T. 9, № 4. С. 15–21.

К 80-летию И. Р. Шегельмана. Спорт и инженерия

2024

Научная статья

УДК 796.8

pdf-версия статьи

Годинов
Константин Антонович

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
kgodinov@yandex.ru

Реализация всероссийского проекта «Самбо в школу» в общеобразовательных организациях города Петрозаводска

Научный руководитель:
Киэлевяйнен Лариса Михайловна
Рецензент:
Крикунов Геннадий Анатольевич
Статья поступила: 31.10.2024;
Принята к публикации: 05.12.2024;
Размещена в сети: 11.12.2024.
Аннотация. В статье анализируется реализация всероссийского проекта «Самбо в школу» на примере города Петрозаводска. Приведены количественные показатели внедрения проекта и обозначены проблемы, препятствующие распространению самбо в образовательных учреждениях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью популяризации самбо среди детей и молодежи, а также распространения знаний об истории развития самбо в Республике Карелия. Выводы авторов основаны на теоретическом анализе, обобщении статистических данных и анкетировании учителей.
Ключевые слова: всероссийский проект «Самбо в школу», физическая культура, национальные ценности, гражданственность, внеурочная деятельность, дополнительное образование, спортивные школы, секции по самбо, национальный вид спорта, детский спорт, спорт в шаговой доступности

Для цитирования: Годинов К. А. Реализация всероссийского проекта «Самбо в школу» в общеобразовательных организациях города Петрозаводска // StudArctic forum. 2024. T. 9, № 4. С. 15–21.

Несмотря на то, что в нашем государстве проводится активная кампания по пропаганде физической культуры и спорта, статистические данные свидетельствуют о том, что значительная часть подрастающего поколения не проявляет должного интереса к занятиям спортом. Гиподинамия и вредные привычки оказывают негативное влияние на здоровье школьников, кроме того, у детей отсутствуют установки на труд и социальную активность.

Физической культуре и спорту в нашей стране всегда отводилась одна из главных ролей в реализации патриотического воспитания, укрепления национальных ценностей, воспитания высоконравственного гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своего Отечества. Зародившаяся в Советском Союзе  борьба самбо [Яринских: 51-53] является одним из эффективных средств формирования и развития гражданско-патриотических ценностей, ценностей мира и созидания, сохранения культурно-исторического наследия, ценностного отношения к жизни и здоровью [Федоров: 732-735]. При этом как вид спорта самбо постоянно развивается, обогащается новыми техническими действиями, современными научно обоснованными комплексными методиками обучения [Крикунов: 68-70].

Одним из наиболее эффективных инструментов для приобщения детей и молодежи к физической культуре и спорту является всероссийский проект «Самбо в школу», реализация которого происходит в рамках образовательных программ, программ дополнительного образования или внеурочной деятельности.

Внедрение самбо в педагогический процесс образовательных организаций разного уровня образования направлено на комплексное воспитание детей и молодежи, подготовку наставников, организацию школьного движения самбистов, оптимизацию материально-технического оснащения спортивных залов, создание доступности занятий самбо, в том числе посредством взаимодействия через цифровые ресурсы и совершенствование образовательного процесса в целом. Однако, несмотря на доказанную эффективность борьбы самбо в реализации педагогического процесса по физическому совершенствованию и воспитанию у детей таких значимых личностных качеств как нравственность, гражданственность и патриотизм, существуют противоречия между значимостью проекта «Самбо в школу» и трудностями организационного характера, включающими в том числе недостаточное количество подготовленных кадров из состава учителей школы. 

Цель нашего исследования заключается в выявлении условий для эффективной реализации всероссийского проекта «Самбо в школу» в г. Петрозаводске. Для достижения цели исследования были определены задачи:

  1. изучить хронологию внедрения всероссийского проекта «Самбо в школу»;
  2. проанализировать  и выявить эффективность условий реализации проекта «Самбо в школу» в г. Петрозаводске, его значимость в укреплении здоровья, совершенствовании физических качеств, воспитании высоконравственной молодежи

В своем исследовании мы используем методы анализа библиографических источников, анализ публикаций в периодических изданиях, протоколов соревнований, анкетирование.

* * * * *

  В 2015 г. в России началось широкое внедрение проекта «Самбо в школу», разработанного Министерством образования России совместно с ОФ-СОО «Всероссийская Федерация самбо» [Калинина: 68-70]. Масштабный всероссийский образовательный проект был направлен на создание условий для патриотического, физического и духовно-нравственного развития молодого поколения посредством вовлечения школьников в изучение основ борьбы самбо. Изучение самбо детьми и подростками осуществляется как на уроках физической культуры, так и в рамках дополнительного образования.

