T. 7, № 1. С. 47–54.

Социология и социальная работа

pdf-версия статьи

Научная статья

УДК 316

2022

Попова
Валерия Вадимовна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
popovavaleria0703@gmail.com

Влияние образовательных программ на социальную идентичность молодежи (на примере взаимодействия Финляндии и Республики Карелия)

Научный руководитель:
Лузгина Елена Николаевна
Рецензент:
Шлямина Анастасия Алексеевна
Статья поступила: 29.03.2022;
Принята к публикации: 30.03.2022;
Размещена в сети: 05.04.2022.
Аннотация. В статье представлен анализ факторов, влияющих на социальную идентичность студенческой молодежи Петрозаводского государственного университета, которые принимали участие в обменных программах с Финляндией. Отдельное внимание уделяется большому количеству взаимодействий в рамках образовательных мероприятий таких трансграничных территорий, как Республика Карелия и Финляндия. На основе этого сотрудничества формируются новые трудовые и образовательные ориентации студентов, становится возможной даже трансформация жизненных траекторий и целей. По этой причине можно говорить о появлении нового фактора, влияющего на формирование социальной идентичности. Это позволяет предположить, что территории Российской Федерации, располагающиеся на границе с другими государствами, имеют уникальные региональные факторы, формирующие особый набор идентичностей молодых людей.
Ключевые слова: социальная идентичность; студенческая молодежь; высшее образование; обменные программы; конференции; трудовые ориентации

Для цитирования: Попова В. В. Влияние образовательных программ на социальную идентичность молодежи (на примере взаимодействия Финляндии и Республики Карелия) // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 1. С. 47–54.

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что Республика Карелия является приграничной территорией с Финляндией в Российской Федерации, и в рамках приграничного сотрудничества реализуются совместные программы с целью формирования устойчивого развития, в том числе в рамках образовательных программ для студенческой молодежи. Совместные проекты в области образования и научно-исследовательской деятельности способствуют эффективному сотрудничеству на региональном уровне. Такое взаимодействие позволяет нам обратить внимание на региональные особенности высшего образования. Это крайне важно в рамках изучения социальной идентичности, поскольку представленный в статье путь самореализации может напрямую влиять на траектории развития современной молодежи и их выбор карьерных и образовательных стратегий, оказывая влияние на формирование социальной идентичности. Крупные университеты и научно-исследовательские институты способствуют развитию приграничного сотрудничества. Актуальность данной тематики также подчеркивается официальными данными статистики, поскольку в 2022 году количество заявок на обучение в Финляндии увеличилось на 10 000 [Сайт Посольства Финляндии], что сподвигло рассмотреть возможные изменения законодательства, касающиеся процедуры поступления иностранных граждан из России. Таким образом, при упрощении процесса получения визы большее количество студентов смогут искать работу во время обучения и даже после его окончания, что, несомненно, окажет колоссальное влияние на жизненные траектории иностранных студентов из России.

В качестве объекта исследования выступает студенческая молодежь Петрозаводского государственного университета, участвующая в программах обмена с Финляндией, как общность, формирующая свою социальную идентичность.

Предметом исследования является влияние обменных программ на социальную идентичность студенческой молодежи.

Целью нашего исследования является изучение влияния сотрудничества приграничных территорий Финляндии и Карелии в области высшего образования насоциальную идентичностьстуденческой молодежи.

Для осуществления данной цели, необходимо выполнить ряд задач:

  1. Проанализировать основные факторы, оказывающие влияние на социальную идентичность;
  2. Выделить ряд основных программ, осуществляющихся в рамках приграничного сотрудничества Финляндии и Республики Карелия; из них представить анализ тех разделов, которые посвящены молодежной тематике;
  3. Рассмотреть возможные траектории студенческой молодежи Республики Карелия, согласно которым они имеют возможность поучаствовать в обменных программах в финских университетах;
  4. Провести анализ отзывов студентов об обменных программах, с целью выявить основные сферы влияния данного социального опыта.

Гипотезой выступит предположение о том, что все студенты, прошедшие опыт участия в обменных программах, преодолевают языковой барьер с представителями других стран и справляются с трудностями межкультурной коммуникации.

Методами исследования выступят анализ интернет-статей, беседа со специалистом в области обменных программ Петрозаводского государственного университета и анализ отзывов студентов об обменных программах в социальной сети ВКонтакте.

