№ 2 (22). С. 19.

Социология и социальная работа

2021

Научная статья

pdf-версия статьи

Шабалина
Екатерина Дмитриевна

магистратура, Поволжский государственный технологический университет, ФГБОУ ВО «ПГТУ», Волгатех
(Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, площадь Ленина, дом 3),
catherineshabalina15@gmail.com

Социальная профилактика терроризма и экстремизма в студенческой среде (по Республике Марий Эл)

Научный руководитель:
Пчелина Ольга Викторовна
Статья поступила: 19.05.2021;
Принята к публикации: 19.05.2021;
Аннотация. В статье рассмотрены методы профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде учебных заведений Республики Марий Эл. На основе анализа социального исследования определены слабые и сильные стороны методов информирования учащихся и предложены рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в студенческой среде.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, террор, профилактика, насилие, угроза, теракт, экстремист.

Для цитирования: Шабалина Е. Д. Социальная профилактика терроризма и экстремизма в студенческой среде (по Республике Марий Эл) // StudArctic forum. № 2 (22), 2021. С. 19.

Экстремизм и терроризм стали довольно «популярными» темами: практически ежедневно в новостных порталах появляются новости о предотвращении террористических нападений, совершения экстремистских действий, и т.д.

В сентябре 2020 г. в Красноярском крае (в Минусинском районе) был задержан подросток 15-ти лет, которого подозревали в готовящемся теракте в учебном заведении. Он успел сделать четыре взрывных устройства для преступления, которое хотел воплотить в жизнь весной [1]. В конце декабря 2020 года спецслужбы предотвратили инцидент в Тамбове: там 17-летний студент колледжа, которого следствие считало «сторонником деструктивных субкультур», пытался изготовить бомбу в домашней лаборатории [2].

В начале марта 2021 г. силовиками был задержан 16-летний подросток в Пензенской области, который готовил теракт из «неприязни и враждебности к одноклассникам и педагогам» [3]. Еще один случай произошел 24 марта 2021 года: в Сочи был задержан подросток, который разрабатывал план по нападению на лицей. Подросток создал паблик во «ВКонтакте», где делился своим опытом изготовления самодельных взрывчатых веществ, демонстрировал видео и фото своих экспериментов и т.д. При нем было обнаружено взрывчатое вещество и материалы о вооруженных нападениях на учебные заведения [4].

И совсем «свежие» новости: 12 апреля 2021 года во все учебные заведения г. Югры Ханты-Мансийского округа поступило сообщение о минировании семидесяти учебных заведений [5]. Сообщение поступило по электронной почте, после чего сразу началась эвакуация детей и студентов из образовательных учреждений. После тщательной проверки силовиками каждого учебного здания, взрывное устройство найдено не было. В это же самое время (!) в Ставропольском крае за организацию и участие в деятельности экстремисткой организации, приготовление к совершению террористического акта, незаконное хранение взрывных устройств группой лиц по предварительному сговору арестовали группу из 14 человек, которые стали предполагаемыми участниками готовящегося теракта [6].

Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации регулярно передают данные о предотвращении нападений школьников и студентов на учащихся в учебных заведениях и иных случаях проявления терроризма и экстремизма. Известно, что проявление этих движений несет за собой огромные последствия: массовые человеческие жертвы, разрушения и исчезновения духовных и культурных ценностей, которые невозможно восстановить веками. Кроме того, как сами проявления терроризма и экстремизма, так и их последствия порождают социальную, конфессиональную и национальную ненависть и вражду у населения. Каждый человек знает, что терроризм и экстремизм – это угроза для общества, но не каждый понимает серьезность и степень последствий за свою причастность к данным деяниям, особенно это относится к молодому поколению. Эти события, как и исследования

российских ученых показывают, что уровень экстремистских, конфликтно-протестных настроений в молодежной среде вызывает серьезные опасения [7, с. 123].

Терроризм связан с более общим для него понятием – террор. Террор – это метод управления обществом посредством устрашения с целью предупреждения. К этому способу политического воздействия могут прибегать как государства, так и организации, ставящие перед собой политические цели. В настоящее время терроризм – это публично совершаемые общественно опасные действия или угрозы [8, с. 330].

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с запугиванием населения или другими формами противоправных насильственных действий [9]. Террорист – это экстремист, прошедший от теоретического осмысления к практическому осуществлению своих замыслов путем прямого действия, направленных на разрушение существующей обстановки.