В рамках Всероссийского форума «Дни самбо в Карелии» в Петрозаводском государственном университете в 2016 году прошло открытое заседание рабочей группы по реализации плана мероприятий, направленных на популяризацию cамбо среди обучающихся образовательных организаций Российской Федерации на 2015–2017 годы. В нем приняли участие заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ, генерал армии Р.Г. Нургалиев, заместитель Министра спорта Российской Федерации Н.В. Паршикова, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганов и другие известные в мире спорта лица1. Выезд в республику такого представительного состава был оценен как беспрецедентный случай, прежде отсутствовавший в других видах спорта и давший сильный толчок развитию самбо в учебных заведениях Карелии.

Программа «Самбо в школу» реализуется на основе программно-методического комплекса обучения самбо с первого по одиннадцатый  класс, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией «Всероссийская федерация самбо». Программно-методический комплекс базируется на гармонии духовно-нравственного и физического воспитания обучающихся. Содержание практического и теоретического курса группируется вокруг базовых национальных ценностей: истории создания самозащиты без оружия, героизации соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания, что позволит сформировать у обучающихся патриотические ценности, культуру здорового образа жизни, а также содействовать физическому развитию и готовности подрастающего поколения к защите Родины. Данный курс ориентирован на возрождение культурных традиций в воспитании детей, как граждан нашей страны [Болгов: 608]. Ценностные ориентиры программы «Самбо в школу» определяются ориентированностью на национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством.

Проект «Самбо в школу» набрал популярность в регионах России. Так, в 2016 году  в проекте принимали участие 3 региона России, 26 школ и 2600 учащихся, а в 2022 году – 85 регионов, 2755 школ и 551 тысяч обучающихся2.

В октябре 2023 года в нашей стране стартовал дополнительный проект «История самбо родного края», задачей которого является изучение обучающимися истории самбо в регионе проживания, знакомство с известными людьми, которые внесли неоценимый вклад в развитие самбо, формирование интереса к этому виду единоборства. Теперь ежегодно в образовательных организациях, культивирующих спортивные секции самбо, проводятся уроки, посвященные данной тематике.

Основателем карельской школы самбо в Республике Карелия является Илья Романович  Шегельман. По его инициативе в 1969 г. из небольшой секции самбо в Петрозаводском государственном университете в Карелии появилась не только настоящая школа самбо для учащейся молодежи в Петрозаводске, а началось развитие и популяризация борьбы самбо за ее пределами. Талантливый наставник подготовил чемпионов мира, Европы, России по самбо, более 200 чемпионов Карелии по самбо, дзюдо, рукопашному бою, комплексным единоборствам, а также коллектив тренеров, развивающих спортивные единоборства в Петрозаводске и районах Карелии. Ученики И.Р. Шегельмана не только являются призерами и победителями соревнований, но и продолжают дело своего тренера. Многие из них являются учителями, тренерами по борьбе самбо и также как их учитель готовят будущих чемпионов [Калинина: 68-70].

 

Рис. 1. И.Р. Шегельман – судья соревнований. Фото 1990-х гг. Фотографии из семейного архива автора

 

В 2014 году приказом Министерства спорта России самбо было включено в перечень базовых видов спорта Республики Карелия [Калинина: 82-85]. На территории республики с целью привлечения школьников и студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, изучению основ единоборств, создания условий для патриотического, физического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения успешно реализуются проекты «Самбо в школы», «Самбо в вузы», «Самбо в ГТО». Базовой организацией для Республики Карелия для реализации названных проектов является ПетрГУ, где по инициативе ректора создан специализированный зал для проведения учебно-тренировочных занятий и впервые в стране начата реализация проекта «Самбо в университеты» [Шегельман: 113-114].

 В настоящее время огромный вклад в реализацию проекта «Самбо в школу» в Петрозаводске вносит Спортивная школа Олимпийского резерва № 5. Благодаря энтузиазму руководства школы и тренерского коллектива на базе общеобразовательных образовательных организаций открываются  спортивные секции по самбо. Это способствует не только популяризации всероссийского образовательного проекта «Самбо в школу», но  и позволяет увеличить охват занимающихся самбо и обеспечить детям доступ к занятиям спортом в шаговой доступности по месту жительства. За последние 5 лет спортивная школа Олимпийского резерва № 5 оснастила борцовскими коврами четыре общеобразовательных  школы: МОУ «Лицей № 1», МОУ «СОШ № 55», МОУ «СОШ № 34» и МОУ «СОШ № 7». Ежегодно спортивная школа Олимпийского резерва № 5 является организатором специализированного профильного лагеря дневного пребывания с 2-х разовым бесплатным питанием для детей в весенний, летний и осенний периоды.

 

Рис. 2. Участники летних сборов «Самбо в школу», г. Петрозаводск

 

На сегодняшний день участниками проекта «Самбо в школу» являются около 3400 обучающихся из 4 общеобразовательных школ г. Петрозаводска, с ноября 2024 запланировано проведение первых соревнований среди обучающихся на базе общеобразовательных школ.

