Научно-технический прогресс оказывает влияние на сферы жизнедеятельности общества. Духовная сфера не исключение. Всемирная Паутина (Интернет) постепенно становится основным источником информации постепенно смещая школу, а следовательно, и фигуру учителя, на второй план. Поэтому необходимо находить и применять на практике новые технологии обучения. Одним из таких является диалоговое обучение и возникает вопрос: какие существуют образовательные инструменты для выстраивания диалога между учеником и учителем?
Если взглянуть на понятие диалога в различные исторические эпохи, то можно сделать вывод о том, что нет единого понятия диалог, т.к. существуют различные подходы к пониманию сущности диалога. В филологии и лингвистике диалог рассматривается с позиций подачи информации, анализируются типы диалога по цели высказывания, а для педагогики интерес представляет процесс взаимодействия как способ организации дискуссии. М. М. Бахтин полагал, что диалог – это «общение, в котором каждый из собеседников воспринимает другого как личность, которая имеет своё определённое мнение, при этом может не быть согласия между собеседниками». [1; с.112].
Н.Л. Вигель определяет диалог как сложно организованный социокультурный феномен, имеющий свою специфическую природу, пространство-время и логику. [2]
Сократ первый использовал диалог с целью совместного постижения истины. Однако у метода «исторического Сократа» есть недостаток. Находясь в ситуации необходимости решения определенного вопроса, «большинство людей и не замечает, что не знает сущности того или иного предмета: словно она им уже известна, они не уславливаются о ней в начале рассмотрения; в дальнейшем же его ходе это, естественно, сказывается: они противоречат и сами себе и друг другу». [3; с. 109] Поэтому философ и педагог Л. Нельсон и профессор Колумбийского университета М. Липман усовершенствовали сократический диалог, трансформировав сократовскую дискуссию в полилог, в котором движение к истине ведется с учётом возможностей возраста участников. [6]
Таким образом, небольшая историческая справка позволяет понять, что за столь длительное время понятие «диалог» получило своё место в образовании, уже в качестве понятия «учебный диалог».
Понятие «учебный диалог» лежит в основе диалогового обучения. Это понятие можно рассмотреть с позиций различных подходов в обучении.
С позиций личностно ориентированного подхода учебный диалог предстает как особым образом организованная педагогическая деятельность, в которой обучающиеся не приобретают статус субъекта, а изначально им являются.
В контексте деятельностного подхода диалог предстает как «акт деятельности, сообщающий смысл, процесс, в котором человек ставит новое знание в связь со своим «микрокосмосом» (М.М. Бахтин), понимает и принимает его». Известно, что продуктивным является то учение, при котором проявляется активность и самостоятельность. В связи с этим актуализируется вопрос об активизации учебной деятельности средствами активных методов обучения. В структуре этой группы методов присутствует диалог как один из способов организации межличностного взаимодействия. М.В. Кларин даёт классификацию диалога в рамках модели учебной дискуссии: проблемная дискуссия с выдвижением проектов; дискуссия в сочетании с игровым моделированием; направленная или структурированная дискуссия; учебный спор-диалог. [7]
В основе диалогического взаимодействия находится поиск решения на поставленную проблему. Проблемы, обсуждаемые в диалоге, не всегда имеют однозначное решение. Возникают вопросы:
Всегда ли решение проблемы является диалогом?
Что отличает проблемное решение задачи от поиска ответа в диалоге?
В рамках проблемного обучения вариантов решений может быть много, однако ответ один и он всегда известен учителю, а в диалогическом взаимодействии педагог не всегда знает ответ на поставленные вопросы. В этом состоит ключевое отличие проблемного обучения от диалогического взаимодействия. Но почему зачастую происходит, так что проблемная ситуация отождествляется с диалогической ситуацией? Так происходит, потому что взаимодействие участников в проблемной ситуации близко к межсубъектному диалогу. А постоянное обращение субъекта к проблеме, как отмечает О.В.Гасова, обнаруживает внутренний диалог. [5]
Целью диагностического этапа исследования стало определение частоты использования диалога на уроках и выявление образовательных инструментов для выстраивания диалога между учителем и учеников. Анкеты были составлены на платформе Google Forms для учеников и для учителей. В анкетировании приняло участие 55 учащихся (7-8 классы) и учителя Пряжинской средней школы.
Рассмотрим результаты анкетирования с учениками, целью которого было выявить частоту использования диалога на уроках и оценить, насколько обучающиеся удовлетворены «количеством диалогов» (Таблица 1).
