№ 4 (24). С. 30–35.

Политические науки и регионоведение

2021

Научная статья

УДК 348.011.3

pdf-версия статьи

Кялвияйнен
Ольга Павловна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация),
kyalviyajnen@gmail.com

Применение банного берёзового веника как средства народной медицины жителями Карелии (на примере Салминского сельского поселения)

Научный руководитель:
Антонова Регина Фоминична
Статья поступила: 02.12.2021;
Принята к публикации: 04.12.2021;
Размещена в сети: 23.12.2021.
Аннотация. Статья имеет высокую региональную значимость, поскольку многие жители Карелии в наши дни покупают и самостоятельно заготавливают банные веники, считая их использование наиболее действенным способом борьбы с простудными заболеваниями. В работе рассматривается роль банного берёзового веника как важной составляющей традиционной народной медицины карел на примере нескольких поселений Республики Карелия; сравниваются особенности традиционного и современного использования банного берёзового веника на данной территории. На основе эксперимента, выявляющего сохранение фитонцидных свойств в срезанных ветвях берёзы, доказывается частичная обоснованность использования банного берёзового веника в качестве традиционного профилактического средства народной медицины. Часть исследования посвящена географическому положению изучаемых территорий в пределах Европейского Севера России как одному из факторов, определяющих особенности природопользования в данной местности. В работе отмечена роль преемственности традиций природопользования и народной медицины финно-угорских народов в связи с особенностями их расселения по территории Восточно-Европейской равнины.
Ключевые слова: народная медицина, баня, берёзовый веник, традиции, Республика Карелия, профилактика, фитонциды, берёза

Для цитирования: Кялвияйнен О. П. Применение банного берёзового веника как средства народной медицины жителями Карелии (на примере Салминского сельского поселения) // StudArctic forum. № 4 (24), 2021. С. 30–35.

Введение

Традиция париться веником начала своё существование с появлением бани на Руси [История и традиции русской бани]. При этом есть исследования, в которых говорится о том, что истоки бани находятся в пределах Русского Севера и северо-западных областей, в ареале проживания как славянских, так и финно-угорских народов, к числу которых относятся карелы [Иванова]. Карелы, как и другие представители финно-угорских народов – финны, вепсы, традиционно применяют березовые веники в бане. В наши дни большое количество людей в Карелии посещают как собственные, так и общественные бани, при этом уделяя большое внимание парке веником. Сейчас этой давней традиции следуют по разным причинам: можно использовать банный веник для усиления жара, ароматерапии или для массажа и распаривания тела. В то же время есть те, кто верит в наличие целебных свойств банного веника и использует его как средство народной медицины. Чтобы разобраться в том, какую роль банный берёзовый веник играет в традиции применения бани в народной медицине жителей Карелии, было решено провести данное исследование.

Целью данной работы стало изучение особенностей применения банного берёзового веника в народной медицине жителями Республики Карелия на примере населения посёлка Салми. В соответствии с задачами, была изучена литература о традициях и обрядах использования банного веника в карельской бане, методом опроса выяснены особенности использования и заготовки веников местным населением некоторых населённых пунктов Республики Карелия.  

Основным объектом исследования стал банный берёзовый веник, наиболее популярный для применения в бане и самый востребованный в исследуемом регионе согласно опросу населения. Предметом исследования стали особенности заготовки, хранения и применения банного берёзового веника в народной медицине.


Регион исследований, материалы и методы

Данное исследование проводилось на территории Салминского сельского поседения Питкяранского района Республики Карелия, включая посёлок Салми, деревни Мийнала, Кирккоёки и Ряймяля.

Методы исследования:

- анализ информационных источников,

- анкетирование населения Салминского сельского поселения,

- сравнение традиционного и современного опыта использования банного берёзового веника в народной медицине,

- эксперимент на практическое подтверждение фитонцидных свойств берёзы;

- анализ результатов анкетирования.

 

Обсуждение результатов

Важно отметить, что северные и северо-западные районы Восточно-Европейской равнины относятся к таёжной природной зоне и представлены бореальными ландшафтами. Доминирующими биоценозами являются мелколиственно-хвойные леса в сочетании с болотными ассоциациями. Суровые климатические условия северных и, особенно, прибрежных территорий определили необходимость способа омовения в хорошо отапливаемом закрытом помещении – бане. Произрастание в данной местности древесных пород (берёза, ель, можжевельник) и разнообразных травянистых растений (полынь, ромашка, крапива, зверобой), части которых могли бы использоваться при парке в бане, тоже стало определяющим фактором.

