Введение
В наши дни одним из наиболее интенсивно развивающихся институтов экономики в России стали структуры некоммерческого типа, а именно – государственные корпорации, снабженные соответствующими стратегическими инструментами для выполнения ряда заданных функций в рамках экономической деятельности. В данном исследовании предпринята попытка междисциплинарного подхода к изучению и оценке дихотомии плановости и рыночности в деятельности российских госкорпораций в контексте экономической и правовой теорий.
На сегодняшний день данные государственные экономические структуры недостаточно изучены с точки зрения междисциплинарного экономико-правового анализа, поэтому актуальность данной работы не подлежит сомнению.
Целью работы является выявление наиболее значимых элементов дихотомии рыночности и плановости в экономической модели деятельности госкорпораций.
Основное содержание
Прежде всего, необходимо отметить, что государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса [1] и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Создание госкорпораций – реакция на реальную оценку места России в современном глобализирующемся мире и попытка сохранить те прорывные технологии и направления развития, которые могут определить иное место России в мировом интеграционном процессе. Речь идет прежде всего об атомной энергетике, космических технологиях, программном обеспечении, развитии нанотехнологий, формировании конкурентно способного материала и др. Этим и объясняется стремительный разворот в сторону формирования госкорпораций, призванных не только сохранить имеющиеся передовые технологии, но и создать условия для дальнейшего их совершенствования на базе современных инновационных разработок. [7, с. 96]
Госкорпорации наделены широкими управленческими полномочиями, которые указываются в актах об их создании, и выражают общественные интересы. Они организационно обособленны от государственных органов, но в то же время подотчетны одновременно органам законодательной власти и министерствам, а в некоторых случаях – и главе государства. [2, с. 114]
Плановая экономика – это такой тип экономического модели, который сочетает государственную монополию во всех сферах экономики при директивном управлении правительства страны и замене частной собственности на общественную. Правительство само регулирует спрос и предложение, а так же определяет размер доходов населения. Данный вид экономической модели можно охарактеризовать отсутствием безработицы, низким уровнем инфляции и отсутствием социального расслоения. Так же государству с плановой экономической системой гораздо легче преодолеть кризисные периоды путем централизованного перераспределения и концентрации ресурсов на производстве определенной продукции.
Рыночная экономика – это форма организации хозяйства, при которой производители и потребители самостоятельно определяют спрос и предложение, систему цен, прибыль и убыток в не зависимости от государства и решают основные экономические проблемы путем взаимодействия друг с другом на основе рыночных механизмов.
Сущность института государственных корпораций принято рассматривать через призму смешанной экономики, что обосновано многоаспектностью рассматриваемого понятия. Обширную вариативность деятельности госкорпораций следует представлять в качестве разрозненности представленных механизмов хозяйствования и форм регулирования.
Парадигма смешанной экономики рассматривает экономическую систему как характеризующуюся полиформическими принципами построения и предполагает множественность способов и методов регулирования экономических и социальных процессов, а также множество форм собственности и хозяйствования. «Смешанность» проявляется и реализуется прежде всего в том, что рыночный механизм саморегулирования экономики сочетается с воздействием государственных и общественных институтов и структур управления. [8, с. 11]
Прямое отношение к смешанной экономике характеризуется тем, что в деятельности госкорпораций активно реализуются рыночные механизмы и плановые элементы, которые в совокупности определяют саморегулирование сегмента экономики и государственного вмешательства в структуры её функционирования.
Рыночность как ключевой механизм деятельности госкорпораций предусматривает выполнение соответствующих стратегических задач данных корпораций, представленных в качестве следующих аспектов:
- Регулирование стратегически значимых сегментов экономической сферы.
- Формирование фундаментального инструментария для преобразования экономических процессов.
- Организация перераспределения ресурсных элементов между действующими сегментами.
- Содержание низко рентабельных и капиталоемких отраслей.
- Реализация региональной политики с последующим развитием отсталых районов.
- Модификация размеров собственности государства.
Госкорпорация как организация предпринимательского типа занимается производством с целью получения определенного дохода. При этом в условиях производственной деятельности госкорпорация реализует и социально-экономические цели (например, поддержание целостности общественного воспроизводства, сглаживание амплитуды циклических колебаний, обеспечение прогрессивных структурных изменений в макроэкономике, развитие социальной инфраструктуры, охрана окружающей среды и др.) [2, с. 115].
