№ 4 (20). С. 13.

Социология и социальная работа

2020

Научная статья

УДК 304.3

pdf-версия статьи

Игошина
Ирина Александровна

Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
Igoshina.i@list.ru

История развития социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Научный руководитель:
Русанова Валентина Кузьминична
Статья поступила: 08.12.2020;
Принята к публикации: 17.12.2020;
Аннотация. В современном мире существует множество способов и подходов к изучению социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом проблемы в социально-экономических, медицинских экологических сферах ведут к высокому уровню заболеваемости людей, и эти факторы способствуют увеличению числа особенных детей. Несмотря на активное развитие социальной реабилитации, в России особую значимость придает недостаточный объем знаний о правильной социальной реабилитации, предоставления комфортных условий жизни для детей. Целью работы является исследование особенностей развития социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах истории. В результате социальная помощь детям в России рассматривалась в период становления Российской империи до наших дней. Также проводилось изучение становления реабилитации детей в зарубежных странах, таких как Германия и Япония. При рассмотрении вопроса была изучена информация о социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, бездомных взрослого населения. В работе были использованы следующие методы: теоретическое изучение, анализ и обобщение научных литературных источников сравнение информации. Можно сделать вывод о том, что социальные технологии и методы, которые были открыты много веков назад, активно используются и играют важную роль в наши дни. Опыт зарубежных стран, положительно повлиял на социальную политику нашей страны.
Ключевые слова: социальная реабилитация, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, благотворительность, Эльберфельдская система. Нуждающиеся, социальное обеспечение, Германия, Япония

Для цитирования: Игошина И. А. История развития социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // StudArctic forum. № 4 (20), 2020. С. 13.

Введение

Изучая актуальность этой темы, в данной работе будет  рассматриваться история развития реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, можно понять, что на протяжении всей истории социальная реабилитация прошла сложный исторический путь. Он начинается от уничтожения, непризнания в обществе и изоляции «неполноценных членов семьи» до необходимости взаимодействии, интеграции людей с различными нарушениями здоровья. В последние годы социальная реабилитация стала больше развиваться и распространяться. Сейчас существует множество способов и подходов к изучению социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но в современном мире проблемы в социально-экономических, медицинских экологических сферах ведут к высокому уровню заболеваемости людей, и эти факторы способствуют увеличению числа  детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на активное развитие социальной реабилитации, в России особую значимость придает недостаточный объем знаний о правильной социальной реабилитации, предоставления комфортных условий жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросами истории развития реабилитации занимались известные французские, немецкие и американские ученые, например: Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, П. Бурдье, Т. Лукман. Так же большой вклад в исследования внесли отечественные философы и психологи, такие как И.В. Бурцева, Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Н.С. Морозова, Н.Б. Шабалина. По данным  Федеральной службы государственной статистики численность детей, обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ за 2018 год составляет 730 411 детей. В качестве литературы использовано семнадцать источников. Среди них присутствуют статистические данные,  энциклопедия социальной работы и  различные научные статьи.

Цель: исследование особенностей развития социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья  на разных этапах истории. 

Задачи: 

  • На основе анализа научных публикаций выявить особенности  по становлению социальной реабилитации в Российской империи.
  • На основе научной литературы выяснить отличительные черты по развитию социальной  реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья  послереволюционный период.
  • Проанализировать историю социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья  в Германии.
  • Изучить  процесс развития социальной реабилитации в Японии.

История развития социальной  реабилитации детей в России

Социальная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в Российской империи

Прежде чем приступить к изучению истории развития социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выяснить, что входит в понятия «социальная реабилитация» и «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Доктор философских наук Л.И. Кононова в Российской энциклопедии социальной работы отмечает, что «социальная реабилитация - это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан», [Холостова: 802]. Исследователь С.Ю. Танцюра даёт интерпретацию понятию дети с ограниченными возможностями здоровья – «это дети, имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии; дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания», [Холостова, 2016: 212].

На протяжении всей истории России существовали разнообразные формы помощи и поддержки людей. Они организовывались не только государственными, общественными органами, но и индивидуальными. До конца XIX века оказание помощи было непрофессиональной деятельностью, только в XX веке зарождается новый подход, он получил название - профессиональный подход. Он постепенно развивался, и именно тогда появилась новая профессия - социальная работа. А. А. Кастарная в своей научной статье выделяет разнообразные виды социальной помощи, которые сложились к середине XVIII века в Российской империи, например: общинная, церковноприходская, церковная, частная, безразборчивая милостыня, государственная, она была предназначена в основном для лиц, имевших заслуги перед Родиной. Таким образом, можно понять, что опека над неимущими, больными людьми была слаба развита. Из-за этого перед государством возникает проблема развития социальной помощи. Осознавая это, Петр I начал принимать меры по решению данного вопроса. В 1721 году после реформ Петра I и победы в Северной войне, он торжественно принял титул Императора Всероссийского и Отца Отечества, тем самым началось существование Российской империи. Петр I издал указ, в котором приказывалось провести перепись всех больных, нищих, сирот, которые не могут себя прокормить, а потом передать их Богадельни. Большое внимание Петр I уделял социальному обеспечению военнослужащих. Солдаты, которые не могли прокормить себя из-за старости, ран или увечий, отправлялись в монастырские богадельни, им выдавались жалование на пропитание и на лечение. Важно обратить внимание на тот факт, что после смерти Петра I государственная политика по социальному обеспечению пришла в упадок, важные вопросы о социальной реабилитации были приостановлены.

