№ 3 (23)

Социология и социальная работа

pdf-версия статьи

УДК 304.2

Колмык Анастасия Олеговна
Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, дом 26, кв.108),
nastya.kolmyk@bk.ru
Ермолаева Анастасия Ивановна
Студент, ПетрГУ (г. Петрозаводск, ул. Пионеров д. 16, кв. 8),
ermolaevaanastasia@mail.ru

Проблемы оказания социальных услуг в период пандемии в Калевальском районе

Научный руководитель:
Суворова Ирина Михайловна
Статья поступила: 17.09.2021;
Принята к публикации: 20.09.2021;
Аннотация. Статья посвящена исследованию социальной работы в Калевальском районе. В статье раскрывается необходимость социальной работы в сельской местности в период пандемии, как об одном из важных направлений социальной работы с населением, а конкретно о проблемах получения и реализации социальных услуг, с которыми сталкивались клиенты и социальные работники. Выделены конкретные аспекты оказания социальных услуг в Калевальском районе. Целью данного исследования является выявление проблемных мест социальной работы в Калевальском районе. В качестве методов использованы: интервью, метод анализа. Проанализировано интервью, сделаны выводы об оказании социальных услуг в Калевальском районе.
Ключевые слова:
Калевальский район социальная работа сельская местность пандемия Covid-19 социальные услуги

Для цитирования: Колмык А. О., Ермолаева А. И. Проблемы оказания социальных услуг в период пандемии в Калевальском районе // StudArctic forum. № 3 (23), 2021. С. 46–50.

Введение

Коронавирусная инфекция стала глобальной проблемой всех стран и регионов мира. На фоне увеличения угрозы заболевания населения возрастает потребность в получении социальных услуг. Значительно возросла потребность в специалистах по социальной работе, которые активно оказывают помощь социально-уязвимым группам населения. В наибольшей степени в группу риска по заболеванию коронавирусной инфекцией входят пенсионеры, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации проблема получения социальных услуг наиболее актуальна в сельской местности. До пандемии COVID-19 жители сельской местности сталкивались с проблемами доступа к социальным и медицинским услугам, но в период карантина данные проблемы обострились. Именно поэтому было проведено исследование, целью которого было выявление проблемных мест в оказании социальных услуг в сельской местности, а именно в Калевальском районе. В качестве задач стоит отметить:

- определить основные проблемы получения социальных услуг в период распространения коронавирусной инфекции;

- определить потребность в социальных услугах для жителей Калевальского района в будущем;

- рассмотреть предложения специалистов социальной работы по модернизации оказания социальных услуг в Калевальском районе;

- выявить особенности в оказании социальных услуг в период пандемии;

 

 

Методология

Методологической основой исследования проблем оказания социальных услуг в Калевальском районе стало интервью, метод анализа. Логика проведения исследования заключалась в следующем. На начальном этапе были составлены восемь вопросов для интервью. На следующем этапе было проведено интервью на базе учреждения ГКУСЗ «Центр социальной работы Калевальского района», в котором приняли участие три специалиста по социальной работе. На заключительном этапе была проведена камеральная обработка интервью, а также наблюдение за состоянием социальной сферы Калевальского района. Обработка результатов эмпирического исследования проводилась с помощью анализа интервью.

Нами был проанализирован сайт учреждения ГКУСЗ «Центр социальной работы Калевальского района». В ходе анализа сайта нам удалось найти следующую информацию: количество сотрудников центра составляет 12 человек; центр выполняет функции предоставления денежных выплат, оказания адресной государственной помощи, а также предоставления мер социальной защиты и поддержки [1].

На 1 января 2021 года  численность населения Калевальского района составила 6563   человек. На одного жителя района приходится 1,6 кв. км площади. По состоянию на 01.02.2021 на надомном социальном обслуживании в учреждении находятся  153 получателя социальных услуг, проживающих в 7 населенных пунктах, в т.ч.: Калевальское городское поселение - 49 ПСУ, Боровское сельское поселение - 51 ПСУ, Луусалмское сельское поселение - 15 ПСУ, Юшкозерское сельское поселение 38 - ПСУ [2].

Результаты

Специалистам по социальной работе, принявшим участие в интервью было предложено на восемь ключевых вопросов, которые отразили основные проблемы в оказании социальных услуг в Калевальском районе.

На вопрос «Какие категории граждан особо часто обращались за социальными услугами в период пандемии?» все респонденты ответили единогласно. Исходя из этого, наиболее частыми клиентами центра стали пенсионеры и граждане с ограниченными возможностями здоровья.

На вопрос «Сталкивались ли жители Калевальского района в период карантина с проблемой получения социальных услуг?» мнения респондентов разделились: первые два интервьюера считают, что серьезных проблем с получением социальных услуг у жителей не было, так как: «Если нам надо было в кризисный момент оказать помощь, мы выезжали и оказывали помощь на дому, в основном психологическую. Все получали услуги, если не получали лично, то услуги оказывались через видеосвязи и мобильные телефоны»; третий респондент считает, что проблемы появились у пенсионеров старше 65 лет, которым выход из дома был нежелателен.

