№ 3 (19). С. 2.

Философия, этика и религиоведение

pdf-версия статьи

Научная статья

2020

Рубцова
Виктория Михайловна

Петрозаводской государственный университет
(Петрозаводск, ул.Ленина, 33),
Bika.99@mail.ru

Проблема преодоления страха в поэме Лукреция Кара «О природе вещей»

Статья поступила: 19.11.2020;
Принята к публикации: 02.12.2020;
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы возникновения человеческого страха, его проявления, особенности, виды, а также способы борьбы с ним на примере поэмы античного философа Лукреция Кара «О природе вещей». В статье выделяются причины появления, основные категории и способы преодоления этого чувства. В исследование отражена актуальность темы как в античную эпоху, так и в современности, что показывает её значимость в жизни людей. Основное содержание исследования составляет анализ фрагментов из поэмы «О природе вещей», в которых отражаются не только мысли автора, но и дух общества того времени в целом, а также сравнение двух обществ: античного и современного именно по категории страха. Благодаря проведённому исследованию автором выявлены и обоснованы средства для борьбы со страхом, основывающиеся на гносеологических аспектах и актуальные и на сегодняшний день.
Ключевые слова: страх; познание; свобода; человек; преодоление.

Для цитирования: Рубцова В. М. Проблема преодоления страха в поэме Лукреция Кара «О природе вещей» // StudArctic forum. № 3 (19), 2020. С. 2.

Проблема страха актуальна во все эпохи существования и развития человека. Люди во все времена испытывали это чувство, причины и проявления его часто остаются такими же, лишь развитие мира вносит какие-то коррективы в осознание страха. Современный человек не является исключением и также, как и человек, например, живший в период античности, находится под влиянием страха. Сейчас люди также могут бояться смерти, позора, несостоятельности, болезней, войн, бедности, как и во времена античности.

 Осмыслением этого феномена занимались практически все философские школы, по-разному интерпретируя источники его появления, проявления и находя способы обретения свободы от этого тревожащего каждого человека чувства. Не исключением является и античная философия, где было множество разных школ, представители которых по-разному интерпретировали проблему страха. Одним из самых ярких и непохожих на остальные того времени взгляды стало представление о страхе последователя эпикурейской школы Лукреция Кара, который основные свои идеи закрепил в своей стихотворной поэме «О природе вещей» [4, c.122].

В своей поэме автор опровергает мнение о том, что боги правят жизнью людей, о том, что душа бессмертна, поэтому он хочет показать человеку, что ему дана жизнь не для того, чтобы бояться, а для того, чтобы наслаждаться каждым днем, не пребывая в постоянном состоянии страха. Лукреций Кар пытается объяснить через свои стихи, что страх – это нечто, придуманное человеком, что постоянно бояться смерти бессмысленно, а страданий после смерти не существует [4, c.121]. Счастья в жизни может достигнуть каждый человек, исполнить свои желания также может каждый, но нужно отпустить все свои мнимые страхи. Основным страхом человека является боязнь умереть. Люди, как утверждает Лукреций Кар, испытывают страх смерти из-за войн, которые несут за собой огромные людские потери, а также страх смерти из-за своих верований в богов [4, c.122]. По мнению автора, именно страх перед богами больше всего разрушает жизнь людей, заставляет из быть несвободными [1, III, 983 – 984]:

«В жизни скорее гнетет напрасный страх пред богами

Смертных, и каждый судьбы и случайностей рока трепещет».

Страх перед богами появляется из-за того, что люди не могут объяснить некоторые явления, например, такие, как гроза, землетрясения, и делают вывод, что это деятельность богов, потому что сами не могут производить такие же действия [1, I, 151 – 155]:

«И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,

И полагают, что все это божьим веленьем творится».

Отсюда получается, что страх перед неизведанным перестает в страх перед богами. Лукреций Кар утверждал, что нужно бороться с суевериями [1, I, 102 – 109]:

«Ты, ужасающим сам поддаваясь вещаньям пророков,

Будешь стремиться отпасть от меня ежечасно, пожалуй,

Сколько ведь, право, они способны придумать нелепых

Бредней, могущих смутить и нарушить все жизни устои

И безмятежность твою отравить окончательно страхом!

Да и понятно вполне: если б знали, наверное, люди,

Что существует конец их мытарствам, они хоть какой-то

Дать бы отпор суеверьям могли и угрозам пророков»,

так как человеку свойственно познавать, и он должен стремиться к этому, тогда страхи развеются, а религия, строящаяся на человеческом страхе, по утверждению автора, перестанет вызывать у людей это чувство [1, III, 902 – 904]:

«Если же мысли у них и слова бы их были разумны,

Стал бы свободен их ум от великой заботы и страха».

Автор указывает, что познание поможет людям осознать многие явления, которые прежде были им неизвестны, если начнут развивать свои знания, будут интересоваться их происхождением [5, с.123]. Из этого видно, что Лукреций Кар находит решение важнейшей проблемы страха перед неизведанным в познание, что говорит о развитии представлений о страхе, некой эволюции осознания этого чувства.

Кроме того, важной категорий страха является боязнь наказания. Здесь автор пишет о том, что люди верят в идею о неизбежном возвращении зла, которое обязательно настигнет человека. Этот вид страха по Лукрецию Кару пересекается со страхом смерти и богов, так как люди боятся, что в загробном мире их настигнет наказание за неправильную жизнь [1, III, 1014 – 1022]:

«Страх наказаний, зато существует при жизни за наши

Злые дела по заслугам и кара за нашу преступность:

Тюрьмы, свержение вниз со скалы жестокое, плети,

Факелы, пытки, смола, палачи, раскаленные прутья.

