T. 7, № 2. С. 81–88.

Педагогика

2022

Научная статья

УДК 372.881.161.1

pdf-версия статьи

Писарева
Дарья Алексеевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
dasha_pisareva@rambler.ru

Использование лингвистических тренажеров на уроках русского языка

Научный руководитель:
Казаковцева Ольга Сергеевна
Рецензент:
Скоропадская Анна Александровна
Статья поступила: 28.05.2022;
Принята к публикации: 01.06.2022;
Размещена в сети: 22.06.2022.
Аннотация. В статье рассматриваются компьютерные средства обучения (КСО), их виды, достоинства и недостатки. Научно-педагогическая литература указывает на популярность КСО среди педагогических работников и их эффективность. В настоящей работе описываются лингвистические тренажеры по теме «Н – НН в причастиях и прилагательных», созданные на платформах Coreapp.api и Learningapps.org для учащихся 7-х классов. Благодаря лингвистическим тренажерам обеспечивается наглядность учебного материала, повышается мотивация учеников к изучению учебного предмета и реализуется принцип интерактивности.
Ключевые слова: Русский язык, компьютерные средства обучения, компьютеризация, компьютерный лингвистический тренажер, Coreapp.api, Learningapps.org

Для цитирования: Писарева Д. А. Использование лингвистических тренажеров на уроках русского языка // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 2. С. 81–88.

Введение. В современном мире компьютер и компьютерные технологии занимают важное место в жизни человека. В настоящее время продолжается компьютеризация образования, поэтому в учебной деятельности применяются различные технологии, которые являются эффективным способом обучения, обеспечивающие наглядность учебного материала и повышающие интерес к изучению дисциплины. Русский язык как учебный предмет очень важен для каждого школьника Российской Федерации, поэтому уроки должны быть интересными и занимательными, а компьютерные технологии позволяют это обеспечить. Этим и объясняется актуальность настоящей работы.

Цель работы заключается в разработке компьютерных тренажеров для уроков русского языка в 7 классе.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по поставленному вопросу.
  2. Определить понятие компьютерных средств обучения.
  3. Классифицировать компьютерные средства обучения.
  4. Выявить достоинства и недостатки компьютерных средств обучения в обучении русскому языку в школе.
  5. Разработать компьютерные тренажеры по русскому языку по теме «Н − НН в причастиях и прилагательных» для седьмого класса.
  6. Cделать выводы.

Российский педагог П. И. Пидкасистый выделял среди прочих средств обучения технические средства обучения – «устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения» [Пидкасистый : 260].

Г. К. Селевко считает, что наиболее удачным термином для технологий обучения, которые используют компьютер, является компьютерная технология. По определению автора, компьютерные технологии – «это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер» [Селевко : 131].

В научно-педагогической литературе широко представлены разные классификации компьютерных средств обучения (далее в работе − КСО). Наиболее полной, по нашему мнению, является классификация Е. А. Чертковой, в которой представлены следующие виды компьютерных средств обучения:

  • «Компьютерный учебник (КСО для базовой подготовки по определенному курсу (дисциплине), содержание которого характеризуется отдельной полнотой и представлено в форме учебника (книги)).
  • Компьютерная обучающая система (КСО для базовой подготовки по одному или нескольким разделам (темам) курса (дисциплины)).
  • Компьютерная система контроля знаний (КСО для определения уровня знаний обучаемого (тестируемого) по данной дисциплине, курсу, разделу, теме или фрагменту предметной области и его оценки с учетом установленных квалификационных требований).
  • Компьютерный задачник (или компьютерный практикум, − КСО для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области, а также развития связанных с ними способностей).
  • Компьютерный тренажер (КСО для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей).
  • Компьютерный лабораторный практикум (КСО для поддержки автоматизированных лабораторных работ, в рамках которых изучаемые объекты, процессы и среда деятельности исследуются с помощью экспериментов с их моделями).
  • Компьютерный справочник (КСО, содержащее справочную информационную базу по определенной дисциплине, курсу, теме или фрагменту предметной области и обеспечивающее возможности ее использования в учебном процессе)» [Черткова : 22].

Проанализировав научно-методическую литературу и проведя анкетирование среди учителей русского языка и литературы, мы отметили достоинства и недостатки компьютерных средств обучения.

Так, О. С. Рыбкина к недостаткам компьютерных средств обучения относит необходимость наличия компьютера и программного обеспечения, отрицательное воздействие компьютера на здоровье человека, дорогостоящее программное обеспечение, увеличение времени для подготовки к уроку, а также психологический барьер, проявляющийся в боязни проявить некомпетентность [Рыбкина : 177].

К достоинствам КСО ученые и педагоги относят возможность неоднократной отработки («прогона») учебного материала, наглядность и возможность получать образование вне зависимости от времени и места [Пидкасистый, Тыщенко : 10]; [Прошина : 115]. Также, по мнению Г. К. Селевко, использование компьютерных средств обучения способствует формированию личности «информационного общества» [Селевко : 133].

71 % опрошенных нами учителей русского языка и литературы отметили эффективность КСО в процессе преподавания русского языка. Педагоги отмечают сокращение времени, отводимого на проверку работ, эффективность тренажеров на уроках разных типов и удобство использования при дифференцированном обучении.

