№ 2 (22). С. 9.

История и археология

2021

Научная статья

УДК 94(47).084.9:327.82

pdf-версия статьи

Крапивин
Максим Алексеевич

Бакалавриат, Петрозаводский Государственный Университет
(г. Петрозаводск),
maksimkr99@gmail.com

Роль неформальных контактов в ведении международных переговоров в 1960 – 1970-е гг.

Научный руководитель:
Савицкий Иван Владимирович
Статья поступила: 28.05.2021;
Принята к публикации: 30.05.2021;
Аннотация. Статья посвящена анализу роли неформальных контактов при ведении международных переговоров в 1960-1970 гг. В основе анализа лежат мемуары советских дипломатов – А. А. Громыко, В. М. Фалина, А. Ф. Добрынина, В. И. Ерофеева и его супруги Г. Н. Ерофеевой. В современной практике международных переговоров неформальные контакты начинают играть все большую роль в составлении договоренностей. Именно поэтому автор статьи в ходе исследования разбирает конкретные ситуации в дипломатической практике послов и дипломатов Советского Союза, описанные в оставленных ими мемуарах – начиная с наставления Министра Иностранных Дел СССР А. А. Громыко дипломатическому корпусу и заканчивая установлением конфиденциального канала связи непосредственно между послом Советского Союза в США А. Ф. Добрыниным и президентом Соединенных Штатов Джоном Кеннеди. На основе отраженных кейсов, автор раскрывает значение таких важных аспектов неформальных контактов, как использование протокольных приемов для формирования дипломатических связей, предварительное зондирование отношения партнеров по переговорам к возможным вариантам решения спора и организацию конфиденциальных каналов связи.
Ключевые слова: Неформальные контакты; дипломатия; культурные контакты; каналы связи; протокольные мероприятия; мемуары; Громыко; Добрынин; Ерофеев; Фалин.

Для цитирования: Крапивин М. А. Роль неформальных контактов в ведении международных переговоров в 1960 – 1970-е гг. // StudArctic forum. № 2 (22), 2021. С. 9.

В современной системе международных контактов наблюдается тенденция к более универсальным средствам ведения переговоров. Они объединяют в себе формальные и неформальные контакты для разрешения конфликтов, а также вполне определенные правила поведения: ненасилие, ориентацию на совместный поиск решения, сотрудничество и т. д. [6 : 80].

Несмотря на то, что функции неформальных контактов всегда казались исследователям ограниченными, в XXI веке они получают все большее распространение по следующим причинам. Во-первых, это связано с развитием практики многосторонних переговоров, на которых, ввиду их сложности, практически всегда требуются неформальные встречи для достижения согласия. Во-вторых, неформальные контакты являются достаточно гибкими и не связывают стороны какими-либо обязательствами.

Современная геополитическая ситуация, обострение международной обстановки делают неформальные связи важным аспектом международных отношений. Поэтому цель доклада состоит в анализе роли неформальных контактов при ведении международных переговоров. В основе анализа лежат мемуары советских дипломатов – А. А. Громыко, В. М. Фалина, А.Ф. Добрынина, В. И. Ерофеева и его супруги Г. Н. Ерофеевой.

Хронологические рамки исследования определены 1960-1970 годами. Такой выбор хронологии объясняется прежде всего пиком напряженности во взаимоотношениях между СССР и США в рамках «холодной войны» – период Карибского и Берлинского кризисов. Именно в этот период истории требовалась универсальность и гибкость в переговорном процессе, чтобы не допустить эскалации конфликтов, которые могли привести к мировой катастрофе.

Обратимся непосредственно к воспоминаниям дипломатов Советского Союза. Так, в мемуарах посла СССР в ФРГ В. М. Фалина «Без скидок на обстоятельства» Громыко давал наставление советскому дипломатическому корпусу по организации подобных неформальных встреч: «Беседы за официальным столом не исключают и, более того, предполагают регулярные встречи неформального характера. Устраивайте для делегации ФРГ протокольные мероприятия, не избегайте приглашений посла. Пусть сотрудники отдела, «на которых можно положиться», на своем уровне занимаются построением рабочих контактов с западногерманскими дипломатами» [7 : 212].

Более того, по мнению А.А. Громыко, если посольство не проводит неформальных встреч, или если его представители не появляются на подобных мероприятиях, то такое поведение будет признано пренебрежительным и будет осуждаться. [1 : 191] Организация таких протокольных встреч считается исторической традицией, которую необходимо соблюдать всем государствам. Отсутствие подобных протокольных мероприятий может негативно сказаться на дальнейших переговорах [5].

Кроме Фалина и Громыко, важное внимание формированию посольством неформальных контактов также уделяет заведовавший культурным отделом посольства СССР во Франции Владимир Ерофеев в своих мемуарах «Дипломат», а также его супруга – Галина Николаевна Ерофеева в своих воспоминаниях «Нескучный сад». Так, Владимир Ерофеев утверждал, что главной задачей посольства СССР в Париже в период 1960-1970-х годов являлось создание условий для налаживания с Францией как можно более тесных отношений и связей. Ключевую роль здесь играли именно неформальные встречи с деятелями политики и культуры [3 : 248]. В воспоминаниях его супруги приводятся примеры того, как на таких обедах часто бывали крупные политические деятели Франции, такие, как Пьер Мендес-Франс, Эдгар Фор или лидер французских социалистов Жюль Мок. [4 : 73]. Из этого мы понимаем, какие культурные контакты можно приобрести на подобных неформальных встречах и насколько это важно.

