Закупки в области строительства всегда вызывали интерес с точки зрения повышения эффективности и оптимизации деятельности всех участников капитального строительства и вследствие этого привлекала особое внимание регулирующих и законодательных органов.
На сегодняшний день в России действует система закупок, регламентированная Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившем в силу 1 января 2014 года [1]. Основной принцип, провозглашенный данной системой – обеспечение реальной конкуренции между участниками закупок, отбор производителей, поставщиков, подрядчиков посредством конкурсной оценки их соответствия требованиям, предъявляемым заказчиком.
Эффективность реализации инвестиционно-строительных проектов в области строительства напрямую зависит от тщательного отбора подрядчиков, их способности выполнить заданный объем работ в требуемые сроки. На результативность такого отбора непосредственно влияет степень конкретизации критериев и методов оценки заявок участников.
К основным (базовым) закрепленным законодательно показателям конкурсных предложений (в том числе и участников подрядных торгов) относятся:
− цена конкурсного предложения;
− эксплуатационные и ремонтные расходы;
− качественные, функциональные и экологические характеристики;
− квалификация участников закупки.
Система, установленная законодательством, в первую очередь направлена на снижение материальных затрат. Экономия бюджетных средств признается основным показателем эффективности процедуры, и в качестве главного критерия оценки конкурсных предложений устанавливается цена. Учитывая сложность и многообразие строительной продукции такой подход не всегда оправдан, поскольку допускает вероятность необоснованного, и чаще всего намеренного, занижения цен недобросовестным участникам закупки. Данное обстоятельство подрывает принцип конкурентной состязательности претендентов, а значит сокращает возможности заказчика сделать выбор в пользу наиболее рационального и выгодного предложения [2]. С этой точки зрения важно перевести акцент с ценовой части предложения участника на показатели его профессионализма и надежности.
Квалификационные критерии, отраженные в законодательстве, направлены на анализ опыта работы претендента, наличия надлежащих лицензий на ведение деятельности, специалистов достаточного уровня квалификации и необходимой материальной базы, а так же его финансовой состоятельности и деловой репутации. Однако на данный момент в России слабо развита нормативная база, регламентирующая оценку нестоймостных показателей.
Недостаток современной законодательной и методической базы крупные компании компенсируют практикой оценки подрядчика согласно требованиям корпоративных правил (стандартов). Соответствие подобным документам нередко проверяется посредством анкет, входящих в пакет тендерной документации. Их анализ показывает, что наиболее часто запрашиваемой у оферента информации является:
1) Опыт работы подрядчика (как правило за последние 3 года);
2) Финансовые показатели – общий оборот компании и величина чистой прибыли (или убытка) за последние несколько лет, наличие задолженностей или нахождения в процедуре банкротства;
3) Состав и количество собственного персонала, привлеченных рабочих;
4) Наличие в собственности или аренде строительных машин, инструмента и оборудования, их состояние.
Авторы статьи полагают, что целесообразно ввести в методологию и практику оценки предложений участников подрядных торгов ряд дополнительных критериев, направленных на более полное информирование заказчика о надежности и конкурентноспособности каждого претендента.
В первую очередь необходимо определить потенциальную возможность подрядчика уделять должное внимание новому проекту. Следовательно, интерес представляют несколько величин – суммарная стоимость контрактов, которые выполняет оферент в данный момент, суммарная стоимость уже выполненных контрактов, и примерная стоимость проекта-предмета торгов. Оценка соотношений данных величин покажет, какую долю составит новый проект в текущем портфеле заказов подрядчика, и какова вероятность, что он справится с такой нагрузкой.
Стоит так же обратить внимание на наличие успешно завершенных объектов в регионе, где планируется строительство объекта торга. Это может указывать на наработанные связи с местными поставщиками и органами надзора, что увеличивает шансы на оперативное решение возникающих по ходу строительства проблем. Так же будут отсутствовать сложности, связанные с выходом новой компании на неосвоенный ею рынок.
Как показывает опят, в случае если подрядчик имеет в качестве дочерних компаний субподрядные организации и предприятия по производству и поставке материалов, то заявленная начальная стоимость выполнения работ может быть обоснованно уменьшена на 5-10% за счет снижения издержек и отсутствии посредников.
В этом случае необходимо запросить у оферента список постоянных партнеров для каждого отдельного объекта (фирменное наименование, организационно-правовую форму, адрес и пр.), с указанием стоимости работ по договору субподряда и их доли в генподрядном договоре. Подобный список позволит оценить с одной стороны широту корпоративных связей претендента, с другой – его зависимость от сторонних организаций.
Косвенно оценить качество работ, которые выполнял оферент, а так же его добросовестность позволит учет числа гарантийных случаев, выявленных, а так же устраненных, за первые 2 года эксплуатации ранее сданных объектов.
Еще один показатель точности в выполнении своих обязательств – сдача подрядных работ согласно договору, которую можно охарактеризовать отношением средней договорной продолжительности сданных работ за определенный период к средней фактической продолжительности работ.
Все предложенные выше критерии могут быть оформлены в качестве отдельных пунктов анкет участников подрядных торгов. Использование подобных расширенных анкет позволит организатору торгов выработать более исчерпывающее и объективное суждение об участнике торга и принять более взвешенное решение о выборе наиболее достойного оферента.
Список литературы
1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015). О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Цапко К.А. Особенности и проблемы государственных закупок в инвестиционно-строительном комплексе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» - 2015. - №4. [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2015 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/41EVN415.pdf, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус.