Привязанность как фактор, влияющий на человека с самого рождения, является важной человеческой потребностью, фундаментом для формирования доверия к миру, поиску партнера для дальнейшего образования института семьи. Описывая отношения между ребенком и матерью, следует отметить, что глубокая эмоциональная привязанность перевоплощается в нечто большее, влияющее на дальнейшие отношения уже взрослого человека как с другими взрослыми, так и со своими детьми. Это делает ее важным объектом изучения.
Более сорока лет психология привязанности остается актуальным направлением современной зарубежной психологии. Наибольший вклад в изучение этого феномена внес Дж. Боулби, который сформулировал основные положения теории привязанности. Именно эта теория является базой для исследований, посвященных детско-родительским и романтическим отношениям. Он рассматривал привязанность как устойчивую психологическую связь между людьми. В ее основе лежит безопасность, которую обеспечивает объект привязанности. Ребенку кажется, что близость с матерью даст ему защиту и чувство безопасности, которые так необходимы в присутствии чужих людей, а также при различных угрозах жизни и здоровью. [Боулби : 136]
При переходе ко взрослой жизни привязанность переключается на романтические отношения и является прямым продолжением детской. С. Хазан и Ф. Шейвер [Hazan, Shaver : 517] в ходе исследований выявили паттерны поведения партнеров, схожие с взаимодействием ребенка со значимым взрослым, и создали классификацию типов привязанности, среди которых выделили: надежный, тревожный, избегающе-отвергающий и тревожно-избегающий типы.
Взрослых с надежным типом привязанности характеризует позитивный настрой по отношению к самим себе, к окружающим и к возможности взаимодействия с ними. Такие люди могут выстраивать прочные здоровые близкие связи и не боятся отношений. Они не растворяются в партнере, не впадают в зависимость от человека и хорошо чувствуют свои и чужие границы.
Люди, обладающие тревожным типом привязанности, характеризуются как неуверенные и эмоционально нестабильные. Они склонны недооценивать себя и впадать в эмоциональную зависимость от партнера. Их любовь можно описать как «удушающую» - в отношениях они тревожатся без постоянных доказательств любви со стороны партнера, склонны к ревности.
Избегающе-отвергающему типу свойственна мнимая самодостаточность, при которой возникает ощущение независимости. Такие люди неосознанно сторонятся чувств и взаимоотношений. При малейшем сближении с потенциальным партнером они отдаляются во избежание повторения плачевного детского опыта брошенности.
Взрослые с тревожно-избегающим типом привязанности сочетают в себе признаки тревожного и избегающе-отвергающего типа: они очень уязвимы, одновременно желают и боятся отношений, испытывая страх отвержения. Такие люди негативно воспринимают и себя, и окружающих, что может вызывать чувство одиночества.
Изучению представления о привязанности как в отечественной, так и зарубежной психологии не уделялось должного внимания. Именно поэтому тема исследования достаточно актуальна.
Представление определяется как наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении [Мещеряков Б. Г, Зинченко: 365].
В данном исследовании изучаются представления о привязанности у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества. Выдвинута гипотеза о том, что студенты с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества имеют различные представления о понятии «привязанность».
Исследование проводилось на базе Петрозаводского государственного университета с использованием следующих методик:
- адаптация модифицированной методики «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли (адаптация Казанцевой), позволяющая выявить индивидуальные различия взрослых людей в качестве отношений привязанности [Казанцева: 139];
- опросник «Шкала субъективного переживания одиночества» С. В. Духновского, основным назначением которого является определение степени этого переживания [Духновский: 58];
- рисунок на заданную тему «привязанность»;
- незаконченные предложения «привязанность – это…»
В результате были получены данные о представлениях о привязанности у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества.
У студентов с тревожной привязанностью вне зависимости от уровня одиночества заметны признаки тревожности и неуверенности в ответах. (таблица 1).
Таблица 1
Представление о привязанности у студентов с тревожным типом привязанности и разными уровнями переживания одиночества
Представление/ уровень переживания одиночества | Низкий | Средний | Высокий |
Содержание | - | - когда хочется чаще быть рядом; - не всегда здоровое чувство; - боязнь потерять; - чувство, которое возникает только к избранным; - когда твой питомец очень рад, что ты наконец-то пришел домой; - привычка; хорошо, когда она возникает взаимно | - зависимость от другого человека; - чувство боли в конце; - неспособность жить без другого человека; - чувство, которое могут перепутать с любовью; - чувство, при котором ты будешь делать многое, чтобы не потерять человека; - (если взаимно) чувство, которое позволяет чувствовать себя не одиноким |
Образы | - | люди, связь | руки в цепях |
Вне зависимости от уровня переживаемого одиночества испытуемые с избегающим типом привязанности отмечают, что привязанность нужно избегать, что она пересекается с болью. Они видят ее небезопасным явлением, которое может навредить. У студентов со средним уровнем переживания одиночества, тем не менее, присутствует положительное описание «теплые отношения», в тот момент, когда у студентов с высоким уровнем лишь негативные ассоциации (таблица 2).
