Эмоциональное благополучие младших школьников определяется как его отношениями с ближайшим окружением, так и тем, насколько ему удалось адаптироваться к школе. Система «ребёнок-взрослый» изменяется и происходит её разделение на «ребёнок-родитель» и «ребёнок-учитель». Последняя начинает определять отношение ребенка к себе и другим детям. [6]
В школе ребенок оказывается под влиянием множества неблагоприятных факторов, среди которых: увеличение объема и интенсивности учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции, стрессовая тактика авторитарной педагогики и несоответствие образовательных программ и технологий функциональным и возрастным особенностям школьников. По мнению М.М.Безруких, младший школьник с одной стороны оказывается под воздействием неразумных требований образовательных стандартов, а с другой - нереалистичных ожиданий родителей. [2] Что закономерно приводит эмоциональным сложностям и нарушениям. Так, главный психиатр Минздрава России отмечает, что в нашей стране около 70% школьников имеют психические расстройства и аномалии развития, а у 40% учеников начальных классов была зафиксирована "школьная дезадаптация». [10]
Школьная дезадаптация связана с переживанием ребенком трудных чувств и может проявляться в форме нарушений поведения, неуспеваемости, конфликтных отношений со сверстниками и педагогами, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности и агрессивности. [7]
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется отзывчивостью на происходящие события, эмоциональной неустойчивостью и склонностью к кратковременным и бурным аффектам, что проявляется в поведении как "вспышки" радости, гнева или страха. [4] Эти поведенческие реакции широко распространены и вызывают трудности у окружающих взрослых и самого ребенка. В связи с чем актуально изучение проявлений гнева и страха в младшем школьном возрасте.
Многие страхи у детей младшего школьного возраста связаны со школьной ситуацией; характерны также страхи стихий, животных, крови, темноты сверхъестественного, различных зловещих мест, сказочных персонажей и потери родителей, страх смерти. [3]
Исследованием гнева у детей младшего школьного возраста занимались такие психологи как Л.О. Андрюшина, Т.П. Смирнова и О.П. Рожков. [1], [9], [11] В этом возрасте агрессия проявляется преимущественно по отношению к тем, кто слабее, а агрессивное поведение становится организованным и приобретает групповые формы. По мере усвоения ребёнком конструктивных способов достижения цели, происходит переход от инструментальной агрессии к враждебной. Она, как правило, направлена на конкретного человека. [5]
Детские психотерапевты и специалисты по коррекционной работе с детьми выделяют четыре фазы в работе с детским гневом: предоставить ребенку приемлемые методы для выражения подавляемого гнева, помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева и побудить его отреагировать гнев, осуществить вербальный контакт с этим чувством, обсудить с ребенком проблему гнева. При этом традиционно используются арт-терапевтические техники, которые обеспечивают эффективное отреагирование негативных переживаний и позволяют формировать у детей допустимые и социально приемлемые формы проявления гнева. [8]
Справляться со страхом также позволяют методы арт-терапии. Так, по мнению В.Оклендер, совладание со страхом предполагает проигрывание пугающей ситуации, осознание своего страха и встречу с ним. При создании продукта творчества происходит трансформация страха из бессознательного в осознанный и у ребёнка появляется возможность его контролировать. [8]
В данном исследовании изучаются особенности страха и гнева у младших школьников и различия в количестве страхов у детей с разными проявлениями гнева.
Мы выдвинули гипотезу о том, что существуют различия в количестве страхов у детей с разными проявлениями гнева в младшем школьном возрасте.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что для трети (35%) детей характерны проявления враждебного гнева, что является возрастной особенностью и описано в литературе. Также было выявлено, что 30 % детей этого возраста склонны подавлять гнев. Что ожидаемо и соответствует возрастному стремлению соответствовать требованиям общества. У каждого пятого младшего школьника (20%) выявлены проявления защитного гнева, и еще у 15% участников исследования гнев не имеет чётко выраженных особенностей и не даёт возможности обозначить его как самостоятельную категорию.
Кроме того, была произведена оценка гнева по силе и социальной избирательности. У 55% испытуемых проявления гнева недифференцированны и распространяются на всех людей вокруг, а у 45% они избирательны и направлены на конкретного человека.
Перейдем к рассмотрению страхов младших школьников. Количество участников исследования со средним и высоким уровнем тревоги в сумме составляет 85%. У 65% детей, принявших участие в исследовании, количество страхов превышает возрастную норму. Самыми распространёнными стали социально-опосредованные страхи и страхи, связанные с причинением физического ущерба.
Таким образом, исследование показало, что для современных младших школьников с одной стороны, характерно или подавлять гнев, или проявлять его с признаками враждебности; защитный гнев встречается значительно реже. С другой - они тревожатся и имеют много социально-опосредованных страхов и страхов физического ущерба.
Затем мы разделили участников исследования на пять групп и описали типичные психологические портреты представителей каждой группы. Распределение осуществлялось в зависимости от особенностей гнева по качеству, силе и его направленности, также в зависимости от уровня тревоги, особенностей социальности и типичных способов совладания с трудностями.
Были выявлены следующие группы детей.
1. Группу, условно названную нами «Хорошие девочки», составили 30% участников исследования, которые являются представители исключительно женского пола. Они склонны подавлять гнев, он слабый по степени выраженности и не является социально дифференцированным. Большинство представителей данной группы направлены на общение и взаимодействие с окружающими, проявляют дружелюбие. Но у некоторых «Хороших девочек» внимание сфокусировано на их внутренне мире, и они демонстрируют признаки социального одиночества. Для них характерен уровень тревоги выше среднего, а ведущими страхами являются страхи, связанные с возможностью нанесения ущерба вследствие стихийных бедствий или социальных катастроф. Чаще всего это боязнь пожара и войны. Они проявляются минимум у 50% испытуемых. Справляться со страхами младшим школьникам этой группы помогает стремление быть «хорошим». Предполагается, что выполнение требований общества поможет избежать неблагоприятного развития событий и защитит самого ребенка от неприятностей.
