№ 1 (21). С. 3.

Культуроведение и социокультурные проекты

pdf-версия статьи

Научная статья

УДК 338.48

2021

Вимберг
Ян Дмитриевич

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
jvim@yandex.ru

Возможности мультипликации в сохранении историко-культурного наследия циркумполярных народов.

Научный руководитель:
Плотникова Виктория Сергеевна
Рецензент:
Суворова Ирина Михайловна
Статья поступила: 04.12.2020;
Принята к публикации: 23.12.2020;
Аннотация. Статья посвящена проблеме ассимиляции малых циркумполярных народов. Автор описывает возможности мультипликации в сохранении историко-культурного наследия северных народов, развивая идею создания мультсериала, основанного на фольклорных произведениях, как метода развития индустрии туризма на конкретной территории, обладающей потенциально привлекательным статусом зон отдыха. Кроме того, автор приходит к выводу, что популяризация народных традиций посредством видео-контента поможет привлечь внимание к проблеме ассимиляции миноритарных народов и сохранения их уникального наследия.
Ключевые слова: циркумполярный север, Арктика, миноритарные народы, туризм, глобализация, Карелия, Калевала, эпос

Для цитирования: Вимберг Я. Д. Возможности мультипликации в сохранении историко-культурного наследия циркумполярных народов. // StudArctic forum. № 1 (21), 2021. С. 3.

В настоящее время заметно стремление к глокализации, характеризующееся сосуществованием разнонаправленных тенденций социального, культурного, экономического развития. Становление массовой культуры и конструирование общей картины мира на фоне региональной направленности приводит к постепенной трансформации идентичности многих миноритарных народов, в том числе народов циркумполярного севера [Мустонен, Шадрин].

Постепенная ассимиляция коренных народов Арктики угрожает утратой их богатого историко-культурного наследия с их уникальными знаниями и представлениями о человеке, природе и космологическом мире, проявляющимися в традициях, обрядах, праздниках, верованиях. Сохранение общинного уклада жизни является общей болью народов циркумполярного севера. По мнению эвенского ученого В. А. Роббека, возрождение коренных этносов возможно лишь там, где есть люди, которые будут поддерживать сохранение традиций общин [Мустонен, Лехтинен, с. 14-15]. Отдельную тревогу вызывает постепенная утрата языков и письменности северных народов.

В эпоху всеобщей цифровизации необходимо внедрение новых методологий и инструментов для изучения языков арктических народов и их применения в повседневной жизни. Например, норвежский центр исследования «Гиеллатекно» представляет разнообразные методики изучения языка саамов, коренного северного народа, берущего свое начало, в том числе, и на территории Республики Карелия. Совместный проект Финляндии и Венгрии «Компьютерные средства для ревитализации финно-угорских языков, находящихся под угрозой исчезновения, ФинУгРевита», уверен, также создает хороший микроклимат для будущих подобных практик [Феньвеши, Шадрин]. Вопрос ассимиляции, утраты идентичности и сохранения многообразия культурного наследия коренного населения может быть отчасти решен актуализацией этнических народов в массовом сознании людей и внедрением новых инструментов для реализации турпродуктов, а также созданием и развитием туристской дестинации и, как следствие, провоцированием сохранения этнографических территорий [Замятин].

Эта проблема затрагивает как сохранность уникальных этнокультур и исторического пласта, так и вопросы экономического и социального развития не только стран циркумполярного севера (Российской Федерации, Канады, США, Королевства Дании и Норвегии), но и стран с большим количеством северных территорий. Мы рассмотрим возможность социально-экономического развития Арктической зоны как России, так и других северных стран, в частности, используя национальные возможности Республики Карелия. За основу мы предлагаем взять новый метод формирования интереса к историко-культурному наследию коренных народов севера у потенциальных туристских дестинации с применением современных технологий цифровизации, а именно производство мультсериала на основе фольклорных произведений.

