Структурные изменения экономики и трансформация туристская пространства [6] способствуют возникновению новых туристских дестинаций. В условиях развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации [4, 5] и с учетом современной парадигмы развития [10] Арктика как туристская дестинация нуждается в поиске новых форм продвижения, ориентированных на определенные целевые аудитории [1, 2]. Одной из наиболее многочисленных целевых аудиторий в арктическом туризме по праву считаются молодежь и семьи с детьми. Несмотря на растущий интерес к арктическому туризму, в настоящее время дети и молодежь недостаточно знают историю освоения Арктики, не знают историю освоения своего родного края. Прививать любовь к северному краю и рассказывать, как же была заселена Арктика, необходимо с детства. С другой стороны, на сегодняшний день отсутствуют яркие, интересные и понятные для детей формы знакомства с историческим и культурным наследием освоения Арктики.
В целях популяризации историко-культурного наследия и развития интереса к путешествиям следует формировать представления детей о родном крае:
- знакомить с историческим прошлым родного края: рассказывать факты из истории освоения Арктики, ее географических, исторических и социальных особенностях;
- формировать эмоционально-образное восприятие родного края;
- формировать отношение к родному краю, как к ценности.
Информационные технологии на сегодняшний день успешно применяются в науке, образовании и культуре [3, 7-9]. Одной из наиболее интересных и понятных для детей форм ознакомления с историей и культурой являются мультфильмы. В целях популяризации исторического и культурного наследия освоения Арктики автором предлагается разработать серию мультфильмов об истории освоения Арктики. В качестве мультипликаторов-создателей могут выступить студенты различных факультетов, интересующиеся мультипликацией. Данная серия мультфильмов будет описывать различные веxи арктической истории, связанные с великими исследователями и путешественниками, внесшими вклад в освоение Арктики. Предлагается создать 5 серий, хронометраж которых составит 20-25 минут:
- «История освоения Арктики: Семен Челюскин»;
- «История освоения Арктики: братья Лаптевы»;
- «История освоения Арктики: Федор Литке»;
- «История освоения Арктики: Владимир Русанов»;
- «История освоения Арктики: Георгий Седов».
Реализация данного проекта включает в себя несколько этапов:
- разработка образовательной программы дополнительного образования «Основы мультипликации»;
- набор группы слушателей, состоящей из школьников и студентов;
- проведение обучения для участников проекта по программе дополнительного образования «Основы мультипликации»;
- создание серии мультфильмов (разработка сценария, раскадровка, аниматик, непосредственное создание мультфильмов, озвучка);
- создание канала на YouTube, продвижение канала.
К основным ожидаемым результатам и эффектам создании серии мультипликационных фильмов «История освоения Арктики» будут относиться:
- реализация интересной для детей формы сохранения исторического наследия в виде разработки серии мультфильмов;
- повышение уровня знаний у школьников и студентов об истории освоении Арктики;
- продвижение исторического наследия освоения Арктики;
- воспитание патриотизма у подрастающего поколения.
В целях повышения эффективности реализации проекта необходимо предусмотреть основные риски и меры по их предотвращению и минимизации негативных последствий (табл. 1):
Таблица 1. Риски, возникающие при реализации проекта
Риски | Меры по их предотвращению и минимизации негативных последствий |
Недостоверность фактологического материала | Консультации ученых-историков, исследователей культурно-исторического наследия Арктики, специалистов музеев |
Недостаточное количество слушателей дополнительной образовательной программы «Основы мультипликации» | Активизация мер по продвижению проекта |
Отсутствие преподавателей дополнительной образовательной программы «Основы мультипликации» | Привлечение специалистов в сфере мультипликации из других регионов |
Использование новых форм сохранения историко-культурного наследия позволит возродить интересе к событиям прошлого и будет способствовать формированию новых туристских потоков в арктический регион.
Работа выполнена в рамках реализации научных мероприятий
Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012–2016 гг.
Список литературы
1. Воробьева А. С. Арктический туризм в России: проблемы и перспективы развития // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. 2015. С. 35-37.
2. Загуменная У. А. Современные проблемы и перспективы развития арктического туризма в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-7. С. 7-9.
3. Зайцева М. И., Девятникова Л. А., Никонова Ю. В., Колесников Г. Н. Информационные технологии в научно-исследовательской работе студентов технических факультетов // В сборнике: Информационная среда вуза XXI века Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 86-89.
4. Кирилина В. М., Колесникова Н. В. Об особенностях развития региональной туристско-рекреационной системы // В сборнике: Деревянное малоэтажное домостроение: экономика, архитектура и ресурсосберенгающие технологии сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО "Петрозаводский государственный университет". 2015. С. 11-14.
5. Колесникова Н. В. Когнитивный аспект функционирования туристской дестинации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-1. С. 174-175.
6. Колесников Н. Г., Толстогузов О. В. Структурные изменения экономики Северо-Запада России: пространственный аспект // Балтийский регион. 2016. Т. 8, №2. С. 30—47. doi: 10.5922/2074-9848-2016-2-2.
7. Колесникова Н. В., Колесников Н. Г. Туристская дестинация как элемент системы непрерывного образования // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 502-504.
8. Плотникова В. С., Колесникова Н. В. Подготовка студентов кафедры туризма ПетрГУ к продвижению // В сборнике: Научно-образовательная информационная среда XXI века Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Н.С. Рузанова (отв. редактор). 2015. С. 154-156.
9. Плотникова В. С., Колесникова Н. В. Подготовка студентов кафедры туризма ПетрГУ к проектированию туристско-экскурсионного продукта // В сборнике: Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет. 2015. С. 422-425.
10. Татаркин А. И. Пространственные факторы системной модернизации Российской Федерации // Российская Арктика: современная парадигма развития/Под. ред. акад. А.И. Татаркина. -СПб.: Нестор-История, 2014. -844 с.