Научная статья

УДК 159.9

2022

Локтюшева
Злата Феликсовна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
loktyulen@icloud.com
Дударева
Александра Андреевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
alexandradudareva2001@gmail.com

Выявление отношения родителей подростков к школьной травле

Научный руководитель:
Теплова Лидия Ивановна
Рецензент:
Бурачевская Елена Олеговна
Статья поступила: 05.09.2022;
Принята к публикации: 12.10.2022;
Размещена в сети: 25.12.2022.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось изучение отношения родителей подростков к явлению буллинга в школе. В ходе работы нами был разработан специализированный опросник, проверенный на гомогенную надежность с помощью критерия альфа Кронбаха. Полученные результаты свидетельствует о негативном отношении родителей к школьной травле, а также о высокой значимости для них компетенции педагога при работе с детским или же подростковым коллективом. Кроме того, было выявлено, что родители осознают ответственность за воспитание своих детей и считают, что травля может прекратиться, если в этот процесс вмешается взрослый человек. Изучение отношения к буллингу родителей как субъектов образовательного процесса позволит определить степень остроты проблемы, определит, как и в какой степени с ними необходимо работать.
Ключевые слова: буллинг, безопасность образовательной среды, отношение к травле, родители школьников, школа

Благодарности. Исследования, описанные в данной работе, были проведены в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, № соглашения КГРК-21/Н5-18.

Для цитирования: Локтюшева З. Ф., Дударева А. А. Выявление отношения родителей подростков к школьной травле // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 4. С. 62–67.

Современное общество стремительно меняется, и неустойчивая социокультурная ситуация влияет в том числе на школьную среду. На сегодняшний день остается актуальной проблема травли в школе, с которой сталкиваются подростки, родители и педагоги. Четверть современных российских подростков хотя бы раз участвовала в буллинге, 13% школьников имеют опыт жертв. [Соловьев : 3]. Часто родители или не знают о проблемах ребенка в школе, или пытаются решить ее неконструктивно. Огромное влияние на риск возникновения травли оказывает отношение к данному явлению всех субъектов образовательной среды, в том числе и родителей. В научной психологической литературе нет исследований, направленных на изучение отношения к школьной травле. Помимо этого, нет и специализированных инструментов, с помощью которых его можно выявить.

Одной из основных трудностей, связанных с исследованием буллинга, является отсутствие общепринятого определения данного явления.  

Классическим считается определение, предложенное Д. Олвеусом: «Ученик подвергается буллингу или является жертвой, когда он или она становится целью неоднократных и периодических негативных действий со стороны одного или нескольких учеников» [Волкова : 21]. Это определение, в целом, сохраняет свою актуальность, но не затрагивает все аспекты данного явления. Более всеобъемлющий характер носит определение Е. Роланда: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации» [Волкова : 22].

Критериями буллинга, позволяющими отличить его от других видов деструктивных воздействий, являются следующие: неоднократность и/или периодичность травматических действий; умысел, намеренность нанесения вреда; неравенство возможностей жертвы и обидчика (физическое и/или социальное превосходство обидчика); невозможность для жертвы покинуть или прекратить ситуацию, провоцирующую или воспроизводящую преследование. [Волкова : 24]

Таким образом, на основе проведённого анализа был сделан вывод о том, что под понятием «буллинг» понимается насилие, которое осуществляется систематически и продолжительное время одним человеком или группой лиц по отношению к более слабому с физической или психологической стороны человеку, который в сложившейся ситуации оказывается не способным себя защитить и лишен возможности ее покинуть. Эти действия выполняются для получения психологического и физического удовлетворения обидчиком. 

Данное исследование направлено на изучение травли, происходящей во время образовательного процесса, поэтому также важно определить, какие формы может принимать буллинг в образовательном учреждении.

В настоящее время определено несколько видов школьной травли. Так, Н.А. Гришаева выделяет физическое и психическое насилие в буллинге [Гришаева : 66]. А.А. Бочавер дополняет этот список такой разновидностью травли, как кибербуллинг. [Бочавер : 179].

Исходя из этого можно выделить такие основные формы буллинга как физический, психологический (эмоциональный) и кибербуллинг.

