Введение. Своеобразием современной демографической ситуации в мире, обусловленной ростом доли населения старше трудоспособного возраста, является направленность на увеличение продолжительности жизни [4 с. 27-46]. Вследствие этого в обществе не остается без внимания такая актуальная проблема, как оказание социальной помощи и поддержки людям пожилого возраста.
В Российской Федерации уже получили развитие инновационные формы социального обслуживания пожилых людей [6]. Например, это: хосписы на дому, социальный туризм, новые формы надомного и выездного обслуживания, участковая социальная служба, приемная семья для пожилого человека, обучение компьютерной грамотности пожилых людей по индивидуальным программам [1, 2, 3] и другие. Учреждения, которые предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста, активно внедряют современные технологии, которые в данный период времени являются первенствующими [5].
Сегодня и сами пожилые люди все чаще выбирают такие формы и направления социального обслуживания, которые позволяют им развивать не только физическое здоровье, но и интеллектуальные способности, поддерживать психоэмоциональное и духовное состояние в балансе. Оказание социальной помощи и поддержки людям пожилого возраста по данному направлению возможно за счет волонтерской деятельности.
В исследовательской работе, которую мы ведем уже на протяжении нескольких лет, мы обращаемся к опыту волонтерских практик, осуществляющих социальную работу с пожилыми людьми в учреждениях высшего образования (на примере Мурманского арктического государственного университета).
Данная работа имеет ярко выраженный практический смысл: на основе исследования необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию социальной работы средствами волонтерской деятельности с людьми пожилого возраста.
В Мурманском арктическом государственном университете действуют общественные объединения студентов, одним из которых является волонтерский отряд Социально-гуманитарного института «СОЦИОНОМ». Отряд преимущественно состоит из студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».
Одним из социально значимых проектов «СОЦИОНОМ» является региональный социальный проект «Академия активного долголетия в Арктике». Проект ставит главной целью - обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности. Учителями являются молодые инициативные студенты-волонтеры, которые передают свои знания «ученикам» из числа людей пожилого возраста. Обучение проводится по индивидуальной программе на основе модели: «один учитель – один ученик» в соответствии с запросами ученика. Основным результатом проекта является реализация людьми пожилого возраста своих прав и обязанностей в области получения различной информации и доступных услуг посредством полученных знаний. Для студентов польза проекта заключается в приобретении навыков взаимодействия с пожилыми людьми.
В рамках изучаемой проблематики нами было проведено исследование, целью которого стало выявление отношения людей пожилого возраста к реализации социальной работы средствами волонтерской деятельности на примере получения услуг в сфере компьютерной грамотности.
Для достижения были поставлены следующие задачи:
- произвести оценку активности и социальной значимости людей пожилого пенсионного возраста в их собственных представлениях;
- рассмотреть досуг и общение как особый способ проявления активности людей пожилого пенсионного возраста;
- раскрыть степень вовлеченности людей пожилого пенсионного возраста в различные формы Интернет-общения как современного способа организации жизненной практики и стремление в их освоении.
Методом исследования выступил анкетный опрос.
Выборка составила 64 респондента из числа людей пожилого возраста (преимущественно женщин – 59 человек), участников проекта. Большинство входят в возрастной диапазон от 1952 до 1962 года рождения (49 человек). Самому старшему респонденту – 81 год, самому младшему – 57 лет. Средний возраст респондентов – 65 лет. Образование у большинства респондентов - среднее специальное (профессиональное). Все респонденты - это пенсионеры, преимущественно находящиеся на пенсии 15 лет.
В процессе исследования были получены следующие результаты:
Среди пожилых людей - активные люди, которые с пользой проводят свой досуг: посещают культурные мероприятия, смотрят телевизор, проводят время с семьей и родственниками, гуляют (см. таблицу 1).
Таблица 1. Досуг
Вариант выбора | Количество человек |
Размышляю о смысле жизни/пережитом | 6 |
Занимаюсь садом/огородом | 3 |
Посещаю культурные мероприятия | 47 |
Участвую в деятельности общественных организаций | 7 |
Читаю книги, газеты, журналы | 14 |
Занимаюсь физкультурой | 8 |
Провожу время с семьей, родственниками | 38 |
Гуляю | 28 |
Принимаю гостей или хожу в гости | 17 |
Смотрю телевизор | 52 |
Занимаюсь своим хобби | 4 |
Однако Интернет-технологии для пожилых людей являются неопределимым препятствием. Страх перед компьютером - одна из причин отказа от обучения новым технологиям. В то же время, все респонденты (64 человека) пользуются мобильным телефоном (звонками) и почти все (63 человека) - поиском информации в сети Интернет. Большое число респондентов пользуются мобильным телефоном (текстовыми сообщениями) (47 человек) и стационарным телефоном (43 человека) (см. таблицу 2).
