По данным Рособрнадзора на 2020 год, каждый третий ученик в стране не справляется с минимальным базисом образования по тем или иным предметам. Одной из проблем является заучивание лексических единиц, которые необходимы для осуществления коммуникативной деятельности.
Освоение новой лексики является одним из самых трудоемким процессом в изучении иностранного языка. Чтобы сделать его занимательным, каждый преподаватель старается использовать разные методы: рисунки, картинки, игры и т.д. Всё более актуальным становится применение разнообразных приемов, методов и технологий усвоения иноязычной лексики. Одним из эффективных способов овладения языковым и речевым материалом можно считать мнемотехнику или мнемонику. Для доказательства данного предположения во время педагогической практики было организовано опытно-экспериментальное исследование.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать использование приёмов мнемотехники в процессе изучения иностранного языка.
Далее следует определить задачи, которые следует выполнить в процессе исследования:
- дать определение термину “мнемотехника” и общую характеристику данному понятию;
- рассмотреть классификации “мнемотехнических приёмов”;
В основе исследования лежит гипотеза о том, что использование приёмов мнемотехники будет успешным, если:
- учитывать различные виды памяти;
- активно вовлекать учащихся в работу на уроке;
- использовать комплекс упражнений, направленных на быстрое запоминание информации.
Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы:
- наблюдение за процессом обучения;
- анализ урочной и внеурочной образовательной деятельности учащихся;
- практическая апробация в ходе педагогической практики.
Для организации исследования необходимо определиться с системой мнемотехник в обучении иностранным языкам.
Термины «мнемотехника» и «мнемоника» являются тождественными (происходят от греческого слова «mnemonikon») и обозначают искусство запоминания. Образовались эти слова от однокоренного имени богини памяти – Мнемозины.
Самым важным, по-нашему мнению, является определение мнемотехники, которое приводит М.А. Зиганов: «МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации» [Зиганов: 6].
Мнемотехника – инструментальный навык, который предполагает улучшение показателей объема и точности запоминания, помогает надёжно зафиксировать материал, а также повысить длительность хранения и воспроизведения усвоенной информации.
Для формирования этого навыка следует регулярно совершать тренировки, так как усвоение информации невозможно без выполнения упражнений. Следовательно, для закрепления сведений в памяти, необходимо автоматизировать мыслительные операции, с помощью которых осуществляется запоминание.
Материал, который появляется благодаря использованию мнемотехники, сравним с данными, которые перемещают по папкам компьютера. Время сохранения материала в памяти держится под контролем: сведения запоминаются на один час или навсегда, и стираются путём записи в папке новых. Однако, отличие «мнемонических папок» от компьютерных заключается в объеме информации, доступном для записи: в «мнемонические папки» нельзя записать так много данных, как в компьютерные.
Из приведённых выше высказываний можно выделить следующие задачи мнемотехники:
- развивать психические-процессы – память, мышление, воображение, внимание;
- формировать сообразительность;
- улучшать умения анализировать и систематизировать;
- совершенствовать критическое мышление (составлять причинно-следственные связи в событиях и рассказах);
- контролировать процесс запоминания;
- сохранять данные на необходимый промежуток времени.
Использование принципов мнемотехники помогает формировать навыки, облегчающие усвоение новой информации, применять творческий подход и создать ситуацию успеха. Таким образом, мы считаем, что приёмы мнемотехники являются одними из эффективнейших методов запоминания и улучшения мотивации на уроке иностранного языка, и их необходимо использовать в методике.
При планировании урока иностранного языка важно понимать закономерности памяти, так как они влияют на составление плана занятия и объём материала. Изучение языка неразрывно связано с необходимостью заучивать большое количество лексических единиц: минимум 300 слов за год изучения иностранного языка. Память языка (языковая способность) состоит из способности выбрать на бессознательном уровне определенные слова, синтаксические структуры, которые хранятся в памяти [Козаренко: 20].
Не менее важным фактором при рассмотрении данного вопроса является анализ классификация приёмов «мнемотехники».
В основе любого приёма эффективного запоминания лежит желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление, хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом [Зиганов: 4] Мнемонические приёмы запоминаются мгновенно и быстро вспоминаются, потому что создаются они «для себя».
