T. 7, № 1. С. 87–100.

Юриспруденция

2022

Научная статья

УДК 34

pdf-версия статьи

Медведева
Валентина Сергеевна

магистратура, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
medvedeva0052@mail.ru

Цифровая трансформация процедуры торгов

Научный руководитель:
Туманов Роман Викторович
Рецензент:
Шлямина Анастасия Алексеевна
Статья поступила: 16.01.2022;
Принята к публикации: 15.02.2022;
Размещена в сети: 05.04.2022.
Аннотация. Предложенное в статье описание цифровой трансформации процедуры торгов обусловлено всеобщим распространением цифровых технологий, в частности, в институте организации и проведения торгов в электронном виде. Целью приведенного в статье анализа является определение вносимых в отдельные нормативные правовые акты изменений, касающиеся введения процедуры электронных торгов, по результатам которых была установлена необходимость систематизации законодательного регулирования механизма электронных торгов и установления единого концептуального подхода. Помимо метода исследования действующего законодательства автором разобраны появляющиеся споры между участниками и организаторами электронных торгов, разрешение которых отражено в позициях антимонопольного и судебных органов.
Ключевые слова: электронные торги, процедура торгов, цифровая трансформация

Для цитирования: Медведева В. С. Цифровая трансформация процедуры торгов // StudArctic forum. 2022. T. 7, № 1. С. 87–100.

Ещё несколько десятилетий назад простое слово «цифра» понималось как знак, обозначающий число. Ввиду развития и внедрения новых цифровых технологий, появлялись, например, цифровые снимки, аудио- и видеозаписи, цифровой сигнал пришел на смену аналоговому. Сейчас всё чаще и чаще мы слышим словосочетание «цифровая трансформация», которое фактически указывает на процесс перехода к цифровой экономике. Базовый процесс перехода к новым цифровым технологиям дополняется новыми принципами управления государственно значимыми, деловыми и общегражданскими процессами. Текущие и грядущие изменения так или иначе затрагивают практически все сферы жизнедеятельности каждого человека.

Необходимо отметить, что переход от аналоговых к цифровым технологиям является отличительным признаком третьей промышленной революции, фактически начавшей развиваться в конце XX века. В этот период большим информационным прорывом стала доступность для простых пользователей информационно-вычислительной техники, компьютерного оборудования и, что особо значимо, сети Интернет. Это стало своеобразным трамплином для цифровизации не только производственных процессов, но и всех остальных сфер жизнедеятельности гражданского общества.

Старт развития получила IT-индустрия. Одновременно начали появляться и модернизироваться уже ставшие привычными для нас её элементы (сотовая связь и мобильные телефоны), отмечается большой охват различных устройств и покрытие пространства сетью Интернет. Наличие различных поисковых систем обеспечило простых пользователей удобным доступом и быстрым получением необходимой информации. Электронная почта и иные мессенджеры обеспечивают мгновенный обмен сведениями. Онлайн-торговля сократила для продавцов и покупателей потери и риски различного характера.

В 2016 году в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на развитие технологий и назвал цифровую экономику экономикой нового технологического поколения.

В 2017 году Высший Евразийский экономический совет в своем решении отразил основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, определив, что государства-члены Союза самостоятельно прорабатывают инициативы, а также разрабатывают, формируют и реализуют национальную политику в сферах цифровизации экономики, связи и информатизации, реализуют национальные мероприятия по развитию цифровой повестки [Решение Высшего Евразийского экономического совета].

В связи с введением и эффективным развитием в России цифровизации (внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности), в гражданско-правовое поле, в частности, вошли понятие и процесс формирования механизма проведения торгов в электронной форме, которые по своей сути являются формой оказания услуг.

История развития механизма электронных площадок в России начинается с конца XX века и высокими темпами развивается по настоящее время. К 2001 году в России по данным консалтинговых компаний уже насчитывалось более 50 действующих электронных площадок торговли. Большинство из них было создано в сфере металлургической промышленности и в топливно-энергетической отрасли.

Совершенствование этого механизма, как было отмечено выше, неразрывно связано с развитием IT-технологий, нарастанием бизнес-идей, средств коммуникации. Как правило, «гиганты рыночных отношений» заинтересованы в использовании новейших технологий и практически являются первопроходцами и применителями не только каких-либо технических разработок, но технологических решений, управленческих процессов и их синтеза, требующего формирования нового нормативно-правового регулирования.

