№ 2 (22). С. 12.

Образование и педагогические науки

2021

Научная статья

pdf-версия статьи

Власенко
Агния Романовна

Петрозаводский Государственный Университет
(Ленина 33),
arina-vlasenko@yandex.ru

Онлайн -школа: за и против

Научный руководитель:
Никонова Юлия Васильевна
Рецензент:
Соколова Евгения Ивановна
Статья поступила: 03.06.2021;
Принята к публикации: 04.06.2021;
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема онлайн-обучения. В тексте речь идет о достоинствах и недостатках дистанционного обучения. Проведена исследовательская работа: анкетирование среди школьников 5,6,7,8,9,10,11 классов с целью выяснить их отношение к дистанционному обучению и узнать причины, по которым они хотели бы или не хотели бы обучаться в онлайн-школе. Основные методы исследования: анкетирование, анализ полученных данных и сравнение. В заключении делаются выводы и указываются основные причины «за» и «против» дистанционного обучения.
Ключевые слова: онлайн-обучение, достоинства, недостатки, онлайн -школа, ученики

Для цитирования: Власенко А. Р. Онлайн -школа: за и против // StudArctic forum. № 2 (22), 2021. С. 12.

Общество привыкло к тому, что образование должен получить каждый современный ребенок традиционным способом, вследствие чего альтернативные источники знаний вызывают удивление. Но глобальная сеть Интернет уже давно позаботилась о новых принципах подачи материала. Различные сайты предлагают дистанционное обучение и тот, кто уже понял, что классическая модель не может полностью обеспечить знаниями, устремился за ними во всемирную сеть.

Дистанционный урок - это, прежде всего, способ взаимодействия преподавателя и обучающегося на расстоянии. Дети общаются с преподавателем по видеосвязи, делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте или другими альтернативными способами. Показательна ситуация в марте 2020 года, когда в период пандемии COVID-19 всем пришлось резко перейти в онлайн. Попробуем обозначить достоинства и недостатки онлайн-обучения [1, 2, 3].

Достоинства:

1. Экономия человеческих ресурсовдистанционные занятия дают возможность сэкономить силы, время и финансовые средства. Для жителей городов время – это очень ценный ресурс, ведь зачастую ради занятия с репетитором, которое продлится час, обучающемуся или педагогу приходится тратить несколько часов на дорогу. Стоимость виртуальных уроков также обычно ниже, поскольку никаких организационных расходов и каких-либо еще неудобств ни одна из сторон не несет.

2. Комфорт и безопасность. И родители, и обучающиеся, и педагоги ценят личное пространство: если урок проходит в приятной и привычной обстановке - это максимально располагает к общению и обучению.

Также остро стоит вопрос безопасности – родители могут быть полностью уверенными в физической и психологической безопасности ребенка, когда он находится дома под присмотром. На сегодня это исключительно серьезная проблема, в связи с чем важно понимать, что интернет – не всегда абсолютное зло, которое негативно влияет на психику детей, а при правильном использовании информационные технологии помогают обеспечить физическую безопасность ребенка.

3. Свобода. Все составляющие образовательного учреждения ассоциируются у ребенка с некоей надзирательной, и, более того, карательной функцией. Ребенок либо слишком привыкает к дисциплине, либо же он может выбрать путь противопоставления себя миру. В подобных ситуациях онлайн-обучение (как дополнительный элемент общего образовательного процесса) может стать своеобразным буфером.

4. Ответственность. Онлайн-обучение требует большей ответственности, самостоятельности, усидчивости, волевого характера и высокой степени осознанности, что поначалу воспринимается с трудом, и родители начинают думать, будто подобные форматы малоэффективны и, более того, вредны для ребенка, однако это всего лишь естественный процесс настройки на новый формат восприятия информации. Обучающийся либо принимает на себя ответственность за собственный результат, либо нет. В результате положительного решения через какое-то время родители начинают замечать, насколько разительны перемены в лучшую сторону не только в учебе, но и в поведении, восприятии, характере их ребенка.

5. Неограниченные возможности. Дистанционное обучение убирает из образовательного процесса любые географические барьеры.

6. Онлайн-образование позволяет выбрать обучающемуся удобное для него место, время, темп работы.

