В период обучения студенты сталкиваются с разнообразными жизненными трудностями. Важным аспектом взросления, связанным с преодолением трудностей, является решение задач возрастного развития, которые встают перед студентом на этапе ранней взрослости. Понятие «жизненная ситуация» – это значимые события в жизни человека, которые влияют на его мировоззрение. Жизненная ситуация в психологии – это ситуация, в результате которой человек приобретает определенные качества [Мышко: 97]. Существует большое количество интерпретаций термина «трудная жизненная ситуация» («критическая ситуация», «кризисная ситуация»). Проанализировав работы Ф.Е. Василюка, можно определить понятие «трудная жизненная ситуация» как ситуация невозможности реализовать необходимости своей жизни [Василюк: 25]. Автор пишет о том, что специфика трудной жизненной ситуации состоит в невозможности реализации жизненного замысла, а преодоление трудной жизненной ситуации – это перерождение жизни путем самосозидания [Василюк: 27]. А.Н. Фоминова, используя термин «кризисная ситуация», дает ему следующее определение: ситуация, во время которой личность функционирует на пределе адаптационных возможностей [Фоминова: 52]. А.Ю. Рокицкая также отмечает возможность нарушения развития личности в процессе преодоления трудных жизненных ситуаций [Рокицкая: 220]. «Трудные жизненные ситуации» могут существенно изменить личность и оказать влияние на её зрелость, как с негативной (разрушение ритма жизни), так и с позитивной (личностный рост) сторон. Жизненные трудности имеют взаимосвязь с личностной зрелостью – потребностью индивида в развитии и самоактуализации (гуманистический подход), поэтому важно отметить, что трудности помогают переосмыслить свои ценности и цели, а также адаптироваться к новым жизненным условиям [Иванченко: 111].
Большинство авторов выделяют следующие характеристики трудной жизненной ситуации:
- наличие опасности, которая в свою очередь может стать преградой для достижения какой-либо цели;
- реакцией на трудную жизненную ситуацию является напряжение;
- трудная жизненная ситуация меняет ритм жизни (к примеру, смена деятельности или финансовые проблемы) [Мышко: 98].
Проблема исследования заключается в существовании необходимости изучения жизненных трудностей студентов направления «Педагогическое образование», поскольку они оказывают влияние на академическую успеваемость, эмоциональное состояние и качество жизни студентов. Помимо этого, особый интерес представляет исследование взаимосвязи между личностной зрелостью будущих педагогов и жизненными трудностями, что может стать основой для развития психологической устойчивости. Понимание данных аспектов поможет создать эффективные программы, которые помогут создать благоприятную образовательную среду для личностного развития студентов направления «Педагогическое образование».
Цель исследования – изучить специфику жизненных трудностей студентов направления «Педагогическое образование» на младших и старших курсах. Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи:
- разработать анкету, предназначенную для выявления жизненных трудностей студентов Петрозаводского государственного университета;
- провести эмпирическое исследование с использованием разработанной анкеты;
- сравнить результаты исследования и выявить различия в восприятии жизненных трудностей среди студентов младших и старших курсов направления «Педагогическое образование».
Гипотеза исследования заключается в том, что студенты старших курсов направления «Педагогическое образование» восприимчивее к жизненным трудностям, чем студенты младших курсов.
Актуальность исследования обоснована тем, что современная система высшего образования предъявляет к студентам высокие требования. Будущие учителя должны не только осваивать профессиональные компетенции, но и развивать личностную зрелость, стрессоустойчивость и навыки адаптации. Изучение жизненных трудностей студентов педагогического направления вносит вклад в решение актуальных проблем высшего образования.
Для изучения понятия «трудная жизненная ситуация» использованы исследования Ф.Е. Василюка и В.В. Мышко. Для изучения возможных причин результатов исследования были использованы работы отечественных психологов, таких как М.К. Алиева, А.Ш. Гусейнов, Л.В. Клочкова, Д.А. Кузнецова, А.Н. Леонтьев, В.В. Руженков и Н.В. Юдин.
Для проведения исследования была разработана анкета, состоящая из 28 жизненных трудностей, которые были разделены на 5 категорий: финансовые, академические, социальные, психологические трудности и трудности, связанные со здоровьем. Студенты отвечали на вопрос: «С какими трудностями на данный момент Вы сталкиваетесь в процессе обучения? (Оцените по 10-бальной шкале, где 0 – не сталкивался с данной трудностью, 10 – сталкиваюсь постоянно)». При помощи анкеты получены количественные данные о том, как студенты младших и старших курсов оценивают жизненные трудности в период обучения в вузе. Для оценки различий между двумя выборками был использован U-критерий Манна-Уитни. Эти данные могут быть полезны для дальнейших исследований и разработки программ поддержки студентов в образовательных учреждениях.