Одной из ведущих торговых электронных площадок, созданной в России еще в 2002 году, является В2В-Center, которая включает в себя более 30 отдельных отраслевых электронных площадок, работающих в крупных секторах различных сегментов страны.

Несомненно, для крупного сектора какой-либо отрасли работа на ведущих площадках удобна и эффективна и предоставляет большие возможности соответствовать корпоративным стандартам и особенностям различных видов закупок. Более того, в указанной сфере для крупных игроков закупки являются уже частью системы снабжения участников бизнеса. Помимо отдельных желаний что-то продать или купить выстраивается многоуровневая и взаимосвязанная система, комплексный подход участия в системе рыночных отношений. Для обеспечения контроля над указанной системой человеческих способностей уже недостаточно, поэтому появляются целые комплексы аналитики больших данных, требующие внедрения передовых технологий и цифровизации деловых процессов.

Одним из лидеров рынка электронных закупок является электронная торговая площадка «Фабрикант» - федеральная электронная торговая площадка, которая специализируется на проведении государственных и муниципальных закупок. В своем арсенале данная торговая площадка имеет инструмент настройки закупочных процедур, базирующийся на приоритетах интересов заказчика.

Также имеются и системы для проведения электронных торгов по закупкам, предназначенные для небольшого объема государственных заказов, осуществляемые на основе предложения поставщиков. К таким относится единый агрегатор торгов «Березка», предназначенный для осуществления госзакупок, определенных законодательством о контрактной системе, в сфере закупок товаров, работ и услуг объемом до 500 тыс. рублей.

Возможность проведения торгов в электронной форме отражена положениями пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), однако его нормы не содержат регламентированного описания процедуры электронных торгов; следовательно, электронные торги по форме проведения не должны содержать принципиального различия от формы проведения торгов иных видов. По смысловому значению электронные торги имеют свой определенный механизм их проведения, однако достигаемая для участников данного процесса цель остается неизменной — заключение сделки по результатам проведения торгов. Неизменным остается и общий подход регулирования гражданских правоотношений в рамках организации и проведения торгов.

Система электронных торгов используется более чем в 40 отраслевых законах, при этом в некоторых из них электронные торги носят установленный обязательный характер. Это означает, что альтернатива проведения торгов в обычной форме отсутствует и не может быть использована.

Следует учитывать специфику организации электронных торгов в отраслевом значении, выраженную в обязательности проведения аукционов с помощью электронной площадки. Так, подобная специфика относится, например, к сфере обязательных закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

К примеру, обязательность проведения аукциона в электронной форме предусмотрена положениями Федеральных законов от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ), от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ). В соответствии с указанными нормативными правовыми актами утвержден перечень товаров, работ и услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.

Нормативные предписания в части проведении электронных торгов закреплены и в ином отраслевом законодательстве. Так, например, положениями Лесного кодекса РФ, в частности статьи 80, определено, что аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений за некоторым исключением, определенным Законом, проводится в электронной форме.

Также, в соответствии с пунктом 7 статьи 110, пунктом 3 статьи 111 Федерального закона от 26.12.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон от 26.12.2002 № 127-ФЗ) определен перечень имущества, торги по продаже которого проводятся в электронной форме. К такому имуществу относится, например, крупные объекты в виде предприятий, объектов недвижимости, ценные бумаги и имущественные права, имущество, обремененное залогом, либо вещи, рыночная стоимость которых может превышать полмиллиона рублей. Также указанной нормой Закона поименованы и предметы, имеющие историческую или художественную ценность, и иное.

Торги по реализации предприятия в рамках процедуры банкротства проводятся в электронной форме в соответствии с приказом Министерства экономического развития России № 495 от 23 июля 2015 года.

Примечательно, что с 1 июня 2019 года законодатель установил нормативные предписания и обязал государственные органы продавать государственное и муниципальное имущество, выбирая электронную форму продажи. При этом для получения регистрации на электронной площадке Правительством Российской Федерации установлены единые правила регистрации претендентов на покупку приватизируемого имущества, а также определены специальные требования как к операторам электронных площадок, так и к функционированию последних.

