№ 4 (20). С. 19.

Юриспруденция

2020

Научная статья

pdf-версия статьи

Костева
Дарья Алексеевна

Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
kosteva.1999@mail.ru

Конституционное законодательство постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы

Научный руководитель:
Блаткова Вера Валентиновна
Рецензент:
Малышева Роксана Оганнесовна
Статья поступила: 09.12.2020;
Принята к публикации: 15.12.2020;
Аннотация. В статье рассмотрено конституционное законодательство постсоциалистических стран Центральной и Восточный Европы. В работе проанализировано законодательство таких стран как Румыния, Латвия, Литва, Эстония и Словения. Представлена историческая справка, которая повлияла на смену власти в этих странах, а соответственно и на принятие новых законодательных актов — Конституций, которые закрепили новые демократические основы государств.
Ключевые слова: Бархатная революция, демократия, конституция, постсоциалистические государства, смена власти.

Для цитирования: Костева Д. А. Конституционное законодательство постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы // StudArctic forum. № 4 (20), 2020. С. 19.

Во второй половине XX века, после антикоммунистических революций, вошедших в историю как «Осень народов», в странах Центральной и Восточной Европы, были приняты новые Конституции, которые регулировали общественную жизнь населения государств. Речь идет о таких странах как Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, Югославия, раздел которой начался в 1991-1992 годах, результатом которого стало появление таких самостоятельных государств как Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия и Македония, также к постсоциалистическим странам следует отнести страны бывшего СССР. Эти государства получили название постсоциалистических государств, так как в середине XX века принадлежали к такому направлению в политике как социалистический лагерь.

«Бархатные» революции, как их еще называют в истории, прошли практически одновременно в странах социалистического лагеря. Одной из главных причин, по которой в этих государствах произошли революции, которые привели к коренному изменению жизни многих стран, их жителей — тяга населения государств к Западной Европе[6].

По мнению Д. Травина, пока лидеры социалистических государств могли сдерживать волну революционных движений народа, тоталитарный режим имел место быть в Центральной и Восточной Европе, но после того, как возможность подавления со стороны власти исчезла, население стран быстро смогло совершить государственный переворот, изменив политическую ситуацию[6]. Такую быстроту революционного движения Д. Травин связывает с тем, что в конце 1980-х годах СССР начал реформироваться, начал сдавать свои лидирующие позиции[6]. Ведь именно он смог подавить Пражскую весну в Чехословакии. А после внутренних противоречий населения государств социалистического лагеря начали понимать, что время для изменения жизни пришло, так как лидеры государств заняты другим.

С изменением государственного режима изменились и основные нормативные источники, которые регулируют общественную жизнь государств. Все страны бывшего социалистического лагеря приняли новые Конституции. Принципиальным их отличием от социалистических Конституций было то, что они не только закрепляли права и свободы личности, но и регулировали правовой механизм их защиты.

Появление новых конституций должны были выполнить следующие задачи — закрепить основы демократического режима, обеспечить функционирование общества в складывающейся рыночной экономической системе, а также не допустить узурпации власти.

В докладе будут рассмотрены изменения конституций на примерах таких стан как Румыния, Латвия, Литва, Эстония и Словения. 

Особенностью революции в Румынии стало то, что это единственная революция, которая привела к свержению социалистического режима через вооруженный конфликт, а также был казнен бывший глава Румынии Николае Чаушеску[7]. После свержения встал вопрос о том, какой будет форма правления в государстве, какой будет основной закон, который будет регулировать жизнь общества.

Был создан парламент, состоящий из двух палат: верхней палаты — Сената и нижней палаты — Народного собрания. Был выбран новый Президент — Ион Илиеску. А 8 декабря 1991 года на всенародном референдуме была одобрена и вступила в силу Конституция Румынии, которая взяла за основу французскую модель и установила смешанную республику, то есть республику с президентско-парламентским управлением государством[7].

