№ 1 (21). С. 20.

Языкознание и литературоведение

2021

Научная статья

УДК 82-8

pdf-версия статьи

Морозова
Екатерина Дмитриевна

магистратура, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
ekaterina.morozova.karelia@gmail.com

Оппозиция как способ метафоризации пространства в поэзии Роберта Фроста (на примере сборника "A Boy’s Will")

Научный руководитель:
Ошуков Михаил Юрьевич
Статья поступила: 27.12.2020;
Принята к публикации: 25.03.2021;
Аннотация. В данной работе автор рассматривает оппозицию как способ моделирования пространства в поэзии Роберта Фроста на примере дебютного сборника «A Boy’s Will». В ходе работы поясняется понятие “метафоризация”, а также рассматривается оппозиция как продуктивный способ воссоздания пространства. При анализе стихотворений сборника выделяются четыре основные группы оппозиций, моделирующие пространство в поэзии Р. Фроста, а именно: мы-они, дом-природа (внутри- снаружи), жизнь-смерть, свет-тьма. Автор обращает внимание на взаимодействие этих оппозиций и пространств, которые они моделируют.
Ключевые слова: оппозиция, поэзия, Роберт Фрост, метафоризация, метафоризация пространства, пространство

Для цитирования: Морозова Е. Д. Оппозиция как способ метафоризации пространства в поэзии Роберта Фроста (на примере сборника "A Boy’s Will") // StudArctic forum. № 1 (21), 2021. С. 20.

Анализ пространства и способов его организации в тексте — один из интереснейших способов исследования поэтического текста. Опираясь на идеи известного советского и российского литературоведа Ю.М. Лотмана, в этой работе мы попытаемся рассмотреть, как благодаря образам, не соотносящимся с физическими объектами реального мира, имеющим непространственную природу, моделируется пространство. Задачей нашего исследования является рассмотреть оппозицию как один из способов создания пространства в поэзии американского поэта Роберта Ли Фроста. Объектом данной работы являются стихотворения Р. Фроста, а именно ранние работы крупнейшего американского поэта XX века, в которых пространство является структуро- и смыслообразующим.

Ю.М. Лотман в своем труде “Структура художественного текста” пишет, что противоположные понятия с пространственным содержанием, например, “верх и низ”, часто перекладываются на оппозиции, не имеющие пространственных характеристик, например, “верх – добро, низ – зло”. [Лотман: 159]. Так как метафора – это перенос значения [Белокурова], мы можем говорить об оппозиции как о способе метафоризации. Согласно В.Ю. Прокофьевой, метафора способна опредмечивать абстрактные и духовные явления [4: 202]. И подобный перенос условно абстрактного пространства в физическую плоскость происходит, по нашему мнению, в поэзии Р. Фроста благодаря ассоциативной зависимости оппозиций. Оппозиции, в свою очередь, помогают воссоздать художественную картину мира и часто являются структуро- и смыслообразующими в поэзии Р. Фроста.

Для анализа пространства в поэзии Роберта Фроста нами был выбран дебютный сборник поэзии «Желания юности» («A Boy’s Will», 1913), состоящий из 30 стихов, написанных в период 1892–1912 гг. В данном сборнике мы выделили четыре главных оппозиции: мы-они, дом-природа (внутри-снаружи), жизнь-смерть, свет-тьма.

Ощущение пространства необходимо для восприятия художественной картины мира. Когда соотнесение поэтического мира с физическими объектами реального мира невозможно, создается ощущение эстетического пространства, которое формируется благодаря оппозиции. Так, в стихотворении «In Neglect» («Брошенные») единственной физической реалией, предоставляемой читателю, – «the wayside nook» («укромный уголок на обочине») – все же недостаточно для моделирования пространства. В этом стихотворении противопоставлены «they» и «we». Благодаря этой оппозиции (мы и они), а также упоминанию об их отдалении («They leave us so to the way we took» («Они покидают нас на избранном нами пути») [1: 23]), создается ощущение двух пространств: пространство, где «они», и пространство, где «мы». Недостаток отсылок к физическим объектам наводит читателя на философское восприятие этого стихотворения и заставляет погрузиться в эстетическое пространство. Таким образом, «we» и «they» — это два раздельных эстетических пространства, которые ранее были едины.

