Существенные изменения в современном обществе связаны с политическими и социально – экономическими факторами. Они затронули все стороны общественной жизни. Это повлекло за собой смену ценностей и приоритетов не только в обычной жизни, но и в сфере образования. Происходят изменения как в самом процессе обучения, так и изменяются цели обучения. Теперь их направленность определяется воспитанием активной личности, которая способна к самосовершенствованию и самореализации за счет приобретенных универсальных учебных действий [2].
Данные изменения возможно реализовать с помощью профильного обучения, которое, в свою очередь, является одним из приоритетных направлений модернизации образовательного пространства. Оно в полной мере способствует индивидуализации обучения и построения индивидуальной образовательной траектории.
Более эффективно профильное обучение может быть реализовано за счет сетевого партнерства.
Одной из ключевых проблем современного общества, которую возможно решать при помощи потенциала сетевого социального партнерства, является проблема построения интегративной модели профильного обучения [1].
С целью изучения состояния текущей модели сетевого партнерства в реализации профильного обучения и разработки рекомендаций по ее совершенствованию был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ «Державинский лицей» г. Петрозаводск. Проведенное исследование позволило доказать гипотезу, которая говорила о том, что реализация профильного обучения учащихся будет эффективной, если сетевое взаимодействие школы и социальных партнеров будет строиться как управление педагогическим процессом, имеющий определенную структуру, цель, содержание, формы, средства, способы оценивания результатов, обеспечивающий включение учащихся в основные сферы профессиональной деятельности.
Данный эксперимент состоял из нескольких этапов.
На первом этапе была проанализирована текущая модель социального партнерства Державинского лицея, рассмотрена структура организации учебного заведения и методом SWOT-анализа выделены сильные, слабые стороны, возможности и угрозы при организации профильного обучения посредством сетевого партнерства.
Второй этап эксперимента был посвящен анализу опыта участия учащихся, педагогов и родителей Державинского лицея в системе социального партнерства. Был проведен опрос относительно организации сетевого партнерства в лицее.
Благодаря опросу удалось выяснить, что сетевое партнерство в Державинском лицее реализуется через большое количество разнообразных программ. Большая часть опрошенных имеет представление о проектах, реализуемых в лицее, активно участвует в них и готова оказать содействие в создании новых, более эффективных и полезных программах. Все участники образовательного процесса выделяют огромное количество достоинств сетевого взаимодействия, в частности для организации профильного обучения. В качестве положительных сторон можно обозначить: ориентация на развитие творческих способностей лицеистов; развитие мотивации к изучению профильных предметов; формирование универсальных навыков и приобретение нового опыта, необходимого в будущей профессиональной сфере и обычной жизни; развитие коммуникативных свойств; налаживание полезных связей; формирование исследовательской культуры, которая заключается в способности критически мыслить, отбирать необходимую информацию для решения задач, умение грамотно формулировать свои мысли и выводы; получение полезных знаний в определенной области и их дальнейшее углубление в профильной подготовке.
Тем не менее, существуют ряд недостатков в организации сетевого партнерства для реализации профильного обучения в Державинском лицее. С управленческой точки зрения отмечено отсутствие четко разработанной системы реализации сетевого взаимодействия лицея с другими организациями. Кроме того, несмотря на то, что существует большое количество проектов воспитательного характера, выявлена нехватка достаточного количества направлений профильного обучения во взаимодействии с другими организациями.
Полученные результаты позволили сформировать стратегию развития сетевого взаимодействия лицея с учетом сильных сторон и возможностей, а также проблемных зон.
Поскольку образовательный процесс включает в себя такие основные объекты, как учащиеся, родители и педагоги, то целесообразно рассмотреть модель внедрения этих объектов в сетевое взаимодействие как по отдельности, так и вместе. Для каждой группы объектов были предложены рекомендации для решения найденных проблем и разработан проект сетевого взаимодействия для организации профильного обучения.
Для вовлечения педагогов в процесс сетевого партнерства были предложены следующие рекомендации:
- Создание инициативной группы педагогов, которая смогла бы осуществлять информирование коллег по вопросам сетевого взаимодействия;
- Выделение педагогам определенного дня для самообучения и повышения своей квалификации в сфере сетевого партнерства;
- Прохождение курсов повышения квалификации по теме «Основы проектирования/ Основы сетевого партнерства»;
- Разработка каждым педагогом собственного проекта сетевого взаимодействия и внедрение его в программу лицея;
- Проведение открытого семинара с привлечением коллег других образовательных организаций для обмена опыта создания проектов сетевого взаимодействия;
- Создание сетевого объединения с педагогами других образовательных организаций для организаций новых программ сетевого партнерства в профильном обучении и объединения ресурсов;
- Создание сайта (банка), где будет предлагаться полный перечень сетевых партнеров со своими программами;
- Пересмотр образовательной программы и внедрение в нее нескольких уроков с привлечением сетевых партнеров на базе лицея с целью информирования учащихся о возможных сетевых программах;
- Создание четкой структуры взаимодействия лицея с другими организациями, закрепленной документально.
- Разработка системы материальной стимуляции педагогов.
