№ 2 (6). С. 17.

Юриспруденция

2017

Научная статья

pdf-версия статьи

Обыденная
Арина Игоревна

ПетрГУ, Институт экономики и права, 2 курс
(Ломоносова 65, г. Петрозаводск),
arina.obydennaya@yandex.ru

Избирательные системы в современном мире

Рецензент:
Блаткова Вера Валентиновна
Статья поступила: 09.03.2017;
Принята к публикации: 21.05.2017;
Аннотация. Сегодня многие страны стоят на пути упрочнения демократии и в связи с этим организация и проведение каждой избирательной кампании на демократической основе продвигают эти страны на шаг вперед к достижению данной цели. Предпочтение конкретной избирательной системы зависит от соотношения политических сил в законодательном органе. Пропорциональная система наиболее демократична, так как более точно отражает предпочтение электората. В то время как мажоритарная система обеспечивает стабильность и устойчивость функционирования представительных органов власти. Смешанная избирательная система призвана смягчить недостатки этих двух основных систем. Таким образом, наиболее предпочтительной для демократии является классическая пропорциональная система.
Ключевые слова: Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, демократия, выборы, электорат, представительные органы

Для цитирования: Обыденная А. И. Избирательные системы в современном мире // StudArctic forum. № 2 (6), 2017. С. 17.

Актуальность данной темы определяется тем, что сегодня во многих странах мира проходят или недавно прошли выборы в представительные органы государственной власти, а также выборы главы государства (США, Франция, Россия). Институт выборов всегда связан с понятием «демократия». Большинство демократических государств мира в своих Конституциях закрепляют в качестве особенности государственной власти и органов местного самоуправления демократический порядок их формирования. Демократические выборы и референдум, на которые делают основной упор Конституции демократических государств, являются закреплением форм демократии.

Современные избирательные системы тесно связаны с появлением представительных учреждений парламентского типа, таких как Парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции. Развитие систем формирования представительных учреждений тем самым привело к формированию современных избирательных систем, основанным на английском и французском типах представительства. Избирательная система Англии стала основой для мажоритарной избирательной системы, чем объясняется ее распространенность в странах англосаксонской правовой системы. Франция, в свою очередь, дала миру  пропорциональную избирательную систему.

Важно понимать, насколько каждая из избирательных систем в разных странах соответствует проявлению демократии, и, не менее важно выяснить, какая из избирательных систем наиболее точно учитывает волеизъявление граждан. Для этого необходимо выделить плюсы и минусы избирательных систем, их отличительные черты, а также предпочтения конкретной избирательной системы в разных государствах мира, учитывая специфику их развития.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, то есть избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Она ориентирована на двухпартийные системы (яркий пример этого: США – республиканцы и демократы, Великобритания – консерваторы и лейбористы), которые образуют фракцию большинства. Это гарантирует  стабильность и устойчивость функционирования органов власти, так как в парламенте всегда образуются достаточно крупные фракции, и является положительной стороной такой ориентации.

Мажоритарная система имеет и отрицательные стороны. Во-первых, она не стимулирует развитие многопартийной системы. На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие. Во-вторых, мажоритарная система бывает, несправедлива – большинство мандатов может получить партия, за которую проголосовало меньшинство избирателей. Этот недостаток можно проследить на примере США, а именно во время выборов Президента США в 2000 году, когда Американская мажоритарная система обеспечила победу кандидату, за которого проголосовало меньшинство граждан, т.е. Дж. Буш-младшему. В то время как за его конкурента Альберта Гора проголосовало больше избирателей, но все же он проиграл по количеству округов, которые проголосовали за его выборщиков. Аналогичная ситуация была ранее во Франции. В 1958 году, на парламентских выборах, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов – 17,6 %, получил 188 мест, то есть в 19 раз больше!

Мажоритарная система имеет разновидности, которые определяются в зависимости от того, каким является установленное большинство голосов: относительным, абсолютным или квалифицированным. Суть мажоритарной системе абсолютного большинства заключается в проведении выборов, при которых для победы кандидату необходимо набрать минимум 50% + 1 голос. Бывают случаи, когда ни один из баллотирующихся кандидатов  не получил из-за раскола голосов требуемого большинства, что является явным недостатком этой системы. Нерезультативность голосования можно преодолеть разными способами. Например, проведение второго тура (так называемого повторного голосования), в котором уже будут не все кандидаты, а лишь те, которые набрали наибольшее количество голосов (как правило, выбирают двух кандидатов с наибольшим количеством голосов). Существует и другой способ – альтернативное голосование, который исключает необходимость проведения последующего тура или перебаллотировки.

В мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства победившим считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (2/3, 3/4). Эта система не так результативна, поэтому встречается редко. В некоторых случаях система квалифицированного большинства применяется для избрания президента. Согласно Конституции Италии 1947 года, для победы кандидата на пост главы государства достаточно 2/3 голосов присутствующих. Так в 2015 году на смену  Джорджо Наполитано был избран Сержо Маттарелла.

Согласно мажоритарной избирательной системы относительного большинства для победы кандидату достаточно перевеса всего в один голос, чем у соперника. Парламентский мандат кандидату обеспечивает даже минимальный перевес голосов. Эту систему применяют в странах англосаксонской семьи права, где действует двухпартийная система, например, Великобритания, США, Канада, Индия.

