Мурманская область является территорией со сложными природно- климатическими условиями и уникальным рельефом: снег выпадает в октябре и не тает до июня, 40 дней длится полярная, а 62 дня солнце не заходит за горизонт.
Характерной особенностью климата Мурманской области является его непостоянность и переменчивость. Область относится к Арктической зоне, и последние десять лет ее называют «столица Арктики».
Одной из основных проблем региона является труднодоступность и удаленность от районных и областных центров Российской Федерации, из-за чего возрастает стоимость доставки спецтехники и материалов, в частности для строительства автомобильных дорог. Однако без дорог невозможны ни освоение Арктики, ни комфортная жизнь в северных регионах. Поэтому, несмотря на внушительные расходы, в Российской Федерации реализуется ряд федеральных и региональных программ по развитию автодорожной отрасли, что признано приоритетом на государственном уровне. Так в мае этого года Правительство Российской Федерации утвердило создание территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» в Мурманской области. Данный проект позволит привлечь в регион дополнительные инвестиции и сделает жизнь северян комфортнее.
Немаловажными проблемами региона являются рельеф и климат. Автомобильные дороги часто пересекают реки, болота, озёра, близ которых характерны обводненные грунты. Кроме того, зимой устойчивый снежный покров в отдельных районах достигает 3-4 метров, для летнего периода характерны обильные осадки в виде дождей.
В настоящее время в практике проектирования и строительства автомобильных дорог в Российской Федерации и зарубежных странах разработаны различные схемы организации поверхностного водоотвода с проезжей части, что позволяет частично или полностью исключить негативное влияние воды на конструктивные элементы автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Ещё одной проблемой Мурманской области является геологическое строение рельефа. Во многих местах наблюдается выход скальных пород на дневную поверхность в виде гранита, гранито-гнейса и сланца. Также в геологическом строении присутствуют ледниковые моренные отложения. В целом для морены характерны несортированность, высокая плотность, слабая водопроницаемость, слабая окатанность и обилие крупнообломочной фракции.
Зачастую при строительстве и реконструкции автомобильных дорог необходимо проложить трассу или спрямить ее по рельефу, где присутствуют такие отложения. Так как обычными механизмами эти породы не разработать, специалисты используют практику буровзрывных работ, выполняемых в кратчайшие сроки, что крайне актуально для региона, так как строительный сезон в области длится всего 3-4 месяца. Осколочные граниты после дробления используются при отсыпке земляного полотна, в основании покрытия дорожной одежды, укреплении обочин и т.п., из-за чего снижается стоимость выполнения строительно-монтажных работ при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог.
Важными задачами в процессе строительства, в частности, при буровзрывных работах, являются безопасность рабочих, сохранность техники и механизмов, занятых в работе.
Радиус опасной зоны по разлету отдельных кусков грунта при взрывании скважинных и шпуровых зарядов, рассчитанных на разрыхляющее (дробящее)действие, определяется в соответствии с указаниями федеральных нормам и правил в области промышленной безопасности [1] по формуле:
где: rр – радиус опасной зоны по разлету кусков для людей, м;
ɳз— коэффициент заполнения скважины взрывчатым веществом;
lз – длина заряда в выработки, м;
l – длина выработки, м;
f- коэффициент крепости пород по шкале М.М. Протодьяконова;
d - диаметр взрываемых скважин, м.;
а- расстояние между скважинами, а=2.8 м;
ɳзаб- коэффициент заполнения скважины забойкой;
lзаб – длина грунтовой части забойки;
lн – длина верхней свободной от заряда части выработки.
При полном заполнении грунтовой забойки свободной от заряда верхней части выработки ɳзаб = 1; при взрывании без забойки (воздушная забойка) ɳзаб = 0
Безопасные расстояния от места взрыва до механизмов, зданий, сооружений определяются в проекте с учетом конкретных условий.
В Мурманской области проектировщики и строители дорог сталкиваются со множеством проблем, что происходит на фоне непрерывно растущих темпов дорожного строительства в Российской Федерации. Резкое увеличение количества автомобилей на дорогах стимулирует повышение требований к уровню качества, долговечности, надежности автомобильных дорог, а также ускоренный ввод в эксплуатацию новых и реконструированных дорожных полотен.
Список литературы
1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «правила безопасности при взрывных работах», утвержден постановлением Ростехнадзором от 16.12.2013 г. №605 (с изменениями, утвержденными приказом Ростехнадзора от 03.11.2017 г. № 518) – М.: ЗАО НТПЦПБ, 2018
2. Б.Ф. Перевозников, А.А. Ильина Сооружения системы водоотвода с проезжей части автомобильных дорог. Выпуск 2 – М: 2002 г.