Экстремизм – склонность к крайним взглядам и мерам, полностью отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами [10, с. 40]. Среди таких проявлений можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, несанкционированные митинги. В связи с тем, что количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности не настолько велико по сравнению с преступлениями иных видов, может сложиться ложное мнение о том, что проблема экстремизма не настолько важная и страшная, как это описывается в СМИ. Однако, главная опасность экстремизма заключается в том, что эти преступления носят системный характер, посягают на мир и согласие между различными национальными, религиозными и социальными группами общества, негативно влияют на политическую и правовую стабильность.

К сожалению, с каждым годом количество подобных происшествий только увеличивается. Распространение международного терроризма связано с развитием коммуникаций, активным общением стран, народов, активизацией частных контактов. И не всегда такие контакты могут быть дружественными или «небезопасными»: все помнят историю студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой, которая буквально потрясла страну (Варвара оказалась под влиянием «жениха» и пыталась примкнуть к экстремистской организации на территории Сирии) [11].

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, студентов, поскольку молодежное сознание является наиболее внушаемым и уязвимым, наиболее легко и быстро подвержено влиянию, в том числе негативному.

Можно привести несколько вариантов профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде, таких как: распространение памяток по противодействию экстремизма и терроризма на официальном сайте университета; обеспечение круглосуточной охраны учебного заведения; установка контент-фильтров на компьютеры учебного заведения; проведение инструктажей для студентов образовательного учреждения, уделение особого внимания профилактике межнационального и межконфессионального экстремизма.

Для того, чтобы студенты понимали проблему терроризма и экстремизма и могли противостоять этим явлениям, помочь себе и другим, необходимо включать в профилактические мероприятия творческие конкурсы на лучший социальный плакат, проект, ролик по профилактике терроризма и экстремизма.

В ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» имеется определенный опыт проведения профилактической работы, включая вышеперечисленные, однако исследование новостных ресурсов показывает, что угроза терроризма и экстремизма достаточно высока, в связи с чем профилактика должна быть не только регулярной, но и разнообразной, не только теоретической, но и практической.

С целью изучения отношения обучающихся к проблемам терроризма и экстремизма и необходимости профилактических мероприятий, совершенствования рекомендаций по предотвращению в будущем неправомерных действий, участниками которых могут стать сами студенты, нами запланировано проведение социологического исследования в виде анкетирования, которое включало в себя 25 вопроса (20 с несколькими вариантами ответов и 5 открытого типа). Базой для проведения стал ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет».

На данном этапе опрошено 18 студентов Экономического факультета ПГТУ. Анкетирование было произведено раздаточным способом, все анкеты были анонимными. Возраст опрашиваемых варьировался от 20 до 25 лет. Тип выборки – невероятностный стихийный. В ходе проведения исследования удалось изучить уровень подготовки и информирования студентов на случаи теракта или экстремистских действий. Основной акцент в этом опросе был направлен на определение уровня осведомленности респондентов касательно экстремизма и терроризма. На многие вопросы студентами были выбраны два и более ответа.

Первым интересовавшим нас вопросом стал вопрос о понимании термина «экстремизм». Исходя из ответов опрашиваемых (15 человек ответили – «приверженность к крайним взглядам; возбуждение ненависти либо вражды») можно сделать вывод, что студенты правильно понимают значение этого понятия. Респонденты справились и со вторым вопросом: под термином «терроризм» 17 человек понимают «устрашение своих политических противников, выражающихся в физическом насилии, вплоть до уничтожения», 7 человек ответили, что это «незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого», что свидетельствует об их понимании серьезности и незаконности данного движения.

Далее студентам были предложены вопросы об отличиях экстремизма от терроризма, их отношении к незаконным действиям, сталкивались ли они или их близкие с проявлением экстремизма, знают ли они куда обращается если стали свидетелем и т.д. Ответы показывают, что респонденты довольно серьезно и ответственно относятся к данным проблемам, имеют представления о правилах поведения в террористических и экстремистских ситуациях. Также мы посчитали необходимым узнать у студентов, каким, по их мнению, образом происходит наиболее активное распространение идей терроризма и насильственного экстремизма. Большинство респондентов считают, что распространение информации происходит через интернет-сайты, социальные сети, аудио-видеопродукции, посредством друзей и знакомых. Действительно, чаще всего вся доступная информация о способах подготовки террористической атаки есть в открытом доступе в сети-интернет, что сильно усложняет работу правоохранительных органов.