Наряду с этим, рыночные механизмы госкорпораций проявляют себя через одну из неотъемлемых функций данного института, заключающуюся в повышении конкурентоспособности национальной экономики. В соответствии с этим, деятельность госкорпораций сопоставляется со следующими стратегическими действиями в сегменте национальной экономики:
- осуществление развития собственных разработок и внедрение зарубежных технологий на основе их сравнительного анализа и имеющихся ресурсов;
- реализация многочисленных технологических цепочек, позволяющих успешно совершенствовать область поставок и развивать торгово-экономические отношения с точки зрения международного и регионального сотрудничества;
- активное применение прав на интеллектуальную собственность как целенаправленное средство их регламентации в рамках рассматриваемого экономического института.
В соответствии с вышесказанным, следует отметить, что госкорпорациям присущи рыночные механизмы, так как они осуществляют свою деятельность в рамках рыночной экономики, успешно развитой в современной России. Их соотношение с принципами и формами функционирования госкорпораций наблюдается во всех рыночных аспектах, свойственных данному виду экономики. В особенности это отображается в тесной взаимосвязи фундаментальных элементов рынка – спроса, предложения, цены, конкуренции и базовых законов развития рыночной экономики.
Помимо рыночных механизмов, госкорпорации осуществляют собственную деятельность согласно ряду плановых элементов, которые представлены в проявлении некоторых существенно значимых аспектов плановой экономики. Так, например, одним из демонстративных проявлений отношения госкорпораций к использованию плановых механизмов является их соответствие структуре базовых институтов плановой экономики.
Тем не менее, деятельность госкорпораций не имеет прямого отношения к плановой экономике, а соотносится исключительно с некоторыми элементами и механизмами, которые позволяют осуществлять целенаправленные действия в отношении развития долгосрочного плана по развитию конкретной компании или всего сектора деятельности государственных корпораций. Помимо этого, именно плановые механизмы позволяют проводить стратегическое планирование в функционировании основных инструментов и технологий, обозначая степень их применяемости в деятельности госкорпораций.
Согласно такому незначительному соотношению с плановыми механизмами, можно отметить, что госкорпорации осуществляют воспроизведение ключевых и наиболее результативных свойств плановой экономики, но функционируют на базе установленной рыночной экономики с принятыми механизмами и формами хозяйствования на территории России. Тем самым, именно в этом проявляется взаимосвязь плановых и рыночных механизмов в деятельности государственных корпораций.
С целью обоснования влияния правовых норм на деятельность госкорпораций необходимо выделить действующие корпорации в России и указать их принадлежность к соответствующим нормативно-правовым актам (табл. 1) [5, c. 85-89].
Таблица 1 – Российские госкорпорации: основание создания и цели деятельности
Наименование госкорпорации | Дата создания | Федеральный закон | Цель деятельности |
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) | 23.12.2003 | Федеральный закон N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» | Обеспечение функционирования системы страхования вкладов |
«Роснанотех» | 09.07.2007 | Федеральный закон N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» | Реализация государственной политики в сфере нанотехнологий |
Фонд содействия реформированию ЖКХ | 21. 07.2007 | Федеральный закон N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» | Финансовая поддержка капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилого фонда |
«Олимпстрой» | 30.10.2007 | Федеральный закон N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» | Строительство и эксплуатация объектов Олимпийских игр в Сочи и развитие города как горноклиматического курорта |
«Ростехнологии» | 23.11.2007 | Федеральный закон N 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»» | Содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции |
«Росатом» | 01.12.2007 | Федеральный закон N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» | Реализация государственной политики, нормативно- правовое регулирование в атомной сфере |
Внешэкономбанк | 17.05.2007 | Федеральный закон N 82-ФЗ «О банке развития» | Стимулирование инвестиционной деятельности |
Анализируя нормативно-правовую базу российских государственных корпораций, можно заметить, что их функционирование сопровождается значительной противоречивостью с точки зрения экономики и права. Прежде всего, это проявляется в том, что, «в соответствии с законом, имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации, что позволяет говорить о принципиально новой форме собственности в стране, отсутствующей в Конституции РФ – госкорпоративной собственности» [6]. Это собственность госкорпорации, а Счетная палата контролирует только госсобственность. В цели некоммерческой организации не входит извлечение прибыли и ее распределение между субъектами рыночных отношений. С созданием госкорпораций их финансовые ресурсы и государственный активы, кроме «Росатома», не подотчетны четко отработанным Счетной палатой процедурам анализа и контроля обоснованности расходования бюджетных средств. [3].
