№ 4 (20). С. 10.

Психологические науки

2020

Научная статья

pdf-версия статьи

Кмито
Оксана Владимировна

Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация),
okmito@yandex.ru

Личностные качества в профессиональной готовности педагогов дошкольного образования

Научный руководитель:
Теплова Лидия Ивановна
кандидат психологических наук
доцент.
Рецензент:
Суворова Ирина Михайловна
Статья поступила: 02.12.2020;
Принята к публикации: 21.12.2020;
Аннотация. В статье представлены материалы исследования профессиональной готовности педагогов дошкольного образования. Актуальность данной проблемы связана с введением профессионального стандарта воспитателя и нехваткой квалифицированных кадров в регионах Карелии. Материалы исследования можно использовать при организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной готовности педагогов дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная готовность, профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, профессионально важные личностные качества

Для цитирования: Кмито О. В. Личностные качества в профессиональной готовности педагогов дошкольного образования // StudArctic forum. № 4 (20), 2020. С. 10.

Современная система образования в России ставит перед собой цель - развитее гармоничной, всесторонне развитой личности. Для реализации  данной цели, современный педагог  должен выступать, как  компетентный,  конкурентоспособный специалист способный работать в динамично меняющихся условиях, способный самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, готовый  к дальнейшему самообразованию и саморазвитию [2].

Однако в малых городах Карелии дошкольные учреждения столкнулись с дефицитом квалифицированных работников. В первую очередь это связано с сокращением числа жителей малых городов, специалисты переезжают в более крупные города. А на освободившиеся рабочие места в дошкольных образовательных учреждениях приходиться брать людей с минимальным соответствием новым требованиям профстандарта. Не менее важной проблемой является организация курсов повышения квалификации педагогов. С точки зрения экономической выгоды администрация МДОУ, в соответствии с законодательством РФ,  выбирает недорогие,  дистанционные курсы повышения квалификации, которые, по мнению самих педагогов не дают адекватную информацию для саморазвития и проводятся исключительно для формального соблюдения требований к квалификации педагога.

В сентябре 2020 года на базе МДОУ Детский сод № 7 «Родничок» города Суоярви, нами было организовано исследование целью, которого являлось установление связи между личностными качествами и профессиональными компетенциями  педагогов дошкольного образования. Мы предположили, что педагоги дошкольного образования могут иметь высокий уровень профессиональной компетентности при недостатке профессиональных компетенций,  если обладают необходимыми с точки зрения профессиональной готовности личностными качествами. Под профессиональной готовностью в данном исследовании нами понимается совокупность профессиональных компетенция и личностных качеств педагога, оказывающих непосредственное влияние на развитие личности в процесс становления профессионального мастерства педагога дошкольного образования.

На первом этапе нашего исследования, на основе анализ профессионального стандарта педагога дошкольного образования мы выдели основные инвариативные личностные качества воспитателя: педагогическое мышление, толерантность, открытость новому опыту и эмоциональная стабильность [1].

Для проведения  исследования подобрали следующие методики:

  1. Анкета «Общие сведения». Цель анкетирования – анализ выборки.
  2. Тест  «Маркеры факторов «Большой пятерки»» МФБП автор Л.Голдберг в адаптации  К.Сугоняева.  Данный тест использовался нами для определения степени выраженности у педагогов дошкольного образования таких личностных качеств, как эмоциональная стабильность и открытость новому опыту (шкала интеллект).
  3. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности автор В.В.Бойко. Данная диагностика использовалась нами для определения толерантных и интолерантных внутренних установок педагога дошкольного образования в процессе общения.
  4. Для определения особенностей педагогического мышления педагогов дошкольного образования мы использовали опросник «Самооценки педагогического мышления» автор Е.Ю.Савин. Опросник «Самооценка педагогического мышления» разрабатывался автором для учителей школ, поэтому мы адаптировали его к деятельности педагогов дошкольного образования, изменив некоторые формулировки опросника в соответствии с деятельностью воспитателя (урок – занятие, образовательная деятельность; ученик – воспитанник и т.д.).

Для оценки уровня педагогических компетенций, на основе профессионального стандарта педагога дошкольного образования, нами были разработаны  опросные листы для педагогов дошкольных организаций: воспитателей, старших воспитателей и методистов.  Цель данных опросных листов – изучение уровня профессиональных компетенций на основе самоанализа педагогов и экспертной оценки в соответствии с современными  требованиями.

