T. 10, № 2. С. 70–77.

Психологические науки

2025

Научная статья

УДК 159.99

pdf-версия статьи

Игошина
Ирина Александровна

магистратура, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Russia),
Igoshina.i@list.ru

Мотивация студентов Петрозаводского государственного университета к внеурочной деятельности

Научный руководитель:
Теплова Лидия Ивановна
Рецензент:
Колесников Вадим Николаевич
Статья поступила: 30.04.2025;
Принята к публикации: 29.06.2025;
Размещена в сети: 29.06.2025.
Аннотация. Статья посвящена изучению мотивации студентов к участию во внеурочной деятельности в контексте теории самодетерминации Э. Деци и Р. Райана. На основе эмпирического исследования студентов Петрозаводского государственного университета выявлены различия в структуре жизненных стремлений между участвующими и не участвующими в активностях группами. Предложены рекомендации для повышения вовлечённости.
Ключевые слова: cтуденты психологического направления, внеурочная деятельность, внеучебная деятельность, мотивация, теория самодетерминации.

Для цитирования: Игошина И. А. Мотивация студентов Петрозаводского государственного университета к внеурочной деятельности // StudArctic forum. 2025. T. 10, № 2. С. 70–77.

Вовлечение студентов во внеурочную деятельность остаётся ключевым направлением современного образования, способствующим развитию профессиональных и личностных компетенций. Однако в последние годы наблюдается снижение интереса к таким форматам, особенно среди старших курсов. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2024 году успешная учеба и получение новых знаний – по-прежнему наиболее приоритетная задача у 58 % студентов вузов. По мнению еще 18 % самое важное для студенческой молодежи – быть активной и принимать участие в студенческих мероприятиях1. Исследования показывают, что внеурочная деятельность оказывает положительное влияние на академическую успеваемость, психологическое благополучие и профессиональное становление. Например, участие в добровольческих, научных инициативах помогает студентам налаживать связи с преподавателями, сверстниками, университетской администрацией, что способствует повышению их уровня удовлетворенности в образовательном процессе. Результаты опроса Мониторинга экономики образования показывают, что среди студентов, которые участвуют в студенческих объединениях, выше удовлетворенность образовательным процессом в университете. Более четверти (26 %) таких студентов отметили, что они полностью удовлетворены процессом обучения в университете, в отличие от 19 % студентов, не состоящих в таких организациях [Щеглова: 24]. Это подчёркивает необходимость изучения мотивационных факторов, влияющих на выбор студентов.

Теория самодетерминации (Эдвард Деци, Ричард Райан) акцентирует роль базовых потребностей – автономии, компетентности и вовлечённости – в формировании внутренней мотивации. Мотивация – это «процесс, который охватывает направленность действий и поиска компетенции, автономии и связи с другими в процессе достижения целей» [Ryan, 2000: 2]. Исследование направлено на выявление различий в структуре жизненных стремлений между студентами, участвующими и не участвующими во внеурочной деятельности, а также на разработку рекомендаций для повышения их вовлечённости. 

Гипотеза исследования состоит в том, что студенты кафедры психологии Института педагогики и психологии  (очной формы обучения), не участвующие во внеурочной деятельности, будут проявлять иные жизненные стремления, чем студенты, участвующие во внеурочной деятельности.

Цель исследования – определить внутреннюю и внешнюю мотивацию к внеурочной деятельности студентов очной формы обучения кафедры психологии Института педагогики и психологии. В задачи исследования входит:

  1. изучить мотивацию к внеурочной деятельности студентов кафедры психологии Института педагогики и психологии (очного обучения);
  2. проанализировать направления мотивации к внеурочной деятельности данных студентов;
  3. на основе результатов эмпирического исследования предложить рекомендации для руководителей студенческих организаций.