Положения Земельного кодекса РФ закрепляют проведение электронного аукциона по предоставлению в собственность, либо на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В данном случае следует обратить внимание, что это касается только участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Тема применения электронных торгов в гражданском обороте, а равно внедрение и распространение новых технологий в устоявшихся отраслях гражданского законодательства, выстроили новую ступень функционирования гражданского сообщества в рамках цифрового пространства. В свою очередь, различные отрасли цифровой экономики требуют соответствия мировым тенденциям и разработкам, в том числе, в правовом аспекте.

Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 в целях развития цифровой экономики в нашей стране задана Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, а также Правительством РФ принято Постановление от 2 марта 2019 г. № 234, устанавливающее систему управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Ершов, 2019].

Как отмечалось ранее, первое и единственное законодательное упоминание об электронных торгах в России отражено положениями Федерального закона от 08.03.2015 № 42, внесшим изменения в часть I ГК РФ, имея ввиду абзац 1 пункта 4 статьи 447 ГК РФ. Вместе с тем общей унификации по процедуре организации и проведению торгов в электронном формате с точки зрения нормативного регулирования не проводилось.

Унификация проведена в отраслевом аспекте отечественного законодательства, её результатом послужило внесение изменений в некоторые нормативно-правовые акты в части организации и проведения торгов.

Министерством экономического развития России была сделана попытка систематизации законодательного регулирования механизма электронных торгов, а именно в 2019 году разработан концептуальный подход в виде Проекта Федерального закона «Об электронных торгах в Российской Федерации», предусматривающий нормативное закрепление отношений, связанных с организацией и проведением конкретно торгов в электронной форме, попыткой создания единых правил регулирования электронных торгов, введения универсальной процедуры для всех видов торгов с учетом особенностей в рамках отраслевого законодательства.

В юридической литературе по этому законопроекту имеется ряд статей, указывающих на наличие в Проекте дефектов координирования и упорядочивания текста, дефектов юридической техники, отсутствия единообразия в толковании и применении терминов торгов и пр. Проект до настоящего времени не обрел официального статуса закона и не внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Чтобы оценить значимость и эффективность торгов в электронной форме, рассмотрим механизм и порядок их проведения.

Электронные торги могут проходить в виде аукциона или конкурса (статья 447 ГК РФ), закрытые или открытые по форме, в зависимости от критериев их проведения. C учетом правовой природы и специфики реализуемого имущества определяется порядок проведения электронных торгов. Общие требования к торгам установлены статьями 447 и 448 ГК РФ. Положениями Федеральных законов от 26.12.2002 № 127-ФЗ и от 21.12.2001 № 178-ФЗ предусмотрен отдельный вид торгов, такой как публичное предложение.

Также проводить электронный аукцион нужно, если необходимо организовать и провести закупку товаров в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ, при этом обязательным для проведения аукциона является условие включения требуемых товаров, работ или услуг в специальный утвержденный на федеральном или региональном уровне аукционный перечень. При этом в аукционный перечень могут входить не все виды работ, услуг, продукции. В случае если в предмет закупки содержит как товары (работы, услуги) из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, и отсутствующие в нем, то в обязательном порядке требуется проводить электронный аукцион [Письмо ФАС России].

В рамках Закона от 26.12.2002 № 127-ФЗ электронные торги по продаже, например, предприятия должника (имущественного комплекса), недвижимого имущества, имущества, обремененного залогом, имущественных прав и ценных бумаг, и т.д. могут проводиться как в виде аукциона, так и в форме конкурса. Выбор организатором торгов порядка и условий реализации имущества призван, в первую очередь, обеспечить продажу имущества должника по наиболее высокой цене, в том числе обеспечив привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Согласно позиции антимонопольного органа, изложенной в письме ФАС России от 11.01.2016 № ИА/90/16 «О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения», в земельном законодательстве отсутствует возможность проведения конкурса как одного из видов торгов.