Целью исследования является актуализация использования историко- культурного наследия циркумполярных народов для привлечения туристского потока на конкретную территорию для развития ее как туристкой дестинации. Мы предполагаем, что использование возможностей мультипликации и цифровых технологий в целом сможет сделать историко-культурное наследие северных народов более привлекательным для массового туриста, что впоследствии станет катализатором увеличения интереса к арктическим районам, обладающим потенциально аттрактивным статусом зон отдыха. Для развития сложных, с точки зрения климата и географической принадлежности, геопространств нужно, прежде всего, создать необходимую инфраструктуру или развивать уже существующую для привлечения новых профессиональных кадров.

Во многом на перспективы и выгодные условия пребывания более молодых специалистов на менее привлекательные для жизни, с точки зрения приезжающих, территории может повлиять государственная заинтересованность и отношение к данной территории. В Российской Федерации государственный аппарат активизировался в вопросе развития и расширения возможностей страны на арктическом севере. Поэтому в октябре 2020 года был подписан соответствующий указ – Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [6], в котором говорится о комплексном развитии Арктической зоны Российской Федерации, а также актуализируется вопрос туристского преобразования циркумполярного севера нашей страны. В документе особое внимание уделено защите и популяризации культурного наследия коренных сообществ. Кроме того, подчеркивается значимость сохранения языков миноритарных народов и важность разработки схем социальной инфраструктуры, начиная со здравоохранения и образования и заканчивая предприятиями, оказывающими культурно-досуговые услуги. Стоит отметить также, что в указе фиксируется система мер государственной поддержки людям, собравшимся переехать в арктический пояс с целью трудовой деятельности. Такого рода меры способствуют проявлению большей заинтересованности местных и приезжающих профессиональных кадров и создают благоприятную среду для развития туристской дестинации.

Карелия – край, обладающий большим количеством ресурсов для развития по многим социально-экономическим направлениям. О том, как именно расходуется данный потенциал и что мы имеем сейчас, речь не идет, но мы смело можем отметить активность и положительное настроение туристских фирм и иных предприятий индустрии туризма относительно развития Карелии как туристкой дестинации, особенно последние несколько лет. Почему так? Обладающая богатой и привлекательной флорой и фауной, богатой вековой историей, культурным наследием русских, карельских и вепсских народов в синергии с географическим расположением (лесные массивы, обилие рек и озер, близость к Белому морю, а также зачастую непредсказуемые погодные условия, более подходящие искушенному туристу), Карелия сама по себе способна притягивать определенную целевую аудиторию. Однако для масштабирования предложений туристского продукта необходимо привлекать конкретные ресурсы территории. Этноцивилизация обладает необходимым потенциалом, который можно применять в формировании уникального торгового предложения и маркетинга турпродукта.

Как отмечает Д.М. Гольм в работе «Влияние культурно-исторического и природного потенциала на развитие туризма и уровень социально-экономического развития регионов» [Гольм], необходимо сформировать «образ места», складывающийся из определённых компонентов, аутентичных черт региона, а также набора культурных рекреационных характеристик для развития регионального туризма. Безусловно, стоит отметить, что подобные решения уже существуют, и их нельзя назвать новаторскими. Однако тенденция такова, что практики эксплуатирования историко-культурного наследия региона, в том числе миноритарных этносов, зачастую не вызывают ожидаемого интереса среди приезжающих туристов, особенно за пределами дестинации, а в основном пользуются спросом среди внутренних туристов [6]. С чем это может быть связано? На наш взгляд, в стремительно меняющемся мире возникает необходимость ревитализации, репрезентации представления огромного наследия знаний и опыта коренных народов.

