Политика это явление очень многогранное. Как говорил древнегреческий философ Гераклит Эфесский: «Все течет, все меняется, ничего не стоит на месте» [Гераклит. – с.744]. Так можно сказать и про политику. Это очень обширное в своём роде понятие, изучением которого занимались учёные и мыслители, начиная с древних веков.
Так, тоталитарный политический режим, являясь составной частью политики, представляет собой очень своеобразную систему, что обуславливает большое количество, способов и методов его изучения. Могут использоваться как эмпирические, так и теоретические подходы. Методологическими основаниями исследования послужили сравнительный и системный анализ. Посредством сравнительного подхода были выделены общие и различные признаки тоталитарной идеологии в антиутопической концепции. Использование системного метода позволило рассматривать утопическую и антиутопическую концепции как целостные системы, состоящие из множества отдельных элементов.
Целью данной работы является изучение тоталитарной идеологии, как теоретической основы тоталитаризма через антиутопическую концепцию
Так идеология тоталитаризма, как характерная черта изучаемого политического режима, рассматривается в данной работе с точки зрения антиутопической концепции. Необходимо отметить, что антиутопическая концепция главным образом раскрывается в литературных произведениях, самым ярким примером из которых является роман Дж. Оруэлла «1984».
Итак, прежде всего, стоит определить политические функции антиутопии. С точки зрения В.И. Филатова, одной из важнейших функций антиутопии является рефлексивная функция: «…в первую очередь это осмысление ее автором в произведении воспринимаемой им исторической действительности» [Филатов: 85]. Речь идёт не только о рефлексии к самой себе, но и о рефлексии исторической действительности. Важно понимать, что при последнем подходе, необходимо отделять антиутопию от мифотворчества, для того, чтобы отличать черты научности от вымысла автора. Поскольку антиутопия является очень уникальной и своеобразной концепцией, она вбирает в себя как научные элементы, так и авторский вымысел. В этом и заключается рефлексивная функция антиутопии: в необходимости разграничения признаков реальности и художественного контекста. Так антиутопия, как литературный жанр, имеет определённые черты авторского вымысла, но как концепция представляет собой своеобразный способ трактовки реальности. С точки зрения антиутопии можно изучать дальнейшее развитие достигнутого идеального общественного строя.
Кроме того, В.И Филатов выделяет познавательную функцию антиутопии. По мнению исследователя, она тесно связано с рефлексивной функцией. [Филатов В.И. – с.86]. Познавательная функция заключается в изучении как всего общества в целом: общественных идеалов, ценностей, быта, так и политической системы данного общества.
Далее исследователь определяет прогностическую функцию антиутопии. Создание антиутопических моделей будущего через своеобразный «мысленный эксперимент» можно использовать для изучения настоящего. Как бы то ни было концепция антиутопии создаётся на основе исторических предпосылок к развитию общества. Антиутопия позволяет спрогнозировать возможное будущее, развивая различные существующие в реальности идеи и доводя их «до крайности». Так, с помощью антиутопии можно предотвратить реализуемую в ней же концепцию.
Следующая функция, выделенная В.И. Филатовым идеологическая. Она является одной из самых значимых в рамках данного исследования. Идеологическая функция определённым образом «отражает и пропагандирует видение проблемы с определенной автором точки зрения [Филатов: 86]. Поэтому идеология является как важной частью самой антиутопии, так и изучаемой политической реальности. Главным образом, идеология соотносится с тоталитарными политическими режимами, теория развития которых формируется в середине XX века.
Изучением данного политического режима и его специфических черт занимались такие исследователи ХХ века, как Ф. Хайек («Дорога к рабству»), Х. Арендт («Истоки тоталитаризма»), К. Поппер («Открытое общество и его враги»), З. Бжезинский и К. Фридрих («Тоталитарная диктатура и автократия»), которые определили идеологию одним из основных и определяющих признаков тоталитаризма.
По мнению З. Бжезинского и К. Фридриха, идеология тоталитарных режимов является основой развития общества. [Бжезинский, Фридрих]
Если говорить о тоталитаризме, то его основные черты были выделены Ханной Арендт в работе «Истоки тоталитаризма», где первым характерным признаком наличие «масс» как «огромного количества нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединяются ни к какой партии и едва ли вообще ходят голосовать» [Арендт: 352]. Так, по мнению исследователя, массовость людей является одним из основных признаков тоталитаризма, благодаря которому удаётся устранить социально-классовое деление в обществе. «Тоталитарные движения нацелены на массы и преуспели в организации масс, а не классов» [Арендт: 348-349]. Таким образом, массовость людей становится социальной опорой тоталитаризма.
Также Ханна Арендт ведёт речь о тотальной преданности как вождю, так и самому режиму в целом: «И это не просто механика — машина совершенно одушевлена унаследованными чувствами, подчинение, бесконечное доверие и преданность» [Арендт: 289]. Существование тоталитарного режима невозможно без наличия сильного харизматического лидера вождя. По Мнению Р.У. Семёновой, «преданность режиму проявляется в двух формах: в форме «народной поддержки» и в форме «привлекательности режима» [Семенова: 64]. Но преданность масс не может ограничиваться исключительно преданностью к вождю. Она должна быть направлена на режим в целом. А реализация данной преданности невозможна без идеологических основ тоталитарного режима.