Классическим примером мажоритарной системы является Великобритания. В парламенте Великобритании Палата общин (нижняя палата) является представительным органом власти и избирается населением. Срок ее полномочий — пять лет, но, как показывает практика, Правительство нередко прибегает к досрочному роспуску этой палаты по разным причинам. При проведении выборов в Палату общин страна делится на одномандатные избирательные округа, сейчас их насчитывается 659. Каждый округ, в свою очередь, избирает одного члена парламента. Следовательно, членов нижней палаты парламента так же 659, как и избирательных округов. Для победы кандидату достаточно получить больше на один голос, чем соперник, то есть простого большинства голосов зарегистрированных избирателей. Результаты выборов проводятся с использованием мажоритарной системы относительного большинства. При этой системе, когда подводятся итоги выборов, не учитываются голоса, поданные за тех кандидатов, которые не получили парламентского мандата. Настоящая демократия должна учитываются как мнение большинства, так и мнение меньшинства, то есть мнения всего народа, а не одной его части. Только при учете мнения каждого гражданина страны выборы можно считать действительно проведенными на демократической основе.

Таким образом, мажоритарная избирательная система не решает тех задач, которые являются основными в вопросе о проведении демократических выборов. Напротив, эта система порождает такие проблемы избирательного права как несправедливость и нерезультативность итогов выборов.

Пропорциональная избирательная система подразумевает, что места в представительном органе распределяются между партиями пропорционально количеству подданных за них голосов. Данная система более точно отражает предпочтение электората. Она создает возможности быть представленными даже мелким партиям, что является проявлением демократии. Но в то же время создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства. Еще  один минус в том, что  пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута и от каждого обычно избираются большое число депутатов. Избиратель может даже не знать и часто не знает многих кандидатов от поддерживаемой им партии, за счет их большого количества.

В Швейцарии парламент состоит из двух палат: Совета кантонов и Национального собрания. Нижняя палата парламента состоит из двухсот членов, избираемых народом. Согласно ст. 76 Конституции Швейцарии, выборы в Национальный совет проводится каждые четыре года по пропорциональной системе. В качестве избирательных округов выступают кантоны. Партии выдвигают своих кандидатов, представляют списки и финансируют предвыборные кампании. На избирательном участке каждый избиратель получает все поданные партиями списки в форме избирательных бюллетеней и один пустой бюллетень. Пустой бюллетень необходим для того, чтобы избиратель составил собственный список кандидатов или опирался на полученные списки, вычеркнув  не утраивающих его кандидатов и вписав новых. В случае, если избиратель хочет особо поддержать одного из кандидатов, то он может вписать в бюллетень его фамилию дважды и вычеркнуть остальных, тем самым показать важность его кандидатуры. При подсчете результатов выборов наряду со списками подсчитываются голоса за отдельных кандидатов. Как итог, кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов считаются избранными.

Эта система удобна для тех стран, где есть многопартийная система, действующая при демократическом режиме правления. Каждая партия обладает равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны. Пропорциональная избирательная система более сложна в техническом плане, но результаты выборов всегда справедливы.

Смешанная избирательная система  смягчает недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. Эта система может быть двух видов. Первый вид, когда в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной. Например, в Мексике, нижняя палата парламента состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных округах, и 100 мандатов распределяется по системе пропорционального представительства, которые проводятся по многомандатным округам. Второй вариант, применяемый в Германии, Грузии, когда половина депутатов парламента избирается по общегосударственным партийным спискам, а вторая половина – по одномандатным избирательным округам, которые охватывают всю страну. Смешанная система применяется также в Японии, Италии, России и других странах, где население живет в разных экономических, социально-культурных и даже географических условиях. Эта система позволяет сформировать парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе, так как более объективно учитывается общественное мнение различных групп и слоев населения. Она удобна тем, что может применяться в странах как с двухпартийной, так и с многопартийной системами.

Из всего вышесказанного следует, что наиболее демократичной является пропорциональная избирательная система, но она не обеспечивает стабильность и устойчивость функционирования представительных органов власти. В то время как  мажоритарная система это обеспечивает, но выборы по ней не являются в полной мере демократическими. Сегодня  многие страны стоят на пути упрочнения демократии и в связи с этим организация и проведение каждой избирательной кампании на демократической основе продвигают эти страны на шаг вперед к достижению этой цели. Таким образом, наиболее предпочтительной для демократии является классическая пропорциональная система. Важным выводом является и то, что предпочтение конкретной избирательной системы зависит от соотношения политических сил в законодательном органе.


Список литературы

1. Выборы: правовые основы, избирательные технологии: научное правовое и практическое пособие / отв. ред. С.А. Альфер, науч. ред М.Ф. Чудаков. – 2-е изд., испр и доп. – Москва : Тессей. — 2000. — 304 с.

2. Иванова Е. Н. Порядок формирования парламента в России и зарубежных странах // Вестник РГГУ. 2010. №4. С. 11-19.

3. Нигметзянов Т. И. Избирательные системы современности: сравнительный анализ // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2015. №3. С. 186-190.

4. Цаплин М.К. Избирательные системы: «плюсы» и «минусы» различных видов. / М. К. Цаплин. // Москва : Лаборатория книги. — 2010. — 45 с.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В. Е. Чиркин // 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристъ. — 2001. — 622 с.

6. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. / В. Е. Чиркин. // Москва : Юристь. — 1999. — 429 с.



Просмотров: 13117; Скачиваний: 1238;