Таблица 1. Распределение ответов учащихся на определение частоты использования диалога на уроках | |
Вопрос 3: вспомните, на каких уроках учитель ведёт диалог чаще всего? | |
Вариант ответа | Число, выбравших данный вариант (% от общего числа ответивших) |
Физика | 11,1% (6) |
Химия | 1,9% (1) |
Русский язык | 50% (27) |
Литература | 75,9% (41) |
Иностранный язык | 29,6% (16) |
Математика (алгебра или геометрия) | 16,7% (9) |
Информатика | 3,7% (2) |
География | 31,5% (17) |
Биология | 35,2% (19) |
Всеобщая история (история России) | 37% (20) |
ОБЖ | 25,9% (14) |
Обществознание | 3,7% (52) |
Технология | 1,9% (1) |
Свой вариант ответа | 1,9% (1) |
Распределение ответов на 4-ий вопрос анкет | |
Вопрос 4. Сколько приблизительно в неделю с Вами ведут диалог учителя на различных уроках? | |
Менее 2 раз | 49,4% (26) |
2-7 раз | 26,4% (14) |
7-10 раз | 13,2% (7) |
Более 10 раз | 11,3% (6) |
Анкетирование учащихся по двум вопросам (таблица 1) позволило нам сделать вывод о том, что диалог на уроках используется со средней частотой. Самым «диалогизированным» уроком является литература. Это можно соотнести с действительностью, т.к. на уроках литературы очень часто происходит обсуждение различных литературных произведений и персонажей из этих произведений. Результаты анкеты показали, что диалог менее всего используется на уроках химии, технологии и обществознания. Технология – это урок труда, где активно трудовое обучение. Химия – это предмет, на котором диалог может быть не так востребован. А вот обществознание – это предмет, где диалог можно активно применять при изучении любой темы (семья, право и пр.). Таким образом, мы можем предположить, что конструирование учебного диалога на уроке связано с личностью учителя, с его профессиональными умениями.
Большинство детей отметили, что им нравится вести с кем-нибудь диалог, и они хотели бы, чтобы на уроках учителя чаще вели диалог с ними (таблица 2)
Таблица 2. Распределение ответов учащихся на выявление интереса к диалогу | |
Вопрос 1. Любите ли Вы вести с кем-нибудь диалог? | |
Да, очень люблю | 43,4% (23) |
Скорее да, чем нет | 30,2% (16) |
Иногда да, иногда нет | 17% (9) |
Скорее нет, чем да | 5,7% (3) |
Нет, не люблю | 3,8% (2) |
Распределение ответов на 2-ой вопрос анкет | |
Вопрос 2. С кем Вы чаще всего ведёте диалог на уроке: с учителем или с одноклассником? | |
С учителем больше всего | 3,8% (2) |
Больше с учителем, но иногда с одноклассником | 18,9% (10) |
Больше с одноклассником, но иногда с учителем | 17% (9) |
С одноклассником больше всего | 11,3% (6) |
Зависит от самого урока | 49,1% (26) |
Распределение ответов на 5-ый вопрос анкет | |
Вопрос 5. Хотели бы Вы, чтобы на уроках учителя чаще вели диалог с Вами и вашими одноклассниками? | |
Конечно, хочу | 50% (27) |
Хочу, но не сильно | 22,2% (12) |
Не хочу, но можно | 18,5% (10) |
Категорически не хочу | 9,3% (5) |
Анализируя результаты 2-го и 5-го вопросов (таблица 2), мы можем судить о том, что учеников вполне устраивает среднестатистическое использование диалога на уроках. Однако с учётом результатов 1-го вопроса, можно утверждать, что для обучающихся использование диалогового обучения будет эффективным, если большее число учеников смогут вступить в диалог на уроке и с учителем, и друг с другом.
Интервьюируя учителей, нами были выявлены следующие образовательные инструменты для выстраивания диалога с обучающимся: работа в группах, работа в парах, дискуссия, мозговой штурм, игровые технологии, «вопрос-ответ». Учителя используют учебный диалог в большей степени как ситуацию, т.е. ставят вопрос, на который ученики должны ответить («вопрос-ответ»). Однако использование дискуссии, мозгового штурма и игровых технологий, говорит о том, что диалог рассматривается и как процесс, т.е. диалог строится с учётом межличностных отношений.
Таким образом, в данной школе учителя используют диалог на уроках «в среднем количестве» и, по мнению большинства учеников, этого достаточно. Однако у опрошенных учеников есть потенциал, для обучения в рамках диалогового обучения.
Результаты диагностического этапа исследования были представлены 28 сентября 2021г. на выездной сессии «Диалог педагогических поколений: дискурс преемственности» Базовой кафедры социально-педагогических и образовательных технологий ИПП ПетрГУ и Пряжинской средней школы. [4]
Проведенное исследование открыло направление изучения данной проблемы: нахождение моделей учебного диалога в обучении учащихся, направленных на: усвоение изучаемого предмета; формирование метапредметных результатов (познавательных, регулятивных, коммуникативных); на формирование межпредметных связей; на осуществление связи между содержанием учебного материала и его применением.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Диалоговое взаимодействие. – М.: Просвещение, 1979.
2. Вигель Н. Л. Проблема диалога культур в современности //Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – №. 4. – С. 100-104.
3. Власян Г.Р. Культурно-философские аспекты диалога // Вестник НВГУ. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-filosofskie-aspekty-dialoga (дата обращения: 02.10.2021).
4. Выездная сессия базовой кафедры в Пряжинской школе URL: https://petrsu.ru/news/2021/97871/vyezdnaya-sessiya-ba#t20c (дата обращения: 01.10.2021).
5. Гасова О.В. Теоретико-методические аспекты формирования учебного диалога : монография / О. В. Гасова. – Минск : БНТУ, 2017. – 144 с.
6. Иванова О.Э., Точилкина Т.Г. Сократический диалог как обучение совместному решению проблем // АНИ: педагогика и психология. 2017. №3 (20). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sokraticheskiy-dialog-kak-obuchenie-sovmestnomu-resheniyu-problem (дата обращения: 06.10.2021).
7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта.М.:Луч,2016. 640с.