№ 4 (20). С. 8.

История и археология

2020

Научная статья

pdf-версия статьи

Дмитриев
Николай Александрович

Тверской государственный университет
(Тверь, Российская Федерация),
ost-nikolai@yandex.ru

Борьба верующих за храмы в Калининской епархии в период «церковного возрождения»

Научный руководитель:
Татьяна Геннадьевна Леонтьева
Статья поступила: 10.12.2020;
Принята к публикации: 18.12.2020;
Аннотация. Статья посвящена одному из аспектов государственно-церковных отношений в СССР – борьбе верующих за храмы в Калининской епархии в период «церковного возрождения». Автор характеризует понятие «церковное возрождение», рассматривает процедуру открытия храмов, изучает формы борьбы верующих за открытие храмов. На основании архивных данных делается вывод о высокой активности верующих и результативности этой борьбы.
Ключевые слова: Калининская епархия; «церковное возрождение»; открытие храмов; верующие; приход; ходатайства; уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви, епископ.

Для цитирования: Дмитриев Н. А. Борьба верующих за храмы в Калининской епархии в период «церковного возрождения» // StudArctic forum. № 4 (20), 2020. С. 8.

XX век стал самым трагичным в истории Русской православной церкви (далее – РПЦ). С первых лет советской власти до Великой Отечественной войны государство пыталось уничтожить церковь насильственными методами, репрессируя духовенство, закрывая или разрушая храмы. Казалось, что в 1930-е гг. церковь была практически разгромлена. Епархий, как административных единиц, почти не существовало, осталось 4 правящих архиерея. С началом войны произошёл перелом в церковно-государственных отношениях. Советский народ стал обращаться к Богу, начали открываться храмы и проводиться богослужения. В таких условиях в 1943 г. произошло примирение церкви и государства, началось «церковное возрождение».

В историографии до настоящего времени нет четкой формулировки термина «церковное возрождение» и однозначного мнения о содержании этого процесса. Ряд исследователей вслед за церковными деятелями 1940–1950-х гг. признают этот факт [7; 10; 13]. Другие – отрицают его, оценивая события 1943–1958 гг. как компромисс между РПЦ и властью.

Например, И.А. Курляндский отмечает ограничение деятельности верующих рамками прихода[9, с. 578.], М.В. Шкаровский подчёркивает непоследовательность государственной политики по отношению к церкви, стремление вытеснить её на периферию общественной жизни [20, с. 10], Т.Г. Леонтьева указывает на противоречивость данного процесса на примере Калининской епархии. К позитивным факторам она относит восстановление приходской системы, социальную поддержку престарелого духовенства, расширение гражданских прав верующих, но подчёркивает недостаток храмов, обрывочное образование духовенства, внутриприходские конфликты, лжедуховность [12, с. 16].

В данном случае под «церковным возрождением» понимается «процесс восстановления статуса РПЦ с 1943 по 1958 г., который характеризуется возрождением патриаршества и церковной структуры (патриарх – епархия – благочиния – приходы), открытием храмов, восстановлением кадрового состава духовенства». Представляется, что ключевым аспектом изучаемого процесса была борьба верующих за храмы. Этот сюжет тоже имеет свою историографию, из которой следует, что в разных регионах были различные формы борьбы верующих за храмы. Её суть можно представить в виде последовательных действий: появление инициативной группы верующих, их ходатайства в разные инстанции, посещения лиц уполномоченных решать вопрос на местном уровне, и даже нелегальные богослужения на частных квартирах в случае отказов.

Борьба верующих за храмы изучалась на основе архивных материалов – в данном случае как основные были использованы отчёты уполномоченного Совета по делам РПЦ по Калининской области и Калининского епархиального управления, где даётся подробный анализ ходатайств и действий верующих. Следует пояснить, что в обязанность уполномоченного Совета по делам РПЦ входила регистрация духовенства, церквей, контроль за соблюдением законодательства о религиозных культах духовенством и верующими и он имел больше прав, чем управляющий епархией.

Периоду «церковного возрождения» предшествовали драматические события: репрессии, война. Православные храмы стали уходить из жизни верующих. Религиозное оживление началось с началом Великой Отечественной войны, когда на оккупированных территориях тысячами стали открываться храмы. В Калинине, например, немцами был открыт несколько месяцев Вознесенский собор. Инициатива об открытии храмов шла от народа, так как вера за годы гонений не угасла, ему нужна была духовная поддержка во время войны [8, с. 519]. С освобождением оккупированных территорий государство решило взять под контроль открытие храмов.