Итак, одним из самых важных признаков тоталитарного политического режима является наличие общегосударственной идеологии, благодаря которой, как раз-таки и удаётся обеспечить всеобщую преданность режиму, а также осуществлять и оправдывать различного рода действия в рамках данного политического режима. С идеологией связан и процесс идеологизации общества «процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима» [Воронин: 34].
Идеология тоталитаризма является очень важной и отличительной чертой данного политического режима. Она позволяет осуществлять постоянную легитимацию установленного политического режима. Это значит, чтобы ни произошло в государстве это можно обосновать с помощью идеологии.
У тоталитарной идеологии есть свои определённые задачи, она имеет цель своего применения. Из основных признаков этой идеологии можно выделить идеальное представление нового политического устройства, постоянное сражение с «врагом», чтобы объяснить массам, кто виноват во всех проблемах, легитимация устоявшегося политического режима, также можно вести речь о пропаганде идеологии на общекультурных мероприятиях. Касательно пропаганды, то распространением и «навязыванием» тоталитарной идеологии преимущественно занимаются средства массовой информации, которые, естественно, находятся под контролем государства.
Ещё одной важной чертой идеологии является её «обращённость к будущему» [Семенова: 65]. Она апеллирует к созданию наилучшего государственного устройства, претендуя на научность и научное прогнозирование будущего. В отличии от других идеологий, которые основываются на обращении к прошлому, тоталитарная идеология приобретает собственную уникальность. Также данная идеология основывается на мифологизации. Она направлена на создание иллюзорного мифа о всеобщем счастье и идеальном государстве в котором либо уже живут жители тоталитарного государства, либо в котором в скором времени они будут жить. В данной мифологизации можно различить черты как утопических, так и антиутопических концепций, как в принципе и во всей идеологии тоталитаризма.
Говоря о признаках тоталитаризма нельзя не упомянуть такую важную черту, как массовый террор и репрессии. Борьба с инакомыслящими приобретает насильственный характер. «Конечно, пропаганда — это часть “психологической войны”, но террор — нечто большее. Тоталитарные движения продолжают использовать террор даже тогда, когда психологические цели достигнуты» [Арендт: 462]. Так, террор используется для обеспечения структурной целостности режима, благодаря ему происходит и психологическое давление на людей. Находясь в постоянном страхе быть подвергнутыми репрессиям, жители страны с данным типом политического режима более склонны к подчинению. Также одним из способов реализации репрессий является тайная полиция. По мнению Х. Арендт, «Тайная полиция представляет собой настоящий исполнительный орган правительства, через который передаются все приказы» [Арендт: 475]. Таким образом, благодаря тайной полиции происходит реализация массового террора, характерного для тоталитарного политического режима.
Анализируя понятие «тоталитаризм», нельзя не отметить таких учёных, как З. Бзежинский и К. Фридрих, которые в своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» [Фридрих, Бжезинский: 46] определили признаки тоталитарного политического режима Таким образом, по мнению исследователей, существует шесть основных признаков тоталитаризма
Основная черта, выделенная учёными, это тотальная и всеобъемлющая государственная идеология. Данная идеология должна признаваться всеми в государстве: независимо от пола, возраста или места работы. Цель же использования данной идеологии ¬ это легитимация политического режима, то есть с её помощью происходит оправдание всех действий государства, как единственно верных для достижения определённой поставленной цели.
Кроме того, исследователи выделяют и другие черты тоталитарного политического режима. Тоталитаризм является недемократическим режимом и отличается особой жестокостью о чём в своих исследованиях и писали вышеупомянутые авторы. Но все они делали акцент на идеологии, как на отличительной черте тоталитаризма. Именно благодаря ей происходит и оправдывается большое количество насильственных действий, характерных для тоталитаризма.
Также изучением вопроса тоталитаризма занимался Х. Линц. Учёный выделил шесть основных признаков тоталитарного политического режима, основным из которых является идеология. По мнению Х. Линца, государство можно назвать тоталитарным, если в нём «имеется единственная, автономная и более или менее проработанная в интеллектуальном плане идеология» [Линц: 264], а также «политика, которую проводит правительство, опирается на идеологию, любые проводимые меры оправдываются ссылкой на нее. Идеология имеет определенные границы, и преступить их — значит вступить в сферу инакомыслия, которое не остается безнаказанным. Идеология не сводится к какой-то конкретной программе или определению общего политического курса, но претендует на окончательное осмысление общества, понимание его исторической цели и объяснение всех общественных явлений.
Итак, тоталитарная идеология является основополагающей и отличительной чертой тоталитаризма. В свою очередь, в антиутопии идеология также занимает ведущую роль в формировании общественного сознании, поэтому в исследовании ведётся речь об изучении идеологии тоталитарных политических режимов через антиутопическую концепцию.