Рекомендации для вовлечения учащихся в процесс сетевого партнерства:
- Создание творческой лаборатории учащихся, которые будут отвечать за генерацию идей будущих мероприятий и курсов;
- Дифференциация школьников согласно их интересам и предпочтениям;
- Создание для каждого профиля обучения перечня интересных курсов по выбору;
- Создание многоступенчатого проекта для учащихся, который бы носил профориентационный характер, обеспечивал преемственность всех дополнительных курсов профиля и позволил бы учащимся по его окончании определиться с выбором будущей профессии (портфолио);
В качестве рекомендаций для родителей были предложены следующие утверждения:
- Создание инициативной группы родителей для генерации идей сетевого взаимодействия;
- Проведения семинара для родителей на базе лицея с целью информирования о системе сетевого взаимодействия лицея;
Опираясь на вышеуказанные рекомендации, учитывая проблемные зоны в организации сетевого взаимодействия, можно построить улучшенную интегративную модель сетевого взаимодействия лицея. В этом случае в качестве основных объектов сетевого взаимодействия будут выступать и родители, и учащиеся, и педагоги, а с другой стороны иные учреждения муниципалитета. Все объекты будут в равной степени вовлечены в процесс сетевого взаимодействия по организации профильного обучения. Данное взаимодействие будет стоится на основе принципа управления педагогическим процессом, принципа преемственности и интеграции уровней и этапов сетевого партнерства. Это будет происходить за счет улучшенной подготовки педагогических кадров к осуществлению сетевого взаимодействия, создания новых инициативных групп у объектов образовательного процесса, разработки новейших учебно - методических материалов и внедрения эффективных форм сотрудничества лицея и других организаций. Таким образом, модель сетевого взаимодействия лицея можно представить в следующем виде (рис.1.):
Рис. 1. Интегративная модель сетевого партнерства Державинского лицея
При таком варианте организации сетевого партнерства, куда включены основные объекты образования, педагогический процесс развивается более динамично и эффективно за счёт работы по индивидуальным учебным планам, поточно-групповой формы организации обучения.
Такое построение модели управления профильным обучением на основе сетевого взаимодействия обеспечивает активную включенность и взаимодействие всех субъектов профильного обучения. Данная модель является гибкой системой, которая способна динамично подстраиваться под изменение социально-экономических условий и потребности рынков труда.
Все участники интегративной модели имеют возможность:
- Участвовать в создании нормативно-правовых и организационно – методических основ управления системой профильного обучения;
- Принимать решения о стратегии развития профильного обучения;
- Осуществлять совместное планирование, разработку и коррекцию методов работы;
- Обмениваться опытом в сфере сетевого партнерства;
- Формировать программы образовательных, воспитательных и профильных мероприятий;
- Осуществлять взаимообмен ресурсами, мнениями, идеями;
- Участвовать в принятии согласованных решений по развитию сетевого партнерства в школе.
Таким образом, можно выявить ряд преимуществ созданной интегративной модели:
- Модель представляет собой целостную систему, ориентированную на конечную цель;
- Модель является мобильной, что достигается за счет взаимозаменяемости и вариативности программ сетевого партнерства;
- Модель является универсальной, так как подходит для любой организации;
- Наличие большого количества современных ресурсов;
- Модель является открытой, что способствует развитию партнерских отношений;
- Наличие широкого спектра образовательных услуг, направленных на реализацию профильного обучения и развитие образования в целом;
- Модель является экономичной. Не требует большого количества дополнительных затрат;
- Модель является эффективной и продуктивной за счет активного вовлечения всех объектов образовательного процесса и связи между ними;
- В основе модели лежит принцип интегративности и преемственности, который обеспечивает создание единой системы профильной подготовки учащихся.
В заключение можно сказать, что интегративная модель сетевого партнерства позволяет выстроить взаимодействие на основе преемственности и интеграции уровней и этапов сетевого партнерства, состоящее из ориентировочного этапа выбора профиля, обоснованного выбора профиля обучения, учет возможностей и потребностей учащегося при овладении определенным профилем, обоснованного выбора учреждения для дальнейшего обучения, либо трудоустройства. Плавный переход от одного этапа к другому достигается за счет определения структуры сетевого взаимодействия, выявлению ступеней сетевого взаимодействия, профориентационной работы, информационного сопровождения осознанного выбора профессии и дальнейшего профессионального образования.
Успешная реализация интегративной модели сетевого партнерства возможна с учетом определенных организационно-педагогических условий. Такими необходимыми условиями являются: подготовка и обучение педагогических кадров для реализации профильного обучения; разработка учебно-методических материалов; разработка и внедрение эффективных форм сотрудничества школы и разного типа социальных партнеров; педагогическое сопровождение профильного обучения. Все эти условия, на наш взгляд, успешно учтены в созданных разработках и призваны демонстрировать эффективность в организации сетевого партнерства и модернизации управления муниципальными системами профильного обучения.
Список литературы
1. Болотова Е. Л. Профильное обучение в старшей школе: учебное пособие повышения квалификации работников образования / И. М. Бродская, И. В. Головина и др. под. ред. Г. А. Борцовского, И. Б. Ротской. А. А. Жокрина. - М. : УРАО, 2005.
2. Глушанок, Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6., с. 80-83