Как было отмечено в начале статьи, глобализация негативно сказывается на коренных устоях миноритарных северных народов, что приводит их к постепенной ассимиляции. Однако опрометчиво отрицать, что такие масштабные процессы неминуемы, и сейчас необходимо находить способы интеграции классического представления о малочисленных народах в современные реалии, чтобы, с одной стороны, обратить внимание на проблему размывания этнокультур малых народов севера в общем круговороте более массивных культур, а с другой, преподнести этническую цивилизацию как конкурентоспособное явление. В первую очередь, необходимо обратить внимание специалистов сферы туризма на качественное и более оригинальное представление этносов на просторах Интернета. Данный факт активно обсуждается в последнее десятилетие [Гольм, Замятин, Феньвеши].

Существуют различные подходы реализации турпродукта на основе историко-культурного наследия через Глобальную сеть. Во-первых, фольклор. Устное народное творчество играет колоссальную роль в сохранении идентичности каждого этноса, так как репрезентует все накопленные знания и опыт, описывая их через определенную структуру этноязыка более 30 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [Бурыкин]. В фольклорных произведениях представлены герои и культурные атрибуты, привязанные к конкретным местам, присутствует конфликт добра и зла. По нашему мнению, это хорошая база для создания, как минимум, мультипликационных работ.

В качестве примера возьмем карело-финский эпос «Калевала». В объединённых эпических песнях присутствует 3 главных героя: рунопевец Вяйнемёйнен, обладающий «суперсилой», способный создавать любые вещи при помощи магических рун, кузнец Илмаринен, сотворивший мельницу «Сампо», и любвеобильный, своенравный охотник Лемминкяйнен. Их образы можно охарактеризовать как символы настоящей мужицкой силы, ума, опыта и упорства. Настоящие богатыри в духе современных идеалов общества. Безусловно, присутствуют магические (волшебные) элементы, например, мельница «Сампо», которая даёт неограниченный запас хлеба, соли и золота.

В эпосе есть и антигерои: старуха Лоухи, чародеи, с которыми так или иначе сталкиваются богатыри. Стоит отметить 2 противоборствующие земли: Калевала и Похъелы-край мрака и холода [Колесников]. Темы любви, борьбы, противостояния, выбора, промахов, спасений и т.д. раскрываются в приключенческом сюжете. Все это отвечает современным канонам кино- и мультипликационной индустрии передовых стран. Мультипликация — это огромное поле для сотворения такого продукта, который получит отклик и взрослой, и детской аудитории. В целом, в России, как и на Западе, мультфильмы являются одним из инструментов не только передачи информации, но и воздействия на общественное сознание [Галушкина].

В эпосе затрагиваются серьезные проблемы, которые заинтересуют взрослых, заставят их, возможно, изменить свои взгляды и  убеждения под влиянием этногероев. Детская же аудитория будет увлечена приключенческим сюжетом с нетипичной культурной атрибутикой и героями. На Западе многосерийная мультипликация давно уже соперничает с настоящими мастодонтами киноиндустрии. Одним из примеров успешной мультипликационной работы, имеющей успех как у молодых, так и более взрослых зрителей является мультфильм «Гравити Фолз» («Gravity Falls»), на наш взгляд, гениальная работа мультипликатора Алекса Хирша. Мультфильм рассказывает о приключениях близнецов, брата и сестры, которые приехали на летние каникулы к своему дяде и, как любые дети, оказались в гуще интересных и загадочных событий, где грань между реальным и фантазийным размывается, а герои, проходя через различные жизненные испытания, не замечают, как становятся взрослее и ближе друг к другу. Чем этот пример интересен в рамках рассматриваемой темы? Дело в том, что действия приключенческо-фантастического мультфильма происходят в реальном штате Орегон (США), пусть и в выдуманном городе. А после окончания мультфильма, продлившегося 2 сезона, автор организовал квест, который привлек толпы фанатов, желающих разгадать загадки, спрятанные внутри мультсериала. Данный факт можно рассмотреть как определенный кейс, который может быть перенесен в наши реалии.