Организационный порядок и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ. В свою очередь, статья 39.13 ЗК РФ регламентирует порядок проведения электронного аукциона. Казалось бы, организатор торгов вправе выбирать форму проведения аукциона (электронные или неэлектронные). Вместе с тем, согласно части 4 статьи 39.13 ЗК РФ порядок проведения аукциона в электронной форме в данном случае устанавливается федеральным законом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации применяются со дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок проведения аукционов в электронной форме по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем на текущем временном отрезке устанавливающий порядок проведения электронного аукциона федеральный норматив не принят, следовательно, проведение торгов в электронной форме невозможно в силу закона. Соответственно и положения статьи 39.13 ЗК РФ в данном случае не применимы. Данные выводы отражены в решениях ряда территориальных управлений антимонопольного органа [Решение Ростовского УФАС России; Решение Псковского УФАС России; Решение УФАС России]

Обратные же выводы содержатся в иных решениях [Решение Ленинградского УФАС России; Решение Московского областного УФАС России], в которых Антимонопольной службой указано, что проведение аукциона в электронной форме с учетом положений статей 39.11 и 39.12 ЗК РФ не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы участников торгов, не ограничивает конкуренцию.

Подобные разночтения в законодательстве приводят к обращениям в орган, осуществляющий надзор по защите конкуренции, и имеется судебная практика по отмене решений надзорных органов. Так, в соответствии с Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2021 N Ф08-6126/2021 по делу N А53-31483/2020 суд отменил ранее вынесенные решения Арбитражного областного и апелляционного судов в части отказа в признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы области о признании организатора торгов, проводившим торги в электронной форме, нарушившим процедуру проведения торгов в части определения порядка проведения аукционов в электронной форме по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Напротив, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2021 N Ф08-3845/2021 по делу N А53-22181/2020 решения нижестоящих судов оставлены без изменений. Антимонопольный орган не доказал, что форма проведения аукциона в электронном виде привела к ограничению конкуренции, отсутствие нормативно закрепленного порядка проведения торгов в электронном виде свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Негативных последствий для участников торгов электронная форма проведения аукциона не принесла.

Также необходимо привести позицию, отраженную в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, согласно которой любые торги должны создавать здоровую конкуренцию, не ущемляя прав и возможностей участников процесса. При этом на организатора торгов, проводимых в электронной форме, возлагается обязанность обеспечить равный доступ всех лиц к участию в них, в том числе свободное, бесплатное и бесперебойное функционирование электронных и информационных систем. Таким образом, следует вывод, что при нарушении механизма работы системы утрачивается основной принцип торгов — конкурентоспособность.

Еще одним примером проведения торгов исключительно в электронной форме является реализация обращенного в собственность государства имущества, вещественных доказательств, стоимость за единицу либо партию однородных товаров которых по оценке специалиста составляет более 10 тыс. рублей. В этот перечень попадает реализация вещественных доказательств в рамках уголовного дела, срок реализации которых более двух месяцев [Постановление Правительства РФ «О реализации имущества…»].

В свою очередь, организатор торгов в целях организации соответствующего аукциона привлекает оператора электронной площадки. Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р утверждены перечни операторов электронных площадок и операторов специализированных электронных площадок, в том числе для закрытых конкурентных закупок. Операторами электронных площадок определены юридические лица (ООО, ОАО, ЗАО).

В качестве примера можно привести ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа», являющееся оператором закрытой конкурентной закупки в рамках Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 .

Законодатель определил, что операторами электронный площадки дозволено быть юридическому лицу, а равно в отраслевом аспекте и физическому лицу в качестве индивидуального предпринимателя. При этом данное лицо должно соответствовать единым и специальным требованиям, установленным законодательными актами Правительства РФ, и пройти государственную регистрацию, осуществляемую в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Само понятие электронная площадка — это не что иное, как набор технических и программных средств, представляющих собой единый комплекс программно-аппаратного обеспечения, включающего в себя устройства обработки и сбора информации, специализированного программного обеспечения. Иными словами, электронная торговая площадка представляет собой интернет-ресурс, позволяющий совершать сделки купли-продажи между продавцом и покупателем в информационном пространстве. Доход электронной торговой площадки, как правило, формируется за счет комиссии со сделок (плата с победителя аукциона). Как говорилось ранее, электронные торговые площадки используют крупнейшие компании Российской Федерации разных отраслей экономики страны, например, Государственная корпорация «Росатом», ПАО АНК «Башнефть», АО НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Башкирская электросетевая компания», ООО «Трансстрой» и т.п.

Следует сказать, что действующих электронных площадок на территории РФ значительное количество. Электронные торговые площадки создаются с помощью профессиональных электронных торговых систем, таких как, например, ЛотЭксперт Pro, ЛотЭксперт SRM, обеспечивающих полный спектр профессиональных торговых инструментов, специализированных и отраслевых решений для всех видов электронных торгов.