Таблица 2. Средства общения
Вариант выбора | Количество человек |
Стационарный телефон | 43 |
Мобильный телефон - звонки | 64 |
Мобильный телефон – текстовые сообщения | 47 |
Электронная почта | 17 |
Банк в Интернете | 1 |
Поиск информации в Интернете (через Google и т.п.) | 63 |
Программа Skype | 19 |
Социальные сети: Одноклассники, ВКонтакте, Facebook и т.п. | 13 |
Компьютерные игры | 4 |
Форумы в Интернете | 9 |
Блоги | 2 |
Большинство респондентов (33 человека) не пользуются порталом «Госуслуги», услугами «Вызов врача на дом» или «Запись к врачу» (38 человек). Подавляющее количество респондентов (37 человек) оплачивают коммунальные услуги наличными в кассах банковских учреждений, а также (20 человек) пользуются этой услугой через терминалы (посредством банковской карты). Лишь 7 человек используют для этого Интернет (6 человек производят оплату через Интернет-банк и 1 человек через портал «Госуслуги»).
Можно расставить приоритеты в целях у пожилых людей, планировавших освоить Интернет-технологии. Преимущественно – это поиск информации, общение с друзьями (родными), коллегами посредством электронных писем и общение в социальных сетях и в Skype. Также многие хотели бы научиться работать с документами, просматривать фильмы и официальные сайты органов власти.
Что касается навыков, которые респондентам удалось приобрести в результате проекта «Академия активного долголетия в Арктике»: все респонденты научились искать информацию по интересам в сети Интернет. Практически все респонденты начали общаться с друзьями, родными, бывшими коллегами с помощью электронной почты и социальных сетей. А также несколько человек научились оплачивать свои коммунальные услуги с помощью Интернета и многое другое (см. таблицу 3).
Таблица 3. Полученные навыки
Вариант выбора | Количество человек |
Работа с документами | 21 |
Сохранение документов на разные электронные носители | 14 |
Общение с друзьями, бывшими коллегами с помощью электронной почты | 46 |
Общение в социальных сетях и в Skype | 52 |
Поиск информации по интересам | 64 |
Получение online-консультаций | 9 |
Оплата коммунальных услуг | 28 |
Просмотр официальных сайтов органов власти | 37 |
Регистрация на портале государственных услуг | 11 |
Просмотр фильмов | 12 |
Заказ покупок и услуг | 5 |
Данные, полученные нами в результате исследования, позволили разработать следующие рекомендации. Преимущественно - это расширение спектра предоставляемых услуг, посредством процесса обучения компьютерной грамотности: оказание юридической помощи населению с привлечением специалистов-консультантов по правовым вопросам, а также расширение сферы деятельности проекта «Академия активного долголетия в Арктике» путем налаживания работы в сфере защиты личных данных людей пожилого возраста в сети Интернет, профилактики Интернет-мошенничества. А также расширение географии деятельности. Предполагается создание сети волонтерских объединений на базе учебных заведений (среднего и высшего звена) города Мурманска и Мурманской области.
Исследование показало, что факт существования волонтерского движения и социально-проектной деятельности студентов-волонтеров Мурманского арктического государственного университета является важной составляющей для улучшения качества жизни пожилых людей.
Благодарности
Автор выражает благодарность старшему преподавателю кафедры философии, социальных наук и права социального обеспечения СГИ МАГУ Тегалевой Татьяне Дмитриевне, руководителю волонтерского отряда «СОЦИОНОМ», за предоставленную возможность личного участия в проекте «Академия активного долголетия в Арктике» и предоставление базы для проведения исследования.
Список литературы
1. Азбука Интернета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.azbukainterneta.ru./about/ (дата обращения: 02.04.2021).
2. Байков В.Д., Байков Д.В. Компьютер и ноутбук. Самоучитель для пенсионеров / В.Д. Байков, Д.В. Байков. - М.: ДМК-ПРЕСС, 2017. - 158 с.
3. Белов С.В. Социальные проекты как средство формирования информационной компетентности у лиц третьего возраста / С.В. Белов // Студенческий научный форум: Материалы VI Междунар. студ. электронной науч. конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://files.scienceforum.ru/pdf/2014/5743.pdf (дата обращения: 04.04.2021).
4. Колосницына М., Хоркина Н. Государственная политика активного долголетия: о чем свидетельствует мировой опыт / М. Колосницына, Н. Хоркина // Демографическое обозрение. - 2016. - Том 3. - № 4. - С. 27-46.
5. Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в ВУЗе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/18863.php (дата обращения 07.04.2021).
6. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р. / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/(дата обращения 07.04.2021).