№ 2 (22). С. 14.

Психологические науки

pdf-версия статьи

Научная статья

УДК 159.9

2021

Щигарцова
Анна Алексееевна

магистратура, ПетрГУ ИПП
(г.Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 17),
qwer.qwer_95@mail.ru

Психологическое благополучие и удовлетворенность профессией современного учителя

Научный руководитель:
кандидат психологических наук
доцент
Бурачевская Елена Олеговна
Рецензент:
Суворова Ирина Михайловна
Статья поступила: 26.04.2021;
Принята к публикации: 17.05.2021;
Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологического благополучия и удовлетворенности профессией и трудом учителя. Получены различия в показателях психологического благополучия между удовлетворенными и неудовлетворенными учителями. Психологическое благополучие удовлетворенных своей профессией учителей выше, чем у неудовлетворенных своей профессией учителей. Большинство исследуемых учителей имеют средний уровень психологического благополучия.
Ключевые слова: психологическое благополучие учителя, удовлетворенность профессией и трудом учителя

Для цитирования: Щигарцова А. А. Психологическое благополучие и удовлетворенность профессией современного учителя // StudArctic forum. № 2 (22), 2021. С. 14.

В настоящее время в системе образования уделяется много внимания контролю профессионализма учителя. Множество работ посвящено тому, что учитель должен в профессиональном плане. С каждым годом появляются новые стандарты, которым учителю необходимо соответствовать. Вместе с тем удовлетворенность трудом и профессией, а также психологическое благополучие личности учителя остается его собственной заботой. Важность психологического благополучия учителя для системы образования сложно переоценить. Только психологически благополучный учитель может создавать психологически безопасную, развивающую образовательную среду. Психологически благополучный учитель способен создать условия для гармоничного развития личности ученика, а также для психологического благополучия ученика личным примером.

Проблеме психологического благополучия учителя посвящено множество исследований. Важность достижения и поддержания психологического благополучия учителя объясняется тем, что педагог является личным примером психологического благополучия для своих учеников. Психологическое благополучие учителя оказывает позитивное влияние на здоровье обучающихся [4]. При наличии высокого уровня психологического благополучия обеспечивается эффективная передача учителем эталонов нормативного поведения. Уровень психологического благополучия оказывает влияние на развитие адаптивной либо дезадаптивной модели поведения ученика [10]. Психологическое благополучие учителя является условием успешной педагогической деятельности [8]. Современными авторами названы факторы, необходимые для достижения психологического благополучия – личностные детерминанты и поддержания – стабилизаторы психологического благополучия учителя [6]. Названы некоторые условия для достижения и поддержания психологического благополучия: психологическая независимость, адекватная оценка личных достижений, осознание и принятие ответственности за выбор профессиональной деятельности, постоянный поиск личных ресурсов необходимых для профессиональной самореализации [5]; доминирование положительных эмоций, наличие тесных взаимоотношений, субъективная включенность в жизнедеятельность, осмысленность жизни, позитивная самомотивация [3]; гибкость и готовность рассмотреть проблему с разных сторон, высокий уровень профессиональных притязаний, стремление к совершенству, проявления профессиональной активности, наличие стратегии решения проблем, чувство социальной поддержки, общая удовлетворенность жизнью [10]; психологизация деятельности учителя [4]; внедрение психогигиеническмх мероприятий [1]; внутреннее ощущение готовности учителя к педагогической деятельности в условиях установленных современными образовательными стандартами [8]. В данном исследовании психологическое благополучие учителя рассматривается как «система отношений к себе и другим, к условиям жизни и собственному личностному функционированию в этих условиях, результат личного выбора учителя позитивного функционирования в профессии и в жизни, достигнутого через саморазвитие личностных качеств, одни из которых мотивируют личность на дальнейшее совершенствование, другие стабилизируют, поддерживают уровень ее психологического благополучия»[6].