После смерти Елизаветы Петровны в результате переворота взошла на престол Екатерина II. В самом начале правления она приняла много важных шагов для развития социальной реабилитации. Вдохновленная идеями французских просветителей, она открыла благотворительные учреждения для оказания помощи больным, пострадавшим престарелым людям и детям. Под контролем Екатерины II разрабатывалась Губернская   реформа 1775 года. При разработке этого документ она использовала работы английского правоведа У. Блэкстона (William Blackstone). По Губернской реформе создавались приказы общественного призрения. В их обязанности входило содержание и организация школ, сиротских, работных и смирительных домов, больниц, богаделен и домов для умалишенных. Екатерина II освободила монастыри, которые еще во время правления Петра Великого содержали солдат, которые не могли себя обеспечить из-за травм, полученных в многочисленных войнах. Именно она создала особые инвалидные команды, которые были первыми в военных гарнизонах. При внутренних гарнизонах были созданы инвалидные роты. В правление Екатерины II активно развивалась социальная политика, а именно: началось активное строительство инвалидных домов и военных богаделен, которые содержались государством, появились благотворительные общества и союзы. А. А. Кастарная выделяет особенности социальной помощи в Российской империи, которые сложились во второй половине XVIII века. Например, она называет такие особенности, как определение основных категорий нуждающихся, организация государственного контроля над деятельностью обществ, церкви в помощи нуждающимся, осуществление практических мер по предотвращению обнищания пострадавших от внезапных бедствий, организация сети государственных учреждений по оказанию социальной поддержки.

Супруга Павла I внесла огромный вклад в развитие социальной реабилитации детей, многие учреждения были открыты на ее собственные деньги. Например: было основано Благодетельное общество в Петербурге, в конце XIX века в его состав входило около 210 учреждений, в которых опекались люди с ограниченными возможностями здоровья. В начале XIX века началось оказываться систематическое обучение глухих детей, так в 1806 году Мария Федоровна открыла училище для глухонемых детей под Санкт-Петербургом  в городе Павловске, который в настоящее время является действующим храмом. В нем существует единственная в Санкт-Петербурге община неслышащих, в которой еженедельно проводятся встречи и занятия для инвалидов по слуху. Под ее руководством возросло количество благотворительных обществ, их образовалось до шестидесяти. В этот период появились первые теоретические разработки об оказании помощи нуждающимся. Начал зарождаться углубленный подход к индивидуальной реабилитации, патронаж.

При Александре I начали издавать газету «Русский инвалид», которую поддерживала династия Романовых. Они делали пожертвования, устраивали благотворительные вечера, спектакли. С помощью этих средств 1200 инвалидов получали пособия. Благотворительностью занималась не только царская семья, но и богатые, знатные люди. Одним из ярких примеров является Н. П. Шереметьев. Он учредил Странноприимный дом и больницу, в них нашли дом больные люди, также он делал пожертвования. Род Демидовых был известен на Урале. На протяжении многих лет он делал благотворительные взносы, оказывал помощь инвалидам, строил заведения для бездомных.

При Николае I социальная помощь активно не развивалась. Он создал нормативно-правовую базу благотворительности, которая была направлена на уменьшение крайней бедности и более четко прописывались права военных инвалидов. Роль приказов общественного призрения стала постепенно ослабевать, некоторые функции перешли к полугосударственным, общественным благотворительным организациям и органам местного самоуправления. Увеличивается количество благотворительных обществ, которые начинают специализироваться на определенном виде социальной помощи. Это привело к развитию индивидуального подхода. Многие учреждения содержались на частном финансировании. Таким образом, можно понять, что для огромной страны данной поддержки не хватало. К середине ХIХ века в России насчитывалось 55 приказов общественного призрения с общим капиталом 133 миллиона рублей, в их ведении состояло около 520 больниц, 111 богаделен и инвалидных домов на 8800 человек, 33 дома для умалишенных, 2 дома для неизлечимо больных, [Басов: 72].