Методика исследования – «Aspirations Index (AI)»2 – «Индекс жизненных стремлений», адаптированный в краткой версии Т.О. Гордеевой [Гордеева] и состоящий из 18 утверждений. В предлагаемой работе при эмпирическом исследовании была использована данная методика, но в другой адаптации, которая является полной версией и состоит из 35 утверждений (авторы Э. Деци и Р. Райан) и адаптирована Ю.А. Котельниковой и А.В. Селиным  [Котельникова: 97-112]. Обработка результатов тестирования студентов произведена с помощью математических расчетов и статистических приемов обработки количественных показателей, а также с помощью сравнительного анализа:

  • коэффициент ранговой корреляции Спирмена используется для выявления и оценки тесноты связи между двумя рядами сопоставляемых количественных показателей;
  • U-критерий Манна Уитни используется для определения статистической значимости различий средних величин у двух групп, которые могут быть как связанными, так и нет.

Были подсчитаны среднее соотношения в выборке студентов с разным уровнем мотивации. Строились графики по средним значениям и таблицы, отражающие результаты описательной статистики. Программное обеспечение процедур математических и статистических расчетов – пакеты Microsoft Excel и SPSS. Чтобы получить данные статистики и проверить гипотезы, был применен критерий Манна Уитни, для сравнения средних значений и выявления, какие шкалы статистически различаются. Также был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена с целью выявления уникальных корреляционных связей между шкалами. Полученные количественные индексы интерпретировались с обращением к имеющимся данным в научной литературе для сравнения. 

* * * * *

В данном исследовании приняли участие 114 студентов из Петрозаводского государственного университета, а именно кафедры психологии Института педагогики и психологии, очного отделения обучения. Гендерное распределение респондентов – 99 женского пола и 15 мужского пола. Данный дисбаланс в респондентах можно объяснить тем, что на гуманитарной, а именно психологической специальности обучаются преимущественно девушки. Студенты были разделены на две группы. Первая группа участвует во внеурочной деятельности (64 студента), а вторая не принимает участие в ней (50 студентов). Из всей генеральной совокупности 114 студентов было отобрано 100 для того, чтобы в группах было одинаковое распределение по возрасту 20,5 лет. Использовался опросник «Индекс стремлений» (адаптация Ю.А. Котельниковой и А.В. Селина), оценивающий важность, вероятность достижения и текущий уровень реализации 7 категорий целей: богатство, известность, внешность, личностный рост, отношения, общество, здоровье. Данные анализировались с помощью U-критерия Манна-Уитни и корреляционного анализа. 

Для анализа статистической достоверности выявленных различий мотивации между двумя группами студентов, которые участвуют и не участвуют во внеурочной деятельности, был использован U-критерий Манна Уитни.

 

Таблица 1

Сводка U-критерия Манна Уитни

Шкалы U p-level
Известность: важность 1221 0,030*
Известность: вероятность 1142 0,009**
Известность: достижение 1220 0,030*
Личностный рост: важность 1166 0,013*
Общество: важность 1034 0,001***
Общество: вероятность 991 0,001***
Общество: достижение 1099 0,004**

* Средняя значимость на уровне 0,05

** Средняя значимость на уровне 0,01

*** Средняя значимость на уровне 0,001

 

В результате анализа можно сказать, что студенты, участвующие во внеурочной деятельности и студенты, не участвующие в ней, значимо различаются по следующим ключевым аспектам:

  • Социальная ориентация – участники внеурочной деятельности придают критическое значение известности и вкладу в общество, что указывает на их ориентацию на социальное признание и активное взаимодействие, тем самым внешний мотив играет для них значимую роль в собственном развитии.
  • Личностная мотивация – личностный рост важен для участников внеурочной деятельности, но не является доминирующим фактором.
  • Незначимые аспекты: материальные (богатство), эстетические (внешность), межличностные (отношения) и здоровье параметры не различаются между группами, что свидетельствует об их второстепенной роли в мотивации.