7. При помощи различных способов связи для дистанционного обучения обучающемуся легко связаться с преподавателем в удобное для обеих сторон время.

8. Стеснительным людям легче обучаться, если в процесс не включено личностное общение с педагогом.

Недостатки:

1. Достаточно серьезная проблема, заставляющая многих людей тратить время впустую или перечислять деньги мошенникам – это отсутствие разработанных стандартов качества и контролирующего органов.  На сегодня с определением понятия “онлайн-обучение” есть определенные трудности: сюда можно отнести практически все, что имеет отношение к интернет-соединению. И ролики на ютуб, и дистанционные репетиторы, и онлайн-школы, и геймифицированные ресурсы, и электронные библиотеки и многое другое можно квалифицировать как дистанционное обучение. До сих пор нет четких критериев, не выработано строгой классификации, всего того, что позволило бы отнести тот или иной проект, ту или иную образовательную возможность к определенной категории онлайн-образования. Также нет и критериев качества (кроме интуитивно-субъективных), которые позволили бы пользователям оценить эффективность используемого ресурса или профессионализм преподавателя.

2. Риск потерять «человеческий облик». Любая из сторон дистанционного обучения может забыть привести в порядок свой внешний вид - отсутствие необходимости быть на людях расслабляет.

И обратной стороной онлайн-образования может стать полное нежелание вести социальный образ жизни.

3. Не все предметы можно изучать дистанционно. Практически все сферы теоретического знания и практической деятельности тем или иным образом представлены для изучения в онлайн-формате, но есть навыки, для формирования которых необходимо личное общение, тактильный обмен и живые эмоции.

4К сожалению дистанционный формат подходит не всем. Не стоит думать, что всем без исключения  нравится учиться онлайн:

- обучающемуся может не хватать личного контакта с преподавателем или другими учениками;

- больше времени требуется, чтобы разобраться с материалами и заданиям во время электронного обучения;

некоторые не могут сосредоточиться во время лекций, тем более, что всегда есть соблазн отвлечься на более интересные вещи [4].

 Исследовательская часть: для того, чтобы узнать хотели бы ученики одного образовательного учреждения  учиться в онлайн – школе, мы провели опрос в 5-11 классах. В опросе приняли участие 375 человек, в возрасте от 10 до 18 лет. Из них 206 девочек (55%) и 169 мальчиков (45%). Перед опросом было дано объяснение, что такое онлайн- школа. Были заданы следующие вопросы: «Хотели бы вы учиться в онлайн-школе?», «Почему хотели бы / не хотели бы?».Были заданы следующие вопросы: «Хотели бы вы учиться в онлайн-школе?», «Почему хотели бы / не хотели бы?»  

     В опросе среди 5 классов приняло участие 74 человека. Из них 55% мальчики  и 45% девочек. В результате анкетирования были получены следующие ответы: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн –школе?»66% ответили «нет», 34% ответили «да». Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «потому что в обычной школе есть друзья» (65%). Основными причинами согласия на обучение в онлайн-школе стали: «не надо рано вставать» (28%), «не надо выходить из дома» (24%), «люблю работать с компьютером», «хочу заниматься индивидуально».

В опросе среди 6 классов приняло участие 67 человек. Из них 52% мальчики и 48% девочки. В результате анкетирования были получены следующие результаты: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн –школе?»37% ответили «нет», 63% ответили «да». Основными причинами согласия на обучение в онлайн-школе стали: «не надо выходить из дома» (40%), «комфортнее дома» (19%), «не надо рано вставать» (17%). Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «потому что в обычной школе есть друзья» (60%).

В опросе среди 7 классов приняло участие 47 человек. Из них 45% мальчики  и 55:% девочек . В результате анкетирования были получены следующие ответы: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн –школе?»45% ответили «нет», 55% (26 человек) ответили «да». Основными причинами отказа от учебы в онлайн –школе стали: «в обычной школе есть друзья» (60%). Также мы получили следующие варианты ответов: «дома я сойду с ума», «в онлайн-школе могут работать шарлатаны», « я привык к обычной школе». Основными причинами согласия стали: «не надо рано вставать» (15%).