При Александре II в 1871 году был открыт институт для слепых девочек, а через девять лет был учрежден приют для слепых детей в Москве. Император  издал указ о создании Российского общества Красного Креста в Санкт-Петербурге. В это время были известны братья - купцы Солодовниковые. Они построили богадельню. С 1870 года каждая открытая церковь должна была иметь бесплатные воспитательные заведения для всех нуждающихся. Уже в конце XIX века в Российской империи насчитывалось примерно одна тысяча монастырей, которые содержали 660 богаделен, 500 больниц, в которых содержались престарелые, осиротевшие инвалиды и дети. Церковные приходы активно оказывали помощь нуждающимся, тем самым благотворительная деятельность развивалась. В это время действовало 140 церковных братств, которые уделяло значительное внимание к неизлечимо больным людям.

При императоре Александре III социальная помощь не развивалась. Но был очень известен священнослужитель А.А. Желобовский. Он активно развивал благотворительную деятельность, а именно: внес огромный вклад в обеспечение содержания  малоимущих не только пожилых священников, но и сирот, вдов и священнослужителей. На собственные деньги он построил свечной завод, доход от которого шел в сиротский капитал. Н. А. Алексеев  сделал большой вклад в развитие социальной помощи. При нем сотни тысяч рублей были выделены на устройство и содержание школ, больниц, приютов. В 1889 году под Москвой на Канатчиковой даче он выстроил психиатрическую больницу.  Из собственных средств и пожертвований собирал огромные суммы и отправлял на строительство или устройство домов социальной помощи. Он реформировал и поддерживал пришедший в упадок московский сиротский суд. Десятки сирот нашли себе управу, защиту. В конце XIX века были сформированы основные формы оказания благотворительной помощи, которые Н. Е. Смоленская  разделила на три группы: призрение,  воспитание и обучение детей; призрение неизлечимых больных, увеченных и престарелых; временная помощь нуждающимся жителям.

Во время правления Николая II частной благотворительностью занималась Т. Г. Гурьева. Она выделила деньги в неприкосновенный фонд для содержания богадельни. В это время большой вклад внесли купцы Морозовы в благотворительность. Их семья передала земельный участок, жертвовала на улучшение богаделен.  Н.Ф. Басов отмечает, что количество Ведомств постоянно увеличивалось и к их столетию в 1897 году, они объединяли 1000 учреждений. В них действовало 21 училище по опеке более 700 детей, лишенных  зрения, 6 заведений для взрослых незрячих, [Басов, 2010: 73]. Активно велась работа по призрению глухонемых людей. Под покровительством Ведомства образование получали дети, они обучались не только грамоте, но и ремеслам. В начале ХХ века за рубежом впервые появляется интерпретация и само понятие «реабилитация». В 1903 году его вводит немецкий юрист, профессор Фрайбургского университета Франц Йозеф Фон Бус (Franz Joseph Buß) в книге "Система общего попечительства над бедными". В его работе реабилитация понимается, как предоставление возможности больным и инвалидам трудиться. Тем временем в России активно принимаются законы о помощи, предоставления пенсии и медицинской помощи рабочим. На протяжении нескольких лет эти законы совершенствовались, их трансформация привела к появлению и дальнейшему развитию страхового законодательства.  В годы Первой мировой войны общество Красного Креста занималось здравоохранением.

К событиям октября 1917 года в России работали благотворительные и государственные организации. Стоит отметить, что эти учреждения не везде оказывали качественную помощь. Октябрьская революция в 1917 году привела большим переменам в системе общественного и государственного призрения. Прежняя система была уничтожена и постепенно начала складываться новая система социальной политики, далее мы рассмотрим, как строилась социальная система в послереволюционный период.

 История развития социальной реабилитации в послереволюционный период

Октябрьская революция, которая произошла в 1917 году,  разрушила прежние устои         в политических, экономических, социальных и духовных сферах. Впоследствии был образован СССР – 30 декабря 1922 года. Первое время  Народный комиссариат государственной опеки пересматривал, отменял, принятые в Российской империи, органы помощи, а с апреля 1918 года начинается  целенаправленная государственная поддержка нуждающимся.  Был образован орган, получивший название, Народный Комиссариат социального обеспечения. Он определил новый план социальной помощи, ориентируясь на задачах, которые были поставлены социалистическим обществом большевиков, начал формировать новый  классовый подход в оказании и предоставлении различных видов помощи. Именно в этот период появляется важный элемент системы социальной защиты, а именно: социальное обеспечение. Законодательство определяло основные случаи распространения  социального обеспечения трудящихся, например: оказания  врачебной, лекарственной помощи нуждающимся, временной утраты средств к существованию, вследствие нетрудоспособности или безработицы, но не по вине человека. Так же государство уделяло внимание со­циальному обеспечению красноармейцев и красногвардейцев, например: 7 августа 1918 года был издан декрет об их пенсионном обеспечении.

В двадцатые годы сложилось важное направление развития органов социального обеспечения, а именно: борьба с детской беспризорностью. Ее причинами были долгие годы  Первой мировой и Гражданской войн.  Проблема беспризорных детей решалась с помощью  открытия детских домов, трудовых коммун и воспитательных колоний.