Объемный сюжет эпоса с нетипичными героями позволяет наполнить мультипликацию различными культурными «якорями», интересными элементами, «вшитыми» в основной сюжет для последующего привлечения туристов в дестинацию для разгадки различных головоломок, что напрямую поможет увеличить интерес к уже представленному приключенческому туризму на этой территории, а конкретно в п. Калевала [Колесников].

Можно пойти дальше и с помощью Интернет-пространства сделать сайт, который будет рассказывать о героях произведения, атрибутах, которые они используют, объяснять значения слов этнического народа, отмечать на карте места событий с предложением их последующего посещения, чтобы окунуться в сюжетную линию мультфильма. Можно сделать также интернет-магазин для продажи различной этнической атрибутики, книг с фольклорными сказками и песнями, продавать коллекционные фигурки главных героев и т.д. Существует огромное количество инструментов маркетинга, которые будут влиять на окупаемость проекта, и получение прибыли, а также поспособствуют повышению узнаваемости дестинации и самого бренда «Калевала», что увеличит поток туристов.

Такой проект позволитне только акцентировать проблему постепенной утраты историко-культурного наследия миноритарных народов, их языка, обычаев и традиций, но и сможет стать ключом для увеличения потока туристов очень обширной целевой аудитории, что будет благоприятно сказываться на экономической ситуации региона, а также заставит обратить внимание на уже существующие офлайн-продукты.

Безусловно, к проекту необходимо подойти очень бережно. Многие исследователи северных коренных народов говорят о постепенной утрате идентичности этносов, о трансформации их культуры. Как уже было сказано, глобальные процессы не остановить, но «то, что нельзя победить, можно возглавить». Важно с осторожностью интегрировать историко-культурное наследие коренных северных народов в общий информационный поток, делая его интересным и привлекательным. Для сохранения всего того, что было накоплено определенным народом на протяжении многих веков, надо, чтобы вокруг этого был сам народ и специалисты, которые благодаря актуализации этого вопроса будут более мотивированы к работе над сохранением и приобщением других к тому, что мы можем потерять. Процессы уже запущены, и внедрение инструментов сохранения языков малых народов может послужить примером и для остальных элементов историко-культурного наследия.


Список литературы

Бурыкин А. А. Фольклор коренных народов Севера: осмысление наследия, задачи и перспективы изучения // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. – 2016. – № 3(9). – С.28 – 43.

Гольм Д. О. Влияние культурно-исторического и природного потенциала на развитие туризма и уровень социально-экономического развития регионов // Туризм и образование: исследования и проекты: материалы II Всероссийской научно- практической конференции. Петрозаводск: ПетрГУ. – 2018. – С.127 – 130.

Замятин Д. Н. Стратегии репрезентации и интерпретации культур-но- географических образов // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. – 2015. – № 2(5). – С.27 – 36.

Колесников Н. Г., Колесникова Н. В., Плотникова В. С. Туризм и нематериальное культурное наследие: карело-финский эпос «Калевала» как аттрактор в информационном поле дестинации // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2016. –№ 3. – Том 10. – С.115 – 123.

Мустонен Т., Лехтинен А. Арктическая традиционная картина мира: циклическая передача знаний в общинах коренных народов Евразийского Севера // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. – 2016. – № 3(9). – С.13 – 28.

Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556 (дата обращения 25.11.2020)

Феньвеши А. Поддержка коренных народов под угрозой исчезновения пу-тем разработки языковых компьютерных средств // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки.

– 2015. – № 1(4). – С.29 – 75.

Шадрин В. И. Трансформация этнической идентичности коренных мало- численных народов Севера Якутии в условиях глобализации (на примере юкагиров Рес-публики Саха (Якутия) // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. – 2016. – № 4(10). – С.124 – 136.

Галушкина М.А. Социальные аспекты развития мультипликационного рынка России // Современные тенденции развития науки в молодежной среде: сб. научно- исследовательских работ – 2019. – С. 136 – 141.



Просмотров: 981; Скачиваний: 156;