№ 2 (18). С. 0.

Клиническая медицина

2020

Научная статья

pdf-версия статьи

Гладкова
Диана Викторовна

Бакалавриат, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
(ул. Пилотов, 38, Санкт-Петербург, 196210),
diana_gladkova@mail.ru

Современные проблемы частной медицины

Научный руководитель:
Гриценко Ирина Юрьевна
Статья поступила: 19.07.2020;
Принята к публикации: 19.07.2020;
Аннотация. На сегодняшний день частная медицина является неотъемлемой частью Российского здравоохранения. В данной статье автором рассматриваются основные проблемы частной медицины на современном этапе ее развития.
Ключевые слова: медицина, частная медицина, пациентоориентированность

Для цитирования: Гладкова Д. В. Современные проблемы частной медицины // StudArctic forum. № 2 (18), 2020. С. 0.

«Не важно, где ты работаешь,

Важно, как ты работаешь.

 

Честность – суть успеха в любом деле»

 

Ричард Бакмистер Фуллер

 

 

       На сегодняшний день частная медицина является неотъемлемой частью Российского здравоохранения.

      Под частной медициной (медицинской практикой) подразумевается оказание негосударственных услуг на платной основе, за счет личных средств пациента или за счет средств юридических лиц, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

       Зарождение и развитие частной медицины берет свое начало в странах Европы, где по сей день идет постоянный рост негосударственных (частных) медицинских организаций.

        В России процесс развития данной области шел и продолжает идти по своему, более замедленному, пути.

        Первый законопроект о частной медицине в РФ был разработан в 1995 году Минздравом, но долгие годы оставался не реализованным. А без принятого закона, регулирующего частную медицинскую деятельность и права пациентов, никто не может гарантировать и правомерно оценивать качество выполненной работы врача.

        В начале пути становления частной медицинской практики в нашей стране проблема заключалась не только в размытости прав пациента и врача, но и в людском менталитете. На одной из конференций известный российский хирург, профессор Пучков К.В. (который один из первых ушел в частную практику) выступал с докладом об уникальном методе хирургического вмешательства, применяемого в его клинике, из зала поступил вопрос от коллег о стоимости подобных манипуляций. С его слов «…вопрос был с подтекстом, что мы занимаемся платной медициной в бедной стране. Я попросил поднять руки тех, кто никогда не брал денег у пациентов (государственных учреждений) за операцию, из двух сотен людей, находившихся в зале, ни один врач не поднял руку. Неофициальные приношения берут 95% хирургов нашей страны, тем самым нарушая минимум три статьи Уголовного кодекса РФ…».

     Самое главное отличие частной клиники от государственной заключается в том, что у пациента есть право выбора - специалиста, времени приема, сдачи анализов, удобной локации клиники и состав пакета оказываемых услуг. Безусловно, работа медиков в государственном и частном секторе по умолчанию должна быть направлена на то, чтобы оказать пациентам максимально возможную помощь и как таковой конкуренции не существует, ведь каждый пациент делает выбор из учета своих возможностей.

    На первоначальном этапе своего развития, частная медицина в нашей стране предпочитала заполнить те ниши на рынке медицинских услуг, которые недостаточно представлены в государственно-муниципальной медицине и более востребованы населением: косметология, стоматология, гинекология, пластическая хирургия, ультразвуковая диагностика. Можно сказать, что на сегодняшний день ситуация особо не изменилась, наблюдается расширение спектра: скорая медицинская помощь, амбулаторно – поликлинические организации с дневным стационаром, превентивная и фитнес-медицина и т.д..

      Основной проблемой частной медицины является цена вопроса. Если рассматривать государственные мед учреждения, то в калькуляцию закладываются далеко не все статьи расходов, которые свойственны частному сектору. Это приводит к ценовому демпингу. Например, отсутствуют арендные платежи, маркетинг, реклама, pr и т.д. (без чего частный сектор не может считаться полноценным). Это помогает государственно-муниципальной медицине привлечь поток дополнительных клиентов, от чего страдает бизнес частного клиник.