Для профилактики психологического неблагополучия в профессиональной деятельности работа должна приносить удовлетворение, т.е. уровень притязаний учителя должен соответствовать реальности. Удовлетворенность трудом и профессией является составляющей удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность трудом появляется тогда, когда работник с помощью данного труда закрывает лично важные потребности. Удовлетворенность профессиональной деятельностью – это «соотношение ожиданий, потребностей, запросов педагогов и их исполненности относительно условий и процесса профессиональной деятельности» [11]. Удовлетворенность своей профессией является важным показателем, который показывает отношение субъекта к избранной профессии, от профессиональной удовлетворенности целиком зависит удовлетворенность трудом [7]. Низкая удовлетворенность профессией и трудом приводит к формальному отношению, что недопустимо в работе с детьми. Удовлетворение учителя своей работой является сложным состоянием, состоящим из трех аспектов. Во-первых, это удовлетворение от содержания работы. Для учителя важной составляющей содержания работы является результат обучения, обратная связь учеников, родителей, администрации, учебная программа и др. Во-вторых, это удовлетворение от оплаты труда и материального оснащения школы. В-третьих, удовлетворение от социального статуса [2]. Неудовлетворенность учителя своим трудом является одной из главных причин нехватки педагогических кадров в школах [9]. Психологическая поддержка учителя направлена в основном на содержание работы, в остальных аспектах необходима поддержка общества и государства.

В исследовании психологического благополучия приняло участие 80 учителей. На основании данных методики «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой», разработанной Н. В. Журиным и Е. П. Ильиным было выделено 2 группы учителей. Первая группа – удовлетворены своей профессией (57 учителей) 71,25%, в данную группу вошли учителя с разной степенью удовлетворенности, от низкой до высокой. Вторая группа –  не удовлетворены профессией (23 учителя) 28,75%, в данную группу вошли учителя с разной степенью неудовлетворенности, от низкой до высокой. В целом, большинство учителей удовлетворены своей профессией и трудом. Рассмотрим ответы учителей по различным аспектам удовлетворенности (таблица 1).

Удовлетворены ли вы…

% неудовлетво-ренности

Удовлетворены ли вы…

% неудовлетво-ренности

заработной платой

46,25

методической подготовкой

13,75

материальной базой школы

36,25

отношениями с учащимися

10

отношениями с администрацией

36,25

результатами педагогической деятельности

8,75

отношением учащихся к вашему предмету

35

местом работы

8,75

отношением родителей учащихся к вашему предмету

33,75

организационной подготовкой

7,5

своей профессией

23,75

теоретической подготовкой

6,25

учебной программой

22,5

профессиональной подготовкой в целом

2,5

отношениями с коллегами

21,25

отношением к предмету педагогического коллектива

0

отношениями с родителями

18,75

 

 

Таблица 1. Ответы учителей по различным аспектам удовлетворенности своей профессией и трудом.

Из ответов учителей следует, что более всего учителя неудовлетворенны заработной платой, материальной базой школы, отношениями с администрацией, отношением учащихся к предмету, отношением родителей учащихся к предмету. Также из ответов учителей следует, что менее всего учителя неудовлетворенны отношением к предмету педагогического коллектива, профессиональной подготовкой в целом, а также теоретической и организационной подготовкой, местом работы, результатами педагогической деятельности.

Психологическое благополучие исследовалось с помощью опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, адаптация на русском языке Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко. В результате статистической обработки данных «Шкала психологического благополучия» К. Рифф определено среднее арифметическое значение каждого показателя психологического благополучия и его стандартное отклонение, демонстрирующее диапазон средних значений в данной выборке (Таблица 2). Гипотеза о том, что случайная величина Х подчинена нормальному закону распределения, подтверждается по критерию Колмогорова-Смирнова на уровне значимости 0,05.

Шкала Среднее значение Стандартное отклонение Уровень значимости
Позитивное отношение 61,5 7,9 Р>0,05
Автономия 57,5 6,46 Р>0,05
Управление средой 58,5 7,8 Р>0,05
Личностный рост 64 6,97 Р>0,05
Цели в жизни 61,5 7,59 Р>0,05
Самопринятие 59 7,61 Р>0,05
Баланс аффекта 88,5 12,6 Р>0,05
Осмысленность жизни 96 11,33 Р>0,05
Человек как открытая система 64,5 5,01 Р>0,05
Психологическое благополучие 360,5 29,3 Р>0,05

Таблица. 2. Диапазон средних значений в выборке учителей по шкалам психологического благополучия.