На вопрос «Какая форма социального обслуживания наиболее востребована на сегодняшний день?» все респонденты ответили единогласно: «Все формы хороши, но наиболее эффективной формой является стационар, но, к сожалению, в нашей организации данная форма не используется». Также, хотелось бы отметить, что в данной организации особое распространение получила надомная форма социального обслуживания, но, при этом, в приоритете остается форма полустационарного социального обслуживания.

На вопрос «Изменилось ли финансирование вашего центра в период коронавируса?» респонденты ответили, что как такого финансирования не было, осуществлялась лишь поставка средств индивидуальной защиты (маски, антисептики и так далее)

На вопрос «Как изменилась Ваша нагрузка в период пандемии?» первый и третий респонденты ответили, что нагрузка не изменилась, но вызывала дискомфорт: «Работы не увеличилось и не уменьшилось, в принципе, на том же уровне, было психологически тяжело не только клиентам нашего центра». Второй респондент указал на то, что нагрузка значительно увеличилась: «Вживую намного привычнее оказывать услуги, работа налажена, а дистанционно нужно продумывать все детали, что сложно не только нам, но и получателям услуг».

На вопрос «Как Вы считаете, какая социальная проблема особо сильно обострилась в период пандемии?» респонденты ответили, что основной проблемой в период пандемии стала нехватка общения у граждан. В особенности в общении нуждались лица с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждались в постоянном контакте со сверстниками и социальными работниками, а также пенсионеры, которые нуждались в контроле над выполнением упражнений.

На вопрос «Как Вы думаете, насколько изменится потребность в социальных услугах после пандемии?» первый и третий респонденты указали на то, что потребность в социальных услугах в будущем увеличится: «Потребность в социальных услугах в будущем увеличится, так как клиенты пострадали от ухудшения своего материального положения, безработицы, а также невозможности получить вовремя социальные услуги». Второй респондент считает, что «это будет зависеть от того, как люди будут понимать потребность в социальных услугах. Все зависит от самого человека. Они сами будут решать для себя нужно им это или нет».

На вопрос «Внесли ли бы Вы свои новшества в работу Вашего центра?» респонденты выразили разные точки зрения. Так, первый респондент считает, что в Центре социальной работы необходимо было бы ввести нахождение клиентов на протяжении целого дня. «Чтобы у нас устроили детский сад для инвалидов. Для взрослых, которым не нужен дневной сон, устроили детский сад со всеми вытекающими условиями: услуги, питание, консультации. Все комплексно. Они бы все общались между собой, поддерживали друг друга». Второй респондент видит необходимым для Центра социальной работы новое оборудование. Третий респондент считает, что необходимые новшества были внесены в работу центра, так, например, одним из значимых проектов является проект бассейна. «Новшества давно пытались быть внесены. Одним из таких новшеств является проект бассейна, который во многом упрощает работу с инвалидами и пенсионерами».

По результатам проведенного исследования, нами сделаны следующие выводы.

1.  Жители Калевальского района гораздо чаще сталкивались с проблемой получения социальных услуг, но период пандемии данная проблема обострилась в большей степени. Основными проблемами стали: недостаток финансирования, сложности взаимодействия социального работника с клиентом, увеличение нагрузки на социальных работников.

2.  В Калевальском районе со временем возрастет потребность в социальных услугах, так как из-за пандемии Covid-19 ухудшилась экономическая ситуация в стране, что во многом отразилось на благосостоянии граждан. В данной ситуации население особо сильно нуждается в помощи социальных работников.

3.  Социальные работники Калевальского района видят активное развитие Центра социальной работы, так как у них имеются свои предложения по модернизации работы с клиентами и усовершенствование своего места работы.

4. В качестве особенностей оказания социальных услуг в Калевальском районе было выделено следующее: особое внимание уделяется социальному сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также надомное оказание услуг.

5. Пандемия отрицательно сказалась на экономике сельских территорий, что повлияло на состояние социальной сферы. Поэтому в настоящее время необходимо искать все возможные пути для повышения занятости на селе и стабилизации доходов сельского населения, так как от этого во многом зависит и оказание социальных услуг. Последствия пандемии коронавируса могут привести к положительным эффектам как в области диверсификации сельской экономики, так и в повышении качества жизни населения сельских территорий в целом [3].

Таким образом, можно сделать общий вывод по статье. Оказание социальных услуг в Калевальском районе требует модернизации, а также уменьшения риска работы в экстремальной ситуации, такой как коронавирусная инфекция, формирования у работников психологической и эмоциональной устойчивости
к рискам [4].

 


Список литературы

1. Главная // Государственное Казенное Учреждение Социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Калевальского района" URL: http://home.onego.ru/~kalevsoc/index.htm (дата обращения: 17.09.2021).

2. Социальный паспорт «Калевальского муниципального района Республики Карелия» от 2021. – С. 7. – URL: https://docviewer.yandex.ru/view/352573888/?page=2&*=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 (Дата обращения: 21.07.2021).

3. Закшевский В.Г, Гаврилова З. В. Возможности и перспективы развития сельских территорий после пандемии // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020. - №223. – С. 496-501.

4. Кривцова Е.В., Мартынова Т.Н., Яницкий М.С. Специалист по социальной работе как субъект экстремальной ситуации: риски и их проявления в контексте пандемии Covid-19 // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - №4(40). – С. 21-29.


Просмотров: 203; Скачиваний: 44;