Ежели даже их нет налицо, то сознанье проступков

Все-таки мучит людей и стрекалами жалит боязни;

Нет у них и надежд, что конец этим бедам наступит

Иль хоть какой-то предел наказаниям будет положен:

Ждут и боятся они ухудшения их после смерти».

Стоит отметить также страх позора, так как в античном обществе статус гражданин играл важную роль, человек поддавался сильному давлению общества, и обесчещенный был постоянно осуждаем тем самым обществом. Это рушило жизнь человека, который уже не мог быть признаваем также, как и до проступка. Здесь можно проследить связь взглядов Лукреция Кара с античной этикой. Этические воззрения античных философов, например, софистов, показывали переход от идеи доминирования власти всеобщего над человеком к идее единства отдельного человека и государства, которая предполагала обоснование ценности отдельного человека, его личности, разума [3, с.15], [4, c.26]. Именно человек имел право формулировать моральные законы, по которым живет общество: «Человек – мерило всех вещей» (Протагор).

В эллинистический период этика кинизма, эпикуреизма, стоицизма была связана с идеями противопоставления человека миру социального бытия, ухода человека в свой собственный, внутренний мир, заботой о своей жизни [3, с.21], [4, c.61]. Человек как бы отделяется от общества в этих философских взглядах и ищет свой собственный путь к счастью [2, с.4]. Люди смогут обрести свободу, устранив ложные страхи: «Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат» (Эпикур).

Лукреций Кар в своей поэме также пишет о том, что страх взаимосвязан не только с душой, но и с телом. Автор указывает, что страх проявляется в таких физиологических особенностях, как пот, бледность, слабость, иногда даже потеря сознания 1, III, 147 – 157]:

«И, наподобье того как у нас при болезни страдает

Иль голова, или глаз, но при этом не всем своим телом

Мучимся мы, так и дух, случается, страждет нередко

Сам иль ликует порой, когда по суставам и членам

Часть остальная души ничем не тревожится новым.

Если же дух потрясен сильнейшей тревогой, мы видим,

Что и душа целиком то же самое чувствует в теле:

Пот выступает на нем, бледнеет вся кожа, немеет

Оцепенелый язык, заплетается речь, застилает

Мраком глаза, звон в ушах, подкосились колени, и видно

Часто нам, как человек от ужаса падает наземь».

Кроме того, он выявляет связь страха и души, чувственных ощущений, так как человека, испытывающего страх начинают сопровождать печаль, тоска, скорбь. Страх Лукреций Кар сравнивает с болезнью, которая истязает и душу, и тело [1, III, 459 – 469]:

«Надо добавить еще, что, подобно тому, как и тело

Тягостно мучат недуг и жестокие боли порою,

Так же подвержен и дух и заботам, и горю, и страху,

А потому надлежит ему также причастным быть смерти,

Мало того: коль болезнь поражает нам тело, то часто

Дух начинает блуждать и высказывать вздорные мысли;

А иногда погружается он летаргией глубокой

В сон непробудный; тогда и глаза поникают, и шея;

Тут уж не слышит больной голосов, и не в силах он больше

Близких узнать, что его, окружая, стараются к жизни

Снова вернуть и лицо орошают и щеки слезами».

Таким образом, категория страха у Лукреция Кара в произведение «О природе вещей» играет значительную роль. Автор призывает людей к освобождению себя, к мыслям и действиям в реальной жизни, которым мешает постоянным страх перед чем-то. Поэма позволяет ему показать описать отношение людей к богам, явлениям природы и смерти, а также показать отношение к нарушению норм и традиций, принятых в античном обществе, показывая неизбежность наказаний за них, которые исходят не от богов, а от самих же людей [4, c.122]. Лукреций Кар показывает взаимосвязь различных страхов между собой, основанную на ошибочных представлениях людей о смерти и о влиянии богов, и призывает бороться со страхами, так как сама природа требует освобождения от всех страхов [1, I, 146 – 148]:

«Значит, изгнать этот страх из души и потёмки рассеять

Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного,

Но природа сама своим видом и внутренним строем».

Человек должен осознать, что смерть неизбежна, и он сам творец своей жизни, а не боги, тогда люди смогут освободиться от постоянных страхов, перестанут жить в этом состоянии и вступят на путь счастья и свободы. Познание является важнейшим аспектом освобождения человека от страхов; чем больше человек развивается, узнает нового, осознает процессы и явления, происходящие в природе, в обществе, в самом себе, тем меньше он зависим от боязни неизведанного. Познание мира делает человека истинно свободным, его жизнь не тратится на суеверия и боязнь, а наполняется смыслом изучения мира, что освобождает его душу и тело от неизведанных страхов.


Список литературы

1. О природе вещей: Т. 1 / Тит Лукреций Кар; ред. латин. текста и пер. Ф. А. Петровского. – Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1946. – 451 с.

2. Комарова Л.А. Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура / Л.А. Комарова. – Томск: Вестник ТГУ, 2012. – №8. – С.229 – 233.

3. Васильева Т. Философия и поэзия перед загадкой природы / Т Васильева. – М.: Художественная литература, 1983. - С. 5-24.

4. Шахнович М. М. Сад Эпикура: философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — С.284.

5. Даниленко В. П. Универсальный эволюционизм в поэме Лукреция «О природе вещей» / В.П. Даниленко. – Иркутск: Вестник ИГЛУ, 2013. – №3. – С.119 – 129.



Просмотров: 1312; Скачиваний: 186;