 

Рис. 3, 4. Занятия по самбо в петрозаводской школе

 

В популяризации и продвижении проекта «Самбо в школу» активно участвуют студенты Петрозаводского государственного университета. Так, в рамках педагогической практики студенты института физической культуры, спорта и туризма проводят уроки физической культуры с элементами самбо, организовывают встречи с известными спортсменами-самбистами и выдающимися людьми, которые внесли большой вклад в развитие самбо в Карелии. Для школьников и педагогов школ организовываются мастер-классы «Самбо в школы» и «Элементы самбо в ГТО» [Бальчюнене: 215-217], просмотры патриотических и спортивных фильмов («Непобедимый», «Команда мечты», «Чистая победа», беседы о героях-спортсменах — участниках ВОВ. Школьники совместно со спортсменами принимают участие в добровольческих акциях, посещают соревнования разного уровня  в качестве участников, волонтеров  и зрителей.

Анализируя эффективность внедрения и реализации проекта «Самбо в школу», стоит отметить некоторые проблемы. Результаты анкетирования, проведенного среди педагогов спортивных и общеобразовательных школ, свидетельствуют о недостаточном материально-техническом обеспечении проекта, малом количестве спортивных залов, отвечающим требованиям, предъявляемым к организации тренировочных занятий по самбо. Как правило, занятия проходят в малогабаритных залах, в связи с чем невозможно обеспечить должный охват занимающихся и предоставить возможность осваивать самбо всем желающим. Вторая проблема связана с отсутствием в общеобразовательных школах педагогических кадров с необходимой квалификацией по обучению элементам самбо.

* * * * *

Таким образом, процесс реализации всероссийского проекта «Самбо в школу» в городе Петрозаводске развивается с положительной динамикой. Наблюдается заинтересованность общеобразовательных организаций к участию в этом проекте. Для более эффективной реализации проекта и увеличения количества участников необходима всесторонняя поддержка со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и администраций образовательных школ. Крайне важно подготовить опытных наставников, которые обеспечат профессиональное психолого-педагогическое сопровождение процесса самбо. Несомненно, успех внедрения самбо в образовательный процесс общеобразовательной школы, стал возможен благодаря глубокому осмыслению сущности борьбы самбо как национального достояния и реализации преемственности этого отношения тренерами и спортсменами Карельской школы самбо, от старшего поколения к младшему, сохранению и продвижению уникальной национальной культуры во всех районах республики.

 

Примечания

1 В ПетрГУ обсудили промежуточные итоги работы по реализации проекта «Самбо в школу» в системе образования Российской Федерации // Петрозаводский государственный университет: сайт. 2016. Url: https://petrsu.ru/news/2016/29368/v-petrgu-obsudili-pr (Дата обращения: 26.10.2024).

2 История проекта // «Самбо в школу»: официальный сайт. Url: https://ssambo.ru/about#dynamics (дата обращения 26.10.2024).


Список литературы

Бальчюнене Н.И. Мастер-класс «Самбо в школы», «Элементы самбо в ГТО» // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы III Международной научно–практической конференции, Чебоксары, 17 июля 2015 г. Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2015. С. 215-217.

Болгов П.В. Спортивные достижения в самбо как один из способов социально-этнической идентификации российского государства / П.В. Болгов, Ю.П. Кобяков, А.В. Болотов // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики. Материалы Междунар. научно-практ. конф., посв. 90-летию основания кафедры физического воспитания 14-15 мая 2019. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,  2019. С. 607-611.

Калинина Е.А. Реализация Всероссийского проекта «Самбо в школу» в учебных заведениях Карелии / Е.А. Калинина, Н.А. Кожеев // Вопросы педагогики. 2021. № 1-1. С. 82-85.

Калинина Е.А. Роль профессиональных качеств тренера в становлении личности спортсмена / Е.А. Калинина, Л.М. Киэлевяйнен // Теория и практика физической культуры. 2021. № 1. С. 68-70.

Ковалёк Н.С. К 80-летию со дня рождения профессора И. Р. Шегельмана – выдающегося ученого и тренера // StudArctic Forum. 2024. T. 9, № 4. С. 1-8.

Крикунов Г.А. Проблемы внедрения элективной физической культуры по направлению «борьба самбо» в ПетрГУ / Г.А. Крикунов, Н.В. Соловьева // Инновационные технологии в науке и образовании : сб. ст. VI Междунар. научно-практ. конф.: в 2 ч., Пенза, 05 ноября 2017 г. Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 85-87.

Титаренко А. В. Тренер, Учитель и Человек: роль И. Р. Шегельмана в развитии школы самбо в Петрозаводске // StudArctic Forum. 2024. T. 9, № 4. С. 9-14.

Федоров П.С. Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации / П.С. Федоров, Ю.В. Болтиков // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы V Всеросс. научно-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Под ред. Ф.Р. Зотовой; Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 2017. С. 732-735.

Шегельман И.Р. Обучение самбо в Республике Карелия: состояние, проблемы, решения / И.Р. Шегельман, А.Н. Годинов // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 авг. 2019 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 113-114.

Яринских И.А. История самбо – история России // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2019. № 3-4. С. 51-53.



Просмотров: 69; Скачиваний: 31;