На диаграмме (Рисунок 1) представлено процентное соотношение результатов по каждой шкале опросника психологическое благополучие. Рассматривая выборку учителей в целом, отмечено, что большинство учителей укладываются в диапазон нормативных значений по всем шкалам опросника. Благополучные педагоги со средним показателем психологического благополучия С. А. Миниюрова называет достигшими баланса между направленностью на изменения себя и окружающих [6]. Данная группа педагогов имеет адекватную самооценку, хорошо осознают свои сильные и слабые стороны, стремятся к самосовершенствованию, способны к рефлексии, адекватно реагируют на конструктивную критику. По каждой из шкал имеется процент результатов ниже нормативного значения. Педагогов с низкими показателями психологического благополучия С. А. Миниюрова характеризует, как фокусирующих внимание на своих слабых качествах [6]. Данная группа педагогов имеет низкую самооценку, склонна к постоянной рефлексии, стремится к избеганию неудач, фиксирует внимание на негативных сторонах. Не смотря на низкие показатели психологического благополучия, данная группа учителей очень старательна в работе, открыта к саморазвитию. Наибольший процент соответствующий результату ниже нормативного значения получен по шкале «Автономия», что указывает на общую проблему зависимости от мнения и оценки окружающих. Самый низкий процент результатов ниже нормативного значения получен по шкале «Цели в жизни», данный результат может характеризовать учителей, как людей обладающих чувством направленности, цели в жизни. Также по каждой из шкал имеются значения соответствующие результату выше нормативного. значения. В своем исследовании С. А. Миниюрова называет учителей, имеющих высокие баллы психологического благополучия псевдоблагополучными и дает им следующую характеристику:  у данных педагогов высокая самооценка,, они направлены на изменение окружающих, они уверены, что всегда следуют социальным нормам, ответственны, прямолинейны, бескомпромиссны, доминантны, не терпимы к критике.  Несмотря на высокие баллы, у данной группы педагогов недостаточно искренности и рефлексии, они демонстративны и имеют большое количество психологических защит [6].

 

Рисунок 1. Процентное соотношение результатов по каждой шкале опросника психологическое благополучие.

   В таблице 3  представлены средние значения и статистические различия баллов учителей, удовлетворенных и неудовлетворенных профессией по шкалам опросника «Шкала психологического благополучия» К.Рифф. В результате статистической обработки данных по некоторым шкалам получены значимые различия. Показатели психологического благополучия, такие как «Позитивное отношение», «Автономия», «Управление средой», «Личностный рост», «Осмысленность жизни» выше у удовлетворенных своей профессией учителей.

Шкала Удовлетворены профессией Не удовлетворены профессией t-критерий Стьюдента (tэмп.) Различия
Позитивное отношение 60,5 54,5 2.3 статистически значимы при р≤0,05.
Автономия 57,9 49,7 3 статистически значимы при р≤0,01.
Управление средой 59 53,7 2,5 статистически значимы при р≤0,05.
Личностный рост 62,8 58,2 2.1 статистически значимы при р≤0,05.
Цели в жизни 61 58,6 1.6 статистически не значимы при р≤0,05.
Самопринятие 57,7 56,8 1,5 статистически не значимы при р≤0,05.
Баланс аффекта 96 101 1.2 статистически не значимы при р≤0,05.
Осмысленность жизни 94,3 88,7 2.6 статистически значимы при р≤0,05.
Человек как открытая система 62,2 64,9 0 статистически не значимы при р≤0,05.
Психологическое благополучие 350,4 329,9 2,3 статистически значимы при р≤0,05.

Таблица 3. Средние значения и статистические различия баллов учителей, удовлетворенных и неудовлетворенных профессией по шкалам опросника «Шкала психологического благополучия» К.Рифф.