* * * * *
Обратимся к результатам исследования, которое было проведено на базе Петрозаводского государственного университета с целью сравнения жизненных трудностей студентов направления подготовки «Педагогическое образование» младших и старших курсов. Выборку исследования составили 54 студента младших курсов педагогического направления в возрасте от 17 до 21 года (из них 40 девушек и 14 юношей) и 50 студентов старших курсов педагогического направления в возрасте от 20 до 25 лет (из них 32 девушки и 18 юношей). Общий объем выборки составил 104 человека.
Рассматривая результаты студентов младших курсов, можно выделить следующие острые проблемы в период обучения в вузе: предэкзаменационный стресс, нехватка сна, раздражительность и страх неудачи. Большинство студентов младших курсов направления «Педагогическое образование» не рассматривают как трудности жизнь в общежитии, финансовые обязательства, социальные трудности (в общении с администрацией вуза, с преподавателями, с однокурсниками, с противоположным полом и с семьей), а также трудностью большинства студентов младших курсов не являются поиск студенческих объединений по душе и хронические заболевания. Для студентов старших курсов самыми острыми являются трудности, связанные с организацией учебного процесса и нехваткой сна. Трудности в общении с однокурсниками и в общении с противоположным полом чаще оцениваются ниже студентами старших курсов. Для сравнения выборок был использован критерий Манна-Уитни.
Таблица 1
Значимые различия в оценке жизненных трудностей студентами младших и старших курсов направления «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки)
Жизненные трудности | Статистика | P |
Финансовые трудности | ||
Низкие стипендии | 892 | 0.013* |
Проблемы с жильем (качество жилья, квартплата) | 1013 | 0.097 |
Трудности, связанные с жизнью в общежитии | 865 | 0.005** |
Невозможность найти работу в период обучения | 977 | 0.054 |
Долги за учебу или другие финансовые обязательства | 798 | 0.001*** |
Академические трудности | ||
Образовательная программа не оправдывает ожидания | 865 | 0.011* |
Проблемы с организацией учебного процесса | 904 | 0.016* |
Технические сложности во время работы на онлайн-платформах при использовании интерактивных курсов | 637 | <.001*** |
Проблемы с тайм-менеджментом | 1243 | 0.964 |
Предэкзаменационный стресс | 786 | 0.001*** |
Проблемы с возвратом к учебе после перерыва | 1210 | 0.781 |
Нехватка информации о возможностях карьерного роста | 917 | 0.020* |
Социальные трудности | ||
Трудности в общении с администрацией | 720 | <.001* |
Трудности в общении с преподавателями | 863 | 0.007 |
Трудности в общении с однокурсниками | 1096 | 0.271 |
Трудности в общении с противоположным полом | 969 | 0.043* |
Трудности в отношениях с семьей | 993 | 0.068 |
Трудно побыть одному (одной) | 1145 | 0.458 |
Трудности, связанные с поиском студенческих объединений по душе | 891 | 0.010** |
Проблемы со здоровьем | ||
Нехватка сна | 1019 | 0.106 |
Проблемы с пищевым поведением | 1199 | 0.723 |
Хронические заболевания | 747 | <0.001*** |
Низкий иммунитет | 1215 | 0.810 |
Психологические трудности | ||
Тревожность, растерянность | 990 | 0.072 |
Тоска, подавленность | 1246 | 0.981 |
Раздражительность | 1028 | 0.123 |
Страх неудач | 979 | 0.060 |
Давление со стороны общественных ожиданий | 1075 | 0.224 |
На уровне p<0,05 выявлены различия среди следующих трудностей: низкие стипендии, проблемы, связанные с организацией учебного процесса, нереализованные ожидания от образовательной программы, нехватка информации о возможностях карьерного роста, трудности в общении с администрацией и трудности в общении с противоположным полом. На уровне p<0,01 выявлены различия в категории трудностей, связанных с жизнью в общежитии и трудностях, связанных с поиском студенческих объединений по душе. На уровне p<0,001 выявлены различия среди следующих жизненных трудностей: хронические заболевания, предэкзаменационный стресс, технические сложности во время работы на онлайн-платформах и долги за учебу или другие финансовые обязательства.
