№ 4 (24). С. 9–12.

История и археология

2021

Научная статья

УДК 93/94

pdf-версия статьи

Сигаев
Дмитрий Викторович

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
Sigldima@mail.ru

Деятельность системы местной противовоздушной системы (МПВО) в Карелии с 1945 по 1961 гг.

Научный руководитель:
Репухова Оксана Юрьевна
Рецензент:
Соломещ Илья Мотелевич
Статья поступила: 01.10.2021;
Принята к публикации: 16.10.2021;
Размещена в сети: 23.12.2021.
Аннотация. Главная задача местной противовоздушной обороны в Карелии состояла в защите местного населения и народного хозяйства от атаки противника с воздуха и ликвидация возможных последствий нападения. В годы Холодной войны государство развивало систему МПВО, но в карельской системе МПВО сохранялись проблемы, которые мешали развитию. В данной статье проанализированы деятельность МПВО с 1945 по 1961 год, определены проблемы системы и их причины.
Ключевые слова: МПВО, Карелия, Холодная война, население, защита

Для цитирования: Сигаев Д. В. Деятельность системы местной противовоздушной системы (МПВО) в Карелии с 1945 по 1961 гг. // StudArctic forum. № 4 (24), 2021. С. 9–12.

Исследование деятельности местной противовоздушной обороны (МПВО) в Карелии сохраняют большую актуальность. Во-первых, анализ истории МПВО, на примере Карелии, позволяет осмыслить проблемы гражданской защиты в настоящем. Во-вторых, данный материал сможет послужить для будущих исследований по теме гражданской защиты.

На сегодняшний день нет отдельных исследований по истории развития системы гражданской обороны Карелии с 1945 по 1961 год. В основном данный вопрос затрагивался историками фрагментарно [Буданов: 127] или в контексте другой, более обширной темы [8: 160-161].

Во второй половине XX века возникла острая напряженность в отношениях между СССР и США, началась Холодная война. Две сверхдержавы противостояли друг другу в локальных вооруженных конфликтах различных стран, в «гонке вооружений», в экономической и идеологической борьбе. В данный период возникала вероятность разрушительной ядерной войны, которая повлекла бы гибель большой части мирных граждан страны.

Для защиты мирного населения в Карелии существовала система МПВО, которая выполняла ряд важных задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха, ликвидация последствий воздушной атаки, подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения, организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха и т. д. Карелия, как пограничная территория Советского Союза имела особенную стратегическую важность, поэтому во время Холодной войны республиканская МПВО должна была находиться в отличном состоянии, но деятельность системы осложнялась рядом острых проблем.

В связи с окончанием военного времени государство уменьшило расходы на развитие системы МПВО. Сокращению подверглись органы управления, войска и невоенизированные формирования МПВО. Были расформированы городские части МПВО [Васильченко: 12]. В 1946 году на капитальное строительство объектов МПВО было выделено всего 12 млн. рублей [8: 102]. Выделение столь скромных средств объяснимо. Война только закончилась и средства требовались для восстановления народного хозяйства страны. Органы МПВО для строительства командных пунктов (КП), убежищ, полигонов и складов привлекали местные строительные организации, инженерно-противохимические части добивались ассигнований на защитные мероприятия из республиканского и местного бюджетов [8: 102]. Поэтому пополнение фонда оборонительных сооружений шло медленно.

В системе МПВО города разделялись по степени важности. К первой степени важности относились города-пункты МПВО. Они имели важное стратегическое значение. Ко второй степени важности относились города не пункты МПВО. В 1950 году на территории республики существовало 2 города-пункта (Петрозаводск, Сортавала) и 7 городов не пунктов МПВО (Кемь, Сегежа, Медвежьегорск, Олонец, Пудож, Беломорск и Кондопога) [7: Л. 336]. В городах не пунктах МПВО республики, по состоянию на лето 1949 года, не было предусмотрено капитального строительства объектов МПВО. Отдельностоящие убежища в городах Кемь, Беломорск, Пудож построенные в годы Великой Отечественной войны списывали как пришедшие в негодность [6: Л. 183]. Остальные убежища, за исключением некоторых, передавались организациям для хозяйственно-бытовых целей [6: Л. 19]. В Кеми, Сегеже, Медвежьегорске, Олонеце, Пудоже и Кондопоге оборонительные мероприятия почти не проводились [6: Л. 197].

Ситуация в городах-пунктах МПВО была лучше, но проблемы также существовали. В 1949 году в Петрозаводске был сооружен временный КП, но не были закончены мероприятия по дооборудованию КП для штаба МПВО [6: Л. 187]. План строительства вышкового разведывательного пункта (ВРП) защитного типа был выполнен только на 40% [6: Л. 234]. Основные трудности в строительстве заключались в отсутствии рабочей силы и инженерно-технического персонала [6: Л. 234]. В Сортавале были подготовлены к использованию вышковые разведывательные пункты (ВРП) [6: Л. 234]. Систему МПВО необходимо было улучшать.