Данные результаты подтверждают гипотезу. Студенты кафедры психологии Института педагогики и психологии,  очного отделения обучения, не участвующие во внеурочной деятельности, проявляют иные жизненные стремления, чем студенты, участвующие во внеурочной деятельности, а именно в данном случае по шкалам «известность», «общество» и «личностный рост».

Далее были рассмотрены только уникальные корреляционные связи для каждой из групп студентов, которые участвуют или не участвуют во внеурочной деятельности.

В результате анализа корреляционных плеяд можно провести сравнительный анализ между данными двух групп студентов.  Прежде всего, начнем с системы ценностей. У участников центральным узлом является «внешность: достижение», которое интегрирует финансы, личностный рост, отношения. Внешность выступает инструментом для достижения материального успеха, социального статуса и поверхностных связей. Это указывает на утилитарную стратегию, где внешние атрибуты компенсируют отсутствие системной мотивации. Конфликт ценностей: отрицательная корреляция между «богатством: достижение» и «отношениями: важность» свидетельствует о противоречии между материальным успехом и глубокими эмоциональными связями. Значимость «известности» и «общества» указывает на стремление к признанию через публичную активность. Однако эти связи фрагментарны, что подчеркивает зависимость от внешних факторов (например, одобрения в социальных кругах).

Для студентов, не участвующих во внеурочной деятельности, центральный узел – это «здоровье: важность». Интеграция ценностей у участников составляют мультиплексные связи (богатство – известность - отношения). Здоровье воспринимается как ресурс для достижения других целей, но связи носят поверхностный и несистемный характер. Например, уверенность в сохранении здоровья ассоциируется с финансовыми перспективами, но не интегрируется в долгосрочные стратегии. Компенсаторная функция проявляется в том, что слабые корреляции между состоянием здоровья и показателями личностного роста могут свидетельствовать о снижении уровня внутренней мотивации к процессам саморазвития.

Таким образом, у участников внеурочной деятельности наблюдается преобладание внешней мотивации над внутренней. При этом наблюдается диссонанс – стремление к социальному признанию конфликтует с потребностью в искренних отношениях. У не участвующих студентов преобладает компенсаторная мотивация здоровье и внешность выступают заместителями недоступных целей.

Результаты согласуются с теорией самодетерминации: активные студенты демонстрируют автономную мотивацию, связанную с самореализацией и социальным признанием. Пассивные же опираются на внешние стимулы (например, одобрение в отношениях). Как отмечает Н.А. Бабанина, «перегрузка и отсутствие баланса могут снижать вовлечённость, что подтверждается слабыми корреляциями между активностью и здоровьем в пассивной группе» [Бабанина: 25].

* * * * *

Опираясь на полученные результаты исследования, мы составили общие и частные рекомендации.

Прежде всего начнем со студентов, участвующих во внеурочной деятельности.

1. Интеграция здоровья и профессионального развития. Необходимо внедрить программу на тему «Здоровье как ресурс». В нее должны входить модули по здоровому образу жизни (йога, медитации, тренинги по стресс-менеджменту), связав их с профессиональными навыками, например, «энерджи-менеджмент для лидеров». Организовать лекции с участием успешных выпускников, демонстрирующих, как физическое и психологическое здоровье способствовало их карьере.  То есть цель программы – это стимулировать осознание здоровья как основы для долгосрочных достижений, а не краткосрочной цели. 

2. Преодоление конфликта «богатство и отношения». Разработать тренинги по эмоциональному интеллекту. Провести цикл занятий, например, на такие темы: «Баланс между карьерой и личной жизнью» и «Коммуникация в условиях стресса».  Включить кейсы из реальной практики студентов, где материальный успех сочетается с глубокими социальными связями.  Можно использовать следующие инструменты: методы арт-терапии и ролевых игр для снижения тревожности, связанной с конфликтом ценностей. 

 3. Развитие рефлексии через проектную деятельность. Стоит уделить внимание проектам с обратной связью. Запустить междисциплинарные проекты, например, «Социальное предпринимательство», где студенты будут анализировать свои мотивы и результаты. Внедрить обязательные рефлексивные дневники для фиксации этапов работы и эмоций.  Цель данных рекомендаций – это уменьшить зависимость от внешних оценок (лайков, статуса) и сформировать навык самоанализа. 