Таких приёмов существует бесчисленное множество: Алан Бэддели считает, что мнемонические приёмы разделяются на стратегии визуальных и вербальных образов,
Р.Л. Оксфорд, с другой стороны, выделяет четыре основные стратегии: создание мысленных связей, использование образов и звуков, повторение пройденного и применение действий.
Наиболее всеобъемлющей по-нашему мнению является классификация И. Томпсона. Он подразделяет мнемонические приёмы на пять классов:
- Лингвистическая мнемотехника.
- Метод «ключевых слов»;
- Метод «крючков»
- Пространственная мнемотехника.
- Метод Локусов;
- Пространственное группирование;
- Пальчиковый метод;
- Зрительная (визуальная) мнемотехника.
- Картинки;
- Визуализация или образность;
- Словесный (вербальный) метод
- Группировка или семантическая классификация;
- Повествовательная цепочка и рифмизация;
- Метод физических реакций
- Метод физического реагирования;
- Метод физического ощущения;
Использование приёмов мнемотехники может повысить интерес к изучению иностранного языка, а также сделать урок более эффективным и интересным. Следует также отметить, что успешное обогащение словарного запаса зависит не только от определенных методов (трюков) или зрелищных стратегий, но и от совокупности других моментов, которые следует учитывать:
- ребятам следует находить для себя мнемонические приёмы самостоятельно (учащиеся отличаются друг от друга своими способностями, и все запоминают информацию по-разному);
- учащихся следует поддерживать в выборе и помогать придумать собственные ассоциации;
- учителю следует объяснить сами методы, их значение и эффективность.
Также стоит помнить, что без воли учеников к обучению все учебные усилия напрасны. Кроме того, способность запоминать в конечном счете зависит от отношения к иностранному языку, от отношений в группе, от атмосферы обучения и других факторов.
Остановимся на практическом использовании мнемотехник на уроках немецкого языка
В ходе педагогической практики были разработаны и апробированы мнемонические упражнения. Эффективность упражнений была проверена в процессе школьной практики. Все учащиеся увлечённо справлялись с представленным набором заданий и активно выполняли упражнения.
С целью выявления основных трудностей при изучении иностранного языка в среднем звене в рамках школьного обучения был проведен опрос среди учащихся 5.классф Гимназии № 17. На основании полученных данных выяснилось, что 10 из 12 ребят испытывают трудности при работе с лексическим материалом, 8 из 12 опрошенных заучивают лексику наизусть, но быстро забывают. Школьники испытывали необходимость в применении нестандартных приёмов и техник запоминания иностранного языка.
Первый предэксперементальный тест был направлен на определение уровня владения лексикой по теме «Haustiere». Он включал в себя 10 контрольных вопросов со словами на русском языке, которые ребята должны были подобрать немецкий вариант из предложенных. Средний результат в ходе предэксперемнтального тестирования составил 4 верных ответа из 10.
Учащийся | Результат теста |
Алина Р. | 6 |
Анастасия Т. | 4 |
Анна З. | 3 |
Арсений С. | 6 |
Валерия А. | 5 |
Владимир У. | 3 |
Денис П. | 5 |
Егор Д. | 2 |
Илья Ф. | 5 |
Кирилл Т. | 4 |
Никита С. | 5 |
Полина К. | 3 |
Средний результат | 4 |
Таб. 01 (Предэксперемнтальный тест)
Как показало тестирование обучающихся, необходимо использование специальных приемов, направленных на повышения качества усвоения лексического материала. Для повышения уровня владения лексикой на уроках немецкого языка нами были использованы следующие мнемотехники:
1. Метод «ключевых слов»
Ученик связывает иностранное слово с чем-то похожим (буквой, звуком, словом) знакомого языка. Создаётся единый образ, который прочно фиксируется в памяти.
- «die Spinne» - паук (паук крутится на паутине как спиннер)
- «die Kuh» - корова (корова КУшает траву)
Основываясь на исследовании Р.С. Аткинсона, мы можем сделать вывод, что изучение лексических единиц с использованием метода «ключевых слов» улучшает эффективность на 30% и помогает сохранить материал прочнее в долговременной памяти [Thompson: 43].