Электронные торговые площадки условно можно разделить на несколько видов.

1. Электронные торговые площадки для размещения государственного заказа (закупки). К таким площадкам относятся электронные торговые площадки федерального, местного значения или площадки B2G. Площадки действуют исключительно по регламенту, определенному законодательством Российской Федерации[3], приказом Минэкономразвития РФ от 26.10.2009 N 428, утверждающим Порядок отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме, и в пределах Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Отбор электронных площадок для государственных и муниципальных закупок осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (ФАС России) сроком на пять лет.

Перечень таких электронных площадок установлен: Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Национальная электронная площадка, ЭТП Группы Газпромбанка, АГЗРТ (Закупочный модуль бюджетных закупок), ЕЭТП (Росэлторг), Российский аукционный дом, ТЭК-Торг.

2. Электронные торговые площадки для размещения заказов в рамках действия положений Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, регулирующих порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц Российской Федерации.

3. Электронные торговые площадки для негосударственных компаний (коммерческих организаций), создаваемые для нужд определенного предприятия (как правило, для крупных компаний определенного спектра продукции) или для поставщиков многопрофильного уровня.

Так, электронная торговая площадка Газпромбанка - межотраслевая торговая площадка для проведения закупок предприятий Группы «Газпром», является корпоративной секцией клиентов АО «Газпромбанк».

4. Электронные торговые площадки для отдельного спектра отраслевого законодательства, применяемые в рамках специальных нормативных правовых актов РФ и прошедшие аккредитацию по направлениям деятельности.

В ходе применяемых в деле о банкротстве процедур для организации и проведения торгов в электронном виде при реализации имущества (предприятия) должников определённые требования предъявляются как к организатору торгов, так и оператору электронной площадки.

Одним из таких требований является членство электронной торговой площадки в саморегулируемой организации операторов электронных площадок (далее – СРО), а вместе с тем соответствие оператора электронной площадки и используемой им для проведения торгов в электронной форме электронной площадки, в том числе технологических, программных, лингвистических, правовых и организационных средств проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требованиям, установленным в соответствии с Законом от 26.12.2002 № 127-ФЗ. C 1 июля 2015 года вступили в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», согласно которым членство операторов электронных площадок в СРО является обязательным условием функционирования электронной торговой площадки в рамках указанной деятельности.

Именно с оператором электронной площадки арбитражный управляющий заключает договор о проведении торгов при продаже имущества должника. В свою очередь, прерогативой выбора электронной площадки является только арбитражный управляющий.

Торговые платформы проводят торги в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России № 495.

Для организации электронных торгов организатору торов необходимо пройти регистрацию и аккредитацию на электронной торговой площадке, при этом соблюдая правила регистрации, а также обеспечив наличие усиленной квалифицированной электронной подписи и соответствующих документов. Аккредитацию (соответствие требованиям, установленным оператором электронной площадки) на электронной площадке можно получить, соблюдая порядок, установленный оператором электронной площадки.

Электронная цифровая (усиленная квалифицированная) подпись является инструментом идентификации лица, осуществляющего действия на электронной торговой площадке, без его личного присутствия в процессе торгов. Такой инструмент может получить как юридическое, так и физическое лицо.

Наличие электронной цифровой подписи обязательно при прохождении регистрации (аккредитации) на площадке в качестве организатора торгов или участника, подаче заявок, регистрации новых торгов на электронной площадке и внесении данных или загрузке документов в регистрационные данные личного кабинета.

При этом с 1 июля 2021 года юридические лица, а равно лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, индивидуальные предприниматели и нотариусы могут получить квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы России бесплатно. Срок действия электронной подписи имеет ограничение и, как правило, действует один год.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес Интернет-сайта государственной информационной системы для размещения информации по проведению торгов, в частности, о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (на право заключения договора аренды земельного участка), о проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории, о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, о проведении торгов по реализации арестованного в рамках исполнительного производства имущества должника, реализации обращенного в собственность государства имущества и т. д.

