Лаури Летонмяки (1886 —1935) — известный деятель финской социал-демократии, революционер, деятель просвещения, поэт, писатель, переводчик и марксистский историк.
Нельзя сказать, что имя Лаури Летонмяки в наше время, что называется, на слуху. В среде молодёжи, например, оно вообще едва ли известно. Те же, кто знаком с персоной Летонмяки, вероятно, знают его скорее как карельского литератора и политического деятеля. Действительно, в историю советской России он вошёл как финский революционер, эмигрировавший в Россию, как поэт и переводчик. Его писательская деятельность достаточно хорошо освещена, а вот исторические публикации Лаури в литературе затрагиваются значительно реже.
Обратимся к данным биографии [4, с. 239-244]. Родился Лаури Летонмяки 22 декабря 1886 года в Тампере в семье капитана парохода. В 1903 году он закончил среднюю школу и поступил в Университет Хельсинки на историко-филологический факультет, но обучение не завершил. Лаури принимал активное участие в революционных событиях 1905 года. В 1911-1912 гг. он работал главным редактором социал-демократической газеты «Раявахти», выходившей в Сортавале, до этого также сотрудничал с несколькими региональными социал-демократическими изданиями Финляндии. В 1913 г. Летонмяки был избран депутатом сейма Финляндии от социал-демократической партии. После Октябрьской революции в России, 9 ноября в Финляндии был создан Центральный революционный совет рабочих, в члены которого избрали и Лаури. Он также участвовал в революции в Финляндии в 1918 г. Входил в революционное правительство — Совет народных уполномоченных— в качестве народного уполномоченного по правовым делам.
После поражения в Гражданской войне вместе с многими другими «красными финнами» Лаури Летонмяки эмигрировал сначала в Швецию, а затем в Советскую Россию. Участвовал в создании коммунистической партии Финляндии в 1918 г., был избран в Центральный Комитет. Затем, в 1919-1920 гг. участвовал в подпольной партийной работе в Финляндии и Швеции. В России Летонмяки занимался журналистской работой. В 1922 г. стал преподавателем в недавно созданном Петроградском филиале Коммунистического университета национальных меньшинств Запада.
В 1923 г. Летонмяки переехал в советскую Карелию. Работал преподавателем истории и обществознания в финском педагогическом техникуме. Был редактором газеты «Punainen Karjala» в 1926-1931 гг. В 1924 г. Лаури Летонмяки был назначен главой финского отделения Бюро агитации и пропаганды западноевропейского секретариата Коминтерна. Он участвовал в организации Карельской ассоциации пролетарских писателей (КАПП) в 1926 г., перевёл на финский и опубликовал первый сборник стихов советских поэтов «Советская поэзия» в 1931 г. Работал главным редактором отдела политической литературы издательства «Kirja».
В 1935 г. Лаури Летонмяки был исключен из партии за связь с финскими буржуазными националистами (распространённая формулировка обвинений, предъявлявшаяся многим красным финнам). На фоне этого он вскоре покончил жизнь самоубийством.
Вернёмся к историческим трудам Лаури Летонмяки и остановимся на основных, на наш взгляд, публикациях по истории, вышедших из-под его пера [1][2][3]. Объем материала и круг затрагиваемых проблем в исторических работах Летонмяки довольно велик. Навряд ли его публикации можно охарактеризовать как неважные или незначительные.
В 1925 г. в Москве была опубликована книга «Очерки истории Финляндии и Карелии» [2], предназначенная в качестве учебника для финноязычных школ КАССР. В этой работе Лаури Летонмяки оценивает события 1917 года как триумф советской национальной политики. Автор сожалеет о поражении красных в гражданской войне в Финляндии. Впервые в советской историографии Летонмяки ставит вопрос о взаимосвязи исторического развития Карелии и Финляндии [5, c. 381]. Таким образом, эту публикацию можно рассматривать как первый в советской историографии труд по истории Карелии и Финляндии, написанный с марксистских позиций.
В «Истории Карелии» [1], опубликованной в 1931, Летонмяки замечает, что между карельской социалистической государственностью и капиталистической Финляндией нет ничего общего, кроме литературного языка. А вот у революционного пролетариата, наоборот, много общего, прежде всего общий противник — капитализм [5, c. 381]. «Домашние» эксплуататоры — феодалы и буржуазия, и «внешние» противники — западные агрессоры. Летонмяки говорит, что совместная классовая борьба объединяет карелов и финнов, а столкновения интересов правящего класса, напротив, разобщают народы.
Невольно возникает вопрос: почему деятельность Лаури Летонмяки как историка практически неизвестна, в отличие от других сторон его деятельности?
Из-за того, что именно этот исторический аспект биографии Летонмяки пока практически не изучен, сложно сказать и о причинах того, почему его работы остались неизвестными. Как кажется, сейчас нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос.
Возможно, это связано с его исключением из партии в конце жизни и резким изменением отношения к деятельности «красных финнов» в СССР. Возможно, к 1950-м — 1960-м гг., когда в СССР началось масштабное изучение истории Финляндии, публикации Летонмяки, по мнению новых поколений историков, уже потеряли свою научную актуальность. Однако это не отвечает на вопрос, почему же тогда труды Лаури не рассматривались хотя бы, как продукт своей эпохи, то есть в сугубо историографическом ключе? Может быть, практически полное отсутствие упоминаний исторических публикаций Летонмяки в литературе — это просто несчастливое стечение обстоятельств?
Из этого главного вопроса (о безвестности исторических публикации Летонмяки) вытекают и другие, непосредственно с ним связанные и необходимые для ответа на него. Действительно ли политическая «опала» Лаури повлияла на то, что его исторические труды оказались практически вне поля зрения историков? Потеряли ли его исторические публикации свою научную, методологическую и фактографическую актуальность? Как мы можем рассмотреть исторические публикации Летонмяки в контексте эпохи 1920-х —1930-х гг.?
На эти вопросы пока что сложно дать однозначные ответы. Каковы бы они ни были, факт остается фактом, исторические публикации Летонмяки фактически не введены в научный оборот.
Несомненно, неправильно упускать настолько важные и заслуживающие внимание с историографической точки зрения работы и отказываться от их рассмотрения в контексте эпохи их создания и в контексте развития отечественной историографии истории Финляндии, которая стала активно развиваться только в 1960-е гг., совсем в другой атмосфере — как с точки зрения внутриполитических процессов в СССР, так и с точки зрения нового этапа развития советско-финляндских отношений.
Список литературы
1. Летонмяки Л. Karjalan historia. - Л.: Kirja, 1931. - 284 с.
2. Летонмяки Л. Piirteitä Suomen ja Karjalan historiasta. - М.: Центральное издательство народов СССР, 1925. - 124 с.
3. Летонмяки Л. О древней истории Карелии // Десять лет Советской Карелии. 1920—1930. - Петрозаводск: 1930. - С. 21-51.
4. Руханен У. Летонмяки Л. // Руханен У. В вихрях века: Воспоминания и очерки. – Петрозаводск, 1991. – С.239–244.
5. Соломещ И. М. Обретение Финляндией независимости в освещении российской историографии // Альманах Североевропейских и Балтийских исследований. - 2017. - №2. - С. 430-437. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32246937.