Во всех случаях, кроме трудностей, возникающих в процессе общения с противоположным полом и трудностями, связанными с предэкзаменационным стрессом, показатели выше у студентов направления подготовки «Педагогическое образование» старших курсов, что может быть связано с уровнем личностной зрелости студентов. В целом, высокий уровень личностной зрелости предполагает развитую систему смысловой регуляции, так как личность становится сильнее не ради мгновенного удовлетворения своих потребностей, а в интересах своего будущего при разрешении трудных жизненных ситуаций в направлении личностного развития [Леонтьев: 290]. Личностная зрелость состоит из трех основных компонентов: личностный (система ценностей, направленность), рефлексивный (достигнутая эго-идентичность) и функциональный (способность к самоорганизации). Совокупность всех компонентов определяет меру личностной зрелости [Руженков: 88], что в свою очередь может оказывать влияние на восприятие жизненных трудностей студентом.
Рассматривая причины более высоких показателей у студентов старших курсов, можно отметить следующее: во-первых, повышенная ответственность у студентов старших курсов может приводить к большему осознанию жизненных трудностей [Кузнецов: 4]. Во-вторых, формирование профессиональной идентичности влияет на оценку академических трудностей студентов [Клочкова: 115]. В-третьих, можно предположить, что низкие показатели эмоционального интеллекта могут затруднять процесс восприятия жизненных трудностей, в свою очередь высокие показатели эмоционального интеллекта позволяют рассматривать трудности с другой стороны, а также не уклоняться от принятия важных решений [Гарднер: 48]. Таким образом, с возрастом и опытом студенты становятся более эмоционально зрелыми, что также влияет на осмысление своих переживаний и трудностей [Гусейнов: 353]. В-четвертых, социальные факторы вне университета влияет на уровень стресса и трудностей студентов старших курсов, например, развод, уход из семьи или обретение финансовой независимости студента [Юдин: 58]. Важно отметить, что процесс социализации в течение жизни в университете играет большую роль в личностном развитии и в преодолении трудных жизненных ситуаций, так как студенты сталкиваются с различными точками зрения, что способствует изменению восприятия трудностей, развитию критического мышления, а также способствует развитию способности к саморефлексии. Человек в процессе своей жизни конвертирует социальный опыт в собственные ценности и выводит определенные нормы, ценности и шаблоны, которые утверждены в определенной группе [Алиева: 410]. В процессе данного исследования не выявлены значимые различия в категории психологических трудностей среди студентов младших и старших курсов.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, студенты старших курсов направления «Педагогическое образование» восприимчивее к жизненным трудностям, чем студенты младших курсов. С помощью анкеты было выявлено, что студенты направления «Педагогическое образование» в период обучения сталкиваются с большим количеством жизненных трудностей, которые оказывают влияние на их общее психологическое состояние. Значимые различия выявлены в категориях финансовых, социальных и академических трудностей и трудностей, связанных со здоровьем.
Список литературы
Алиева М.К. Влияние социальной среды на формирование и развитие личности человека / М.К. Алиева, Х.Х. Гаджиева // Вестник науки. 2024. Т. 5. № 3(72). С. 409-413.
Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. Москва: Изд-во Московского университета, 1984. 79 с.
Гарднер Х. Множественный интеллект: теория на практике. Нью-Йорк: Basic Books, 1993. 320 с.
Гусейнов А.Ш. Эмоциональный интеллект в аспекте личностной зрелости // Общение в эпоху конвергенции технологий: сб. науч. трудов. Москва: Психологический институт РАО, 2022. С. 351-353.
Иванченко Г.В. Понятие метапатологии у А. Маслоу: контексты и перспективы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 3. С. 105-122.
Клочкова Л.В. Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе ВУЗа: дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2016. 230 с.
Кузнецова Д.А. Исследование личностной зрелости студентов педагогов-психологов / Д.А. Кузнецова, И.А. Медведева // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 1-13.
Леонтьев А.Н. Развитие психики в онтогенезе // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Москва: Педагогика, 1983. Т. I. 392 с.
Мышко В.В. Теоретические подходы к понятию трудной жизненной ситуации в психологии / В.В. Мышко, С.И. Баляев // Наука в жизни человека. 2023. № 3. С. 95-101.
Рокицкая Ю.А. Факторная структура копинг-поведения подростков // Вестник Челябинского педагогического университета. 2018. № 3. С. 220-233.
Руженков В.А. Методика диагностики личностной зрелости / В.А. Руженков, В.В. Руженкова, И.С. Лукьянцева // Научные ведомости БелГУ. Сер. Медицина. Фармация. 2016. № 26(247). С. 65-70.
Фоминова А.Н. Психологические ресурсы человека: возрастной аспект. Москва: Прометей, 2021. 294 с.
Юдин Н.В. Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды: дис. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2009. 159 с.