Начать, пожалуй, необходимо с литературы. Важно отметить, что на данный момент существует всего лишь несколько кратких публикаций, посвященных жизни Лаури Летонмяки. Детального исследования до сих пор нет. Основной литературой, использованной для работы с жизнеописанием, являются статьи Ю. И. Дюжева [Дюжев], У. Руханена[Руханен] на русскоми статья КирсиКеравуори [Keravuori] на финском языке. Представленные работы — это практически все более или менее значимые биографические работы, посвященные жизни Летонмяки. Многая информация в статьях повторяется. Хотя стоит отметить, что в работах У. Руханена и К.Керавуори присутствует уникальная информация, которой нет в других публикациях. В целом, заметно, что биографической информации недостаточно.
Перейдём к биографии. Родился ЛауриЛетонмяки 22 декабря 1886 года в Тампере в семье капитана парохода. Как писал сам Летонмяки, его мать «происходила из работниц текстильной фабрики» [Автобиография...]. В 1903 году он закончил среднюю школу и поступил в Университет Хельсинки на историко-филологический факультет, но обучение не завершил. Лаури принимал активное участие в революционных событиях 1905 года — состоял в Красной гвардии.
ЛауриЛеонмяки начал свою журналистскую деятельность в родном городе: он писал и переводил стихи для социал-демократического народного журнала. В 1911 г. 6 месяцев провёл в тюрьме [Анкета...]. В 1911-1912 гг. он работал главным редактором социал-демократической газеты «Раявахти», выходившей в Сортавале, до этого также сотрудничал с несколькими региональными социал-демократическими изданиями Финляндии. В 1913 г. Летонмяки был избран депутатом сейма Финляндии от социал-демократической партии.
После Октябрьской революции в России, 9 ноября 1917 г. в Финляндии был создан Центральный революционный совет рабочих, в члены которого избрали и Лаури. В преддверии начала гражданской войны (революции) в январе 1918 г.Летонмяки был избран секретарем исполнительного комитета Социал-демократической партии. «Он был одним из радикалов партии, открыто выступая за революцию» [Keravuori : 1]. ЛауриЛетонмяки участвовал в революции в Финляндии в 1918 г. Входил в революционное правительство — Совет народных уполномоченных — в качестве народного уполномоченного по делам юстиции.
«Политическая линия Летонмяки была явно более радикальной, чем линия старого партийного руководства, и он явно выступал за переход к социализму как в своих публичных выступлениях, так и в дискуссиях в Совете народных уполномоченных. Он критиковал революционное правительство за то, что оно довольствовалось разработкой законов и прокламаций, не проводя реальных реформ, и призывал двигаться по «пути экономической революции»[Keravuori : 1].
После высадки десанта немецких войск Совет народных уполномоченных переехал в Выборг. В Выборге Летонмяки отвечал за организацию эмиграции беженцев в Советскую Россию. После поражения в Гражданской войне вместе с многими другими «красными финнами» ЛауриЛетонмяки эмигрировал сначала в Швецию, а затем в Советскую Россию. Он прибыл в Петроград 25 апреля 1918 г.
Летонмяки вступил в РКП(б) в августе 1918 г. Участвовал в создании коммунистической партии Финляндии в Москве в 1918 г., был избран в Центральный Комитет. Затем, в 1919-1920 гг. участвовал в подпольной партийной работе в Финляндии и Швеции, будучи членом Центрального Комитета по делам беженцев, организовывал быт финских эмигрантов в Петрограде. Летонмяки занимался журналистской работой. Он не отвергал своих радикальных взглядов и призывал рабочих к революционной борьбе, не оставляя надежд на успех революции в Финляндии. В 1922 г. стал преподавателем в недавно созданном Петроградском филиале Коммунистического университета национальных меньшинств Запада.
В 1923 г. Летонмяки переехал в советскую Карелию. Работал преподавателем истории и обществознания в финском педагогическом техникуме. Был редактором газеты «PunainenKarjala» в 1926-1931 гг. В 1924 г. ЛауриЛетонмяки был назначен главой финского отделения Бюро агитации и пропаганды западноевропейского секретариата Коминтерна. Он участвовал в организации Карельской ассоциации пролетарских писателей (КАПП) в 1926 г., перевёл на финский и опубликовал первый сборник стихов советских поэтов «Советская поэзия» в 1931 г. Работал главным редактором отдела политической литературы издательства «Kirja».