     Второй проблемой являются последствия маркетингово - экономической стратегии. Многие частные клиники применяют метод «повторного пациента», чтобы оправдать средства, затраченные на рекламу. Для клиентов, готовых платить, это не является проблемой, остальные склоняются к государственной медицине.

     Не всегда клиника готова предоставить заявленный уровень сервиса, также ей не всегда удается выполнить рекламные обещания и «избавить от насморка за один прием», что подрывает репутацию частной медицины в целом и опять же пациент уходит (в другую частную клинику, или «сдается» и посещается государственное медицинское учреждение).

    Принято считать, что преимуществом частной клиники является не только техническая оснащенность, но и грамотность специалистов, в том числе в вопросах сервиса, этики и области медицинского права. Пациенты готовы платить деньги за превосходный сервис, качественное обслуживание. Со стороны лечащего врача и персонала хочется получать своевременную и честную обратную связь, их внимание к возникшей проблеме пациента. К сожалению, далеко не всегда частная клиника выполняет возложенную на нее миссию, не оправдывает высокую стоимость своих услуг и все приводит к тому, что пациент разочаровывается в частной медицине и уходит в государственное учреждение.

    Также никто не отменял личностную чистоплотность, врачебные ошибки и ответственность врача, его профессионализм и понимание того, что он несет ответственность за жизнь и здоровье своих пациентов. Любая ошибка может привести к судебным разбирательствам и лишению лицензии самой клиники. Как это описал профессор Пучков К.В. в своей книге «Как стать успешным хирургом и оставаться им всю жизнь» - «…надо быть предельно внимательным, мудрым и осторожным при назначении метода лечения. Я сам решаю кого и почему брать в операционную. За неудачи тоже отвечаю я. Частная клиника – не государственная больница. За все отвечаешь ты, ответственность не разделить на десять участников консилиума».

 

Заключение:

     Пациэнтоориентированность – главное в деятельности частных клиник. За прошедшие годы частная медицина многого добилась и научилась оказывать высококачественную медицинскую помощь с высоким уровнем сервиса, но негативного опыта еще достаточно много и чтобы его минимизировать, требуется непрерывное совершенствование медицинской отрасли. У коммерческих медицинских центров лучше управляемость, мобильность, они быстрее могут освоить новые технологии, которые в наше время появляются все чаще и оперативно создают различные программные продукты для удобства пациентов. Это является огромным плюсом для возможности оказания качественных услуг и создания прогрессивных методов лечения.

    Опыт европейских стран показывает, что активное развитие частной медицины благотворно сказывается на процессах модернизации здравоохранения в целом. Однако, это возможно лишь при неукоснительном соблюдении одного условия: коммерческая деятельность в области здравоохранения должна помогать государству в решении стоящих перед ним задач (охраны здоровья граждан), а не являться самоцелью.

    Качество работы врача, главным «ингридиентом» которого является  любовь к выбранной профессии, создает о нем репутацию как о специалисте хорошем или не очень. Подобная характеристика сопоставима и с частной медициной в целом. Пациенты готовы довериться клинике, если чувствуют, что к ним относятся с максимальной долей ответственности, заботы и внимания.

    Все, что слышит/читает пациент из официальных источников о клинике, работающих в ней специалистах и применяемых ими методах лечения должно соотносится с правдой. Только честность на всех этапах может гарантировать доверие пациента и прогнозируемый результат лечения.


Список литературы

1. Пучков К.М. Как стать успешным хирургом и оставаться им всю жизнь // Кнорус. - 2020. - 208 с.

2. Лебедев А.А. и Гончарова М. Частная медицина - неотъемлемая часть российского здравоохранения // Медицинский вестник. - 2011. - № 29 (570).



Просмотров: 3113; Скачиваний: 247;