Республика Карелия входит в состав Европейского Севера России и относится к зоне исторического расселения финно-угорских народов. В южной части республики, на берегу Ладожского озера, находится небольшой посёлок Салми, который является административным центром Салминского сельского поселения. Численность населения в Салминском сельском поселении невелика: 3356 человек (2021 г) разместились на 1256 км2 [Администрация Салминского сельского поселения].  Карелы составляют 15 % населения, тогда как для всего Питкярантского района их доля в населении составляет около 7% [Моя малая Родина]. У большинства жителей построены частные дома и собственные бани. С целью получения информации об использовании и заготовке банных веников на территории Салминского сельского поседения, было проведено анкетирование, в котором поучаствовало 40 человек, возрастом от 16 лет. В ходе опроса было выяснено, что берёзовый веник является самым популярным среди остальных, что может быть объяснено широкой распространённостью в среднетаёжных лесах Карелии берёзы пушистой (Betula pubescens) и берёзы повислой (Betula pendula) [Растительный мир Карелии].

Традиционно на территории Карелии берёзовые веники заготавливали в июне, после православного праздника Троицы [Пашкова].  Считалось, что листья берёзы в это время находятся в наилучшем состоянии и заготовленные веники будут лучшего качества. Согласно опросу жителей посёлка Салми, берёзовые веники заготавливают с конца июня по конец августа, то есть традиция заготовки веников после Троицы в наши дни соблюдается редко. Однако сами традиции заготовки остаются почти теми же: ветви для веника наламывают утром, проверяя наличие плесени и других болезней у растения, связывают в неплотный пучок и сушат в хорошо проветриваемом помещении около недели. Далее подсохшие ветви плотно связывают. В Салминском сельском поселении для связывания чаще всего используется полипропиленовый шпагат и хозяйственные верёвки. 

Подавляющее большинство респондентов хранит веники в бане, однако это не самое лучшее место для хранения, поскольку веник должен находиться в хорошо проветриваемом помещении Как хранить веники для бани]. Более правильным способом является хранение некоторыми жителями веников в подвешенном состоянии под потолком в сарае или хлеву. Также было выяснено, что многие люди в Салминском сельском поселении замораживают веники: они заворачивают их в пищевую плёнку и хранят в морозильных камерах. Это самый лучший способ сохранения естественной свежести листьев и бактерицидных свойств фитонцидов заготовленных веников [Куликова]. Если обратиться к истокам данной традиции, то можно обнаружить, что первыми замораживать банные веники начали финны, на основе чего можно сделать вывод о преемственности традиций финно-угорских народов [Замороженный веник для бани].

Парка берёзовым веником как метод народной медицины использовалась карелами для лечения озноба, кашля и других симптомов простуды. Интересной традицией была парка берёзовым веником во время сенокосов, поскольку такая практика успокаивала зудящую от комариных укусов кожу. При этом самым распространённым способом «лечения» в бане считалось парение, во время которого человека хлестали веником, а также натирали кожу различными мазями и мёдом [Пашкова]. В наши дни натирание кожи после парки встречается намного реже.

Примерно половина всех опрашиваемых ответила, что главным профилактическим свойством веника для них является укрепление иммунитета, что может быть напрямую связано с северным положением нашей республики и крайней необходимостью защиты здоровья в холодное время года. Также многие жители Салминского сельского поселения считают, что использование банного берёзового веника позволяет сохранить молодость кожи, улучшить работу дыхательных путей и снять усталость. Жители пожилого возраста склонны верить в способность банного веника отгонять беду, оберегать от болезней, что коррелирует с традиционными ритуалами и заговорами карел [Пашкова]. Методы народной медицины по использованию берёзового веника в бане, разные предания и ритуалы парки имеют своё обоснование. Берёза, являясь главным сырьём для изготовления веника, является лекарственным растением и выделяет фитонциды, которые также называют «растительными антибиотиками». Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать или тормозить рост микроорганизмов [Куликова]. Фитонциды берёзы поражают, к примеру, микроб золотистого стафилококка [Булдакова].

Доказать наличие фитонцидов у берёзы не сложно. Рассмотрим простой эксперимент, проведённый автором в качестве доказательства сохранения антимикробных свойств у уже срезанных ветвей берёзы во влажной среде, моделирующей среду банного помещения, особенно при замачивании берёзового веника перед паркой.

В две одинаковые стерильные прозрачные банки было налито одинаковое количество свеженадоенного молока. В одну из банок (образец №1) были помещены свежесрезанные ветви берёзы, не подвергаемые предварительной обработке. Обе банки были плотно закрыты и оставлены в сухом месте, защищённом от попадания прямых солнечных лучей, при комнатной температуре [рисунок 1, п. 1-2]. Спустя 24 часа молоко в банке с берёзовыми ветвями (образец №1) скисло, так как на их поверхности находилось большее количество бактерий, которые ускорили процесс скисания. В то же время молоко в банке без берёзовых ветвей (образец №2) скисло позже – через 48 часов [рисунок 1, п. 3]. Спустя неделю, на поверхности банки с молоком без березовых ветвей (образец №2) начала образовываться плесень. Через месяц она приобрела насыщенный рыжий оттенок и заполнила почти всё пространство банки. В то же время в банке с берёзовыми ветвями (образец №1) плесени не образовалось [рисунок 1, п. 4]. Таким образом, фитонциды, которые в течение месяца выделяли срезанные ветви берёзы, предотвратили образование плесени в образце №1 благодаря своим противогрибковым свойствам [Куликова]. Позднее был проведён контрольный эксперимент, аналогичный первому, который подтвердил достоверность полученных результатов. 