Регламентировало открытие церквей Положение «О порядке открытия церквей», утверждённое постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 ноября 1943 г. Процедура легализации была «многоступенчатой, длительной, бюрократически сложной» [11, с. 44], но во многом повторяла механизм легализации приходской деятельности 1930-х гг. Верующие подавали заявление с просьбой об открытии церкви местному облисполкому. Уполномоченный на месте должен был проверить, кто подписывал заявление, религиозную ситуацию. Принимал окончательное решение об открытии храмов Совет по делам РПЦ, куда и поступали заявления верующих из облисполкома [14, с. 263–265]. Всё это затягивало принятие решений, Совет по делам РПЦ мог регулировать численность приходов в СССР, удовлетворялись только около 10% ходатайств. От решения Совета по делам РПЦ открыть храм до передачи его верующим часто проходило больше года. Причины отказа тоже не отличались новизной – наличие поблизости действующего храма, аварийность культового здания, некорректно составленные заявления с поддельными подписями, использование церкви под хозяйственные или культурные нужды, отсутствие кадров. Часто уполномоченный подолгу отсутствовал на рабочем месте, находясь в командировках по области, что тормозило открытие храмов.

Борьбу за открытие храмов отражают ходатайства верующих уполномоченному и в другие инстанции – Совет по делам РПЦ, Совет министров СССР, управляющему епархией, в Патриархию. В 1946 г. верующими Калининской епархии было подано 310 обращений (в среднем по 2 обращения на каждый из 146 вакантных приходов), в 1947 г. – 312 (по 3,3 на 94 прихода), в 1950 г. – 62 (по 2,4 на 25), в 1951 г. – 17 (по 1,5 на 11), в 1953 г. – 31 (по 1,8 на 17), в 1954 г. – 19 (по 1,4 на 13) [3, Л. 2]. По данным М.В. Шкаровского, по количеству поданных заявлений за 1944–1947 г. Калининская епархия (1467) находилась на 3 месте из епархий РФСР после Рязанской (2490) и Московской (1819) [20, с. 343]. Под заявлениями чаще всего подписывались женщины, пенсионеры, инвалиды и люди, материально заинтересованные в открытии церкви (казначеи, старосты, просвирни, алтарницы, сторожа, певчие и т.д.). В послевоенные голодные годы церковь для самых незащищённых слоёв населения была последней надеждой.

Анализ ходатайств об открытии храмов показал, что мотивы, указанные в ходатайствах об открытии церквей, самые разные – некрещёные дети, невенчанные пары, неотпетые покойники, отсутствие поблизости церквей. Многие матери жаловались, что не могут помолиться об упокоении погибших на войне детей [5, Л. 39–42]. Экономические проблемы, дефицит продуктов люди связывали с потерей веры в Бога [4, Л. 93].

Наиболее активные верующие приходили в ведомство уполномоченного, к епархиальному архиерею, в Патриархию, Совет по делам РПЦ с просьбой об открытии храмов. Например, в отчёте за 2-ой квартал 1946 г. уполномоченный сообщает, что в период с апреля по июнь 1946 г. им было принято 195 человек. Некоторые из них приходили в город пешком за десятки километров и в резких формах настаивали удовлетворить их ходатайства, приводили текст из конституции о свободе вероисповедания, обвиняли уполномоченного в бюрократизме, в нечуткости, в нежелании пойти навстречу населению [5, Л. 30]. В деле об открытии храма в д. Николо-Реня, Завидово, Толмачи можно увидеть множество заявлений верующих в разные инстанции [17, Л. 2–9]. В отчаянии добиться правды, верующие пытались подкупить уполномоченного подарками (деньгами, продуктами и др.). Например, жители села Уральское Лихославьского района предложили уполномоченному корзиночку яиц за пересмотр решения об открытии храма. Подарок принят не был [1, Л. 44]. В деле церкви с. Троица Удомельского района отложился акт допроса старосты Петухова А.А., который предложил уполномоченному 500 руб. за ускорение регистрации священника к его приходу [15, Л. 2–5].

 В отчётах Калининского епархиального управления управляющие епархией из года в год отмечают активность верующих – ходатаев об открытии храмов. Например, в 1948 г. епископ Арсений подчёркивает, что от верующих поступило множество ходатайств. Верующие сокрушались, что не могут удовлетворить свои духовные потребности из-за отсутствия храмов, а сами церкви, построенные их предками, разрушаются, просили разрешения хотя бы отремонтировать храмы [16, Л. 8]. В отчёте за 1956 г. архиепископ свидетельствует: «Ходаки от верующих об открытии храмов и назначении священников на вакантные места часто осаждают Архиепископа, но, к сожалению, не всегда можно удовлетворить просьбы верующих из-за недостатка в кадрах священнослужителей, а дело открытия храмов не зависит от Управляющего Епархией» [18, Л. 4].

В связи с дефицитом действующих храмов и зарегистрированного духовенства верующие подчас сами выполняли функции священников. Нелегальные собрания верующих происходили в домах г. Осташкова, г. Кимры, в церкви на погосте Серемха Осташковского района, совершались паломничества на Оковецкий святой ключ [5, Л. 32]. Конкурентами рукоположенных клириков становились женщины, которые в годы закрытия церквей прятали у себя иконы и церковную утварь [11, с. 52].