Под студенческой молодежью в этой работе следует понимать группу людей, которые находятся на этапе вхождения во взрослую жизнь, выбрав при этом путем своей самореализации обучение в высшем учебном заведении. Также подразумевается, что они принимают активное участие в учебной и научной деятельности, что способствует их профессиональной ориентации. Данное определение было сформировано автором статьи для того, чтобы подчеркнуть особенность жизненного этапа молодых людей, которая связана с переходом на новую ступень обучения в вузе.

Идентичность в данном исследовании понимается как способность индивида быть носителем нескольких социальных ролей, образующий взаимосвязанную систему, находящуюся под влиянием социальной структуры и общества. Такая трактовка также сформулирована автором статьи, поскольку крайне важным стало объединение позиций исследователей структурного функционализма (Э. Гидденс) и символического интеракционизма [Ковалева: 4] (И. Гоффман). Это подчеркивает: во-первых, влияние общественных структур на индивида [Giddens: 214] и, во-вторых, возможность существования у индивида нескольких социальных ролей [Гоффман: 21-25] как системы.

Анализ основных факторов, влияющих на формирование социальной идентичности молодежи

В рамках рассматриваемой тематики необходимо будет начать с небольшого обзора тех базовых факторов, которые оказывают влияние на социальную идентичность молодежи. Для структурирования знания стоит разделить разновидности факторов на две категории – внутренние и внешние. Внутренние факторы – те, что формируются исходя из личностных особенностей и характеристик индивида, а внешние – находятся непосредственно в окружающем индивида социальном пространстве.

Первую категорию факторов составляют следующие: возраст индивида, наличие/отсутствие стигм [Goffman: 24-31] и самосознание индивида. Для данных факторов можно выделить следующие обоснования: студенческая молодежь, переходя на ступень высшего образования, параллельно с этим приобретает новый статус в политической, экономической, межличностной сферах и т. д., а это, в свою очередь, кардинально трансформирует восприятие себя, так как индивид вступает во взрослость и воспринимается другими соответственно, этим тезисом раскрывается возрастной фактор. Во-вторых, стигмы или «ярлыки», характеризующие индивида с позиции окружающих его людей, сказываются на процессе приобщения к общественным практикам, поскольку понимание себя затрудняется или же просто является не таким, как у других. В-третьих, от самосознания напрямую зависит поведение и социальные действия индивида, особенно в ситуациях сложного выбора – однако это, во многом, и определяет приобретаемую социальную идентичность.

Рассмотрев категорию внутренних факторов, можно перейти к обозначению внешних факторов, в их составе: окружающая индивида социальная среда и актуальные макропроцессы, происходящие во всем обществе. В первом случае под окружающей социальной средой подразумевается то социальное пространство, в котором индивид рос и социализировался (пример: семья, родственники, школа и т. д.). Именно эти аспекты ключевым образом влияют на то, какая социальная идентичность будет приобретаться индивидом. Во втором случае стоит выделить актуальные процессы развития информационного общества, которые тесно связаны с процессом унификации культуры, приводящим к утрате старых ценностей и замене их на новые ориентиры. Человек теряет ощущение связи с культурой и своей историей, а они, в свою очередь, связаны с усиленными процессами интеграции рынка во всех своих проявлениях – таким образом появляется чувство неуверенности, неудовлетворенности [Зубок], которое мешает индивиду воспринимать себя как носителя определенных ценностей и идей. Повседневная реальность меняется, а вслед за ней – субъективный мир индивида. Такая тенденция сопровождается риском ухода индивида из социальной реальности в виртуальную [Омельченко: 16], где на первое место встанет сетевая идентичность индивида. Данный фактор является особо актуальным в современной действительности, поскольку такое развитие общества характеризуется нестабильностью. Тогда встает вопрос о гармоничном развитии личности в период социализации и обретения социальной идентичности, поскольку подрастающее поколение формирует их в уже трансформирующемся обществе с его непредсказуемыми поворотами событий, и эти трансформации, несомненно, сказываются на периодах развития современного поколения молодежи [Попова: 43].