Рисунок 1. Опыт по доказательству наличия фитонцидных свойств берёзы

Несмотря на то, что в Салминском сельском поселении банный берёзовый веник используют как средство народной медицины лишь около 20% опрошенного населения, около 80% респондентов уверены в наличии у банного веника оздоровительных свойств. Это может объясняться тем, что не все жители имеют представление об использовании веника в профилактических целях, помимо привычной парки – о его замачивании, настаивании, применении в качестве компресса и других современных примерах использования банного веника в народной медицине. Кроме того, было выяснено, что веник иногда становится причиной проблем со здоровьем у населения, что выражается появлением кожных аллергических реакций. Большинство опрошенных предпочитают заготавливать банные веники самостоятельно: в соответствии с карельскими традициями, многие относятся к заготовке как к особому ритуалу и не доверяют покупным веникам.

 

Заключение

Многие связанные с баней традиции финно-угорских народов в наши дни распространились далеко за пределы Европейского Севера России. В современном мире население крайне редко использует берёзовые веники для ритуалов и заговоров, как это делали карелы в старину, однако многие традиции заготовки, хранения и использования банного берёзового веника сохранились до наших дней. Важным аспектом при рассмотрении особенностей природопользования населения являются особенности географического положения и природных условий рассматриваемых территорий, которые определили как наличие на данной территории необходимого для заготовки веников растительного сырья, так и необходимость поиска народных способов профилактики здоровья в суровых климатических условиях.

Заинтересованность населения Салминского сельского поселения в самостоятельной заготовке веников и использовании их в народной медицине доказывает региональную значимость данного исследования. Тем не менее, полученные результаты могут быть полезны для всех жителей Карелии и других регионов России, которые хотели бы знать больше о пользе применения берёзового веника во время банных процедур.


Благодарность

Автор хотел бы выразить благодарность своему бывшему классному руководителю Майоровой Наталье Александровне, учителю информатики и математики МОУ СОШ п. Салми ПМР РК за неоценимый вклад в развитие мотивации к познавательно-исследовательской деятельности и предоставление возможности реализации творческих и научных интересов в период школьного обучения.


Список литературы

1. Администрация Салминского сельского поселения // официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://xn----7sbbowred6b.xn--p1ai/

2. Булдакова Н. Б. Фитонцидные растения Курганской области как объект исследования учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fitontsidnye-rasteniya-kurganskoy-oblasti-kak-obekt-issledovaniya-uchaschihsya

3. Замороженный веник для бани // SeverKedr.ru [Электронный ресурс]. URL: https://severkedr.ru/banny-j-venik-iz-morozilki/

4. Иванова Л. И. Карельская баня: обряды, верования, народная медицина и духи-хозяева. Из истории появления бани на территории славян и финно-угров / Л. И. Иванова // Москва: Логос, 2016. URL: https://www.litmir.me/br/?b=578738&p=2

5. История и традиции русской бани // ERMAK & STOKER [Электронный ресурс]. URL: https://ermak-termo.ru/news_and_posts/posts/banya/istoriya-i-traditsii-russkoy-bani/

6. Как хранить веники для бани // himall.ru [Электронный ресурс]. URL: https://petrozavodsk.himall.ru/info/kak_khranit_veniki_dlya_bani/

7. Куликова М. Растительные антибиотики – фитонциды / М. Куликова // Интернет-журнал «Живой лес» [Электронный ресурс]. URL: https://givoyles.ru/articles/lyudi-i-derevya/rastitelnye-antibiotiki-fitoncidy

8. Моя малая Родина – Питкярантский муниципальный район // Карелиястат [Электронный ресурс]. URL: https://krl.gks.ru/storage/mediabank/Питкяранта1_427679.pdf

9. Пашкова Т. В. Баня в лечебных обрядах карел / Т. В. Пашкова // Научный альманах «Традиционная культура» [Электронный ресурс]. URL: http://www.trad-culture.ru/sites/default/files/files_pdf/12pashkova.pdf

10. Растительный мир Карелии // my-life-story [Электронный ресурс]. URL: http://my-life-story.narod.ru/vodnik/karelia/004.html



Просмотров: 559; Скачиваний: 108;