, проблемы

Для цитирования: Юрусов Е. Е., Кирикова И. А. Популяризация деятельности арктических сельских музеев с помощью цифровых технологий // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 3. С. 14–18.

Север населен многочисленными коренными народами, преимущественно малыми. Столетиями люди не только живут вместе локальными сообществами, но и создают культурную память. В проблематичных для жизни условиях Арктики продолжают работать и активно создаваться музеи. Они выполняют важную функцию – являются хранителями исторического наследия. Существуют сельские народные музеи, как правило, лишь благодаря усилиям местных энтузиастов, которые передают культуру народов через поколения. Однако, ресурсов для популяризации своей деятельности у них практически нет.

На сегодня главной задачей доцифровых традиционных музеев является поддержание сохранности экспонатов. Всё меняется, коллекции музеев постоянно пополняются. Их следует представить в современной электронной форме подачи информации. Музеи сегодня стали площадкой для внедрения новых технологий, а также местом интеграции человека и истории, ведь в XXI веке важно через информационную среду уметь воздействовать на индивида. [Пятаева]; [Ломовцева]. Не все музеи имеют возможность развиваться одинаково быстро, некоторым отдалённым музеям ещё только предстоит пройти через цифровизацию. Особенно важным представляется для сотрудников и хранителей музеев уметь осуществлять воспитательное и образовательное взаимодействие с широкой общественностью. Музеи арктического региона имеют огромный потенциал для ознакомления с историей, повседневным бытом народов, проживающих там, а также с их социально-этнической историей.

Недостаточная посещаемость музеев является проблемой не только для Республики Карелия, где “зоны истории” нередко территориально изолированы из-за удалённости, природных условий, некачественной транспортной инфраструктуры или не налаженной логистики взаимодействия с “центром”.  Обозначенная выше проблема является глобальной, значимой в рамках всего мира. Следовательно, важно создавать и реализовывать проекты по формированию цифрового формата конкретных музейных пространств, как наиболее доступного для современного пользователя.

Процесс глобализации и развития информационных технологий, совместно с переходом в постиндустриальное общество, внесли неоспоримый вклад в формирование имиджа музеев, которые нуждаются в реновации. Главной задачей традиционных музеев является сохранение и презентация собственных экспонатов.  Всё меняется, а вместе с этим культурная среда преобразуется с помощью обретения новых функций и характеристик. Музеи стали местом для внедрения и развития методов и способов взаимодействия с объектами культуры, площадкой интеграции человека и истории. Всё это приобретает существенное значение не только с целью глубокого изучения, но и для того, чтобы ознакомиться с историей повседневности коренных народов, так как в ней сохраняется аутентичный уклад жизни представителей данных этнических общностей.

Главная проблема музеев на сегодня — необходимость удержать интерес современного посетителя и привлечь больше туристов. Традиционный способ взаимодействия музея с посетителем всё больше и больше перестаёт отвечать всем запросам современного человека по причине своей традиционности из-за стремительного развития технологий.

Следует отметить, что музеи одними из первых внедрили опыт использования передовых цифровых технологий – машинного зрения, виртуальной реальности VR. 3D технологий [Пичкурова]; [Кутькина]. Идея и реализация проекта современных музеев принадлежит новому направлению мультимедийной культуры, и, являясь продолжением концепции Smart City, гарантирует, что среда обитания формирует человека. В условиях настоящего дня музей должен быть максимально открытым, его деятельность должна быть «гибкой» для того, чтобы получать обратную связь, что играет важную роль в развитии самих учреждений.

Тем не менее, улучшающаяся ситуация, связанная с цифровизацией северных регионов, не обеспечивает комплексного развития арктического музейного пространства в связи с проблемами, вызванными малой транспортной доступностью, а также нестабильным интернет-соединением в отдельных поселениях, поэтому часть “глубинок” в осуществлении полноценной цифровизации отстаёт. В таком случае необходима комплексная поддержка развития информационных технологий в отдельных субъектах Федерации, внутри которых особый приоритет должен отдаваться сфере музеев. 

По причине отсутствия в цифровом формате линейки эксклюзивных экспонатов, которые труднодоступны для ознакомления жителей России, рождается необходимость не только сохранения культуры Севера с помощью использования метода дигитализации экспонатов, но создания перспективных возможностей для улучшения качества историко-культурного осведомления населения, а также межнационального развития через внедрение современных информационных технологий.

Республика Карелия обладает существенным культурно-историческим потенциалом в связи с наличием собственного культурного пласта, сформировавшегося из системы норм и традиций народа, эпоса, истории, а также языка.

В связи с географическими условиями, вызывающими проблему транспортной недоступности для обычного  посетителя музея или органов муниципалитета, которые по причине сложностей в логистике не могут поддерживать объекты культурного наследия, становится важным внедрять в музейную среду цифровые технологии [Артюшина]. Например, транспортная недоступность пгт. Калевала актуализирует проблему цифровизации музейных экспонатов.  Существенным фактором для посещения музеяявляется транспортная доступность, также как наличие других объектов туристического интереса в поселении. Калевала по причине исторических факторов развития и удалённости от центра не обладает такими параметрами. Можно сделать вывод о том, что цифровизация является одним из способов решения представленной проблемы, так как за счёт информационных технологий заинтересованные лица будут иметь возможность ознакомиться с экспонатами через интернет, сайт музеев, группы в социальных сетях.