Анализ трансграничного сотрудничества Финляндии и Республики Карелия в рамках образовательных программ

Разобрав основные факторы, которые могут повлиять на развитие социальной идентичности личности в молодом возрасте, следует принять во внимание ещё один немаловажный внешний фактор – территориальный. В современных реалиях близость к приграничным с Россией территориями может оказывать существенное влияние на население определенных регионов. В данном случае, стоит подробнее рассмотреть взаимодействие Республики Карелии с Финляндией, поскольку общая граница этих территорий создает определенные условия для образовательной коммуникации во всех ее проявлениях.

Можно говорить о двух направлениях обмена, который осуществляется между рассматриваемыми территориями: обмен человеческими ресурсами, позволяющий молодым студентам проявить себя посредством участия в международных программах; обмен с целью обретения профессиональных навыков, направленный на обретение дополнительных знаний по конкретной специальности. В рамках стратегии Еврорегиона (Республика Карелия) до 2027 года также упоминается важность проверки своих языковых и культурных навыков [Стратегия: 30]. Это крайне актуально в условиях трансграничного сотрудничества, поскольку близость к другой стране увеличивает заинтересованность молодежи в изучении иностранных языков, исторических знаний, культурных практик и других видов просветительской деятельности, позволяющих обрести определенную идентичность в региональном аспекте.

Однако прежде, чем перейти к рассмотрению нового фактора, влияющего на формирование социальной идентичности, стоит более глубоко разобраться в условиях его возникновения. Во-первых, межвузовское взаимодействие способствует повышению статусов самих учебных заведений, поскольку это дает потенциал для интернациональности [Стратегия: 30]  и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Следовательно, можно говорить о том, что такое сотрудничество позволяет укреплять позиции рассматриваемого региона в рамках страны. Во-вторых, распространение информации о возможностях обмена студентами может способствовать:

  • развитию навыков финского и русского языков у студентов для дальнейшего трудоустройства;
  • улучшению коммуникации в профессиональном направлении для развития делового сотрудничества;
  • использованию цифровизации с целью сделать образовательные программы эффективнее;
  • развитию экспорта образовательных услуг [Стратегия: 30].

Таким образом, можно заключить, что на обеих территориях сформирован социальный заказ на развитие трансграничного сотрудничества. Это проявляется как в стремлении молодежи освоить программы для улучшения профессиональных навыков, так и в участии в научно-исследовательской и инновационной деятельности. Данный тезис стоит подкрепить информацией об актуальных программах, которые осуществляются между территориями. Однако, стоит отметить, что указанные программы рассматривают взаимодействие между территориями в целом, но в данном случае также рассмотрена и молодежная сфера в рамках высшего образования:

  1. Программа приграничного сотрудничества Karelia ENI CBC 2014-2020.
  2. Стратегия Еврорегиона Карелия на 2021-2027 гг.

В настоящий момент взаимодействие между территориями возможно лишь с использованием цифровых технологий в связи с пандемией, однако крайне важно акцентировать внимание на том, что сотрудничество между вузами продолжает оказывать влияние на формирование социальной идентичности студентов. Первоначально пандемия оказала влияние на понижение статистики взаимодействия территорий, однако, спустя некоторое время произошла адаптация к новым условиям, и работа смогла продолжаться в дистанционном режиме.

Участники обменных программ, погружаясь в принципиально новую образовательную среду, могут избрать для себя различные способы реализовать полученные знания. Опыт пребывания в другой культуре является мотивирующим и стимулирующим фактором для индивида представить себя специалистом своей области в другой стране, что может стать целью для дальнейшего переезда. Это, несомненно, существенно отразится на той социальной идентичности, которая была сформирована в рамках конкретной социальной реальности. Таким образом, расширятся границы или же трансформируются ценностные и профессиональные ориентации. Отличным от этого может стать такая траектория жизненной самореализации индивида, при которой он обретет некий опыт пребывания в другой стране, что также отразится на человеческом капитале индивида, который он сможет использовать для применения своих знаний и навыков на той территории, где изначально проходил обучение.

Данный анализ позволяет выдвинуть предположение, что близость региона Российской Федерации к иностранному государству может стать мощным фактором, влияющем на социальную идентичность индивида. В первую очередь, это относится к молодежной группе, поскольку ступень обучения в высшем учебном заведении способствует увеличению социальной мобильности за счет развития различных обменных программ и проведения совместных конференций, дискуссий и других мероприятий.