Для определения уровня профессиональной компетентности мы использовали метод  - кейс проблемных ситуаций.  В процессе  подготовки к исследованию нами был собран кейс на основе реальных событий. Для организации диагностического исследования из данного кейса мы выбрали три ситуации, которое по нашему мнению могут показать уровень профессиональной компетентности педагога связанных  с принятия решения в ситуациях взаимодействия с субъектами образования (дети, родители, педагоги).

 Анализ общих сведений о педагогах на основании анкеты «Общие сведения» показал, что  в выборке преобладают педагоги со средним специальным образованием (70 %)  и со стажем работы более 10 лет (67,5%). Большинство педагогов (70 %)  имеют 1 и высшую квалификационную категории. Более половины (52,7%) испытуемых демонстрируют высокую профессиональную активность.

На основании полученных результатов и объективных критериев: квалификационная категория, стаж работы, призовые места в конкурсах профессионального мастерства мы условно разделили педагогов на 3 группы.

Первая группа – педагоги-мастера. Сюда вошли педагоги, которые имеют высшую квалификационную категорию и призовые места в конкурсах профессионального мастерства (30%). Вторая группа – педагоги-специалисты, т.е. педагоги со стажем работы более 5 лет, без высшей категории, которые не принимали участия в конкурсах профессионального мастерства и не имеют наград (50 %). Третья группа -  молодые специалисты со стажем работы менее 5 лет (20%).

Данное разделение необходимо для проведения  сравнительного анализа результатов исследования. Добавим, что уровень образования в группах одинаковый – преобладают педагоги со средним специальным образованием.

Исследование профессиональных компетенций обнаружило, что уровень владения профессиональными компетенциями у мастеров выше, чем у специалистов, а у педагогов со стажем более 5 лет выше, чем у молодых специалистов.

Исследование профессиональной компетентности педагогов, показало, что для мастеров характерен средний и высокий уровень профессиональной компетентности. Отвечая на вопросы кейса, педагоги анализировали ситуацию,  пытались разобраться в причинах проблемы с опорой на нормативно-правовую базу, предлагали варианты решения с учетом особенностей участников проблемной ситуации, прогнозировали дальнейшее развитие событий. Для педагогов специалистов и молодых специалистов  характерен средний и низкий уровень. В данных группах педагоги демонстрировали настрой на достижение положительного эффекта, однако в принятии решения ориентировались на инциденты, а не на анализ причин конфликта. Решения не были подкреплены профессиональными знаниями. В некоторых случаях предложенные варианты решения проблем имели нейтральный характер, т.е. давали такой вариант реагирования, который  не приведет к улучшению ситуации, но и не ухудшит ее. Характерной особенностью решения проблемных задач педагогами данной группы, является отсутствие прогнозирования последствий выбранного способа выхода из ситуации. 

Для исследования педагогического мышления педагогов дошкольного образования мы использовали опросник «Самооценки педагогического мышления» Е.Ю.Савина, который позволяет оценить   профессионально-значимое качество по двум шкалам: «Склонность к импровизации» и «Самооценка опытности».

Оценка уровня педагогического мышления по  шкале «Склонность к импровизации»  показала преобладание высокого уровня данного качества. В трех группах педагоги склонны воспринимать каждую образовательную ситуацию, как новую, предпочитают импровизировать в образовательной деятельности, находятся в процессе  поиска нового. Отличие молодых специалистов от педагогов со стажем работы более 5 лет, это импровизация баз учета планирования образовательного процесса, молодые специалисты чаще опираются на текущую ситуацию, а не на четкое соблюдение плана.

Оценка уровня педагогического мышления  по шкале «Самооценка опытности» показала, что педагоги-мастера чаще опираются на определенную, глобальную цель и прошлый опыт, проводят четкий рефлексивный контроль своей деятельности. Ориентируются на нормативные требования. Оперируют готовыми познавательными схемами, которые обеспечивают быстроту реакций в организации образовательной ситуации и прогнозировании ее последствий. Специалисты, имея определенный опыт, предпочитают опираться на инструкции, а не на познавательные схемы мышления при планировании и прогнозировании текущей ситуации, ставят локальные цели. Молодые специалисты, реже опираются на собственный опыт и при организации педагогического процесса ориентируются на локальные педагогические  цели и задачи.

 Исследование коммуникативной толерантности по методике В.В.Бойко, показало преобладание  очень высокого уровня коммуникативной толерантности у  педагогов группы 2 и 3 (специалисты и молодые специалисты). Явной нетерпимости в коммуникации у педагогов исследуемой выборки выявлено не было.