По статистике открытия храмов в Калининской епархии (табл. 1) на 1943 г. (начало «церковного возрождения») было открыто 58 храмов, за 1944–1950 гг. по данным уполномоченного по решению правительства СССР открыто 34 храма [2, Л. 13]. По настоятельным ходатайствам верующих был открыт в 1946–1947 гг. собор «Белая Троица» в областном центре г. Калинине, в районных городах в Осташкове Знаменская церковь, в Торжке Михайло-Архангельская церковь др. приходы [6, Л. 15–22]. К 1948 г. стали ощущаться перемены в правительственном курсе: часть управленцев считала послабления церкви слишком радикальными. К тому же переход к мирной жизни уже состоялся и церковь вновь стала идеологическим соперником. Это заметно в статистике открытия храмов. Во многих действующих храмах прекращаются богослужения из-за отсутствия духовенства. Возобновление службы и восстановление регистрации церквей, как видно из таблицы, происходит только после смерти И.В. Сталина с 1953 по 1958 г. По количеству действующих церквей на 1955 г. (окончание «церковного возрождения) Калининская епархия была одной из лидирующих в Центральной России – 80 храмов [4, Л. 60] (после Московской – 213, Ярославской – 143) [19].

 

Таблица 1. Церкви Калининской епархии в 1946–1964 гг.

Дата 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952
Зарегистрированные церкви 94 97 98 94 90 80 80
Действующие /

недействующие

89/5 92/5 92/6 86/8 73/17 69/11 60/20
Дата 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1964
Зарегистрированные церкви 80 80 84 87 91 91 57
Действующие /

недействующие

61/19 64/16 80/4 82/5 82/9 88/3 47/10

 

Подсчитано по: ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 11. Л. 75;  Д. 12. Л. 27; Д. 13. Л. 55 и др. 

Подводя итоги, можно отметить, что в документах Совета по делам РПЦ, созданного в 1943 г.,  Калининская епархия числится одной из самых активных на территории РСФСР по борьбе за открытие  храмов. Проведённое исследование в целом подтверждает это утверждение и позволяет заключить, что этот период был наиболее благоприятным для верующих епархии после 1917 г., они, хоть и с ограничениями, всё же получили возможность молиться в своих храмах и участвовать в церковной жизни.


Список литературы

1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. Р–2723. Оп. 1. Д. 10.

2. ГАТО. Ф. Р–2723. Оп. 1. Д. 11.

3. ГАТО. Ф. Р–2723. Оп. 1. Д. 12.

4. ГАТО. Ф. Р–2723. Оп. 1. Д. 15.

5. ГАТО. Ф. Р–2723. Оп. 1. Д. 7.

6. ГАТО. Ф. Р–2723. Оп. 1. Д. 8.

7. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. – Л.: Лениздат, 1988. – 302 с.

8. Курляндский И.А. Политика сталинской власти в отношении открытия православных церквей в СССР в 1943–1953 гг. // Советское государство и общество в период позднего сталинизма. 1943–1953 гг.: Материалы VII международной научной конференции. Тверь, 4–6 декабря 2014 г. – М.: Полит. энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2015. – С. 519–526.

9. Курляндский И.А. Сталин, власть, религия. – М.: Кучково поле, 2011. – 720 с.

10. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. – М.: Политиздат, 1981. – 263 с.

11. Леонтьева Т.Г. Калининская епархия в послевоенный период (1945–1953 гг.) // Вестник Тверского государственного университета. – Серия: История. – № 4. – 2016. С. 39–58.

12. Леонтьева Т.Г. Церковная повседневность эпохи позднего сталинизма в провинциальном измерении // Советское государство и общество в период позднего сталинизма. 1943– 1953 гг.: Материалы VII международной научной конференции. Тверь, 4–6 декабря 2014 г. – М.: Полит. энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2015. – С. 8–16.

13. Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917–1953 гг. – М.: Политическая энциклопедия, 2014. – 424 с.

14. Постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей» от 28 ноября 1943 г. № 1325 // Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сборник документов / Сост. О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. – М.: Издательство Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2009. – С. 263–265.

15. Тверская епархиальная научная библиотека. Архивный отдел (ТЕНБ АО). Ф. 2. Д. 189.

16. ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 165.

17. ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 238.

18. ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 322.

19. Федотов А.А. Особенности развития Русской Православной Церкви в Центральной России в 1943–1958 гг. Б. м., 2013. // Богослов.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3541536.html (дата обращения 25.10.2020).

20. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. – М.: Вече, Лепта, 2010. – 480 с.



Просмотров: 1199; Скачиваний: 253;