Современное состояние образования в России обычно характеризуется с позиций недостаточности бюджетного финансирования. В этой связи, анализ динамики расходов на образование представляется весьма актуальным.
Таблица 1. Динамика финансирования расходов на образование в РФ[1]
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016г. |
Расходы консолидированного бюджета РФ на образование | |||||
всего, млрд. руб. | 2 558,40 | 2 888,80 | 3 037,30 | 3 034,60 | 3 059,00 |
в % от общего объема расходов консолидированного бюджета РФ | 11,04 | 11,40 | 11,00 | 10,20 | 9,90 |
Расходы федерального бюджета РФ на образование | |||||
всего, млрд. руб. | 603,80 | 672,30 | 638,30 | 610,60 | 564,30 |
в % от общего объема расходов федерального бюджета РФ | 4,68 | 5,04 | 4,3 | 3,91 | 3,51 |
Как видно из таблицы, есть тенденция увеличения абсолютного объема расходов консолидированного бюджета РФ на образование. За рассматриваемый период он вырос почти на 20%. При этом доля расходов на образование в общем объеме расходов сокращается. За 5 лет – на 10,3%. Заметим, что доля расходов на оборону за этот же выросла на 37%.
Одновременно происходит сокращение расходов федерального бюджета РФ на образование и в абсолютном, и в относительном выражении. Так, доля расходов на образование в общем объеме расходов федерального бюджета сократилась на 25%.
Анализируя динамику расходов на образование в РФ, важно иметь представление об уровне финансирования образовательной сферы в мире. Есть множество рейтингов по данному показателю. Так, в докладе ОЭСР «Education at a Glance 2015: OECD indicators» продемонстрировано, что среднестатистическая сумма затрат на одного школьника/студента составляет $10 220 в год. Лидеры по данному показателю -Люксембург, Швейцария, Норвегия. Россия в этом рейтинге занимает 27 место – $6 190.
Рис. 1. Сумма затрат на одного школьника/студента в год в разных странах, $
Отчетливо видно, что в странах ОЭСР на каждого школьника/студента тратят значительно больше, чем в России. Так, в Люксембурге на эти цели выделяют в 4 раза больше, а в Штатах почти в 3.
Рассмотрим структуру финансирования образования в федеральном бюджете.
Рис. 2. Структура расходов на образование в РФ за 2016 год[2]
Как видно на диаграмме, большая доля расходов федерального бюджета приходится на «Высшее и послевузовское профессиональное образование» и составляет около 86%. На «Общее образование» приходится 4,8%, и 2,4% - на «Прикладные научные исследования в области образования».
Изучив данные Министерства образования и науки РФ, можно сказать, что в целом динамика расходов на различные направления образования отрицательная.
За исключением финансирования прикладных научных исследований и других вопрос в области образования.
Ниже представлены расходы федерального бюджета на высшее и послевузовское профессиональное образование.
Рис. 3.
Видно, что до 2015 года данные расходы росли. Однако в 2016 году они снизились на 2,5% по сравнению с 2015 годом. Это связано с ростом дефицита бюджета в 2016 году, также с проведением второго этапа реформы высшего образования.
Ниже будут рассмотрены некоторые проблемы финансирования высшего образования в РФ.
Таблица 1. Образовательные организации высшего образования
(на начало учебного года)[3]
Год | Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования | В них студентов - всего, чел. | |
2011/12 | 634 | 5 453 900 | |
2012/13 | 609 | 5 143 800 | |
2013/14 | 578 | 4 762 000 | |
2014/15 | 548 | 4 405 500 | |
2015/16 | 530 | 4 061 400 |
Итак, за последние 5 лет количество ВУЗов сократилось на 16,4%. Число студентов, обучающихся в них - на 25,5%. Данные показатели – результаты реформы высшего образования, которая предполагает объединение ВУЗов в опорные многопрофильные университеты.
В РФ разработана государственная программа поддержки крупнейших российских вузов, которая называется проект «5-100».
Цель проекта — повысить престижность российского высшего образования и вывести не менее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов трёх авторитетных мировых рейтингов: Quacquarelli Symonds, Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities[4].
Участники «5-100» были отобраны на конкурсной основе – 21 ВУЗ. Вот некоторые из них:
- · Высшая школа экономики(ВШЭ)
- · Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Российский университет дружбы народов (РУДН)
- · Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ)
- · Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
Изначально предполагалось, что университеты будут ежегодно получать по 14,5 млрд. рублей в год. Однако в связи с дефицитом бюджета и сложной экономической ситуацией в 2017 году университеты получат 10,6 млрд. рублей, в 18 году - 10,2 млрд. рублей, а в 19 году - чуть более 10 млрд. Руб.
Получается, что на период 17-19 гг. плановый объем расходов на поддержку ВУЗов в рамках проекта «5-100» составлял 43,5 млрд.руб., а по постановлению от 10.02.2017 года - 30,8 млрд.руб. Таким образом, Правительство России приняло решение сократить в ближайшие три года финансирование ведущих российских университетов на примерно 12,7 млрд. рублей.
Мы видим некое противоречие в решениях Правительства. С одной стороны, намерение повысить престижность российского высшего образования, с другой стороны, решение о сокращение объема финансовой помощи вузам.
В целом исследование выбранной тематики позволило сделать следующие выводы:
1) уменьшение финансовой поддержки ВУЗов;
2) сокращение количества высших учебных заведений;
3) повышение стоимости образования и сокращение бюджетных мест.
Таким образом, проблема финансирования образования в РФ является на сегодняшний день актуальной. Образование должно стать одним из приоритетных направлений, бюджетные ассигнования должны выделяться в достаточном объеме, а государство проводить трезвую политику для достижения высокого уровня образовательных услуг. Экономить на образовании нецелесообразно, потому что каждый рубль, вложенный в данную сферу - это инвестиции в будущее, которые принесут «многократную прибыль».
[1] Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России. — URL: http://www.roskazna.ru. — (7.04.2017).
[2] Министерство образования и науки Российской Федерации. — URL: http:// минобрнауки.рф. — (5.04.2017).
[3] Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
[4] Российский университет дружбы народов. — URL: http://www.rudn.ru. — (17.04.2017).
Список литературы
1. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 703 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
2. Министерство образования и науки Российской Федерации [ Электронный ресурс ] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Электрон. дан. — Москва, сор. 2011. — URL: http:// минобрнауки.рф. — (5.04.2017).
3. РБК [ Электронный ресурс ] / ЗАО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ». — Электрон. дан. — Россия, сор. 1995. — URL: http://www.rbc.ru. — (7.04.2017).
4. Российский университет дружбы народов [ Электронный ресурс ] / ОВИТ РУДН. — Электрон. дан. — Москва, сор. 2006. — URL: http://www.rudn.ru. — (17.04.2017).
5. Федеральная служба государственной статистики [ Электронный ресурс ] / Федеральная служба государственной статистики. — Электрон. дан. — Россия, сор. 1999. — URL: http://www.gks.ru. — (5.04.2017).
6. Федеральное казначейство: официальный сайт Казначейства России [ Электронный ресурс ] / Федеральное казначейство. — Электрон. дан. — Москва. — URL: http://www.roskazna.ru. — (7.04.2017).