В опросе среди 8 классов приняло участие 75 человек. Из них 45% мальчики и 55% девочек. В результате анкетирования были получены следующие результаты: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн –школе?»39% ответили «нет», 61%  ответили «да». Основными причинами отказа от учебы в онлайн –школе стали: «в обычной школе есть друзья» (60%). Основными причинами согласия на обучение стали: «не надо никуда ходить» (32%), «комфортнее дома» (19%).

В опросе среди 9 классов приняло участие 59 человек. Из них 39% мальчики и 61% девочки. В результате анкетирования были получены следующие ответы: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн –школе?»59% ответили «нет», 41% «да». Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «живое общение лучше» (49%), «не интересно» (20%). Основными причинами согласия на обучение в онлайн-школе стали: «больше свободного времени» (29%). 

В опросе среди старшеклассников (10-11 классов) приняло участие 53 человека. Из них 32% мальчики (Рис.2) и 68% девочек. В результате анкетирования мы получили следующие результаты: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн –школе?»45% ответили «нет», 55% ответили «да». Основной причиной согласия на обучение в дистанционно стало: «не надо никуда ходить» (31%). Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «живое общение лучше» (50%), «уроки вживую лучше» (20%).

Заключение: сейчас у современных школьников есть несколько вариантов обучения — учиться дома, сдавать школьную программу экстерном, прикрепиться к интернет-школе. Об онлайн-обучении сейчас можно услышать очень часто. Но подходит ли оно нам? Конечно же, все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.  Некоторым очень трудно самостоятельно организовывать учебу в рамках дистанционного образования. С другой стороны, дети, которые учатся самостоятельно вырастают более ответственными.             

    Внешкольное обучение также подходит для детей, которые не смогли вписаться в коллектив, имеют проблемы в общении со сверстниками или учителями. Что касается общительных детей, большинство из них  посещает обычную школу ради общения с одноклассниками преподавателями.

     Результаты исследований касательно эффективности онлайн-образования неоднозначны. Электронное обучение обладает рядом несомненных преимуществ, но свои недостатки у него тоже есть, как, впрочем, и у традиционного способа обучения [5].

     Проанализировав данные анкет, мы пришли к следующим выводам:

  1. 51 % (192 человека) всех опрошенных школьников хотели бы учиться дистанционно, 49 % (183 человека) – не хотели бы. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
  2. Мальчиков, желающих учиться в онлайн-школе, оказалось больше, чем девочек. Из опрошенных 169 мальчиков -55% хотели бы учиться в онлайн –школе. Из опрошенных 206 девочек – 48 % хотели бы обучаться дистанционно.
  3. 66% пятиклассников не хотели бы обучаться в онлайн-школе.
  4. 37 % шестиклассников не хотели бы обучаться в онлайн-школе.
  5. 45% семиклассников не хотели бы обучаться в онлайн –школе
  6. 39% восьмиклассников не хотели бы обучаться в онлайн-школе
  7. 59% девятиклассников не хотели бы обучаться в онлайн –школе
  8. 45% старшеклассников (10 и 11 классы) не хотели бы обучаться в онлайн-школе.
  9. Основной причиной «против» обучения в онлайн-школе оказалась: «в школе есть друзья» -61%
  10. Основными причинами «за» обучения в онлайн –школе явились: «не надо никуда ходить» - 24%, «не надо рано вставать» - 9%, «комфортнее дома» - 9%


Список литературы

1. Блинова М.В. Что такое онлайн-обучение? [электронный ресурс] // Dist-tutor. – 2019. URL: https://dist-tutor.info/library/index.php?id=12 (26.04.21)

2. Виртуальная школа [электронный ресурс] // Словари и энциклопедии в Академике . URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/233758 (02.04.21)

3. Виртуальная школа//Википедия: свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/виртуальная школа -(06.04.21)

4. Онлайн-обучение, плюсы и минусы электронного образования.[электронный ресурс] // MyOwnConference - URL: https://myownconference.ru/blog/index.php/online-obuchenie/ (26.04.21)

5. Онлайн-школа(интернет школа). [электронный ресурс] // Экстернаты Москвы. -URL: http://extern-mos.ru/internet-school/ (02.04.21)


Просмотров: 1448; Скачиваний: 150;