В сентябре 1930 г. Совнарком КАССР принял постановление «Об организации Карельского научно-исследовательского (комплексного) института — КНИИ». Первым директором КНИИ стал глава правительства Карелии Э. А. Гюллинг[Филимончик : 145]. Работа историко-революционной секции была в первую очередь направлена на изучение революции и гражданской войны[Artola Korta : 141]. С. Н. Филимончиктак характеризует деятельность Летонмяки в КНИИ: «В историко-революционной секции Карельского НИИ активно работали участники Финляндской революции 1918 г. Э. А. Хаапалайнен (в 1918 г. - главнокомандующий Красной гвардии и уполномоченный по внутренним делам в рабочем правительстве Финляндии) и Л. М. Летонмяки (член революционного правительства, нарком юстиции в том же правительстве). Они организовали сбор документов и воспоминаний по истории революции и гражданской войны в Финляндии и Карелии, собрали более 600 биографий активных участников этих событий. В 1932 г. вышел в свет на русском и финском языках сборник воспоминаний и очерков «В боях за Советскую Карелию». В него вошли статья Т. Антикайнена, материалы конференции красных партизан, воспоминания о боевых действиях под Петрозаводском, Олонцом, в Заонежье»[Филимончик : 146].
В своих публикациях Летонмяки часто затрагивалсложный национальный вопрос. Он резко осуждает и критикует политику русификации в Карелии и Финляндии. Он считает, что вхождение Карелии в состав Советского союза, и её свобода от власти белой Финляндии спасло карельский народ от финнизации Карелии и уничтожения карельской национальной культуры[Апелляция...].
Осенью 1935 г. в республике началась обвинительная кампания, направленная в первую очередь на финнов. «С открытием 29 сентября V пленума Карельского обкома стало ясно, что «охота на ведьм» началась... В постановлении пленума отмечалось, что «руководство обкома во главе с Ровио оказалось на поводу у националистических элементов, тяготеющих в сторону буржуазной Финляндии». Звучали уже серьезные политические обвинения в адрес финнов, занимавших ответственные посты". Сигнал к разгрому «финских буржуазных националистов» был дан» [Такала : 64].
В ноябре 1935 г. карельский областной комитет ВКП(б) обвинил сотрудников издательства «Kirja» в серьезных ошибках в «реализации ленинской национальной политики». В окружении Летонмяки начались задержания [Keravuori: 3]. ЛауриЛетонмяки был исключен из партии за связь с финскими буржуазными националистами. На фоне этого он вскоре покончил жизнь самоубийством.
Вообще по поводу исключения ЛауриЛетонмяки из партии возникают вопросы. Насколько обоснованы были обвинения? Были ли обвинения персонифицированы, или Летонмяки попал под «горячую руку»?
Судя по апелляции Л. М. Летонмяки на решение обкома ВКП(б) о его исключении из партии (17 ноября 1935)[Апелляция...] и сообщению Карельского обкома ВКП(б) секретарю ЦК ВКП(б) Н. И. Ежову, секретарям Ленинградского обкома ВКП(б) А. А. Жданову и М. С. Чудову о причинах самоубийства Л. М. Летонмяки (20 ноября 1935 г.) [Сообщение...] основные обвинения были выдвинуты в адрес руководства издательства «Kirja». ЛауриЛетонмяки же вменяли в вину непротивление буржуазно-националистическому руководству и активную националистическую работу. Его «не могли отделить от националистической группы… проявлявшей национализм на практике, увязывая, а не борясь против него»[Апелляция...].
Тяжело только на основе этих документов сказать, насколько обвинения были обоснованы. Летонмяки сам в апелляции признает многие свои ошибки. Но очень важно здесь то, что ответа на свою апелляцию Лаури так и не дождался (и, вероятно, даже не планировал ждать), покончив жизнь самоубийством. В сообщении Карельского обкома ВКП(б) говорится: «19/ХIс.г. т. Летонмяки утром вручил жене отпечатанную на машинке на финском языке апелляцию Областному Комитету о восстановлении в рядах партии и попросил ее снести в Обком. В то время, когда жена ушла из дома по его поручению, он, пользуясь тем, что в квартире никого не осталось, повесился»[Сообщение...]. Стоит отметить, что рассматриваемая апелляция датируется 17 ноября и написана она на русском, в сообщении обкома же говорится о том, что апелляция была напечатана 19 ноября и на финском языке. Такая путаница не очень понятна — оба документа адресованы Областному Комитету. Неясно, зачем было писать две апелляции на разных языках, причём первую на русском, а вторую на финском. Либо документа действительно было напечатано два, либо возникла какая-то путаница. В любом случае, последние дни ЛауриЛетонмяки представляются нам очень расплывчато и требуют пристального документального изучения (как, в общем-то, и другие периоды его жизни).