С обострением противостояния СССР и США, в период с 1949 по 1959 год, государство совершенствовало систему МПВО. В Карелии возводили объекты, и создавали отряды МПВО. В Петрозаводске и Сортавале строили ВРП, специальные склады, приспосабливали и усовершенствовали подвальные помещения убежищ, приобретали оборудования средств связи и оповещения [5: Л. 109]. С 1952 по 1957 год в Петрозаводске приспособили и усовершенствовали под убежища подвалы в доме №26 по улице Анохина (общежитие государственного университета), в доме №22 по улице Волховской и в доме №37 по улице Ленина. В Сортавале приспособили под убежища подвалы в доме №12 по улице Карельской и в доме №10 по улице Комсомольской [5: Л. 109. Л. 4]. В 1960 году по городам и районам республики проводились работы по установке автоматических средств оповещения для вызова помощи и подачи воздушной тревоги в случае необходимости [4: Л. 10].

Шел процесс пополнения кадров МПВО в республике. На 10 октября 1950 в КФССР было подготовлено 225 инструкторов-общественников и 149 начальников групп самозащиты [7: Л. 258]. В документах отмечалась хорошая подготовка офицерского состава МПВО [6: Л. 17].

Несмотря на совершенствование системы, деятельность МПВО в КФССР осложнялось несколькими проблемами. Постоянно не выполнялись планы работ.В 1948 году из запланированных 156 групп самозащиты прошли боевую подготовку только 132 группы [6: Л. 19]. В 1950 году из запланированных 38 санитарных дружин было организовано 20 [7: Л. 331]. Ход выполнения плана строительства сооружений МПВО в городах-пунктах МПВО и категорированных объектах министерств в КФССР за 1953 год оставался неудовлетворительным [9: Л. 23]. Выполнение годового плана строительства на января 1954 года по городу Петрозаводск держалось на отметке 19,8 %, причем за последние 6 месяцев 1953 года работ не проводилось [9: Л. 76]. Мероприятия, планируемые офицерами МПВО на некатегорированных объектах выполнялись, как правило, на 40-50% [3: Л. 41]. В связи с развитием ядерного вооружения, одной из главных задач МПВО было обучение населения противоатомной защите. Выполнение этой задачи также не отвечало поставленным планам. В 1956 году в Петрозаводске из 69000 человек было обучено 41000 [3: Л. 41]. Затруднительное положение в республике было с убежищами. Ряд послевоенных убежищ были не подготовлены и находились в антисанитарном состоянии [5: Л. 200]. Заметна была нехватка бомбоубежищ. В 1957 году обеспеченность населения республики убежищами составляла всего 25,4% [Буданов: 127]. Существовали проблемы во взаимодействии системы МПВО и других организаций. ДОСААФ плохо выполнял работу по обучению групп самозащиты [6: Л. 20].

Данные проблемы появились на почве нескольких факторов. Первый фактор – административный, который заключался в слабом контроле «сверху». В документах за данный период упоминается слабый контроль со стороны властей за ходом строительства объектов и обучения населения основам МПВО на местах [6: Л. 20]. Второй фактор, экономический. Проблемное развитие МПВО было связано с недостатком средств. После Великой Отечественной войны деньги больше требовались на восстановление народного хозяйства, чем на оборонительные мероприятия из-за возможной будущей войны. Третий фактор был связан с формальным отношением населения к мероприятиям МПВО.

После Великой Отечественной войны Финляндия перестала быть угрозой для СССР, в том числе и для Карелии. Однако, появилась новая опасность со стороны США. Эволюция ядерного вооружения и воздушного транспорта стимулировали совершенствование системы МПВО. На первый план выходило развитие противоатомной защиты местного населения. Несмотря на попытки улучшения системы, в МПВО Карелии сохранялись проблемы (не выполнение плана, нехватка убежищ и т.д.) и не применялись новые подходы к организации защиты.

Систему необходимо было переформировывать, так как изменилась методика ведения войн. Необходима была система защиты, охватывающая всю территорию страны, а не сосредоточенная только на приграничных территориях, как это практиковалось в довоенный период. В 1961 году система МПВО была реформирована в Гражданскую оборону, для системы защиты населения начался новый период [8: 102].


Список литературы

1. Буданов, А.В. Мобилизационная подготовка государственной власти СССР и США к применению противником ядерного оружия накануне Карибского кризиса // Социум и власть. - 2011. - № 1 (29). - С. 123-127.

2. Васильченко, Н.Н. Гражданская оборона России: вчера, сегодня, завтра / Н.Н. Васильченко, Н.А. Дашковская, С.А. Ольшанская // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. - 2018. - № 1. - С. 7-18.

3. Национальный архив Республики Карелия (далее - НА РК). Ф.П-364 (П/о Штаба гражданской обороны (1941-1988)). Оп. 6. Д. 1.

4. НА РК. Ф.П-364. Оп. 6. Д. 8.

5. НА РК. Ф.Р-2715 (Штаб местной противовоздушной обороны г. Петрозаводска (1937-1960)) Оп. 5. Д. 4/37.

6. НА РК. Ф.Р-2930 (Отдел службы МПВО при МВД КФССР (1940-1950)). Оп. 1 Д. 3/31.

7. НА РК. Ф.Р-2930. Оп. 1. Д. 6/68.

8. От МПВО к гражданской защите. Страницы из истории МПВО-ГО-РСЧС субъектов Российской Федерации /М-во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайн. ситуациям и ликвидации последствий стихийн. бедствий ; [сост.: В. А. Владимиров, Н. Н. Долгин, Ф. Г. Маланичев]. - М. : Ин-октаво, 2004 (ОАО Тип. Новости). - С. 352.

9. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 37878 (Фонд штаба МПВО при МВД). Оп.1. Д. 1039.


Просмотров: 884; Скачиваний: 133;