С  1921 года началась новая экономическая политика, которая дала развитие социальному страхованию. Был издан Декрет, по которому гаранти­ровалось  пенсионное обеспечение  семей при потери кормильца. Так же были при­няты  декреты «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве», «О социальном обеспечении при безработице». В тяжелых условиях в стране из-за революции и гражданской войны не хватало сил на решение экономических и социальных проблем. И.К. Высотских отмечала, что «в декабре 1922 года на X Всероссийском съезде Советов было решено создать организации МОПР в губерниях и городах СССР и проводить сбор средств на местах в Фонд красной помощи. МОПР становится самой массовой организацией, материальные и финансовые ресурсы которой пополняются за счет членских взносов и сборов добровольных пожертвований населения», [Высотских: 139]. Среди пожертвователей можно выделить известные имена, такие как: Л. Г. Бабиченко, Л. И. Деревнина,  Б. П. Шиферсон. Также в это время появляется форма попечительства – патронаж, которая активно применяется  и сейчас.

В  1925 году было принято  Положение о крестьянских обществах взаимопомощи, по которому обеспечивались семьи  военнослужащих, инва­лидов. Также общества вместе с государством содержали школы, детские дома, больницы,  но главной задачей  обществ являлось восстановление и укрепление разрушенного хозяйства, борьба с голодом и беспризорностью. Позже они могли строить и открывать дома для инвалидов, престарелых людей, различные учреждения для детей. Таким образом, можно сказать, что внимание социальной сферы в это время было направлено на повышение заработной платы низкооплачиваемым рабочим.  

В тридцатые годы развитие социальной политики было сосредоточено на  обеспечение  работой и обучение инвалидов, нетрудоспособных, семей красноармейцев. Началось развитие общественных организаций людей с ограниченными возможностями здоровья, появлялись общества слепых, глухонемых. Перед  Великой Отечественной войной существовали две системы социальной помощи, защиты населения, а именно: государственная и частная.

С началом Великой Отечественной  войны 1941-1945 годов  социальная политика была изменена. В данный период помощь, поддержка и защита осуществлялась семьям служащих, раненым, больным. Шла активная помощь по устройству инвалидов. Были изданы указы, которые устанавливали пенсии, пособия, льготы семьям фронтовиков. В этот тяжелый период времени  социальная помощь детям, сиротам также изменяется. Создаются новые детские учреждения, которые переносят вглубь страны, граждане начинают принимать участие в опеке, воспитании детей. После окончания войны стране был нанесен огромный ущерб. Все структуры общества претерпели изменения, так же как и социальная система.

Пятилетний план 1946-1950 годов предполагал увеличение выделяемого бюджета на социальное страхование, пособия семьям, инвалидам людям с ограниченными возможностями здоровья. В это время строились детские дома, которые находились при промышленных предприятиях. Постепенно улучшалось положение матерей, а именно: был увеличен отпуск до и после родов, также  оплачивался отпуск, по болезни ребенка. В данный  период развивались детские дома культуры, парки, лагеря, пионерство, которые были доступны для всех детей. В шестидесятые года одним из важных направлений  социальной политики являлось материальное обеспечение, а именно: появляются пособия матерям и стипендии учащимся. Зарождаются  элементы системы социальной защиты: социальные гарантии и социальное страхование. В это время был открыт  первый и единственный Ленинградский восстанавливающий центр, сейчас его переименовали, но действует до сих пор. В нем проводится реабилитация для глухих и слабослышащих.

В семидесятые - восьмидесятые годы проводились мероприятия, выходили законы, которые были направлены на повышение уровня жизни малообеспеченным семьям, а именно: увеличивались различные пособия, например: на детей, детей инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья. Также увеличилась стипендия, зарплата, отпуск по уходу за ребенком до одного года стал частично оплачиваем. Именно в этот период появился термин «семейная политика». 

После распада СССР,  в стране вновь изменяются не только устои, но и все сферы общества, такие как: экономическая, политическая, социальная и духовная. Изменения в социально-экономической жизни в стране, повлекло за собой трансформацию системы помощи и поддержки населения. Прежняя система не могла полностью решать проблемы с новыми рыночными отношениями, поэтому создается Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. До конца XX века в России происходила полная модернизация системы социальной  политики. Система социального обеспечения была заменена на систему социальной защиты, также развивались новые учреждения, различные центры, например: психолого-педагогическая помощь, реабилитационные центры для детей, несовершеннолетних, с ограниченными возможностями здоровья. Одним из распространенных видов социальной помощи стало обслуживание на дому.

В современном обществе социальная политика представляет собой систему экономических отношений, которые предоставляют людям гарантии определенного уровня жизни,  развитие своих способностей, при их потери или отсутствия обеспечивается  жизнь человека. Также можно выделить структурные элементы социальной политики, а именно: социальное обеспечение, социальные гарантии, социальное страхование, социальная поддержка (помощь).