Так или иначе, ответ на апелляцию Летонмяки вряд ли видел. Возможно, он писал её в состоянии аффекта. Можно предположить, что исключение из партии, которой он посвятил всю жизнь, воспринималось им как самое настоящее предательство. Естественно, что пытался оправдать своё имя, при этом признавая свои ошибки (даже если таковых не было), чтобы увеличить шанс положительного решения обкома, а затем резко изменил своё решение. Возможно, этот документ — что-то вроде последнего слова, в котором он хотел снять вину со своего имени. В любом случае, все эти рассуждения абстрактны и доказывают только то, что документу нельзя верить беспрекословно. А значит, пока нельзя однозначно сказать, насколько ЛауриЛетонмяки был виновен во вменяемых ему проступках и был ли виновен вообще.
«Всего за 1935 г. из числа исключенных из ВКП(б) финнов органами НКВД было репрессировано свыше 40 человек, около 50 находились в розыске, примерно столько же подлежало выселению с территории Карелии» [Такала : 65]. Эти события произошли за два года до начала массовых репрессий. «В конце 1936 – начале 1937 гг. действительно наступила некоторая передышка в борьбе с буржуазными националистами, но это было затишье перед бурей»[Такала : 67].
В 1937 г. была арестована и расстреляна супруга Лаури — Мария Летонмяки. «Окончательные итоги по результатам массовых операций 1937-38 гг. подводить пока рано. Если исходить из того, что к 10 августа 1938 г. было арестовано и уже осуждено(как говорится в документах) 9536 человек, в том числе 3189 финнов…, то работа Особой тройки увеличила количество репрессированных финнов в 1,5 раза, до 4688 чел. Впрочем, абсолютные цифры еще будут уточнятся, поэтому гораздо проще говорить о процентном соотношении арестованных по массовым операциям, что, на наш взгляд, уже не претерпит серьезных изменений» [Такала : 91]. Как отмечает И. Р. Такала, репрессии в отношении карельских финнов достигли очень больших масштабов. По сути, репрессии 1937-38 гг. — конец эпохи «красных финнов» в Карелии.
Судьба Лаури Летонмяки затерялась в этом вихре. Советские авторы практически не цитировали его исторические публикации, не существует более или менее крупных публикаций, посвященных персоне или творчеству Летонмяки. Мы считаем, что его наследие и биография требуют более глубоких исследований.
Список литературы
Автобиография Л. М. Летонмяки. [1923-1925 гг.]. // Красные финны в Карелии [сайт]. URL: http://www.rkna.ru/exhibitions/krfin/persons/letonmaki/letonmaki.php (дата обращения: 08.05.2021).
Апелляция Л. М. Летонмяки на решение обкома ВКП(б) о его исключении из партии. 17 ноября 1935 г. // Красные финны в Карелии [сайт]. URL: http://www.rkna.ru/exhibitions/krfin/persons/letonmaki/letonmaki.php (дата обращения: 08.05.2021).
Летонмяки Лаури Матвеевич // Дюжев Ю. И. Писатели Карелии: биобиблиографический словарь. Петрозаводск: Острова, 2006. - с. 184 — 186.
Руханен У. Летонмяки Л. // В вихрях века: Воспоминания и очерки. Петрозаводск, 1991. С. 239—244.
Сообщение Карельского обкома ВКП(б) Н. И. Ежову, секретарям Ленинградского обкома ВКП(б) А. А. Жданову и М. С. Чудову о причинах самоубийства Л. М. Летонмяки. 20 ноября 1935 г. // Красные финны в Карелии [сайт]. URL: http://www.rkna.ru/exhibitions/krfin/persons/letonmaki/letonmaki.php (дата обращения: 08.05.2021).
Такала И. Р. Финны в Карелии и в России: история возникновения и гибели диаспоры. Санкт-Петербург : "Журнал "Нева"", 2002. 128 c.
Филимончик С. Н. Научные исследования в Карелии в 1920-1930-е годы // Емельяновские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 24–25 апреля 2009 года. Курган: Курганский государственный университет, 2009. С. 144—146.
Artola Korta, M. Science and academic research in Soviet Karelia: the history of the Karelian research Institute (1930-37) // Nordic and Baltic Studies Review. 2020. No 5. P. 134—153.
Keravuori K. Letonmäki, Lauri (1886 - 1935) // Kansallisbiografia. URL: https://kansallisbiografia.fi/kansallisbiografia/henkilo/5623 (дата обращения: 03.05.2021).