Так, официальным сайтом РФ для размещения информации о проведении торгов в электронной форме является информационный сегмент https://torgi.gov.ru. С 01.01.2022 доступна новая версия интернет-платформы официального сайта РФ https://new.torgi.gov.ru для размещения информации в части проведения торгов в электронной форме по отдельным видам торгов (аренда и продажа земельных участков, продажа (приватизация) государственного и муниципального имущества, аренда, доверительное управление, безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества (аукцион), реализация имущества, обращенного в собственность государства).

Формирование и внедрение в сферу торгов информационных объектов с использованием информационных устройств, безусловно, упрощает процесс проведения торгов (закупок) как минимум для организаторов процедуры. При этом информатизация процесса обеспечивает равные условия и возможности для участников торгов. Электронная форма делает проводимый механизм более прозрачным, создавая здоровую конкуренцию для участников и снижая риски коррупционной составляющей.

Вместе с тем, при неоспоримой эффективности электронных торгов у цифровизации системы есть и негативные аспекты. К ним можно отнести сложности фиксации технического сбоя на любом этапе торгов, наличие фактов неправомерного воздействия на программно-технические средства и правовые последствия таких воздействий.

При этом доказательствами технического сбоя работы системы электронной площадки или некорректной работы сайта оператора электронной площадки может служить фиксация хода аукциона с предоставлением задокументированного факта нарушения при помощи, например, снимка экрана, заверенного нотариусом) либо решение суда о признании некорректной работы оператора электронной площадки.

Кроме того, анализ жалоб, проведенный ФАС России, показывает, что наиболее часто совершаемыми правонарушениями при организации и проведении торгов являются неразмещение извещений о проведении торгов, размещение неполной (недостоверной) информации о проводимых торгах, установление к участникам торгов, заявкам, документам, представляемым в составе заявок, требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, нарушение порядка определения победителя торгов.

Электронные торги как способ заключения сделки по реализации товаров, работ и услуг эффективно развиваются, и тренд на развитие инструмента прежде всего задавало и задает государство. Совершенствование и автоматизация системы электронных торгов дает возможность расширения круга лиц — участников процесса, увеличение конкуренции, повышение эффективности деятельности, поддержку бизнеса. Спрос на создание электронных торговых площадок повлек за собой создание новых качественных программных решений, способствующих эффективной работе. К созданию коммерческих и локальных электронных площадок проявляют активный интерес инвесторы, крупные корпоративные заказчики. Методом проб и ошибок государство постепенно решает проблемные вопросы цифровизации процедуры торгов, внося изменения в нормативное регулирование. Из последних нововведений можно привести пример внесения Правительством РФ в ГосДуму законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части проведения торгов в электронной форме. В третьем чтении принят законопроект об оптимизации и автоматизации государственных закупок.

В связи с изложенным необходимо обратить внимание, что внедрение новых технологий, управленческих механизмов требует от государства проработки многих аспектов, связанных с организацией системы электронных торгов, осуществления контроля и применения системы влияния на недобросовестных участников рынка. Для этого неотъемлемой частью системы должна быть обновленная, работоспособная и эффективная правовая база, которая позволит всем участникам рассматриваемых правоотношений более быстро и гибко работать с новым продуктом.

Для этого необходимо создание и активное использование так называемых «регуляторных песочниц», понятийно раскрывающихся как экспериментальные правовые режимы в соответствующей сфере цифровых инноваций. «Регуляторные песочницы» позволяют отказаться от некоторых нормативно-правовых предписаний, мешающих развитию инноваций, исследования и апробации новых подходов.

Благодаря данному механизму разработчики новых продуктов и сервисов, как, в принципе, и представители органов власти, могут проводить тестирование новых системных подходов, в том числе и в сегменте организации и проведения электронных торгов, не нарушая действующее законодательство. Так, если тестирование будет иметь успех, то новый продукт может быть выпущен на общегражданский рынок.

Более того, новое нормативно-правовое регулирование даст возможность опробовать технологии искусственного интеллекта в тех сферах, в которых действующее российское законодательство это не предусматривает либо запрещает. При этом механизм «Регуляторных песочниц» позволят на практике оценить имеющиеся недостатки, в том числе потенциальные нарушения прав граждан и участников бизнеса. В этой связи необходимо обратить внимание на разработанный Минэкономразвития закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций (от 31.07.2020 № 258-ФЗ), который вступил в силу 28 января 2021 года.