Сегодня необязательно покидать дом для посещения музея. Ведущие культурные объекты можно изучать виртуально благодаря видео-гидам или с помощью панорам [Ломоцева]; [Рогожина]. Учитывая глубокую, значимую и самобытную историю Карелии, можно отметить, что в случае применения цифровых технологий в музейном пространстве Калевалы создаётся возможность погрузиться в атмосферу дома, в котором когда-то жила известная исполнительница рун Мария Андроновна Ремшу. Виртуальная экскурсия позволит представить то, как использовалась утварь, как исполнялись руны и как выполнялись повседневные домашние дела. В отличие от знаменитых музеев, например, таких как Эрмитаж или многие другие широко известные музеи, «Дом-музей рунопевцев» предлагает необычный подход к ознакомлению с малоизвестной крестьянской культурой карельского края благодаря тому, что в нём сохранены и представлены уникальные предметы, созданные в процессе длившихся веками взаимоотношений народа с природой севера.

Совмещение традиционного подхода с информационными технологиями при подготовке музейного пространства помогает систематизировать и каталогизировать экспонаты, делая упор на культурных и фольклорных особенностях, которыми обладает каждый объект в музее. При составлении каталога с предметами музея важно сохранять диалог с их хранителями, коллекционерами, так как это даёт возможность расширить и дополнить эксклюзивное знание об истории каждого предмета. В обоснование этого тезиса, следует подчеркнуть роль хранителя Виктории Викторовны Тихоновой, а также одного из создателей музея — Розы Васильевны Тихоновой, которые в ходе состоявшейся с участием авторов статьи экспедиции «Калевала-2022» (28.05.—06.06.) подробно рассказывали о посуде, мебели, предметах декора, музыкальных инструментах и многих других бытовых вещах, хранимых в «Доме-музее рунопевцев». Полученные сведения стали весомой содержательной частью внесённой в электронные карточки информации, благодаря которой составлена исчерпывающе полная база данных экспонатов музея.

Представляется целесообразным и возможным собрать информацию о предметной базе сельских музеев воедино с помощью электронного компьютерного обеспечения. Одной из перспективных программ является “FileMaker Pro”, которая была использована в поддержанном президентским грантом проекте «Инициативы для сельских музеев Карелии: Гридино», недавно завершённом на базе Исследовательской лаборатории локальной и микроистории Карелии (ИЛЛМИК, Гуманитарний Инновационный Парк ПетрГУ). В карточки электронной базы данных вносятся наряду с общеизвестными названиями экспонатов также их местные диалектные названия, указывается их назначение, определяется место в жизни представителей коренных народов, при возможности приводятся сведения о них, сохранившиеся в фольклоре, и другая информация. Как правило, сельские музеи являются частными коллекциями, собранными местными подвижниками-энтузиастами, поэтому необходимо разрешение от хранителей на обработку экспонатов и внесение их в базу данных.

По сложившейся практике инициатива всегда исходит от хранителей, которые сами обращаются за помощью к специалистам ИЛЛМИК, так как хотят упорядочить и популяризировать собранные коллекции. Однако, по нашему мнению, проблема состоит в том, что каталог мало способствует популяризации, если отсутствует интерактивный гид по музею. Применение современных методов решения проблем хранения и учёта музейных экспонатов помогут в составлении и выработке программы по развитию сельских музеев арктической зоны Республики Карелия. Использование данной технологии позволит систематически осуществлять конкретные меры: составление каталога экспонатов с их описанием, создание музейного гида, разработку интерактивных уроков для учащихся образовательных учреждений [Новосельская].

Таким образом, цифровизация музейного пространства за счёт создания электронного каталога с обязательной фотофиксацией и дигитализацией всех экспонатов фондов музеев будет способствовать получению виртуального доступа к уникальным народным музеям в зоне Карельской Арктики. Учитывая, развивая и модернизируя опыт работы в пгт. Калевала участники экспедиции видят решение проблемы сохранения культурного наследия и малой посещаемости музеев в создании информационного пространства, в перспективе — сети цифровых музейных каталогов, что положительно повлияет на позиционирование Карелии и Российской Арктики в целом в сверхактуальной в наши дни сфере развития цифровых технологий.

Статья подготовлена в проекте, реализуемом в рамках Программы поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, финансируемой Правительством Республики Карелия.


Список литературы

Артюшина Е. О. Цифровая трансформация музеев. Лучшие мировые практики // E-Scio. 2019. №5 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-muzeev-luchshie-mirovye-praktiki (дата обращения 28.06.2022).

Ломовцева А. В., Рогожина А. А. Цифровизация российских музеев в современных условиях // Вестник МАЭ. 2021. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-rossiyskih-muzeev-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 28.06.2022).

Новосельская В. В. Музей как культурно-образовательный ресурс в условиях цифровизации современного общества // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11. № 1-1. С. 83—92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45727120 (дата обращения: 28.06.2022)

Пичкурова И. А. Кутькина О. П. Информационно-коммуникационные технологии и их возможности в музейном мире // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. №53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-i-ih-vozmozhnosti-v-muzeynom-mire (дата обращения: 28.06.2022).

Пятаева Е. В., Ломовцева А. В. Цифровизация культурной сферы на примере деятельности музеев // Вестник МАЭ. 2020. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kulturnoy-sfery-na-primere-deyatelnosti- muzeev (дата обращения: 28.06.2022).



Просмотров: 344; Скачиваний: 83;