Социальная политика по отношению к детям с ограниченными возможностями также развивается, но еще не полностью проработаны все аспекты  развития реабилитации данной группы людей.  Культурно-творческая деятельность является одним из важных методов реабилитации. Серьезная проблема остается в формировании обществен­ного мнения, необходимости преодоления негативных стереотипов по отношению к особенным детям.  Также не хватает квалифицированных работников, ресурсов. Одним из приоритетных направлений в развитии реабилитации является инклюзивное образование. Т.В.  Гудина  выделяет ряд плюсов, например:  здоровые дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равноправных членов общества, нормально развивающиеся сверстники, обща­ясь с детьми с ОВЗ, учатся терпимости, взаимопо­мощи, доброте. Также она говорит о  существовании минусов, а именно: дети с «особыми» потреб­ностями нуждаются в повышенном внимании со стороны учителя, что может отрицательно сказать­ся на других учащихся, явные физические недостатки могут стать объектом насмешек, что плохо отражается на пси­хике ребенка. Можно сказать, что система образования  развивается,  повышается важность  инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, низкий уровень расходов на образование  пока делают не возможным в полной мере предоставить возможность поддержки «особенным» детям. Между отдельными субъектами Российской Федерации можно увидеть различия в количестве обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и их возможности получить данную услугу.

Таким образом, в этой главе мы рассмотрели историю развития социальной  реабилитации, помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Российской империи и в послереволюционный период. Помощь населению, в частности детям оказывалась на протяжении всей истории России. На каждом этапе развития страны социальная поддержка выражалась в различных  формах. В Российской империи поддержка оказывалась преимущественно государством и церковью, после образования СССР был ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотвори­тельности, но после распада, социальная политика преобразовалась в систему экономических отношений, предоставляющих людям гарантии определенного уровня жизни. Информация, рассмотренная нами по истории становления социальной реабилитации в Российской империи, очень богата, но материалов по конкретной проблеме развития детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно. Открытые реабилитационные центры в данный период действуют и сейчас, а формы социальной помощи, изобретенные в это время, активно используются в наши дни.

История социальной реабилитации в зарубежных странах

История развития социальной помощи в Германии

Прежде чем приступить к изучению развития истории социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Германии необходимо помнить, что именно в трех главных государствах в Европе зародилась система помощи и поддержки, а именно: Англия, Германия и Франция.

В течение всей истории в Германии существовали разнообразные формы помощи и поддержки людей. До XVII века социальная помощь предоставлялась только в рамках городов, отдельных участков земли. На протяжении веков церковь была единственным средством по оказанию социальной помощи всем нуждающимся людям. Например: Орден святой Марии Магдалины и орден «Братства двенадцати апостолов»  занимались благотворительностью, строили женские монастыри.

В XVI веке Мартин Лютер (Martin Luther) 1483 – 1546 говорил о том, что попечительством бедных  должна заниматься не только Церковь, но и общественное управление. Он считал, что городской магистрат должен следить за бедными, которые жили на определенной территории, если нищие люди хотели попасть в другие города, то их не пускали. Он  издал «Устав общественной кружки», в нем были описаны мероприятия, деятельность которых распространялась не только на нищее население, но и на неспособных к работе из-за травм людей, дети в бедных семьях должны были обучаться ремеслу, посещать школы. Тем самым, деятельность реформатора Мартина Лютера привела к увеличению значения самих городов в социальной помощи. В это время существовал Гамбургский устав, который предлагал другой  способ борьбы с бедностью. В нем предлагалось устраивать низший слой населения на работу, после давали беспроцентную ссуду и оказывали материальную помощь. Так же местные власти должны были контролировать деятельность общин, содержавших бедных и больных людей. 

В начале XVII века социальная помощь развивалась на основах традиций, частной благотворительности, церкви, а в конце века были приняты решительные меры по борьбе с бедностью. Теперь судебные органы так же должны были взять попечительство о бедных в своем органе. Тридцатилетняя война (1618 – 1648)  привела к большему распаду Германии на мелкие княжества, в конце войны государственных образований увеличится до трехсот. Такая ситуация не позволила вести эффективную социальную поддержку.

В начале XVIII века неспособным людям  предоставлялась еда и проживание. Те кто, имел возможность частично  работать, им  давалось право собирать милостыню. Теперь государство строило, открывало учреждение нуждающемуся населению, а различные общины обязаны содержать их. В это время бедность считалась угрозой общественному  порядку и была создана «полиция бедных». Она следила за распределением нищих на работу, в школу и даже в тюрьмы. В Баварии и Мюнхене впервые были открыты дома трудолюбия, в них шили одежду для армии. Тем самым стабильные и многочисленные заказы увеличили социальную помощь бедной молодежи. Бюш и Фохт ввели систему социальной помощи, которая была направлена на индивидуальную поддержку. Это нововведение не продержалось долго в обществе, так как она не получила поддержку со стороны властей. В данный период в Пруссии была создана Эльберфельдская система, которая получит огромное распространение в следующем веке в Германии.