Новая Конституция закрепила Румынское государство как «правовое, демократическое и социальное государство, в котором достоинство человека, права и свободы граждан, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм представляют собой наивысшую ценность и гарантируются»[4]. Большое количество изменений последовали в 2003 году. Они касались увеличения президентского срока, ограничения депутатского иммунитета, а также отмены обязательной воинской повинности.

Как таковой принцип разделения властей в Конституции не был закреплен. Однако определение порядка полномочий, и структура высших и местных органов власти в главном источнике государства позволяет сделать вывод о том, что этот принцип реализуется.

По сравнению с Конституцией Румынии 1965 года, которая хоть и закрепляла права и свободы граждан, но с оговоркой о том, что нельзя использовать «для целей против социалистической структуры и интересов тех, кто работает», Конституция 1991 года гарантирует и претворяет в жизнь права и свободы человека. Это объясняется тем, что социалистическая Конституция определяла государственный режим как тоталитарный, а Конституция 1991 года — демократический режим.

Также рассмотрим, как сложилась судьба некоторых постсоветских государств, а именно Прибалтийских стран — Латвии, Литвы и Эстонии. Как известно, это первые государства, которые вышли из состава СССР в 1991 году. Однако Латвия не пошла по пути сосед­них Литвы и Эстонии, принявших в 1992 году новые конституции, а восстановила действие своей «старой» Конституции, принятой 15 февраля1922 года.

Конституции этих стран закрепили, что все три государства являются демократическими, независимыми и главным источником в них признается народ, права и свободы которого гарантируются и исполняются. Так, Прибалтийские страны являются и социальными государствами, что можно подтвердить тем, что в Конституциях этих государств закреплено, что граждане имеют право на различного рода социальную поддержку государства в виде социальных выплат, например, по потере кормильца, нетрудоспособности, по бедности и иная социальная помощь, исходящая государства.

Как уже было упомянуто Латвия восстановила действие прежней Конституции 1922 года. В нормативно-правовом акте не установлен принцип разделения властей. Президент как глава государства избирается Сеймом на 4 года, что позволяет сделать вывод о том, что Латвия является парламентской республикой[1]. Конституция не предусматривает нормы, которые касались бы деятельности органов местного самоуправления[1].

Если сравнить Конституцию Литовской ССР и ныне действующую, которая была принята 25 октября 1992 года, то можно увидеть следующее различие: в первом случае законодательная власть принадлежала Сейму, а исполнительная — Президенту[3]. В настоящее время существует принцип разделения властей, при котором законодательную власть осуществляет Сейм, исполнительную — Правительство, судебную – суды, а Президент является главой государства[2]. В Конституции Литовской ССР нет отдельно посвященных глав человеку или обществу; есть главы, которые называются «Человек и Государство», «Общество и Государство»[3]. В ныне действующей Конституции отдается большое внимание правам и свободами человека и гражданина, что говорит о том, что Литва является демократическим государством, в котором не только гарантируются неотчуждаемые права и свободы личности, но и реализуются они государством[2].

Конституция Эстонии была принята 28 июня 1992 года. Эстония является в настоящее время самостоятельным и независимым демократическим государством с республиканской формой правления[8]. Органы местного самоуправления в Эстонии не входят в систему государственной власти, однако при вхождении Эстонии в состав СССР эти органы, которые назывались Местные Советы народных депутатов, входили в состав органов государственной власти, что говорит о авторитарности и полном контроле со стороны государства за общественной жизнью людей. Также претерпела изменения и судебная система, если Конституция Эстонской ССР определяла порядок назначения судей следующим образом: «Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет[9]. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года». Действующая Конституция определяет пожизненный срок назначения судей[8]. Если коснуться образовательной сферы, то и тут можно увидеть отличия: когда Эстония входила в состав СССР, то образовательная система велась на двух языках — эстонском и русском[9]. Сейчас же в государстве русскоязычного образования практически не осталось, учебные заведения переводят на эстонский язык[8].

 Если рассмотреть административно-территориальное деление, то все три государства являются унитарными. Единицами деления являются уезды, которые лишены автономии. В период советского правления название уездов было заменено на районы.