Так, организация государственных корпораций предполагает, что используемые государственные активы или финансовые средства могут переходить в полную собственность корпораций. Тем самым, происходит преобразование государственной собственности в частную, что является существенной проблемой, поскольку государство теряет возможность регулировать выводимые средства для функционирования госкорпораций. Это происходит вследствие того, что государство имеет право регулировать исключительно средства федерального бюджета и федеральную собственность, а не частную собственность госкорпораций.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений, можно отметить, что ГК [ГК - госкорпорации] хоть и формируются на базе государственных ресурсов, все наблюдается относительная автономия их деятельности, что может положительно сказаться на результатах их функционирования, а может иметь и негативные последствия [10].
Так, «наряду с этим, наблюдается отсутствие критериев оценки степени достижения установленных целей деятельности, что не позволяет должным образом регулировать уровень их достижения» [9, c. 38]. Исключением в данном случае является государственная корпорация «Олимпстрой», однако это обосновано необходимостью ведения многоплановой отчетности по каждой выполненной задаче, так как направленность деятельности данной госкорпорации является весьма узкой и требует четких критериев контроля.
Помимо этого, значительное большинство госкорпораций не обладает алгоритмическими процедурами планирования как в среднесрочном, так и долгосрочном порядке. Но за счет ненадлежащего нормативно-правового регулирования госкорпорации не могут подвергаться каким-либо санкционированным вычетам за невыполнение программ и несоответствие текущих показателей установленным на начальном этапе.
Несмотря на указанные недостатки, можно сказать, что государственная корпорация является уникальной и специфической организационно-правовой формой. Подтверждением этому прежде всего может служить специальный, исключительный способ ее создания: единственным субъектом, который уполномочен на ее создание, является Российская Федерация, причем воля Российской Федерации, направленная на создание госкорпорации, является результатом консолидации всех органов государственной власти. [4]
Вместе с этим, следует заметить, что Федеральные законы о создании госкорпораций предоставляют им дополнительные и наиболее весомые привилегии, которые не только выступают в качестве нейтрализующих механизмов ограничения в экономическом пространстве, но и в виде ограничителей для деятельности других форм рыночных институтов и экономических структур на всем российском рынке. В результате этого, государственные корпорации могут освобождаться от множества законодательных актов, что нарушает правовую природу их экономической деятельности. Так, госкорпорациям свойственны следующие проявления: исключение из действия закона о банкротстве и освобождение от регулирования государства.
Заключение
Рассматривая отношение госкорпораций к нормативно-правовой природе, можно заключить, что данный экономический институт характеризуется совершенной размытостью фундаментальных нормативных актов, отсутствием четкости в определении прав собственности и критериев достижения целей, нехваткой форм регулирования и предпосылками для формирования выпадающих доходов из федерального бюджета страны.
Резюмируя вышесказанное, следует констатировать, что российские госкорпорации в современное время являются одними из интенсивно развивающихся экономических институтов, деятельность которых сопровождается воздействием рыночных и плановых механизмов, оказывающих существенное влияние на особенности их функционирования. Несмотря на успешное и результативное развитие в российской экономической среде, деятельность госкорпораций является абсолютно несоотносимой с нормативно-правовой базой страны, поскольку в своем определении и функционировании можно наблюдать многочисленные противоречия, вызывающие значительные проблемы в фактическом существовании и дальнейшем экономическом развитии. Таким образом, действующие государственные корпорации на территории России остро нуждаются в модернизации и преобразовании нормативно-правовой принадлежности.
Список литературы
Список использованной литературы и источников
1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - N 3 ст. 145.
2. Ашатаева С.С. Госкорпорации в современной России: функции, структура и особенности деятельности // Oriental Studies. - 2012. - №1. - С. 113-116.
3. Зельднер А. Госкорпорации в стратегии развития России // Вестник Института экономики РАН. - 2008. - №4.
4. Кирсанов А.Н., Северьянова Т.Ю. Государственная корпорация: субъект с особым правовым статусом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2013. - №2
5. Колесник И.Ю. Создание и деятельность государственных корпораций // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2009. - №2. - С. 85-109.
6. Рой О.М. Феномен государственных корпораций: проблемы и перспективы трансформации. // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2010. - №1.
7. Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., Смотрицкая И.И, Ширяева Р.И. Формирование и функционирование государственных корпораций в современных условиях // Экономическая наука современной России. - 2009. - №1. - С. 96-104.
8. Степанов В.А. Государственная корпорация как институт рыночной экономики: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01. - М, 2010. - 25 с.
9. Степанов К.С. Реализация государством предпринимательской функции через институт госкорпорации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - №1. - С. 36-38.
10. Шишкин А.Н. Истоки и перспективы формирования государственных корпораций в РФ // Вестник Института экономики РАН. - 2013. - №2