Интерес к электронной коммерции, а в особенности к интернет-магазину появляется как результат влияния новой эпохи, которую в ХХI веке по праву называют веком информации и цифровизации. Сейчас для многих людей покупка в интернете является нормой, причем таких людей становиться все больше и предполагается, что к 2025 году примерна половина потребителей будут «цифровыми»[1].
Интернет проник в большинство наших домов, уже сегодня в России, по данным GlobalWebIndex, насчитывается около 109,6 миллионов интернет-пользователей или 76% от всего населения страны. При том, что на 2019 год интернет-аудитория в мире насчитывает около 4,39 миллиарда человек (57% населения мира)[2]. Это число продолжает рости.
Цифровая экономика переживает свой подъём. Наблюдается межгосударственная гонка на уровне поддержки цифровой экономики, например, за базис цифровой экономики — за мощные суперкомпьютеры[3]. Для обеспечения конкурентоспособности экономики и в условиях высокотехнологической гонки в Российской Федерации действует национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» ориентированная на 2019-2024 год. Данная программа способствует развитию интернет технологий и способствует формированию нового «интернет-пространства».
Сам феномен интернета дал огромную возможность для увеличения потребления в целом. Теперь человеку стали доступны все блага мира без необходимости выходить из дома: в интернете можно купить и заказать доставку любого продукта или услуги. С точки зрения потребителя, онлайн-рынки предлагают почти бесконечные ассортименты, иногда до 80 раз превышающие традиционные розничные магазины.
Анализ потребительского поведения представлен такими известными социологами, как М. Вебер (концепция статусных групп), Г. Зиммель (исследование моды), Т Веблен («Теория праздного класса»), П. Бурдье (габитус, то есть совокупность предрасположенностей, основанные на предыдущем опыте и функционирующие бессознательно), Ж. Бодрийяр («Общество потребления»), Дж. Ритцер («Макдонализация») и другими.
Исходя из этих теорий, мы будим понимать термин «потребление», как социально обусловленный способ передвижения, подтверждения позиции и соблюдение некоторых стандартов поведения в социальной иерархии за счет использования и демонстрации благ, которые присущи некому статусу.
Однако, когда мы говорим об интернет-магазине, стоит отметить и классическое экономическое определение, которое гласит: «Потребление – это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага[4]».
Также понимания ситуации с потреблением в сетевом пространстве нам дают теории современного общества, такие как концепция «Третья волна» Э. Тоффлера и теория «Информационное общество» М. Кастельс.
Как хорошая альтернатива традиционного офлайн опроса выступает опрос в социальных сетях. Данный опрос делается эффективным из предположения, что интернет покупатели в большинстве своем пользуются социальными сетями как непосредственно для общения, так и для коммерческой деятельности, включая покупки. Для апробации этого метода и для проведения в дальнейшем полноценного исследования был проведен опрос в социальных сетях, были изучены первичные проблемы и даны некоторые рекомендации, которые будут приведены в конце статьи. Далее можно с ним ознакомится.
Целью социологического исследования стало составление портрета интернет-потребителя. Для решения исследовательской задачи были поставлены следующие задачи:
Задачи:
- Выявить предпочтения интернет-покупателя;
- Выявить характер интернет покупок;
- Составить портрет покупателя.
Объект исследования: интернет-магазин.
Предмет исследования: покупатели интернет-магазинов
Сбор первичной социологической информации был осуществлён с помощью стихийной выборки. Метод социологического исследования: онлайн-опрос.
В результате проведенного социологического исследования особое внимание было уделено тенденциям, которые наметились сегодня в сфере онлайн потребления.
Первый блок вопросов был посвящен анализу предпочитаемой платформы для совершения онлайн покупок. В результате опросе интернет-магазин оказался наиболее популярным ответом, чем другие платформы интернет торговли, так как 89 % ответивших пользуются им, и лишь малая часть респондентов выбрали Instagram и Вконтакте (примерно по 5,5%), даже не упомянув другие платформы такие как, например, Яндекс Маркет, которая является одной из посещаемых страниц.
Что касается распределения респондентов, то результаты получились следующими: 21 % мужчин и 79 % женщин, которые в основном живут в городе (95 %). Большинство из них ― люди с неоконченным высшим образованием (53 %), либо с законченным высшим (21 %), что обусловлено их возрастом 18-24 года (74 %), то есть студенты (70 % респондентов).
По материальному положению большинство разделилось на два равных блока: первый, имеет хорошее материальное обеспечение, однако крупные покупки (дача, квартира, машина) пока не по карману (39 %), а ко второму относится менее обеспеченная группа, которая имеет неплохое материальное обеспечение и считающая, что на текущие покупки деньги у них есть, но на покупку дорогих вещей приходиться брать в долг или кредит (39%).
С точки зрения семейного положения — это люди, не состоящие в браке (61 %), также есть люди, не состоящие в браке, но сожительствующие (18 %) и, которые состоят в браке (21 %). При этом лишь 24 % респондентов имеют детей, что значит большинство — это люди достаточно свободные от семейных обязательств.
Для начала рассмотрим частоту покупок. Частота покупок весьма низкая, так как. большинство респондентов покупают в магазине лишь раз в несколько месяцев и реже (47 %), раз в месяц (17 %) и несколько раз в месяц (22%), а на остальное приходиться лишь в сумме 6 %. Хотя из 95% респондентов ответивших, что они пользовались услугами интернет-магазина, большинство оказалось далеко не новичками, т.к. пользователи менее года составляют 11% от всех пользователей, пользователи от 1 до 3 составляют 28 %, а остальные же ― это более опытные пользователи.