Далее перейдем к рекомендациям для работы со студентами, не участвующих во внеурочной деятельности.

1. Системная работа с внешней мотивацией. В нее входят мастер-классы по самопрезентации. Необходимо обучить студентов навыкам, которые связывают внешность с профессиональными целями, например, «Персональный брендинг в карьере». Использовать примеры из медиа, где внешняя привлекательность сочетается с компетентностью, например, TED-лекции успешных спикеров.  Можно использовать следующие инструменты: вовлечь студентов в создание контента (блоги, видео) для университетских платформ, чтобы внешность стала инструментом, а не самоцелью. 

2. Создание «точек входа» в социальную активность. Можно предложить создание микро-проектов с низким порогом участия. Организовать краткосрочные инициативы, например, 24-часовой хакатон по экологии, где студенты могут внести вклад без долгосрочных обязательств. Внедрить систему «менторства» от активных студентов, которые будут помогать новичкам интегрироваться в сообщества.  Цель данных мини-проектов – снизить страх неудачи и показать, что социальная активность доступна даже при минимальных ресурсах.

3. Развитие критического мышления через дебаты. Создание дискуссионных клубов на темы мотиваций. Провести серию дебатов «Внешность и личностный рост: что важнее для успеха?».  Пригласить психологов для обсуждения кейсов, где внешние атрибуты мешали внутреннему развитию.  Можно предложить следующие инструменты для работы: использовать метод «Диалога с экспертом» для развенчания стереотипов, например, «Красота = успех». 

Следующий блок рекомендаций подойдет для людей, работающих со студентами, преподавателей, кратко опишем основные направления.

1. Персонализация образовательных траекторий. В них входит оценка мотивационного профиля при поступлении. Добавить в анкеты абитуриентов вопросы из опросника «Индекс стремлений» для выявления доминирующих мотивов. На основе данных формировать группы студентов для внеурочной деятельности, например, для студентов с внешней мотивацией — проекты по самопрезентации.  Цель траекторий – это увеличить вовлеченность за счет соответствия интересам студентов.

2. Геймификация внеурочной деятельности. Организовать систему баллов и достижений. Внедрить приложение, где студенты получают баллы за участие в мероприятиях, которые можно обменять на образовательные бонусы, например, доступ к онлайн-курсам. 

3. Поддержка ментального здоровья. Создать «группы поддержки» из студентов-психологов, которые будут работать с группами риска.  Цель данного блока – это предотвратить эмоциональное истощение, особенно у активных студентов с конфликтными ценностями.  

Для комплексной работы над мотивацией студентов следует учитывать цифровую среду университета, поэтому следующий блок рекомендаций посвящён именно ей:

  1. организация онлайн-курсов по саморазвитию,
  2. использование социальных медиа как инструментов мотивации.

Таким образом, данные рекомендации направлены на преодоление фрагментарности мотивации у неактивных студентов и снижение конфликтности ценностей у активных. Внедрение требует междисциплинарного подхода и постоянного мониторинга, но позволит сформировать устойчивую систему развития личности в университете.

 * * * * *

В результате цель и гипотеза исследования, связанная с различными жизненными стремлениями у данных двух групп, подтвердилась. Это подтверждается корреляционным анализом.  По его результатам видно, что у участников внеурочной деятельности шкал и параметров, относящихся к внешней мотивации, больше, чем относящихся к внутренним.