В качестве заключения необходимо обратить внимание на то, что цифровая трансформация как новая промышленная революция быстрыми темпами меняет привычные для нас элементы гражданского общества. Все изменения направлены на улучшения качества жизни, взаимоотношений между государством, гражданами и представителями бизнеса. Изложенное в настоящей статье описание процедуры электронных торгов лишь в незначительной части знакомит нас с происходящими изменениями в институте организации и проведении электронных торгов, начиная от приведения изменений нормативно-правовой основы законодательства и наличия ряда споров формирующейся судебной практики.

Проведение торгов в электронном виде помимо автоматизации ряда сопровождающих технических и организационных процедур (извещение, прием заявок, их регистрация, идентификация участников, фиксация результатов и т. п.) призвано обеспечить изменение всего процесса. Использование цифровых технологий продолжает реорганизацию всего процесса проведения торгов, меняя устаревший экономический уклад, экономя время, человеческий ресурс, минимизируя технологические потери и экономические затраты.

При этом необходимо отметить, что любой изменяемый под действием цифровой трансформации процесс так или иначе затрагивает остальные сферы жизнедеятельности гражданского общества, встраиваясь в его единый цифровой организм.


Список литературы

Вайпан В. А., Егорова М. А. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: Монография. М.: Юстицинформ, 2019. 370 с.;

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3301.

Демина Н. В, Чистова М. В. Виды электронных торговых площадок // Вестник экспертного совета. 2018. Вып. 1—2 (12—13).

Ершов Д. В. Реформирование института торгов по продаже имущества должников в процедурах банкротства: законодательные инициативы и их практическое применение // Предпринимательское право. 2018. N 4.

Ершов Д. В. Тенденции развития рынка торгов в электронной форме // Предпринимательское право. Приложение Право и Бизнес 2019. N 3.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. ст. 4147.

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. ст. 5278.

Лунева Е. В. Электронные торги по предоставлению земельных участков, находящихся в публичной собственности, как способ обеспечения рационального землепользования // Журнал российского права 2019. N 4.

Письмо ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: :https://fas.gov.ru/documents/685975, свободный (дата обращения: 10.02.2022).

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме" от 17.03.2008 N 179 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/12159425/, свободный (дата обращения: 10.02.2022).

Постановление Правительства РФ "О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров" от 30.09.2015 N 1041 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71207346/, свободный (дата обращения: 10.02.2022).

Постановление Правительства РФ "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации (вместе с Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации")" от 02.03.2019 N 234 // Собрание законодательства РФ. 2019. N 11. ст. 1119.

Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г." от 23.07.2015 N 495 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71240068/ (дата обращения: 10.02.2022).

Распоряжение Правительства РФ "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) " от 21.03.2016 N 471-р // Собрание законодательства РФ. 2016. N 13. ст. 1880;

Распоряжение Правительства РФ " Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ" от 12.07.2018 N 1447-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106080002 (дата обращения: 10.02.2022).

Решение Высшего Евразийского экономического совета "Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года" от 11.10.2017 N 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71708158/ (дата обращения: 10.02.2022).

Решение Ростовского УФАС России от 17.09.2020 N 061/10/18.1-1861/2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/sp-7870-19 (дата обращения: 10.02.2022).

Решение Псковского УФАС России от 06.11.2020 по делу N 060/10/18.1-634/2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/sp-7870-19 (дата обращения: 10.02.2022).

Решение Ленинградского УФАС России от 09.02.2021 N 047/01/18.1-98/2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://br.fas.gov.ru/to/leningradskoe-ufas-rossii/0f212a51-2bff-4f62-988c-02ccc36b080c/ (дата обращения: 10.02.2022).

Решение УФАС России от 26.02.2021 по делу N 051/10/18.1-133/2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/sp-7870-19/ (дата обращения: 10.02.2022);

Решение Московского областного УФАС России от 31.05.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://br.fas.gov.ru/to/leningradskoe-ufas-rossii/0f212a51-2bff-4f62-988c-02ccc36b080c/, свободный (дата обращения: 10.02.2022).

Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы" от 09.05.2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 10.02.2022).

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. ст. 4190.

Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ // Российская газета. 2011. N 159.

Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд " от 05.04.2013 N 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. ст. 1652;

Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 N 171-ФЗ // Российская газета. 2014.N 142.



Просмотров: 1212; Скачиваний: 388;