Петрозаводский государственный университет в области программ обмена

Изучение приграничного сотрудничества Финляндии и Республики Карелия в области высшего образования на теоретическом уровне позволяет вывести ряд предположений о том, в каких областях и сферах обменные программы позволяют студентам реализовать себя. Однако, существует необходимость подкрепления этих тезисов эмпирическими данными, полученными методами беседы со специалистом в области программ обмена и анализом отзывов студенческой молодежи об участии в программах обмена.Стоит уточнить причину, по которой в качестве эмпирических данных были взяты именно отзывы студентов, а не иные формы предоставления информации. Самостоятельная рефлексия индивидом по поводу недавно приобретенного социального опыта - крайне ценный источник социологических данных, так как тексты отзывов написаны в свободной форме, и акценты расставлены участниками лично, то есть, не было единого плана, придерживаясь которого были бы высказаны мнения. Дополнительно к этому, отзывы были написаны с небольшим временным отрезком от того, как студенты приняли участие в обменной программе, что показывает преимущества выбранного метода в сравнении с опросом/интервью, где рассуждения о влиянии обменной программы основывались бы на воспоминаниях событий, произошедших год/несколько лет назад. С этим связано увеличение риска потери или изменения данных.

Таким образом, было проведено разведывательное исследование, с целью изучить структуру обменного сектора Петрозаводского государственного университета и выявить основные аспекты, в рамках которых студенты отметили для себя влияние той или иной программы на свою социальную идентичность.

В первую очередь будут рассмотрены положения, представленные специалистом обменного сектора. Здесь важно разграничить существующие инструменты, благодаря которым студент имеет возможность пройти обучение в Финляндии. В данном случае, представляется следующая классификация обменных программ с университетами Финляндии:

  1. Со стипендиями. Примером является программа «North2North», здесь характеристиками выступает выплата студентам стипендии, которая будет оплачивать проживание на территории Финляндии и основные расходы, также обучение на бесплатной основе. Базовыми требованиями является перечень необходимых документов для подачи заявки и формирование заявки.
  2. Без стипендий. В данном случае можно говорить о следующих характеристиках. Обучение – также на бесплатной основе, однако все остальные расходы берет на себя студент. В последние годы увеличилось количество студентов, желающих принять участие в данной программе, что может быть связано и с влияниями пандемии, поскольку студенты имеют возможность проходить бесплатное обучение в другой стране в дистанционном формате (из России).
  3. Самостоятельный поиск университета студентом. Таких студентов также называют freemover (фримуверы), и здесь речь идет тех направлениях обучения, по которым нет совпадений с теми финскими университетами, которые являются партнерами Петрозаводского государственного университета. Поэтому существует возможность самостоятельного поиска подходящего направления, а обменный сектор может оказать поддержку в договоренностях с избранным вузом.

Это рассуждение представляет возможные пути реализации обучения в Финляндии. Далее, процесс участия в обменных программах – динамичен и подвержен влиянию макропроцессов, в связи с этим одной из важных тем, поднятых в ходе беседы со специалистом, были основные тенденции изменений в области обменных программ в период с 2018 по 2022 годы. Из них можно говорить о следующих тезисах, сформулированных на основании статистических данных:

  1. Положительная динамика участия студентов в обменных программах – по данным с 2017 года, здесь рассматривается сравнение показателей в целом по 2021 год, без учета влияния пандемии, которая будет рассмотрена далее;
  2. Спад количества участников в реалиях пандемии в 2020 году – однако далее произошло резкое увеличение статистики, так как появилась возможность дистанционно проходить программы, как находясь в Финляндии, так и из России, через различные платформы дистанционного обучения;
  3. В Финляндию уезжает больше студентов, чем приезжают из Финляндии в Петрозаводский государственный университет (основная причина данной тенденции: в большинстве направлений Петрозаводского государственного университета отсутствуют курсы на английском языке, что затрудняет участие в обучении студентов, не изучающих русских язык самостоятельно или на дополнительных курсах);
  4. В рамках пандемии стало труднее оформлять необходимую документацию для поездки по обмену, однако уже в Финляндии студенты быстро адаптируются к новым социальным условиям. В данном случае стоит обратиться к актуальной информации сайта посольства Финляндии в Москве о высшем образовании Финляндии, где речь шла об упрощении процесса оформления документов для иностранных студентов.