Таким образом, компьютеризация, в частности  компьютерные средства обучения, могут сделать процесс изучения языка более эффективным.

Нами были разработаны лингвистические тренажеры на платформах Coreapp.api и Learningapps.org по теме «Н – НН в причастиях и прилагательных».  Данные КСО помогут учащимся 7 класса в усвоении одной из трудных тем по русскому языку.

Coreapp.api (https://coreapp.ai/) – платформа, созданная для онлайн-обучения. С ее помощью можно разработать курсы и интерактивные тренажеры, проводить вебинары и live-уроки.

Разработанный тренажер (https://coreapp.ai/app/player/lesson/62287c8bfbd51bd4dabb7251) состоит из 10 заданий различного типа по выбранной нами теме. Первые 7 вопросов представляют собой задания с выбором нескольких вариантов ответа (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Задания с выбором нескольких вариантов ответа

 

Восьмое задание представляет собой классификацию. Ученикам предлагается распределить данные примеры по столбикам (отглагольное прилагательное, причастие, отыменное прилагательное) (рис. 2).

 

Рис. 2.  Задание на классификацию

 

Девятое задание похоже на задание из ЕГЭ. Это открытый вопрос, где ученик вписывает свой ответ (рис. 3).

 

Рис. 3. Задание с открытым вопросом

 

В десятом задании требуется вместо пропущенных орфограмм вписать − Н− или  −НН−(рис. 4). 

 

Рис. 4. Задание со вставкой орфограммы

 

После прохождения заданий ученики могут посмотреть результаты своей работы. Правильные ответы подсвечиваются зеленым цветом, неправильные – красным.

Учитель в своем личном кабинете на сайте платформы может увидеть подробный отчет о выполненных заданиях каждого ученика.

Еще одной интересной платформой для создания интерактивных тренажеров является сайт Learningapps.org. Платформа довольно популярна и доступна на разных языках, в том числе и русском.

Мы использовали эту платформу для создания еще двух тренажеров по русскому языку для 7 класса по теме «Н – НН в причастиях и прилагательных».

Первый тренажер (https://learningapps.org/watch?v=pkxocfkoc22) состоит из трех типов заданий. Первый блок заданий – задание с выбором одного варианта ответа, где ученикам необходимо выбрать, сколько Н нужно вставить в пропуск (рис. 5).

 

Рис. 5. Задание с выбором одного варианта ответа

 

Второй тип заданий – классификация. Ученикам предлагается распределить слова на две группы. В одной группе слова, образованные от глаголов совершенного вида, в другой – слова, образованные от глаголов несовершенного вида (рис. 6).

 

Рис. 6. Задание на классификацию

 

Третий тип задания – «Угадай слово по картинке». Ученикам предлагается посмотреть на картинку и расположенную ниже подсказку и составить словосочетание по модели: причастие + существительное (рис. 7).

 

Рис. 7. Задание «Угадай слово по картинке»

 

Во втором тренажере, разработанном на платформе Learningapps.org  (https://learningapps.org/watch?v=pwjowo5v322), мы использовали задания, в которых отрабатывается навык написания орфограммы «Н − НН в прилагательных и причастиях» уже на уровне предложения и текста. Интерактивный тренажер состоит из 5 заданий трех типов (задания с выбором ответа, вставка пропущенного слова в текст и диктант), также в первых двух типах заданий имеются подсказки, в случае затруднения к которым может обратиться учащийся.  

Первый тип заданий – выбор правильного написания прилагательного или причастия, которое необходимо вставить в предложение. Всего предлагается по десять предложений в каждом упражнении (рис. 8).

 

Рис. 8. Задание с выбором варианта ответа

 

Второй тип заданий – вставка пропущенного по смыслу прилагательного или причастия. В качестве подсказки рядом с пропуском в скобках написано существительное, от которого образовано пропущенное слово (рис. 9).

 

Рис. 9. Задание со вставкой пропущенного по смыслу слова

 

Третий тип заданий – контрольный диктант. Данное задание построено по принципу, что и предыдущее: необходимо вставить пропущенное по смыслу прилагательное или причастие. Однако ученикам пользоваться правилом-подсказкой уже не представляется возможным. В данном задании проверяется уровень усвоения темы «Н − НН в прилагательных и причастиях» (рис. 10).

 

Рис. 10. Контрольный диктант

 

Подводя итог вышесказанному, отметим, что компьютерные средства обучения играют важную роль в образовательном процессе. Интерактивный тренажер − один из самых популярных компьютерных средств обучения, способствующий лучшему усвоению и закреплению знаний по русскому языку. Созданные нами интерактивные тренажеры на платформах Coreapp.api и Learningapps.org помогут учащимся 7 класса в усвоении темы «Н – НН в причастиях и прилагательных», а также будут полезны старшеклассникам при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.


Список литературы

Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Москва: Академия, 2014. 624 с.

Пидкасистый П. И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 2000. № 5. С. 7—13

Прошина Е. Ю. О некоторых вопросах использования ИКТ на уроках русского языка // Вестник РУДН. 2009. № 4. С. 60—65

Рыбкина О. С. Компьютерные средства обучения в учебных целях: понятия и характеристики // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 174—179.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 1998. 256 с.

Черткова Е. А. Компьютерные технологии обучения: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2019. 250 с.



Просмотров: 1355; Скачиваний: 439;