Исследование уровня эмоциональной стабильности педагогов  показало, что в  группах преобладают педагоги со средним уровнем выраженности эмоциональной стабильности. Следовательно, большинство педагогов исследуемой выборки могут проявить как эмоциональную устойчивость, так и импульсивность.

Оценка уровня открытости новому опыту педагогов дошкольного образования показала, что в группах преобладают педагоги со средним уровнем открытости новому опыту, однако среди молодых специалистов, чаще встречаются педагоги с высоким уровнем открытости.  Педагоги мастера и специалисты, в нестандартных ситуациях ищут решения в предыдущем опыте и принимают новое, только если это новое не противоречит накопленному опыту. Молодые специалисты в нестандартных ситуациях пытаются найти новые способы решения.

Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать следующие выводы:

  1. Уровень владения педагогическими компетенциями выше у педагогов дошкольного образования со стажем работы более 10 лет, с высшей категорией и высокой педагогической активностью.
  2. Уровень профессиональной компетентности выше  у педагогов-мастеров.
  3. Педагогическое мышление у педагогов-мастеров характеризуется высоким уровнем импровизации, которая опирается на собственный опыт педагога и сложившиеся в процессе его формирования познавательные схемы. Так же для педагогического мышления педагогов данной группы характерен постоянный рефлектирующий контроль над своей деятельностью.  Педагогическое мышление у педагогов-специалистов  характеризуется инициативностью, без опоры на глобальную цель. Имея определенный опыт, педагоги в меньшей степени используют познавательные схемы мышления при планировании и прогнозировании текущей ситуацией, предпочитают импровизировать без учета принятых нормативов. Педагогическое мышление молодых специалистов характеризуется высокой импровизацией с менее выраженной опорой на педагогический опыт.                                                  
  4. Коммуникативная толерантность педагогов дошкольного образования характеризуется полным отсутствием выраженной неприязни к окружающим.
  5. Для педагогов исследуемой выборки характерен средний уровень эмоциональной стабильности, т.е. эмоциональные проявления, зависят от ситуации.
  6. Открытость новому опыту у педагогов дошкольного образования  со стажем работы более 5 лет характеризуется  восприятием нового, только в случае  если оно не противоречит опыту. Открытость новому опыту у молодых специалистов имеет свои отличия: они чаще открыты и восприимчивы к новым знаниям, имеют широкий круг интересов, ищут нестандартные решения в подходе к проблеме.

 Итак, мы выяснили, что такие личностные качества, как  коммуникативная толерантность и эмоциональная стабильность являются характерными для педагогов дошкольного образования. А педагогическое мышление и открытость новому опыту у педагогов с высоким уровнем владения профессиональной компетентности отличаются от  качеств педагогов с более низким уровнем профессиональной компетентности. Следовательно,  такие профессионально-значимые личностные качества, как импровизация, с опорой на опыт в процессе организации педагогической деятельности, автоматизированные  познавательные схемы, сформированные в процессе становления педагогического мышления, и умеренная открытость новому опыту способны частично компенсировать недостаток профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: педагоги дошкольного образования могут иметь высокий уровень профессиональной компетентности при недостатке профессиональных компетенций,  если обладают необходимыми с точки зрения профессиональной готовности личностными качествами.

 

 

 


Список литературы

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н / Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)

2. Иванова Т.Е. Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования /Т.Е. Иванова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов режим доступа к стр. http://jurnal.org/articles/2008/ped17.html

3. Коренева Е. Н., Киреев М. Н. Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе /Е.Н. Корнеева, М.Н. Киреева // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2012 № 8

4. Косолапова Л.А., Корчагина Г.В. Сформированность культуры педагогического мышления как проявление компетентности педагога /Л.А. Косолапова, Г.В. Корчагина// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5

5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: изд-во ун-та, 2004. - 114 с.

6. Маишева В. П., Баштовая А. В., Дубова И. А. Психологическая готовность личности педагога дошкольного образования к профессиональной деятельности /В.А.Маишева, А.В.Баштовая, И.А Дубова// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. — Самара: ООО ≪Издательство АСГАРД≫, 2016, с - 82

7. Щербина А.И. О формировании профессионально важных качеств педагогов дошкольного образования /А.О.Щербина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – с. 336–340.



Просмотров: 871; Скачиваний: 214;