Таблица 2
Представление о привязанности у студентов с избегающим типом привязанности и разными уровнями переживания одиночества
Представление/ уровень переживания одиночества | Низкий | Средний | Высокий |
Содержание | - | - чувство человека, которое я не считаю положительным; - пересекается с болью и разочарованием; - привязываться не стоит, как и обязывать к этому кого-то, но бывают исключения; - теплое отношение; - привыкание к человеку; - нужно избегать; - небезопасно | - сложный эмоциональный процесс; -психологически неправильно; -не любовь; - худшая часть отношений; - надо избегать; - кажется хорошим, но на деле не так; - рыдать, уходя даже на 10 минут - боль; - вещь, которая мне нужна; - то, что нужно избегать; - и радость, что ты не один и боль потери; - ненависть; - необходимость существования |
Образы | - | луна, облака, фиолетовая земля и деревья, люди держатся за руки, оковы | грустный кактус, питомец, расстояние |
Студенты с низким уровнем переживания одиночества и надежной привязанностью описывают привязанность нейтральными понятиями, перечисляя членов своей семьи, рисуя домашних животных. При описании не используют выражения, позволяющие судить о привязанности как о «хорошем» или «плохом» качестве. Студенты со средним уровнем переживаемого одиночества и надежной привязанностью относятся к этому понятию скорее положительно, сравнивая его с близостью, любовью, связью, единством, безопасностью и теплом. Студенты же с высоким уровнем одиночества в первую очередь пишут о том, что привязанность позволяет не чувствовать себя одиноким, а также отмечают ее как привычку и зависимость, при которой комфорт и любовь пересекаются с болью (таблица 3).
Таблица 3
Представление о привязанности у студентов с надёжным типом привязанности и разными уровнями переживания одиночества (наиболее часто повторяющиеся)
Представление/уровень переживания одиночества | Низкий | Средний | Высокий |
Содержание | мама, папа, сестра, к любимому делу, к хобби, к семье | близость, любовь, отношения, связь, единство, чувства, привычка, безопасность, тепло, страх потерять, жажда внимания | позволяет не чувствовать себя одиноким, привычка, зависимость, связь, комфорт, боль, любовь |
Образы | собака | люди, сердце, связь, руки, деревья | люди, руки, оковы, один человек, мысли |
Выявлены значительные различия в представлениях о привязанности у студентов с разными типами привязанности и субъективным чувством переживания одиночества. Студенты с тревожной привязанностью независимо от уровня одиночества ассоциируют привязанность с болью, но не готовы отказаться от нее. Они пишут о том, что нуждаются в этом чувстве, могут сделать все, чтобы этого не потерять человека - в отличие от студентов с избегающей привязанностью, которые напрямую отмечают, что привязанности необходимо избегать, что она несет за собой только боль и разочарования (и чем выше уровень одиночества, тем сильнее эти идеи выражаются в описании и образах). Их рисунки, как правило, мрачны; они отдают предпочтения темным оттенкам – синему, темно-зеленому, фиолетовому и черному, используют простые карандаши, практически игнорируя яркие насыщенные цвета – красный, желтый, оранжевый и голубой. При этом студенты с тревожной и надежной привязанностью в основном используют яркие цветные карандаши и фломастеры.
Во всех группах прослеживаются образы людей и рук, но если у студентов с надежной привязанностью и студентов со средним уровнем одиночества люди изображаются с радостными лицами, в объятиях друг друга, держа в руках целые сердца, показывая связь как красную нить, которая объединяет их, то у студентов с другими типами привязанности и высоким уровнем одиночества прослеживаются одинокие грустные люди со слезами на глазах и мыслями в голове, их руки сцеплены наручниками или оковами, сердца, как правило, разбитые, другие люди находятся на большом расстоянии от них. Особенно яркие образы возникают у представителей избегающего типа привязанности.
Самые негативные образы наблюдаются у студентов с высоким уровнем одиночества и избегающим типом привязанности; возможно, они одиноки как раз из-за того, что избегают какой-либо близкой связи, а в их опыте есть негатив, связанный с привязанностью, который они не хотели бы повторять.
Наиболее благополучными показали себя студенты с надежным типом привязанности и низким/средним уровнем одиночества. В их ответах наблюдаются различные ассоциации, связи с семьей. Они описывают привязанность как безопасность, близость и единство. Проведя качественный анализ представлений в группах студентов с разным типом привязанности, мы можем сделать следующие выводы:
1) у студентов с тревожным типом привязанности содержание представлений о понятии «привязанность» характеризуется тревожностью и неуверенностью;
2) студенты с избегающим типом привязанности описывают привязанность как негативное переживание, которое они хотели бы избежать;
3) содержание представления о привязанности у студентов с надежным типом привязанности характеризуются как негативным, так и позитивным содержанием;
4) у студентов с высоким уровнем субъективного переживания одиночества в содержании представлений о привязанности доминируют мрачные и негативные образы и ассоциации.
Таким образом, можно констатировать, что гипотеза о том, что у студентов с разными типами привязанности и уровнями субъективного переживания одиночества различные представления о понятии «привязанность» получила свое подтверждение
Список литературы
Боулби Дж. Привязанность. Москва : Гардарики, 2003. 477 с.
Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. Санкт-Петербург : Речь, 2009. 141 с.
Казанцева Т. В. Адаптация модифицированной методики «опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. С. 139—143.
Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. 3-е изд. Москва : Прайм-Еврознак, 2007. 632 с.
Hazan C., Shaver P. Romantic love conceptualized as an attachment process // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 52 (3). С. 511—524.