Особый интерес вызвал вопрос о способах защиты себя и своих близких от террористической угрозы: 16 человек из 18 опрашиваемых этот вопрос заставил смутиться, поскольку выяснилось, что проблема терроризма и экстремизма пугает и держит в страхе практически каждого участника опроса, как в стенах учебного заведения, так и за его пределами, они боятся за свою жизнь и безопасность своих друзей и близких. Тем не менее, респонденты осведомлены о некоторых правилах поведения в случае террористической угрозы, о том, куда обращаться, если они стали свидетелем террористических/экстремистских действий.

На основании проведенного опроса уже можно говорить о некоторых рекомендациях по профилактике терроризма и экстремизма в студенческой среде:

- регулярное обновление информации о противодействии и профилактике терроризма и экстремизма на официальном сайте вуза;

- продолжение встреч с представителем МВД для проведения профилактических бесед по профилактике правонарушений, противодействию террористических и/или экстремистских действий;

- раздача буклетов о правилах поведения в ситуациях, связанных с проявлениями терроризма и экстремизма;

- создание видео-ролика на тему «Скажем терроризму - НЕТ»;

- проведение акции Час Памяти всем пострадавшим/жертвам во время террористических событий;

- создание горячей линии для тех, кто собирается сообщить о готовящемся террористическом нападении, случаях экстремизма, об экстремистской деятельности или поделиться своими сомнениями, тревожными состояниями и иного рода информацией.

Социальная профилактика студенчества выражается в их защищенности, которая проявляется через занятия спортом, участие в студенческих трудовых отрядах, волонтерских объединениях, в Фестивале национальных культур «Мост Дружбы» и т.п.

Социологическое исследование продолжается и на основании анализа полученных результатов будут разработаны подробные рекомендации по социальной профилактике терроризма и экстремизма в студенческой среде.


Список литературы

1. В Красноярском крае задержали подростка, готовившего теракт в школе // Режим доступа: https://rg.ru/2020/09/04/reg-sibfo/v-krasnoiarskom-krae-zaderzhali-podrostka-gotovivshego-terakt-v-shkole.html (Дата обращения 11.05.2021)

2. СК раскрыл подробности предотвращенного теракта в Тамбове // Режим доступа: https://ria.ru/20201225/terakt-1590863148.html (Дата обращения 12.05.2021)

3. Предотвращен теракт в школе Пензенской области // Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/2522746/ (Дата обращения 13.05.2021)

4. В Сочи задержали подростка, планировавшего нападение на лицей // Режим доступа: https://ria.ru/20210324/zaderzhanie-1602584770.html (Дата обращения 13.05.2021)

5. В Югре 70 школ эвакуировали из-за сообщений о минировании // Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/12/reg-urfo/v-iugre-70-shkol-evakuirovali-iz-za-soobshchenij-o-minirovanii.html (Дата обращения 13.05.2021)

6. В Кисловодске арестовали подозреваемых в подготовке теракта в ОВД // Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/12/reg-skfo/v-kislovodske-arestovali-podozrevaemyh-v-podgotovke-terakta-v-ovd.html (Дата обращения 13.05.2021)

7. Ситаров В.А. Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи // Знание. Понимание. Умение. Издательство Московского гуманитарного университета, 2009, №4. С. 122–127.

8. Государственное и муниципальное управление терминологический словарь / Шадыбеков К.Б., Исраилов А.А., Кожошев А.О. Бишкек, 2014. – 433 с.

9. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии терроризму» // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (Дата обращения 13.05.2021)

10. Назаров В.Л., Суслонов П.Е. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие / В.Л. Назаров, П.Е. Суслонов; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018. – 200 с.

11. Подлинная история россиянки Варвары Карауловой // Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/1tv.ru/s/news/2017-10-29/335332-podlinnaya_istoriya_rossiyanki_varvary_karaulovoy_v_eksklyuzivnom_intervyu_pervomu_kanalu_chto_tolknulo_ee_pod_flagi_igil (Дата обращения 13.05.2021)



Просмотров: 696; Скачиваний: 155;