В стихотворении «A Dream Pang» («Страдания во сне») моделируется ощущение двух пространств за счет оппозиции «you» и «I». Пространство, воплощаемое местоимением «I», связано с образом леса, что мистифицирует это пространство, добавляет таинственности: «I had withdrawn in forest, and my song / Was swallowed up in leaves that blew alway» («Я ушел в лес, и мою песнь поглотили листья, которые всегда шелестят») [1: 22]. Другое же пространство образуется за счет «you»: «And to the forest edge you came one day» («И к краю леса ты пришла однажды») [1: 22]. В противовес таинственному образу леса, это пространство «у края леса» кажется безопасным. «You» боится пересекать границы двух пространств и переходить в опасное пространство, выраженное «I» и лесом. В то же время эти два пространства могут отражать два метафизических пространства – жизнь и смерть – и два пространства как два разных сознания человека.

Оппозиция я/мыони/он/она, часто сопутствует оппозиции внутри–снаружи. Вместе они моделируют два отдельных пространства, пересечение которых может быть опасным. В стихотворении «Now Close The Windows» («Сейчас закрой все окна») лирический герой призывает закрыть окна, как бы разделив пространство дома (безопасности) и улицы (там, где бушует ветер): «Now close the windows and hush all the fields» («Сейчас закрой все окна и приглуши шум всех полей») [1: 36]. Пространство снаружи отражает пространство смерти, так как оно безжизненно, наполнено ощущением холода и сильного ветра: «No bird is singing now, and if there is, / Be it my loss» («Ни одна птица сейчас не поет, а если и поет, будь то моя потеря») [1: 36]. В поэзии Р. Фроста пространство снаружи нередко ассоциируется с опасностью и смертью.

Однако, в сборнике «A Boy’s Will» пространство снаружи не всегда олицетворяет смерть. Так, в стихотворении «To The Thawing Wind» («К тающему ветру») лирический герой призывает теплый ветер пробудить жизнь, растопить замерзшее окно и выпустить поэта на улицу: «Come with rain, O loud Southwester! / Bring the singer, bring the nester, Give the buried flower a dream / … Scatter poems on the floor; / Turn the poet out of door» («Приди с дождем, о громкий Юго-западный! Приведи поющую, приведи гнездующую птицу. Подари погребенному цветку мечту. Разбросай стихи по полу; Выведи поэта за дверь») [1: 16]. В этом стихотворении внешнее пространство символизирует жизнь.

Оппозиция “жизнь и смерть” часто встречается в поэзии Р. Фроста и формирует два эстетических пространства. В стихотворении «In Hardwood Groveм («В лиственных рощах») эта оппозиция формируется за счет образа опавших (мертвых) листьев и цветов. Листья падают, умирают – этот образ формирует эстетическое пространство смерти. Вырастающие цветы и новые будущие листья – пространство жизни. Эти два пространства коррелируют друг с другом и являются взаимозависимыми. Чтобы листья вновь вернулись в пространство жизни (появились на дереве), они должны опуститься в мир смерти (упасть на землю): «Before the leaves can mount again / To fill the trees with another shade, / They must go down past things coming up» («Прежде чем листья смогут вновь подняться, чтобы залить деревья другой тенью, они должны упасть, проносясь мимо тех, кто поднимается») [1: 37]. Эти два пространства обуславливают существование друг друга: пространство смерти соединяется с пространством жизни.