Для того, чтобы всесторонне рассмотреть проблему родительского отношения к школьной травле, необходимо также проследить их отношение к каждому из проявлений данного явления.

В настоящее время достаточно большое количество исследований посвящено проблеме буллинга как в зарубежной, так и в отечественной психологии. С различных сторон рассматриваются вопросы от методов и методик выявления и диагностики и возможностей профилактики буллинга в современной образовательной среде до изучения индивидуальных и средовых закономерностей возникновения данного явления. 

К сожалению, работ, посвященных выявлению отношения субъектов образовательной среды к буллингу, недостаточно, несмотря на тот факт, что социальные установки окружающей ребенка среды по отношению к агрессии и насилию в целом, влияют на возможность возникновения данного явления. Это подтверждает необходимость дальнейшего изучения как темы насилия и буллинга в целом, так и отношения к ним.

Целью исследования было изучение отношения родителей школьников к буллингу.

В исследовании приняло участие 130 родителей школьников в возрасте от 23 до 55 лет, среди которых 124 женщины и 6 мужчин. Соответственно, важно отметить преобладание женского контингента в выборке. Дети испытуемых обучаются с 1 по 11 классы в школах Республики Карелия. Методика была предъявлена респондентам в электронном виде, посредством гугл-формы. Опрос проходил анонимно. 

В силу отсутствия инструментов для изучения отношения родителей к школьной травле, был создан специализированный опросник, состоящий из 42 пунктов. В результате обработки результатов по критерию альфа Кронбаха было выявлено наличие двух шкал (отношение родителей к травле и роль взрослых в ситуации травли). Также были выделены 6 пунктов, слабо коррелирующих с основными шкалами, поэтому при подсчете результатов они не учитывались.

В ходе исследования было выяснено, что почти все родители негативно относятся к явлению школьной травли. Это иллюстрируют результаты, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Отношение родителей к школьной травле (%)

Рассматривая круговую диаграмму (рис. 1), отражающую отношение родителей к буллингу, можно выделить, что 58% родителей имеют абсолютно негативное отношение к школьной травле, а 38% родителей негативное отношение. Лишь 1% испытуемых считают школьную травлю приемлемой, и 3% родителей нейтрально относятся к этому феномену.

По данной шкале можно получить минимум 19 и максимум 95 баллов. При выявлении связи между возрастом ребенка и отношением родителей к школьной травле были получены следующие результаты: средний балл родителей, чьи дети ходят в начальную школу, составляет 80 баллов, в среднюю - 79 баллов, в старшую - 81. Таким образом, можно сделать вывод, что отношение родителей к буллингу не зависит от возраста их ребенка.

Также была проанализирована связь между отношением родителей к буллингу и количеством детей в семье. Так, было определено, что чем больше детей в семье, тем хуже родительское отношение к школьной травле.

Перейдем к рассмотрению результатов, отражающих отношение родителей к участию взрослых в разрешении школьной травли, представленных на рисунке 2.

 

Рис.2. Отношение родителей к участию взрослых в разрешении школьной травли (%)

При рассмотрении результатов, полученных с помощью опросника, можно утверждать, что испытуемые отводят ключевую роль в разрешении ситуации травли в школе взрослым. Так, 70% испытуемых считают, что при возникновении ситуации буллинга должны вмешиваться как учителя, так и родители (рис. 2). 9% родителей нейтрально относятся к участию взрослых в разрешении школьных конфликтов. Родители, считающие, что взрослые вмешиваться не должны, отсутствуют.

Было выяснено, что чем больше детей в семье, тем лучше отношение родителей к участию взрослых в разрешении ситуации школьной травли.

Также были проанализированы результаты, иллюстрирующие отношение родителей к участию и роли педагогов в разрешении ситуации буллинга, представленные на рисунке 3.

Рис.3. Отношение родителей к участию педагогов в разрешении школьной травли (%)

Исходя из результатов, можно сделать вывод о том, что для родителей школьников важен профессионализм преподавателя, поскольку лишь 1% испытуемых считают, что при буллинге учитель не должен вмешиваться, и 4% имеют нейтральное отношение к данной проблеме. Для остальных участников исследования важно, чтобы учитель пресекал травлю в школе (рис. 3).

Также важно проследить отношение и готовность родителей к собственному участию в разрешении школьной травли, отображающие это результаты представлены на рисунке 4.