Далее перейдем к воспоминаниям А. А. Громыко. Из них мы можем выявить еще одну важную функцию неформальных контактов. В своих мемуарах Громыко отмечает, что, готовясь к переговорам с президентом США Рузвельтом, часто встречался с его женой – Элеонорой Рузвельт. Ее взгляды были практически идентичны со взглядами мужа. Казалось, поняв ее идеи, можно понять идеи самого президента [1 : 215].

В связи с этим интересен также характер отношений между послом СССР в США Добрыниным и братом президента США Кеннеди – Робертом. На одном из неформальных приемов в Белом доме президент подвел к послу своего брата Роберта, представив его как «специалиста по конфиденциальным контактам с Советским Союзом», с которым советскому послу «следует поближе познакомиться» [2 : 49]. В итоге через Роберта Кеннеди была создана возможность двустороннего обмена информацией без протокольных формальностей. По словам А. Ф. Добрынина, сам президент Кеннеди часто использовал брата, чтобы узнать мнение советского посла [2 : 53].

Таким образом, в практике международных переговоров перед официальными встречами, на которых должны были приниматься конкретные решения, проводилось предварительное, часто неформальное выяснение отношения партнёра к возможным вариантам решений проблемы и далее действуя с учетом результатов такого рода дипломатической разведки.

Кроме того, Добрынин в своих мемуарах приводит еще один важный аспект неформальных контактов между посольством СССР и администрацией президента США. Для того, чтобы эффективнее наладить связи между государствами, посольства создавали тайные каналы связи между этими странами и их представителями. Данные каналы способствовали созданию большей доверительности, а значит открытости к переговорам и к заключению самих договоренностей по тем или иным вопросам.

Этот канал связи действовал именно через Добрынина как советского посла в США. Нередко он строился в обход официальных дипломатических служб. По самому этому каналу шел основной поток личных переписок между главами СССР и США, и, кроме того, проходили поиски решения сложных кризисных ситуаций, осуществлялся регулярный обмен мнениями по наиболее чувствительным вопросам. Так же следует отметить, что во время наивысшей интенсивности использования данного канала между Вашингтоном и посольством СССР была даже негласно проложена прямая тайная телефонная связь [2 : 54].

Такой конфиденциальный канал гарантировал советскому руководству оперативный и надежный способ связи с президентом Соединенных Штатов. Президенту этот канал позволял во множестве случаев избегать давления со стороны конгресса и общественного мнения, которые не знали о переговорах по этому каналу. Подводя здесь итог, следует сказать, что без данного неформального канала и его секретности не были бы достигнуты многие ключевые договоренности по сложным и противоречивым вопросам. Он способствовал также оперативному снятию опасной для переговоров напряженности. В таком порядке между представителями стран во многом заключались устные договоренности по таким проблемным вопросам, как Берлин, Куба, Ближний Восток, основные соглашения по ограничению стратегических вооружений, наконец, все деликатные переговоры по подготовке встреч на высшем уровне – все это шло через неформальный конфиденциальный канал. Такие закрытые каналы устанавливались в большинстве стран, в которых находились советские посольства. О них в частности упоминают и В. М. Фалин, и В. И. Ерофеев.

Таким образом, неформальные контакты осуществлялись в формате протокольных приемов, личных неформальных встреч дипломатов, а также при помощи конфиденциальных каналов связи. Протокольные приемы использовались, во-первых, для построения рабочих контактов с западными деятелями политики и культуры, а, во-вторых, для налаживания отношения с посольствами западных стран и их официальными представителями. Личные же встречи между дипломатами применялись для зондирования позиций сторон в условиях «холодной войны» и для упрочнения взаимопонимания и доверия, столь необходимых для положительных результатов переговоров. При помощи же конфиденциальных каналов связи появлялась возможность достижения договоренностей в обход общественного мнения и официальных дипломатических служб, а также осуществлялся регулярный и оперативный обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам.


Список литературы

1. Громыко А. А. Памятное / А. А. Громыко. – Москва: Политиздат, 1990. – Книга 2. – 559 с.

2. Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962 - 1986 гг.) / А. Ф. Добрынин. – Москва: Автор, 1996. – 688 с.

3. Ерофеев В. И. Дипломат. Книга воспоминаний / В. И. Ерофеев. – Москва: Зебра Е, 2005. – 487 с.

4. Ерофеева Г. Н. Нескучный сад. Недипломатические заметки о дипломатической жизни / Г. Н. Ерофеева. – Москва: Изд. дом «Подкова», 1998. – 352 с.

5. Крапивин М. А. А. А. Громыко об эмоциональном состоянии дипломатов при ведении международных переговоров / М. А. Крапивин // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: Сб. научных статей Всероссийской научной конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2018. – С. 87–91.

6. Лебедева М. М. Технология ведения переговоров / М. М. Лебедева. – Москва: Аспект Пресс, 2010. – 192 с.

7. Фалин В. М. Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания / В. М. Фалин. – Москва: «Центрполиграф», 1999. – 447 с.



Просмотров: 743; Скачиваний: 170;