Оппозиционные отношения присутствуют и в светотеневых образах, которыми наполнена поэзия Р. Фроста и которые за счет контрастности моделируют ощущение пространства. В сборнике «A Boy’s Will» многократно встречаются такие светотеневые образы как: dark, dim, gloom, black, night, dusk, misty, shadow (теневые) и daylight, silver, gold, sun, moon, stars, fire, aglow (световые). Важно отметить, что Р. Фрост не пытается создать ощущение темноты, не обладающей потенцией света. В рисуемой поэтом тьме преобладают темно-серые, темно-синие оттенки, сквозь которые может пробиться свет.

Пространство и картина мира, формируемая в стихотворениях Р. Фроста светотенью, настраивает на философские размышления. Поэт выбирает явления природы и реалии окружающего мира, в которых он находит светлые и темные оттенки. В стихотворении «Stars» («Звезды») ощущение пространства формируется за счет яркого образа звезд. Пространство света, эстетическое пространство истины и покоя, формируется также посредством образа снега, мрамора и белого цвета: «Those stars like some snow-white / Minerva's snow-white marble eyes» («Те зведы словно снежно-белые, белоснежные мраморные глаза Минервы») [1: 12]. Однако, хотя в этом стихотворении прямо не упоминается темнота, читатель благодаря ассоциативному ряду воссоздает темное небо, за счет которого видны звезды и свет. И затем эти два эстетических пространства, тьмы и света, противопоставляются в сознании читателя, при этом сохраняя свою взаимообусловленность.

Оппозиционные образы света и тьмы присутствуют в стихотворениях сборника, которые можно рассматривать в рамках противопоставления дом–природа. Как правило, дом, наполненный светом, окружен темным внешним миром. Так, в стихотворении «Love and a Question» («Любовь и Вопрос») световыми образами становятся «fire» и «the glowing coal» – образ дома, и «the road afar without a window light» («Дорога вдали без оконного света») [1: 9] – образ внешнего пространства. Данная оппозиция «свет-тьма» в рамках пространств физических (дом-природа) погружает читателя в пространства эстетические, где тьма – это таинственность и опасность, а свет –  это спокойствие.

Моделирование двух пространств за счет светотеневых образов происходит и в стихотворении «In A Vale» («В Долине»). Ночь и туман порождают ощущение таинственности, создают мистическое пространство: «But all came every night with the mist» («Но все приходили каждую ночь с туманом») [1: 21]. Оппозиционное пространство, выраженное светом от окна и звездами, постепенно затуманивается, сливаясь с мистическим пространством ночи: «That the stars were almost faded away» («Что звезды почти погасли») [1: 21].

Оппозиционные светотеневые образы в сборнике «A Boy’s Will» моделируют ощущение эстетических противоположных пространств. Однако этот контраст трансформируется в динамическую структуру, внутри которой свет и тень взаимодействуют друг с другом на самых тонких уровнях смысла, вплоть до полного слияния этих противоположных начал и, как следствие, слияния эстетических пространств, преобразование их в одно.

Итак, мы рассмотрели оппозицию как способ метафоризации пространства в поэзии Р. Фроста. Важными оппозициями в сборнике «A Boy’s Will» являются следующие: мы-они, дом-природа (внутри-снаружи), жизнь-смерть, свет-тьма. Все эти оппозиции связаны между собой и часто пересекаются, создавая художественную картину мира и эстетические пространства. Возникающие эстетические пространства противоположны, но также и взаимообусловлены. Часто в поэзии Р. Фроста эти пространства сливаются, создавая новое эстетическое пространство.


Список литературы

1. Complete Poems of Robert Frost. New York, Chicago, San Francisco: Holt, Rinehart and Winston. – 1964. – 666 p.

2. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. [Электронный ресурс]. URL: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (Дата обращения: 20.11.2020)

3. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.

4. Художественный текст: Проблемы чтения и понимания в современном обществе: Материалы Всерос. науч.–практ. конф. с междунар. участием, г. Стерлитамак, 25–26 октября 2018 г. / Отв. редактор Э.А. Радь. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018. – С. 268/



Просмотров: 800; Скачиваний: 162;