Рис.4. Отношение родителей к своему участию в разрешении школьной травли (%)

В целом, большая часть родителей готова брать ответственность за пресечение травли в школе и на себя, поскольку в ходе исследования люди, которые негативно относились бы к своему участию в травле, отсутствуют. Всего 21% индифферентно относится к данному вопросу, остальные родители считают, что должны вмешаться в ситуацию буллинга (рис. 4).

При подробном рассмотрении ответов родителей на пункты опросника, были получены следующие результаты: по мнению респондентов, важную роль в разрешении школьных конфликтов играет учитель. Так, 92% родителей считают, что если учитель зафиксировал явление травли в классе, то он обязан сообщить об этом родителям. Кроме того, для родителей важно, чтобы учитель занимался сплочением класса, поскольку почти все респонденты считают, что классному руководителю следует заниматься установлением доброжелательного социально-психологического климата в детском или подростковом коллективе (96%). Большинство родителей считают, что вся психологическая атмосфера должна быть неприемлемой для возникновения травли. 83% родителей считают, что предотвратить травлю помогает взаимное уважение педагогов и учеников. 93% родителей считают необходимостью для учителя быть в тесной связи с родительским коллективом, чтобы предупредишь притеснения кого-либо в классе. Родители считают, что дети в случае травли должны обращаться к учителям. Кроме того, родители в большинстве своем считают, что учителя могут предотвратить школьную травлю. Таким образом, для родителей является важным профессионализм учителей, их умение сплотить коллектив и создать благоприятную школьную атмосферу. Помимо этого, родители готовы идти на сотрудничество с учителями и помогать в разрешении конфликтов. Они доверяют педагогам, опираются на их авторитетность и хотели бы, чтобы дети делились с педагогами своими проблемами.

Сами же родители, по мнению респондентов, должны заниматься воспитанием правил общения детей (70%) и нести ответственность за поступки своего ребенка (89%). Важно отметить, что родители школьников не считают, что помощь ребенку, находящемуся в позиции жертвы, ведет к несамостоятельности, тем самым можно понять, что родители готовы поддержать и защитить своих детей в ситуации школьной травли. Далее было выяснено, что 94% родителей считают, что их дети всегда могут обратиться к ним за помощью. Более половины опрошенных родителей (67%) не согласны с тем, что только перевод ребенка в другую школу будет эффективным решением в ситуации травли. В целом, можно отметить, что родители считают, что психологическая травма жертвы буллинга, самих агрессоров и даже наблюдателей травли, оказывает негативное влияние на личность.

Если касаться темы кибербуллинга, то родители школьников полагают, что травля в интернете может представлять серьёзную опасность (90%).

В завершении необходимо отметить, что 98% родителей против школьной травли. Однако интересно отметить, что на утверждение «Я считаю, что наказывать ребенка физически – неприемлемо» лишь 60% испытуемые ответили, что абсолютно не согласны с утверждением, 25% отметили, что не согласны, однако бывают исключения.  

Таким образом, в ходе исследования было выяснено, что родители не воспринимают школьную травлю как норму и готовы помогать своим детям пережить ее. Также для родителей важно сотрудничество с учителями, поскольку они опираются на их авторитетность и опыт работы с детскими коллективами. Кроме того, необходимо отметить, что они осознают ответственность за воспитание своих детей и понимают, что школьная травля может закончиться, если вмешается авторитетный взрослый. Исходя из результатов исследования следует, что важно создавать родительские собрания, лекции, вебинары и прочие мероприятия, направленные на просвещение родителей в данной проблеме и способах ее решения. Также важно развитие профессиональной компетентности в этой теме среди учителей, поскольку именно на них возлагают ответственность родители.

Исследования, описанные в данной работе, были проведены в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, финансируемой Правительством Республики Карелия.


Список литературы

Бочавер А. А. Кибербуллинг : травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 177—191.

Волкова Е. Н. Психология подросткового буллинга. Нижний Новгород : Мининский университет, 2021. 206 с.

Гришаева Н. А. Буллинг в школе // Психологические науки : теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). Москва : Буки-Веди, 2015. С. 66—68.

Соловьев Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 3. С. 13—17.



Просмотров: 360; Скачиваний: 77;