Опираясь на интерпретацию шкал опросника «Шкала психологического благополучия» К.Рифф, можно характеризовать удовлетворенных своей профессией учителей, как чаще идущих на компромиссы, более открытых и эмпатичных, что позволяет им поддерживать больше доверительных отношений с окружающими. Удовлетворенные своей профессией учителя более независимы от мнения окружающих, самостоятельны в принятии решений, способны проявлять лидерские качества, не испытывают сложности в организации повседневной деятельности, эффективно используют предоставляющиеся возможности, удовлетворенные своей профессией учителя воспринимают себя самореализовывающимися, ощущают карьерный рост, оценивают себя как целеустремленного человека, испытывают чувство реализации своего потенциала, наблюдают улучшение себя в своих действиях с течением времени,  видят перспективы для дальнейшего развития и самореализации, имеют убеждения придающие жизни смысл. В целом психологическое благополучие удовлетворенных своей профессией учителей выше, чем у неудовлетворенных своей профессией учителей.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень психологического благополучия имеют различия у группы удовлетворенных и неудовлетворенных своей профессией учителей. Показатели психологического благополучия, такие как «позитивное отношение», «Автономия», «Управление средой», «Личностный рост», «Осмысленность жизни» выше у удовлетворенных своей профессией учителей. Более всего учителя неудовлетворенны заработной платой, материальной базой школы, отношениями с администрацией, отношением учащихся к предмету, отношением родителей учащихся к предмету. Менее всего учителя неудовлетворенны отношением к предмету педагогического коллектива, профессиональной подготовкой в целом, а также теоретической и организационной подготовкой, местом работы, результатами педагогической деятельности. В целом психологическое благополучие удовлетворенных своей профессией учителей выше, чем у неудовлетворенных своей профессией учителей. Описывая всю выборку учителей, стоит отметить, что большинство учителей укладываются в диапазон нормативных значений по всем шкалам опросника, т.е. имеют средний уровень психологического благополучия. Наибольший процент соответствующий результату ниже нормативного значения получен по шкале «Автономия».

 


Список литературы

Список литературы:

1. Абсатарова Т. Р. Психологическое благополучие педагога: показатели и критерии оценивания// Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. науч. статей / Составитель: Ю. В. Братчикова. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013. –С. 102-105

2. Агапов Е. П. Феномен человеческого благополучия / Е. П. Агапов // Медико-социальные и психологические аспекты безопасности промышленных агломераций: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 16–17 февраля 2016 г.). — Екатеринбург, 2016. — С. 220.

3. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-psihologicheskogo-blagopoluchiya-lichnosti (дата обращения: 22.11.2020).

4. Ермолаева, М.В. и Лубовский, Д.В. Психологическое благополучие учителя в контексте его психологической культуры. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (3).2017 С. 92-97. ISSN 1999-4133

5. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-pedagoga (дата обращения: 25.04.2021).

6. Минюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-determinanty-psihologicheskogo-blagopoluchiya-pedagoga (дата обращения: 28.11.2020).

7. Реунова А.Ю., Зыбина Л.Н., Мантурова Н.М. Удовлетворённость избранной профессией и Субъективное благополучие личности // МНКО. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvoryonnost-izbrannoy-professiey-i-subektivnoe-blagopoluchie-lichnosti (дата обращения: 24.04.2021).

8. Романова Е. А., Тореева Т. А., Гасанова Р. Р. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №2 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskoe-blagopoluchie-pedagoga (дата обращения: 21.11.2020)

9. Филинкова Е.Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы // Вестник БГУ. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-trudom-kak-faktor-gotovnosti-pedagogov-k-smene-raboty (дата обращения: 23.04.2021).

10. Хусаинова Р.М., Гилемханова Э.Н. Роль психологического благополучия учителя в превенции рисков асоциального поведения учеников // КПЖ. 2019. №2 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihologicheskogo-blagopoluchiya-uchitelya-v-preventsii-riskov-asotsialnogo-povedeniya-uchenikov (дата обращения: 21.11.2020).

11. Шефер И. В., Садретдинова М. В. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты регионального исследования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-pedagogov-professionalnoy-deyatelnostyu-rezultaty-regionalnogo-issledovaniya (дата обращения: 25.04.2021).


Просмотров: 2601; Скачиваний: 197;