В первой половине XIX века создавались различные организации социальной помощи, например в  1848 году Иоганн Генрих Вихерн (Johann Hinrich Wichern) образовал Центральный комитет Внутренней немецкой евангелической церкви. Под её руководством начинают образовываться благотворительные учреждения, в их основные задачи входило распространение воспитательных учреждений, обучение и образование. Во второй половине XIX века была создана Германская империя, в этот период начало зарождаться социальное законодательство, то есть это является началом истории социальной работы в Германии. Причинами данного развития стала индустриальная революция, трансформация общества. Появляются новые слои бедного населения, которые возникают из-за изменений условий рынка труда, а именно: низкая заработная плата, травматизм во время работы, разорение и закрытие различных предприятий. Эта ситуация в стране привела к ряду реформ. М.В. Фирсов выделяет следующие постановления: 1883 год закон о медицинском страховании работников, 1884 год о страховании от несчастных случаев, 1885 год о регламентации бедных, 1889 год о страховании на случай инвалидности и по старости. Данные законы ввел О. Бисмарк (Otto von Bismarck). Они нацелены на социальную помощь, поддержку рабочих  в случае инвалидности. Лоренц Вертманн (Lorenz Werthmann) основал союз «Каритас», который помогал больным,  инвалидам, реализовывал программу помощи и поддержки алкоголезависимых людей, открывал  детские сады.

Эльберфельдская система социальной поддержки, созданная в Пруссии, в XVIII веке получила широкое распространение в Германии в XIX веке. Эта система возникла в прусском городе Эльберфельда, в котором не могли справиться с огромным количеством бедного населения. Программа была строго структурирована, она ограничивалась во времени, в объеме выделяемых средств, пособий. Она предполагала организованную, общественную помощь с непосредственно личным участием граждан, а именно: родители обязаны были воспитывать в детях уважение к родителям, чтобы они обеспечивали их в старости.  Данные меры значительно уменьшили количество нуждающихся людей. Эльберфельдская система стала огромным прорывом в организации и обеспечении социальной помощи. С развитием промышленности в Германии система стала очень быстро распространяться. Данная система была использована и  распространялась в другие страны, например: она стала популярна в Бельгии, Нидерландах, Австрии, Японии.  После войны с Францией города Эльзас и Лотарингия вошли в территорию Германии. Именно там появился новый, усовершенствованный вариант Эльберфельдской системы, она получила свое название Страсбургская система. С ее помощью социальная работа преобразовалась в более профессиональный вид, а именно: начала развиваться социально-педагогическая деятельность.

В Германии считается, что реабилитация и трудоустройство инвалидов и людей с ограниченными возможностями более выгодно для государственной политики, чем постоянно обеспечивать их различными пособиями.  Огромный вклад в развитие профессиональной социальной работы внесла  Алиса Саломон. В 1908 году она открывает социально-педагогическую школу для женщин. Она активно участвует в общественной и международной деятельности, уже в 1928 году возглавляет секцию по вопросам образовании в Париже. Одной из школ присваивается имя Алисы Саломон. В 1932 году получает титул доктора медицины. В середине XX века комитет ЮНИСЕФ предоставляет детям социальную помощь в разных странах мира. К тому времени в Германии работали 33 социально-педагогические школы. А.С. Черняускас обращает внимание на то, что «ФРГ на сегодняшний день может по праву считаться социальным государством, т.к. государство способно гарантировать каждому гражданину достойный уровень жизни и реализовать широкий набор социальных благ,  [Черняускас:53-54].   Н. А. Соколова, А. О. Макаров выделяют основные законы и документы, которые способны решать проблемы инвалидов в различных сферах: кодекс социального права, закон о социальном обеспечении, закон о социальной помощи, акт о борьбе с безработицей среди лиц с тяжёлой инвалидностью, акт о равных возможностях для инвалидов. Опыт Германии и сложившиеся элементы социальной политики в стране могут дополнить российскую сферу социальной политики и привнести в нее новые элементы. Стоит обратить внимание на внедрение в профессиональную деятельность людей с особенностями  в различные сферы деятельности.

 История развития социальной помощи детям  в Японии       

Прежде чем приступить к изучению развития истории социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Японии стоит помнить, что это небольшая страна, которая многими веками была в изоляции от остальной части мира, поэтому развитие социальной системы  в стране отличалось, от большинства стран.

Можно выделить особую восточноазиатскую модель социальной политики, которая имеет ряд особенностей, например: функции социального обеспечения предназначены обществу, семье, различным корпорациям; большая часть выделяемого бюджета используется на здравоохранение и образование. На протяжении истории Японии социальная политика изменялась. В 1920-1930-х годах семья обеспечивала социальную помощь. В этот период государство использовало систему корпоративного обеспечения, социальная поддержка трудящихся осуществлялась с помощью частных компаний. В 1940-1950-х годах появилась проблема бедности, которая требовала решение через развитие занятости населения. В этот период была принята рекомендация о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, тем самым определялось их право на получение работы.