Еще одним примером постсоциалистической страны будет являться Словения и ее Конституция, которая была принята на заседании Государственного собрания 23 декабря 1991 года. Особенностью нормативно-правового акта является то, что Конституция основана на Основной конституционной хартии самостоятельности и независимости Республики Словения, которая располагается сразу после преамбулы. Как и остальные рассматриваемые государства, Словения является демократическим, правовым и социальным с республиканской формой правления[5]. Административно-территориальное деление основано на единстве и неделимости, то есть имеет унитарное государственно-территориальное устройство, в отличии от того периода времени, когда она входила в состав Югославии — являлась страной с федеративным устройством. Словения является социальным государством, что так же можно подтвердить тем, что большое внимание уделяется «защите личности и достоинства». Этому аспекту посвящена отдельная глава Конституции[5].

Как упоминалось ранее, Словения, как государство, образовалась вследствие распада Югославии в конце XX века на ряд самостоятельных государств. Соответственно проведем небольшой анализ Конституции Югославии 1974 года и Конституции Словении, как нового государства. Так, Конституция Югославии не содержит норм, которые касались бы органов местного самоуправления, чего не скажешь о Конституции Словении, которая регулирует их организацию в муниципалитетах и общинах, а также в области общественной деятельности. В Конституции Югославии 1974 года роль Президента скорее второстепенная, так как большое влияние имеет Скупщина Социалистически Федеративной Республики Югославии[10]. В ныне действующей Конституции Словении роль Президента как главы государства велика[5]. Так, например, к одному из полномочий Скупщина Социалистически Федеративной Республики Югославии относилось то, что она принимала решение об изменении Конституции Югославии[10]. В настоящее время те же поправки в Конституцию могут вноситься как путем законодательной инициативы, так и на выноситься на референдум[5].

Таким образом, были рассмотрены государства бывшего социалистического лагеря, которые после революций, которые привели к смене режима, приняли новые конституции. Все страны стали демократическими, правовыми государствами с активной социальной политикой. Если коснуться административно-территориального устройства, то большинство стало унитарными государствами, то есть территориальные образования не имеют автономии. Государства изменили не только свои названия, но и внесли большие коррективы во все сферы общества. Это касается и экономической области, в которой большое значение стала играть развитие рыночной экономической системы, развитие предпринимательства, появление разнообразных форм собственности. Ведь при социалистическом режиме основу составляла социалистическая собственность на все средства производства и потребления.


Список литературы

1. Конституция Латвии / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа. — Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=116 (дата обращения 06 июня 2020 г.). — Текст : электронный.

2. Конституция Литвы / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа. — Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=115 (дата обращения 15 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

3. Конституция Литовской ССР / Народно-освободительное движение СССР, Правительство Союза Советских Социалистических республик. — Москва, 2018. —URL : http://nodussr.ru/konstituciya-litovskoj-ssr (дата обращения 15 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

4. Конституция Румынии / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа. — Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=111 (дата обращения 14 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

5. Конституция Словении / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа. — Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=109 (дата обращения 16 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

6. Почему были успешны бархатные революции 1989 года. — Текст : электронный // Ведомости ; мнения, аналитика / Д. Травин. — Москва. — URL : https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/01/17/791757-1989

7. Революция в Румынии в декабре 1989 года / Риа Новости. — Москва, 2009. — URL : https://ria.ru/20091216/199409501.html (дата обращения 14 апреля 2020 г.). — Текст: электронный.

8. Конституция Эстонии / Геннадий Афанасьев. — Москва, 2015. — URL : http://genadiafanassjev.blogspot.com/2015/02/blog-post_46.html (дата обращения 17 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

9. Конституция Эстонской ССР / Народно-освободительное движение СССР, Правительство Союза Советских Социалистических республик. — Москва, 2018. — URL : http://nodussr.ru/konstituciya-estonskoj-ssr (дата обращения 17 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

10. Конституция Югославии / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа. — Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=781 (дата обращения 17 апреля 2020 г.) — Текст : электронный.


Просмотров: 938; Скачиваний: 176;