Поскольку по итогам высказывания тенденций с 2017 года было выявлено увеличение статистики участия в обменных программах, необходимо более детально остановиться на данном аспекте и рассмотреть причины, которые могли оказать влияние на статистику, с точки зрения специалиста обменного сектора.

На официальном сайте ПетрГУ достаточно трудно найти необходимую информацию, подробно рассказывающую обо всех возможностях участия в обменных программах, поэтому произошло распространение группы ВКонтакте «Обменные программы ПетрГУ», и благодаря инструментам данной социальной сети (репосты, рекомендации и т. д.), у студентов появилась возможность не только узнать о существовании программ обмена, но и ознакомиться с отзывами тех, кто уже принял в ней участие. В дополнение к этому, социальная сеть позволяет структурировать всю информацию о новостях и изменениях в обменном секторе, поэтому данная тенденция имеет весомые основания для дальнейшего развития.

Следуя из вышесказанного, видна необходимость анализа отзывов студентов в группе, что позволит выявить общие положения, которые в наибольшей степени оказали влияние на их социальную идентичность. После первичного ознакомления с базой отзывов студентов, были выделены те из них, которые посвящены именно пребыванию в Финляндии. Общее их количество с 2019 года (год, когда появились публикации об отзывах) составило 14. Исходя из анализа выделенных отзывов получились следующие оси, присутствующие в каждом из высказываний студентов об участии в обменных программах:

  1. Уникальность опыта пребывания в другой стране;
  2. Общение с представителями разных культур;
  3. Погружение в культуру другой страны;
  4. Получение ценных знаний в научной/учебной деятельностях;
  5. Различие систем высшего образования Финляндии/России;
  6. Преодоление языкового барьера;
  7. Большое влияние на жизненный опыт в целом.

Все эти аспекты были представлены в разных формулировках и вариациях, однако суть основных направлений влияния на социальную идентичность можно проследить отчетливо, поскольку каждый из студентов, попадая в принципиально новое социальное пространство, говорил об одних и тех же внутренних изменениях. Здесь же стоит учитывать то, что студенты обучались на разных направлениях и в различных университетах Финляндии, но даже эта разница позволила проследить общую структуру среди всех отзывов.

Заключение

Стоит резюмировать полученные результаты тем, что студенты Петрозаводского государственного университета, попадая в новую социальную среду и, получая в ней образование, нашли себя в различных сферах деятельности: наука, учеба, спорт и т. д. При этом, налаженная межкультурная коммуникация с другими студентами позволила говорить об опыте участия в обменных программах как об уникальной возможности реализации себя как студента и будущего профессионала в различных направлениях обучения. Также студентам удается успешно преодолевать тот языковой барьер, который, как правило, присутствует при коммуникации носителей разных языков. Это подтверждает гипотезу, выдвинутую во введении данного исследования, и подчеркивает важность территориальной близости Республики Карелия к Финляндии как фактора, влияющего на социальную идентичность студентов.


Список литературы

Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. ст. А. Д. Ковалева. Москва: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. 304 с.

Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. Москва: ИСПИ РАН; НИЦ при Ин-те молодежи, 1998. 141 с.

Ковалева А. И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации // Москва: Московский гуманитарный университет: Знание. Понимание. Умение, 2019. № 4. 15 с.

Омельченко Е. Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. № 4. С. 151—182.

Попова В. В. Проблемы формирования социальной идентичности молодёжи (теоретические подходы) // StudArctic Forum. 2021. № 3 (23). С. 38—45.

Программа приграничного сотрудничества «Карелия»: совместный программный документ 2014-2020 / 2015. 84 с.

Сайт Посольства Финляндии в Москве о высшем образовании в Финляндии [Электронный ресурс] Режим доступа: https://highereducationfinland.fi/ (дата обращения: 16.03.2022)

Стратегия Еврорегиона Карелия на 2021—2027 гг. / 2020. 100 с.

Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3—4. 24 с.

Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambr., 1991. 256 p.

Goffman E. Stigma and social identity / Deviance and Liberty: Social Problems and Public Policy, 2018. С. 24—31.



Просмотров: 1119; Скачиваний: 404;