В 1960-е годы  появляются лозунги, такие как: «здравоохранение для всех», «пенсии для всех». Также в данные период развивались различные программы по социальному обеспечению. Социальная политика строится на традиции семей заботиться о своих родственниках, на них лежит моральная и юридическая ответственность и обязанность опекать престарелых и детей. В качестве примера можно привезти тот факт, что помещение пожилого человека в специальное учреждение, в котором будут оказываться социальные услуги, возможно только в том случае, если он остался в полном одиночестве, без родных и близких. Правительство Японии принимает участие только тогда, когда помощь, поддержка со стороны родственников не возможна.  

В 1970-1980-е годы активное развитие получила сфера здравоохранения и стали подниматься вопросы о трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сфера здравоохранения стала общедоступна, но бесплатно только престарелым людям. В 1988 году был принят закон о содействии занятости инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, в котором юридически выделялось право на получение работы лиц с психическими отклонениями, которые официально стали входить в группу людей. Была разработана система, когда данная категория людей обучалась профессии на рабочем месте, появлялись центры занятости. К концу семидесятых экономическое развитие стало замедляться в связи с нефтяным кризисом, это негативно сказалось на социальной политики. В данный период были сокращены субсидии, бесплатное здравоохранение для пожилых  людей прекратилось. В 1990-х годах людям с психическими нарушениями были предоставлены консультанты по трудоустройству, данная категория людей включалась в систему государственных выплат.

В начале XXI века в регионе деятельность социальной политики ведет Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. Именно она в 2002 году одобрила постановление об открытом и доступном обществе для людей с инвалидностью. Трудовая и социальная поддержка людей с ограниченными возможностями развивалась, но для лиц с психическими отклонениями, существовали проблемы. Несмотря на  законодательство, реальная поддержка почти не осуществлялась, предоставлялась только медицинская помощь, а основная сила направлялась на охрану населения от преступлений, которые совершались людьми с отклонениями. Им предоставлялись места на длительный срок в психиатрических домах, больницах.

Сейчас можно выделить основные направления социальной политики в Японии, а именно: образование, доступность медицины и окружающей среды, занятость населения. Законодательство в Японии определяет право местным органам управления  и государству принимать способы для обеспечения больных людей различными медицинскими льготами, которые направлены не только на их реабилитацию, но и обучение. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на домашнее образование, которое спонсирует государство. Министерство здравоохранения и социального обеспечения организует социальную поддержку  и защиту инвалидам. Их реабилитация осуществляется с помощью медицинских страховых программ. Н. А. Соколова, А. О. Макаров в научной статье выделяют основные законы и программы, такие как: «об образовании и о защите инвалидов, а также национальные стандарты, модернизирующиеся в целях достижения без барьерной среды, национальная программа доступа к телекоммуникациям», [Соколова:154]. Также можно сказать о существовании организации, которая помогает бизнесу внедрять новые технологии, которые помогают в реабилитации нуждающихся. Существует закон об инвалидах, которому нужно уделить особое внимание, потому что он направлен на обслуживание независимости людей с ограниченными возможностями здоровья, также он предполагает программу, направленную на работу с инвалидами, включающую проект по предотвращение различных отклонений, которые связанны с инвалидностью. Несмотря на положительные моменты в социальной политике, она имеет ряд социально-экономических проблем, которые связаны с трудоустройством лиц  с психическими отклонениями. В 2013 году были внесены поправки в законодательстве  по предоставлению работы инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья.  Исследователи выделяют требования к компаниям от японского правительства, нанимающим данную категорию работников, а именно: «соблюдение законов и правил компаниями; уменьшение финансового бремени компаний, на которые работают инвалиды и лица с ограниченными возможностями; поддержку организаций, решающих вопросы занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями», [Дронишинец, Филатова: 78].

Таким образом, в этой главе мы рассмотрели историю развития социальной  реабилитации, помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Германии и Японии. Опыт этих государств в развитии  социальной политики очень важен и может положительно повлиять на российскую систему. Несмотря на существующие проблемы, которые касаются сферы социальной политики данных стран, например, в затруднении  предоставления трудоустройства людей  с психическими отклонениями, они могут  гарантировать жителям достойный уровень жизни и реализовывать широкий набор социальных  услуг.  Также существует большое количество законов, которые направлены не только  на защиту инвалидов, людей с ограниченными возможностями здоровья, но и на их комфортную жизнь. Опыт этих стран в развитии социальной политики очень важен и может положительно повлиять не только на российскую систему обеспечения, но и на переосмысление взглядов общества, которые стигматизированы по отношению не только к детям, но к взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Результаты

Цель данной работы - исследовать особенности развития социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями на разных этапах истории.  

