№ 1 (1). С. 5–8.

Культуроведение и социокультурные проекты

2016

Научная статья

УДК 338.48

pdf-версия статьи

Краснова
Анастасия Дмитриевна

Петрозаводский государственный университет
(Пушкинская, 17),
natalia.v.kolesnikova@mail.ru

Развитие новых форм сохранения исторического и культурного наследия освоения Арктики

Рецензент:
Колесникова Наталья Владимировна
Статья поступила: 19.05.2016;
Принята к публикации: 20.05.2016;
Аннотация. В связи с развитием внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации существенно возрос интерес к историческому и культурному наследию Арктики. Новые формы сохранения историко-культурного наследия позволят возродить интересе к событиям прошлого и будут способствовать формированию новых туристских потоков.
Ключевые слова: историко-культурное наследие; туризм; Арктика.

Для цитирования: Краснова А. Д. Развитие новых форм сохранения исторического и культурного наследия освоения Арктики // StudArctic forum. № 1 (1), 2016. С. 5–8.

Структурные изменения экономики и трансформация туристская пространства [6] способствуют возникновению новых туристских дестинаций. В условиях развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации [4, 5] и с учетом современной парадигмы развития [10] Арктика как туристская дестинация нуждается в поиске новых форм продвижения, ориентированных на определенные целевые аудитории [1, 2]. Одной из наиболее многочисленных целевых аудиторий в арктическом туризме по праву считаются молодежь и семьи с детьми. Несмотря на растущий интерес к арктическому туризму, в настоящее время дети и молодежь недостаточно знают историю освоения Арктики, не знают историю освоения своего родного края. Прививать любовь к северному краю и рассказывать, как же была заселена Арктика, необходимо с детства. С другой стороны, на сегодняшний день отсутствуют яркие, интересные и понятные для детей формы знакомства с историческим и культурным наследием освоения Арктики.

В целях популяризации историко-культурного наследия и развития интереса к путешествиям следует формировать представления детей о родном крае:

- знакомить с историческим прошлым родного края: рассказывать факты из истории освоения Арктики, ее географических, исторических и социальных особенностях;

- формировать эмоционально-образное восприятие родного края;

- формировать отношение к родному краю, как к ценности.

Информационные технологии на сегодняшний день успешно применяются в науке, образовании и культуре [3, 7-9]. Одной из наиболее интересных и понятных для детей форм ознакомления с историей и культурой являются мультфильмы. В целях популяризации исторического и культурного наследия освоения Арктики автором предлагается разработать серию мультфильмов об истории освоения Арктики. В качестве мультипликаторов-создателей могут выступить студенты различных факультетов, интересующиеся мультипликацией. Данная серия мультфильмов будет описывать различные веxи арктической истории, связанные с великими исследователями и путешественниками, внесшими вклад в освоение Арктики. Предлагается создать 5 серий, хронометраж которых составит 20-25 минут:

  • «История освоения Арктики: Семен Челюскин»;
  • «История освоения Арктики: братья Лаптевы»;
  • «История освоения Арктики: Федор Литке»;
  • «История освоения Арктики: Владимир Русанов»;
  • «История освоения Арктики: Георгий Седов».

Реализация данного проекта включает в себя несколько этапов:

  • разработка образовательной программы дополнительного образования «Основы мультипликации»;
  • набор группы слушателей, состоящей из школьников и студентов;
  • проведение обучения для участников проекта по программе дополнительного образования «Основы мультипликации»;
  • создание серии мультфильмов (разработка сценария, раскадровка, аниматик, непосредственное создание мультфильмов, озвучка);
  • создание канала на YouTube, продвижение канала.

К основным ожидаемым результатам и эффектам создании серии мультипликационных фильмов «История освоения Арктики» будут относиться:

  • реализация интересной для детей формы сохранения исторического наследия в виде разработки серии мультфильмов;
  • повышение уровня знаний у школьников и студентов об истории освоении Арктики;
  • продвижение исторического наследия освоения Арктики;
  • воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

В целях повышения эффективности реализации проекта необходимо предусмотреть основные риски и меры по их предотвращению и минимизации негативных последствий (табл. 1):

Таблица 1. Риски, возникающие при реализации проекта

Риски

Меры по их предотвращению и минимизации негативных последствий

Недостоверность фактологического материала Консультации ученых-историков, исследователей культурно-исторического наследия Арктики, специалистов музеев
Недостаточное количество слушателей дополнительной образовательной программы «Основы мультипликации» Активизация мер по продвижению проекта
Отсутствие преподавателей дополнительной образовательной программы «Основы мультипликации» Привлечение специалистов в сфере мультипликации из других регионов

Использование новых форм сохранения историко-культурного наследия позволит возродить интересе к событиям прошлого и будет способствовать формированию новых туристских потоков в арктический регион.

 Работа выполнена в рамках реализации научных мероприятий
Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012–2016 гг.

 


Список литературы

1. Воробьева А. С. Арктический туризм в России: проблемы и перспективы развития // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. 2015. С. 35-37.

2. Загуменная У. А. Современные проблемы и перспективы развития арктического туризма в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-7. С. 7-9.

3. Зайцева М. И., Девятникова Л. А., Никонова Ю. В., Колесников Г. Н. Информационные технологии в научно-исследовательской работе студентов технических факультетов // В сборнике: Информационная среда вуза XXI века Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 86-89.

4. Кирилина В. М., Колесникова Н. В. Об особенностях развития региональной туристско-рекреационной системы // В сборнике: Деревянное малоэтажное домостроение: экономика, архитектура и ресурсосберенгающие технологии сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО "Петрозаводский государственный университет". 2015. С. 11-14.

5. Колесникова Н. В. Когнитивный аспект функционирования туристской дестинации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-1. С. 174-175.

6. Колесников Н. Г., Толстогузов О. В. Структурные изменения экономики Северо-Запада России: пространственный аспект // Балтийский регион. 2016. Т. 8, №2. С. 30—47. doi: 10.5922/2074-9848-2016-2-2.

7. Колесникова Н. В., Колесников Н. Г. Туристская дестинация как элемент системы непрерывного образования // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 502-504.

8. Плотникова В. С., Колесникова Н. В. Подготовка студентов кафедры туризма ПетрГУ к продвижению // В сборнике: Научно-образовательная информационная среда XXI века Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Н.С. Рузанова (отв. редактор). 2015. С. 154-156.

9. Плотникова В. С., Колесникова Н. В. Подготовка студентов кафедры туризма ПетрГУ к проектированию туристско-экскурсионного продукта // В сборнике: Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет. 2015. С. 422-425.

10. Татаркин А. И. Пространственные факторы системной модернизации Российской Федерации // Российская Арктика: современная парадигма развития/Под. ред. акад. А.И. Татаркина. -СПб.: Нестор-История, 2014. -844 с.


Просмотров: 2246; Скачиваний: 1004;