Для того чтобы оценить степень риска причинения вреда необходимо производить расчет пожарных рисков, однако большой объем сложности и трудозатратности этих методик не позволяет применять их в оперативном режиме в «полевых условиях», то есть при проверках объектов в условиях острого дефицита времени отводимое на проверки, отсутствие информационного обеспечения, а также соответствующей квалификации должностных лиц.
Для решений этой проблемы необходима разработка более упрощенных методик оценок пожарных рисков, такими методами является экспресс-методы оценки пожарных рисков. Данная работа посвящена разработке одной из таких методик, позволяющих оценить безопасное расстояние при воздействии теплового потока в помещениях административного назначения.
Результаты работы позволят государственным инспекторам пожарного надзора принимать обоснованные решения о наличии нарушений обязательных требований пожарной безопасности и привлечения к административной ответственности.
Основной проблемой современной надзорной деятельности является проблема технического регулирования. Технология надзорной деятельности, в основу которой положено прямое применение типовых требований безопасности, исчерпала себя, поскольку типовые системы безопасности, не учитывающие многочисленных конкретных обстоятельств, в одних случаях сдерживают (препятствуют) принятие экономически выгодных решений, а в других случаях не адекватны складывающимся обстоятельствам – т.е. неэффективны. В связи с этим возникает острая необходимость в разработке адресных систем безопасности – систем, адекватных возникающим угрозам (рискам). В такой ситуации надзорная деятельность смещается с прямого применения типовых требований безопасности на регулирование отношений в сфере безопасности, целью которого является урегулирование интересов всех субъектов этих отношений – юридических лиц, физических лиц и государства. При этом должна учитываться мера обеспечения безопасности, превышение которой может стать опасным для эффективного функционирования объектов защиты. Таким образом, функция регулирования отношений, возникающих в сфере обеспечения безопасности, реализуется посредством решения задач:
1) разработки нормативной базы, соответствующей требованиям федерального законодательства, регулирующего общественные отношения, и способствующей развитию национальной экономики;
2) формирования порядка применения и исполнения установленных нормативных требований;
3) выборочного контроля за исполнением установленных требований безопасности юридическими и физическими лицами, а также предприятиями и организациями, выполняющими работы и оказывающими услуги в области обеспечения безопасности объектов защиты;
4) расследования фактов нарушений установленных требований безопасности, вследствие которых причинен вред людям, чужому имуществу и окружающей среде. Наиболее значимой является задача, связанная с разработкой нормативной базы, соответствующей требованиям федерального законодательства, регулирующего общественные отношения, и обеспечивающего развитие национальной экономики.
Для решения этой задачи необходима подготовка специалистов, знающих:
• основы регулирования общественных отношений и технического регулирования;
• основы регулирования отношений в конкретных областях безопасности;
• основы современной надзорной деятельности;
• технологии применения, мониторинга и корректировки требований безопасности;
• основы работы с профессионально значимой (нормативной) информацией;
• основы унификации (интеграции) надзорной деятельности
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации // «Российская газета» от 21 января 2009 г. № 7.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 // «Собрание законодательства Российской Федерации», 1994, № 32, ст. 3301; Часть 2 // «Собрание законодательства Российской Федерации», 1996, № 5, ст. 410.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации // «Собрание законодательства Российской Федерации», 1996, № 25, ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Библиотечка «Российской газеты», 2002, выпуск № 5-6.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Библиотечка «Российской газеты», 2002, выпуск № 2.
6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
7. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
8. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
9. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
10. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации».
11. Козлачков В.И. Оценка деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору при расследовании пожаров с гибелью людей. Краткий анализ материалов уголовных дел. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. – 100 с.
12. Козлачков В.И. Информационная деятельность. Система ориентиров. – М.: АГПС МЧС России, 2010. - 213 с.
13. Козлачков В.И., Андреев А.О. Разработка метода экспресс-оценки угрозы людям при пожаре. – М.: ВИНИТИ РАН, Деп. № 1243-В2006 от 17.10.2006. - 230 с.
14. Козлачков В.И., Лобаев И.А. Экспресс-оценка пожарных рисков при изменении функционального назначения зданий. – М.: ВИНИТИ РАН, Деп. № 2325-В2001 от 08.11.01. - 198 с.
15. Козлачков В.И., Лобаев И.А., Ершов А.В. и др. Идентификация объектов технического регулирования при применении «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности». – М.: ВИНИТИ РАН, Деп. № 936-В2008 от 10.12.2008. – 37 с.