Изучая литературу по становлению  социальной реабилитации в Российской империи можно увидеть что, несмотря на недостаточность распространения социальных институтов, этот этап внес большой вклад в дальнейшее формирование системы социальной политики и развитие социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.  Данный период привнес новую  идейную и политическую направленность общества на решение социальных проблем, которые будут преобразованы в дальнейшем. Некоторые заведения, созданные в этот период, сохранились до наших дней

Следующий этап развития реабилитации детей с ограниченными возможностями в России это послереволюционный период. Данный этап, несмотря на  неполную разработанность социальной политики, которая влечет за собой проблемы в предоставлении реабилитации нуждающимся, привнес новые разнообразные методы социальной реабилитации детей, которые применяются и сейчас.

Немаловажно проанализировать социальную реабилитацию в Германии. По скольку изучение иностранного опыта благоприятно повлияло на внедрение различных новых технологий для России. Опыт Германии и сложившиеся элементы социальной политики в стране могут дополнить российскую сферу социальной политики и привнести в нее новые элементы. Также немаловажно обратить внимание на внедрение в профессиональную деятельность людей с особенностями  в различные сферы деятельности.

Развитие социальной реабилитации в Японии имеет свои отличительные черты, выделяется особая восточноазиатская модель социальной политики. Вся система страны строится на уважение старших, обеспечение их в старости. Внедряются новые технологии, которые помогают в  реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Используется способ реабилитации, как трудоустройства и обучение необходимым навыкам людей в процессе работы. Опыт Японии в развитии социальной политики очень важен и может положительно повлиять не только на российскую систему обеспечения, но и на переосмысление взглядов общества, которые стигматизированы по отношению не только к детям, но к взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Благодарности

Автор выражает благодарность старшему преподавателю Русановой Валентине Кузьминичне, оказавшей большой вклад в работу, за помощь, замечаниями и консультациями.


Список литературы

1. 8-23.docx. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/888258336/?*=DA12vvDxIq5QRLER7aAqm%2BEls6J7InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVNYTlRVzNoSGF0aEVXUVAzSjBkVXhTOTRncnE0cG5KYlh1UGxXM2gyNDkxUUZlQWZwUU5nXzJBWTAzNVFFY1BGMXNUam5FT2dxdUxwT2RiR0ZaaUdaWjFsUElzeXBw (10.04.2020).

2. Басов Н. Ф. Особенности социальной помощи семьям в России в период становления и развития новой общественной системы (февраль 1917 - начало 90-х гг.) / Н.Ф. Басов // Вестник Костромского государственного университета. - 2015. - №2. – С. 228-232.

3. Басов Н. Ф. Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в дореволюционной России / Н.Ф. Басов // Вестник ПСТГУ. - 2010. - №18. - С. 67-77.

4. Высотских И. К. История развития благотворительности в России в советский и постсоветский периоды (историографический очерк) / И.К. Высотских // Вестник Удмуртского университета. - 2014. - №1. – С. 137-145.

5. Гудина Т. В. Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ / Т. В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета. - 2017. - №1. - С. 178- 182.

6. Дронишинец Н. П., Филатова И. А. Современные тенденции в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями в Японии / Н.П. Дронишинец, И.А. Филатова // Специальное образование. - 2017. - №1. – С. 68-80.

7. Кастарная А. А. История становления и развития социального обслуживания в России / А.А. Кастарная // Учёные записки ЗабГУ. - 2010. - №4. - С. 151-156.

8. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности: учебное пособие / Т.Б. Кононова. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 340 с.

9. Кулагина Е. В. Неравенство в российском специальном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект / Е.В. Кулагина // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. - 2019. - №2-1. – С. 496-507.

10. Павлова И. П. Эльберфельдская система социальной помощи неимущим: от добровольчества к профессионализму / И.П. Павлова // ЖИСП.- 2016. - №3. – С. 363-376.

11. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 1032 с.

12. Соколова Н.А., Макаров А.О. Международный опыт защиты прав семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями / Н.А. Соколова, А.О. Макаров // Вестник ЧелГУ. - 2013. - №34 (325). – С. 152-155.

13. Социальная работа в России: прошлое и настоящее: сборник статей и материалов. –Ставрополь: Издательство Ставропольсервисшкола, 1998. – 342 с.

14. Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII—XX веков: Очерки жизни и творчества: в 5 Т. / В.А. Томсинов. – Москва: Зерцало, 2007. – Т. 3. – С. 63-89.

15. Фирсов М. В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы / М.В. Фирсов. - Москва: Академический проект: Трикста, 2004. – 608 с.

16. Чалдаева Д. А., Нигматьянова И. Г. Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов / Д.А. Чалдаева, И.Г. Нигматьянова // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №3. –С. 20-30.

17. Черняускас А. С. Периодизация становления и развития социальной педагогики в Германии / А.С. Черняускас // Вестник БГУ. - 2014. - №1-1. – С. 51- 54.



Просмотров: 7475; Скачиваний: 368;