2. «Майндмэп»
Майндмэп — древовидная схема, которая изображает некие объекты (например, идеи, задачи, тезисы) и связи между ними. В центре находится главная информация, а взаимосвязи между понятиями обозначены стрелками.
Визуальные образы и цвета включают в работу правое полушарие, а обработка слов и символов - левое. Ученики составляли майндмэп дома самостоятельно, таким образом используя мозг в полной мере (рис.01).
Рис.01 (Майндмэп)
3. Акронимы (пароли)
Необычные вещи запоминаются намного легче, нежели привычные. Именно поэтому мы старались сделать изучение лексики интересным для учащихся. Ребята должны были восстановить пароль, назвав знакомые им слова по теме, в которых присутствует нужная буква.
Tiger (der Tiger)
spInne (die Spinne)
pfErd (das Pferd)
schmetteRling (der Schmetterling)
meErschweinchen (das Meerschweinchen)
4. Игра с карточками «Мемори»
В связи с тем, что 35% учеников, как показывают психологические исследования, запоминают увиденную информацию и являются визуалами, нами было предложено упражнение «Мемори». Игра «Мемори» (рис.02) незаменима при запоминании слов, так как воздействует на зрительную память. Ученики сопоставляют картинку со словом.
Рис.02 (Пример игры с карточками «Мэмори»)
При работе с мнемотехникой на занятиях по иностранному языку все учащиеся, как правило, с энтузиазмом выполняют предложенные задания. Ошибки, безусловно, неизбежны, но учащиеся добиваются определенного успеха в запоминании слов. Практически каждый ученик принимает активное участие в уроках немецкого языка, старается запомнить материал по теме в полной мере.
По сравнению с первыми уроками ученики после применения вышеописанных упражнений, стали охотней участвовать в занятии и запоминать информацию. Результаты повторного теста значительно улучшились после введения мнемонических приёмов. Средний результат составил 6 верных ответов из 10.
Учащийся | Результат теста |
Алина Р. | 8 |
Анастасия Т. | 6 |
Анна З. | 5 |
Арсений С. | 8 |
Валерия А. | 6 |
Владимир У. | 5 |
Денис П. | 7 |
Егор Д. | 4 |
Илья Ф. | 6 |
Кирилл Т. | 5 |
Никита С. | 6 |
Полина К. | 5 |
Средний результат | 6 |
Таб. 02 (Повторное тестирование)
Рис. 03 (Сравнительная диаграмма)
Ребята продемонстрировали наибольшую вовлечённость при составлении майндмэп: каждый из класса представлял ассоциацию или подходящее слово. Наиболее эффективным для запоминания новых лексических единиц оказался метод «ключевых слов», в связи с тем, что созданные ассоциации крепко закрепились в памяти каждого.
Заключение.
В данной статье мы рассмотрели вопрос об актуальности и целесообразности использования приёмов мнемотехники на уроках иностранного языка.
Использование приёмов мнемотехники во время урока обеспечивает учащихся удобными для восприятия и понимания информации техниками. Более того, мнемотехника помогает избежать эмоциональные перегрузки, стрессовые ситуации, помогает повысить мотивацию.
Эффективность упражнений была проверена в процессе школьной практики. Все учащиеся увлечённо справлялись с представленным набором заданий и активно выполняли упражнения.
При работе с мнемотехникой на занятиях по иностранному языку следует обратить внимание на то, что все приёмы универсальны. Учитель даёт возможность запомнить новый материал, принимая во внимание доминирующую сенсорную память школьника. Мнемонический материал способствует экономии времени при изучении лексических единиц, а также сохранению их в долговременной памяти.
Список литературы
Carney, R. N., & Levin, J. R. (2000). Mnemonic instruction with a focus on transfer. Journal of Educational Psychology, 92(4), P. 783–790.
Thompson I. Memory in Language Learning // Learner Strategies in Language Learning / ed. by A. Wenden, J. Rubin. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1987. P. 43-56.
Зиганов. М. А., Козаренко В. А. Запоминание на основе визуального мышления, Школа рационального чтения. М., 2000 – 173 с.
Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru).—М., 84 2007. — 85 с.
Лопатин М.А. Мнемонические приёмы в обучении иноязычной лексике / М.А. Лопатин //Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. —№ 2-1 (32). — С. 105-109.