Рисунок 1. Психологический портрет группы под названием «Хорошие девочки».
2. Дети из группы под названием «Лучшая защита - нападение» проявляют сильный враждебный и недифференцированный гнев. Их внимание направленно на собственный внутренний мир. В наблюдении зафиксированы признаки социальной отстранённости. Для совладания с трудностями они используют стратегию нападения и закономерно сами боятся, что нападут на них (100 %). Одновременно с этим у них высокий уровень тревоги. К данной группе принадлежат 10% участников исследования.
Рисунок 2. Психологический портрет группы под названием «Лучшая защита - нападение».
3. В категорию «Позитивные» входят 20% участников исследования, которые проявляют умеренный, защитный, избирательный гнев. Их фокус внимания направлен на окружающих людей, к которым они склоны проявлять доброжелательность. Для совладания с трудностями они используют искусственную весёлость и сверхдружелюбие. У «Позитивных» уровень тревоги выше среднего. По содержанию их страхи довольно разнообразны и связаны с низким порогом чувствительности, возможностью чрезвычайных ситуаций и нападений. Среди зафиксированных страхов боязнь неожиданных резких звуков, пожара, нападения и т.д.
Рисунок 3. Психологический портрет группы под названием «Позитивные».
4. Для детей четвертой выделенной группы характерны идеи самозащиты путём мести обидчику. Условно назовём их «Мстители», к ним были отнесены 25% участников исследования. Как правило, это темпераментные активные дети, для которых в случае нанесения им ущерба характерно выражение сильного враждебного гнева, избирательно направленного на обидчика. Прослеживается стремление причинить вред другим, отомстить. Активная реализация мотива мести осуществляется посредством нападения. У детей этой группы больше всего страхов (10 категорий). По содержанию это как типичные для большинства испытуемых страхи, так и страх медицинских манипуляций, который не встречался у детей других групп. Возможно, дело в том, что, испытав боль при осуществлении медицинского вмешательства, эти дети столкнулись с непризнанием существенности ущерба окружающими взрослыми. А, будучи довольно жизнестойкими в силу индивидуальных особенностей, они нашли для себя именно такой способ совладания с появившимся страхом.
Рисунок 4. Психологический портрет группы под названием «Мстители».
5. Еще одна группа детей была условно названа нами «Дружелюбные интроверты», она составляет 15% от общего числа испытуемых. У большинства представителей данной группы внимание направленно на собственный внутренний мир, при этом у них не было зафиксировано признаков социального одиночества или отстранённости. Для них характерны умеренный недифференцированный гнев, средний уровень тревоги и страхи перед пожаром и неожиданными резкими звуками.
Рисунок 5. Психологический портрет группы под названием «Дружелюбные интроверты».
Стоит отметить, что страхи стихии, потери родителей, а также связанные со школой были выявлены у большинства испытуемых, но не были взяты в рассмотрение в силу их возрастной нормативности.
Кроме того, было выявлено, что у детей с дифференцированным избирательным гневом количество страхов превышает норму в 89 % случаев, а у детей с недифференцированным гневом – в 45 % случаев. Выявленные различия статистически значимы по критерию Пирсона (χ2=4,105, р
Итак, были выявлены как возрастные особенности гнева и страха младших школьников, так и их типичные индивидуальные варианты. Что может служить основанием для планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками специалистами ДЮЦ, на базе которого проводилось исследование.
Разработанная нами программа направлена на обучение навыкам распознавания собственных эмоций и чувств, проработку и отреагирование гнева в приемлемых формах, нейтрализацию страхов и эмоционально-отрицательных переживаний, обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния, создание положительного эмоционального фона и снижение эмоционального напряжения детей. Программа предполагает работу через рисунок и глинотерапию в арт-терапевтической группе, для которой оптимальное количество участников 5-7 человек. Она включает в себя 15 занятий, продолжительностью в 60 минут, дважды в неделю. Общая длительность всего цикла составляет 7-8 недель. На основе данных исследования для отдельных детей предлагаются, помимо общих для возраста, также индивидуальные мишени работы. Коррекционно-развивающая работа будет осуществляться специалистом с высшим психологическим образованием, владеющим техниками арт-терапии. Каждое занятие детально расписано, составлен пошаговый план программы, к которому прилагается описание всех упражнений, предлагаемых нами к использованию и необходимое оборудование для психологической коррекции проявлений страха и гнева младших школьников.
Список литературы
Список литературы:
1. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников/ Л.О. Андрюшина. — Спб.: Тверь, 2003. — 202 с.
2. Безруких М. М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. — 2011. — № 1.
3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров // М.: Речь. — 2005. — 320 с.
4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.
5. Мосина Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина // Санкт петербургский образовательный вестник. — 2018.
6. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. — 360 с.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера». — 1996. — 237 с.
8. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии: Пер. с англ./ В. Оклендер; Под ред. Ф. Б. Березина, Е. А. Спиркиной, Е. Д. Соколовой. — М.: Независимая фирма "Класс", — 2000. — 336 с.
9. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения у детей от 5 до 14 лет. — М.: «Модек», 2007 — 56 с.
10. Российское государственное информационное агентство федерального уровня ТАСС: сайт. — Москва. – 2015. — URL: https://tass.ru/obschestvo/2332218 (дата обращения: 14.05.2020).
11. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. — 160 с.