Что же покупают респонденты? В основном это одежда (63 % респондентов), далее идут билеты (39 %) и книги (34 %). При чём респонденты не склонны покупать товар спонтанно, это лишь 6 %. В основном люди знакомиться с отзывами (72 %) и изучают характеристики товара (64 %), также ищут товар со скидкой (39 %). Самое интересное, что и в более масштабных исследованиях одежда также на первом месте и люди покупают примерно по той же схеме[5].
В чем они видят преимуществах интернет-магазинов? Для большинства — это поиск товара, которого нет в магазине (61 %), однако на втором месте по значимости находится низкая цена, что важно для 45 % респондентов. Это весьма логично, так как интернет создаёт удобную базу для удобного поиска и быстрого заказа, что очень важно для современного человека, которому вечно не хватает времени. Возможно, также, что это сильное влияние оказало большой процент молодёжи в выборке, которой необходимы эксклюзивные товары, но желательно по более низким ценам. Поэтому я считаю, что к этому надо быть очень осторожным, так как реальное исследование может показать совсем другую картину.
Большинство респондентов указало, что их может остановить дорогая доставка (47 %), а это может уменьшить частоту покупки, а также вынудить отказаться от некоторых видов товара, например, от продуктов питания.
Если смотреть на то, что влияет на посещения сайтов, то большинство респондентов (71 %) считают важным возможность присмотреть товар на будущее для его покупки в интернет-магазине или в обычной рознице (такой же товар или его аналог). Менее половины респондентов уверенно говорят и об интересе (41 %) и о том, что могут уделить время самим себе (40 %). Вот именно здесь может крыться ещё один интересный аспект, а именно, то что покупатель может заходить в интернет магазин лишь для того, чтобы посмотреть на различные товары, то есть создавать из этого досуг.
Также был задан вопрос о влиянии ситуации с COVID-19 (коронавирус) на решения покупать в интернет магазине и влияние было и на это указало 25 % респондентов. Это, конечно, не малое влияние, но скорее всего спадёт после отмены режима самоизоляции и карантина в стране.
Таким образом, проведенное социологическое исследование даёт нам возможность составить некоторые предположения:
- Интернет-магазины предназначены для редких покупок и определённого блага, поэтому они не могут заменить обычные магазины.
- Основная причина покупок в интернете — это поиск труднодоступных благ.
- Более старшее поколение менее охотно покупает в интернет-магазине в силу различных причин, которые предстоит выяснить
- Интернет-магазин становиться ещё одним местом для проведения досуга
Также хотелось бы поделится некоторыми рекомендациями по бесплатному распространению анкет в социальных сетях.
Во-первых, если вы хотите провести опрос в какой-либо группе, то договоритесь об этом с администратором(-и). Это даст ряд преимуществ:
- Ваше объявление не будет сползать вниз в ленте группы
- Администраторы могут подогреть интерес членов и дать к вашему опросу некоторый кредит доверия
- Ваш опрос не будет удалён
Однако будьте готовы, что за подобную публикацию могут попросить финансовое вознаграждение (особенно в группах facebook).
Во-вторых, гораздо эффективней попросить пройти опрос лично, но будьте готовы к отказу если вы достаточно не замотивируете респондента. Ещё лучше всего просить людей (или собственно респондентов) у который много друзей распространить анкету, это сразу даст некий кредит доверия вашей анкете.
В-третьих, оформляйте анкету не слишком длинную, конечно если вы не уверены, что респонденты готовы и замотивированы отвечать на большие анкеты.
В-четвертых, спонтанный заброс анкет в группы не эффективен! Люди воспринимают это как спам или просто опрос просто тонет в потоке постов.
Наконец, самое главное, нельзя забывать про правила общения в интернете, никто не любит слишком навязчивых, агрессивных, безграмотных и бестактных людей, которые пытаются вторгнуться в личную жизнь.
В целом проведение опросов в социальных сетях имеют также не мало проблем чем опросы в офлайне, некоторые проблемы не были здесь названы: проблемы выборки, проблемы контроля и другие. Однако метод может быть эффективен при должном подходе к исследованию и грамотном использовании данного метода как инструмента, похода к изучению предмета исследования.
[1]Скоробогатых И.И., Мусатова Ж.Б. Особенности поведения «цифровых» потребителей // Проблемы современной экономики. 2018. №4. С 128.
[2]Вся статистика интернета на 2019 год – в мире и в России [Электронный ресурс] // Web Canape. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 19.11.2019).
[3] Сергей Абрамов. Суперкомпьютеры: обратные рекорды // Наука и жизнь. 2019. № 1. С. 42-45.
[4] Социология потребления: основные подходы / В.В. Радаев // Социологические исследования: Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН. 2005. № 1. С.2.
[5] Потребительский сектор в России — 2019 / Делойт Туш Томацу Лимитед. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/consumer-business/articles/2019/consumption-in-russia.html (дата обращения: 20.04.2020).
Список литературы
1. Абрамов С. (член-корреспондент РАН). Суперкомпьютеры: обратные рекорды / С. Абрамов; сост. Ольга Белицкая-Каменева [Текст] // Наука и жизнь. — 2019. — № 1. — С. 42-45.
2. Вся статистика интернета на 2019 год – в мире и в России [Электронный ресурс] // Web Canape. — URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 19.11.2019).
3. Мусатова Ж.Б. Особенности поведения «цифровых» потребителей / Ж.Б. Мусатова, И.И. Скоробогатых // Проблемы современной экономики. — 2018. — №4. — С. 127–130.
4. Потребительский сектор в России — 2019 / Делойт Туш Томацу Лимитед. — URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/consumer-business/articles/2019/consumption-in-russia.html (дата обращения: 20.04.2020).
5. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования: Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН. — 2005. — № 1. — С. 5-18.
6. Цифровая экономика: 2020: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 112 с.