Что касается антиутопии, то данный феномен достаточно слабо изучен. Особенно очень редко к вопросу антиутопии обращаются в политологическом ключе. Об этой проблеме писали Н.А. Сребрянская и Е.А. Мартынов в своей работе «Антиутопия как вид политического дискурса» [Сребрянская, Мартынов: 122-123]. Они выдвинули тезис о том, что «некоторые жанры художественной литературы представляют собой вид политического дискурса; один из них антиутопия» [Сребрянская, Мартынов: С. 123]. В своей работе авторы выделяли некоторые характерные черты антиутопии в политике. Первое и самое важное, на что учёные обращают внимание: это развитие и пропаганда идеологии в самих антиутопиях. Где средства массовой информации выступают главным агентом распространения и навязывания государственной идеологии.
В антиутопиях идеология является одним из самых важных компонентов государства. Именно от неё зависит то, как люди думают, что они читают и чего хотят. Так благодаря идеологии происходит и легитимация установленного режима. Также К. Шмитт говорит про оппозицию «друга и врага» в своей работе «Понятие политического» [Шмитт К. – C. 40]. По его мнению, «смысл различения друга и врага состоит в том, чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения или разделения, ассоциации или диссоциации; это различение может существовать теоретически и практически, независимо от того, используются ли одновременно все эти моральные, эстетические, экономические или иные различения. Не нужно, чтобы политический враг был морально зол, не нужно, чтобы он был эстетически безобразен, не должен он непременно оказаться хозяйственным конкурентом, а может быть, даже окажется и выгодно вести с ним дела. Он есть именно иной, чужой» [Там же. С.42]. Таким образом, благодаря этой оппозиции происходит пропаганда государственной идеологии, поскольку гражданам тоталитарного государства внушается мнение, что во всём виновато не правительство, а враги государства внутренние или внешние.
Так внешний враг это другое государство, с которым происходит конфронтация, а внутренние это так называемые «враги народа» или вражеские шпионы. Так и эту особенность антиутопии можно отнести к идеологической, поскольку использование данной конфронтации является одним из способов реализации государственной идеологии.
Тоталитаризм как идеологически обоснованный режим во многих чертах и особенностях соотносится с антиутопией. Но отличительной и основополагающей чертой для сравнения и изучения этих феноменов является идеология. Также и функции идеологии как в тоталитарном политическом режиме, так и в антиутопии определённым образом соотносятся: они направлены на легитимацию государственного, а также на формирование необходимого образа мысли. Идеология особым образом влияет на сознание людей, изменяя его, она способствует укреплению этого политического режима, поскольку люди, веря, что их государство является самым лучшим и выполняет все необходимые действия для достижения лучшего общества, сами и создают данное общество.
Таким образом, в антиутопиях отражаются признаки тоталитарных политических режимов. Антиутопическая концепция становится одной из самых уникальных и своеобразных. Но прежде всего, антиутопия и тоталитаризм имеют «идеологическое сходство». То есть и в антиутопической концепции и в тоталитарном политическом режиме ведущую роль приобретает идеология, навязываемая и распространяемая государство. Итак, антиутопия может рассматриваться в политическом измерении как способ изучения тоталитарного политического режима.
Список литературы
Арендт Х. Истоки тоталитаризма. / Х. Арендт. – Москва : ЦентрКом, 1996. – 672 с.
Мангейм К. Идеология и утопия / К. Мангейм. – Москва : Инион, 1994. – 245 с.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург / А.С. Воронин. – Екатеринбург : Издательство уральского технического университета, 2006. –135 с.
Гераклит Сочинение О природе. // Фрагменты досократики под ред. А.О.Маковельского. Минск, 1999. С.744.
Линц Х. Тоталитарные и авторитарные режимы [Электронный ресурс] / Х. Линц. Электрон. ст. [Россия], 2018. – URL: https://magazines.gorky.media/nz/2018/4/totalitarnye-i-avtoritarnye-rezhimy.html, свободный. – Аналог печ. изд. (Неприкосновенный запас. – 2018. – №3. – С.16-62)
Поппер К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. – Москва : Феникс, 1992. – 421
Семенова Р.У Ханна Арендт о тоталитаризме: политический и нравственный дискурсы по страницам «Истоков тоталитаризма» / Р.У. Семенова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2006. – №1. Сер. 6. С. 60-70
Филатов В.И. Антиутопия XX века как метод предвидения будущего // Вестник Омского университета / В.И. Филатов. – 2014. – № 4. С. 84-86
Фридрих К., З.Бжезинский Тоталитарная диктатура и автократия. / К. Фридрих, З. Бжезинский. – Москва : КопиБук, 1998. – 381 с
Хайек Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек. – Москва : Новое издательство 2005. – 264 с
Шмитт К. Понятие политического / К. Шмитт // Вопросы социологии. – 1992. -№ 1. С. 37-67.