Корреляционный анализ с использованием U-критерия Манна-Уитни выявил различия между шкалами. Шкала «Известность: важность» отражает высокую значимость данного фактора для участников, которые рассматривают известность как важную жизненную цель. По шкале «Известность: вероятность» участники субъективно оценивают свои возможности достижения известности как достаточно реальные. В контексте шкалы «Известность: достижение» учащиеся внеурочной деятельности чаще полагают, что известность уже достигнута или может быть достигнута в будущем. Что касается шкал внутренней мотивации, то по шкале «Личностный рост: важность» студенты демонстрируют более высокий уровень приоритизации саморазвития и личностного роста. Шкала «Общество: важность» указывает на значимость социального вклада как ценности, осознаваемой участниками. По шкале «Общество: вероятность» участники выражают уверенность в том, что способны оказывать влияние на общество. Шкала «Общество: достижение» свидетельствует о наличии у участников ощущения успешности в реализации своих социальных инициатив.

В результате анализа корреляционных плеяд был сделан вывод, что у участников внеурочной деятельности сделан акцент во внешней мотивации. У не участвующих студентов преобладает компенсаторная мотивация – здоровье и внешность выступают заместителями недоступных целей. Данные группы студентов демонстрируют противоположные стратегии: не участвующие опираются на абстрактные ценности, но не реализуют их в действии; участвующие фокусируются на внешних атрибутах, что снижает глубину социализации. 

Практическая значимость исследования: на основе результатов исследования предлагаются рекомендации, направленные на повышение вовлеченности во внеурочную деятельность и развитие системной мотивации у студентов, которые участвуют или не участвуют во внеурочной деятельности. Они могут использоваться педагогами, кураторами студенческих объединений и администрацией вуза.

Таким образом, хочется отметить, что внеурочная деятельность – это не просто дополнение к учебному процессу, а пространство для самореализации, где студенты учатся преодолевать страхи, брать на себя ответственность и находить баланс между амбициями и реальными возможностями. Преодоление фрагментарности мотивации у неактивных студентов требует системной работы: от создания инклюзивных условий до формирования культуры доверия и взаимопомощи. В статье не только подтверждается гипотеза о различиях мотивации, но и предлагаются конкретные инструменты для трансформации внутренних стимулов во внешние. Это делает её актуальной не только для научного сообщества, но и для всех, кто стремится повысить вовлечённость молодёжи в социально значимые проекты.

 

 
Примечания

1 Учёба в вузе и перспективы трудоустройства: мониторинг // ВЦИОМ. Новости: сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ucheba-v-vuze-i-perspektivy-trudoustroistva-monitoring (дата обращения: 24.04.2025).

2 Aspirations Index (AI) // GSDT: Center for Self-Determination Theory: website. URL: https://selfdeterminationtheory.org/aspirations-index/ (date of treatment: 14.05.2025). 


Список литературы

Бабанина Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время / Н.А. Бабанина, Л.В. Колпакова // «Шаг в будущее» в Алтайском крае: научная, педагогическая и методическая деятельность в области подготовки молодых исследователей: сб. тр. науч.-метод. семинара (Барнаул, 21 ноября 2018 г.). Москва: Акт. проблемы фундамент. наук, 2019. С. 21–27.

Гордеева Т.О. Диагностика жизненных целей: краткая версия опросника «Индекс стремлений» / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, В.А. Егоров // Психологический журнал. 2023. Т. 44, № 4. С. 49–62. DOI: 10.31857/S020595920027085-9

Котельникова Ю.А. Методика диагностики жизненных устремлений личности / Ю.А. Котельникова, А.В. Селин // Клинико-психологические проблемы современного общества: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Курск, 16 мая 2009 г.). Курск: Курский государственный медицинский университет, 2009. С. 97–112.

Щеглова И.А. Внеучебная деятельность как фактор академической успешности студентов: информ. бюл. / И.А. Щеглова, О.В. Дремова. Москва: НИУ ВШЭ, 2022. 36 с.

Ryan R.M. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being / R.M. Ryan, E.L. Deci // American Psychologist. 2000. Vol. 55, № 1. P. 68–78. DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.68

Ryan R.M. Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development and wellness / R.M. Ryan, E.L. Deci. New York: Guilford Press, 2017. 756 p.



Просмотров: 39; Скачиваний: 8;