№ 3 (19). С. 1.

Философия, этика и религиоведение

2020

Научная статья

УДК 141.319

pdf-версия статьи

Баландин
Даниил Юрьевич

Студент института филологии ПетрГУ, ПетрГУ
(Россия, РК, г. Петрозаводск),
idann205@gmail.com

Идея Бога в метафизике Э. Корета

Научный руководитель:
Клюкина Людмила Александровна
доктор философских наук
профессор ПетрГУ
Статья поступила: 04.08.2019;
Принята к публикации: 18.11.2020;
Аннотация. В данной статье раскрывается смысл идеи Бога Э. Корета на основе анализа его учебного пособия «Основы метафизики». Автор делает вывод о том, что идея Бога Корета может рассматриваться метафизической идеей, посредством которой можно рационально объяснить взаимодействие абсолютного бытия и контингентного сущего.
Ключевые слова: метафизика, Корет, неотомизм

Для цитирования: Баландин Д. Ю. Идея Бога в метафизике Э. Корета // StudArctic forum. № 3 (19), 2020. С. 1.

Понятия метафизики и Бога в «Основах метафизики» Э. Корета:

            Разбирая понятие метафизики как в контексте истории, так и в традиции философского мышления, австрийский философ и теолог, член ордена иезуитов, профессор христианской философии, неотомист Эмерих Корет (10 авг. 1919г. — 1 сент. 2006г.) [1] выводит такое понимание этого понятия: «метафизика в традиционном понимании есть основная наука, ибо она раскрывает и истолковывает знание о сущем как таковом – основное знание, которое, как условие, предлежит всему отдельному знанию, а также всем отдельным наукам и входит в них. Она в то же время есть целокупная наука, поскольку она все, что вообще "есть", объемлет и должна понимать и обосновывать из бытия, наконец прояснять из абсолютного основания бытия» [2]. Доказывая, что метафизика как наука возможна, Корет рассуждает следующим образом: можем ли мы вопрошать о возможности метафизики, не пред-зная о спрошенном? Не можем, ведь вопрошание о метафизике, науки о сущем, возможно лишь при предзнании, знании о собственном не-знании, являющемся условием самой возможности вопрошания. Следовательно, «предмет» метафизики нам изначально известен, он обнаруживается в мышлении, «рефлексии над условиями возможности вопроса о бытии» [2]. Осознание этого факта интуитивно наводит Корета на мысль о Боге.

            Говоря о понятии Бога, Корет выводит следующее: Бог личностен, именно поэтому возможно личностное религиозное отношение к Богу (почитание его, доверие к нему и любовь), содержит в себе все личностные и межличностные содержания, но его личностность может быть осмысленна лишь высказываемо, постичь её человеку невозможно из-за абсолютной трансцендентности Бога, являющегося неизменным, простым (неделимым) абсолютно необходимым бытием. Это бытие сверхпространственно и сверхвременно, бесконечно живо в чистом внутреннем пра-исполнении действительности и волении, Бог каждое мгновение дарует бытие конечному сущему, сохраняет его в бытии, так как сотворённое свободным Божьим актом контингентное сущее («т. е. не необходимо сущее, а способное к бытию или небытию» [2]) подвержено возможности небытия. Бог — бесконечная причина контингентного действительного бытия, Он является конечной целью духа. Христианский Бог триедин, и это непостижимо для человеческого разума и принимается догматически. Если бы о Боге ничего невозможно было сказать, тогда мы бы не могли даже назвать его — так Корет в духе схоластической традиции отвечает «негативной теологии» неоплатонизма, утверждающей, что о Боге можно только сказать, что он не есть, но нельзя положительно сказать, что он есть, т.к. он остаётся в неизвестности.

Метафизическая идея Бога Э. Корета:

            Метафизика, утверждает Корет вслед за М. Хайдеггером [3, с. 33], начинается с вопроса о бытии. «Вопрос – или вопрошание – есть начинание, которое может обосновывать и больше не ставить под вопрос само себя, разве что в дальнейшем вопрошании» [2], - выводит он, сначала замечая, что каждый иной подход предлагает брать определённую установку, через призму которой строится понимание мира, вопрос же не ставит никакой установки, но он есть начало, «рефлексирующееся самим собой, вопрошая о своей сущности, возможности и условиях» [2]. Вопрошая, человек посредством языка обращается к мышлению; смысл, мысль сообщается посредством различных форм языка.

Метод метафизики по Корету — это трансцендентальная рефлексия, «рефлексия над условиями возможности вопроса о бытии» [2]. Корет утверждает, что «исполнение акта мышления (вопрошания и знания) есть акт бытия, духовная действительность бытия, которая сознаёт саму себя, проясняет в знании» [2]. Своеобразие этого акта, которое проявляется в его исполнении, дано нам a priori, а возможен этот духовный акт благодаря способности к этому, потенции («intellectus»). Таким образом, Корет приходит к мысли о том, что «основные структуры знания о бытии, входящие во всякий акт предметного вопрошания и знания» предданы нам a priori. Эти основные структуры знания должны рефлексивно обнаруживаться в исполнении акта познания, в нём «со-подтверждаться» и тематизироваться, именно для этого и нужна трансцендентальная рефлексия. Согласно Корету, мир познаётся не как «мир для себя», а как сущее «само по себе», которое можно объяснить и обосновать из бытия всего сущего, т.е. Бога. Реальный мир, пред-данный всякому опыту, необходимо есть, это не составляет вопроса; вопрошать возможно лишь тогда, когда есть «я» и нечто другое вне меня. Тайна бесконечного Бога остаётся непостижимой, однако же к ней возможно приближаться, вынося о нём суждения, упраздняя их конечное ограничение, придавая им значение, бесконечно превосходящее конечное. Всё сущее, по Корету, согласуется в абсолютном бытии, различаясь большим или меньшим содержанием/совершенством бытия. Главная сверхзадача метафизики — прояснять всё сущее через абсолютное основание бытия (т.е. через Бога), как ясно из понятия метафизики, данного Коретом. Сама система метафизики, согласно Корету, не может быть полной, цельной и вообще возможной без отношения контингентного сущего к абсолютному бытию. А само вопрошание о том, что превышает конечное сущее (т.е. об абсолютном бытии, о Боге) возможно лишь потому, что есть это самое абсолютное бытие («если бы исполнение не было возможно, то не было бы и способности к нему» [2]). Именно так у Э. Корета неразрывно связаны понятия Бога и метафизики.

Заключение:

            Таким образом, в парадигме мышления неотомизма Корета в виде аксиом существуют высказывания о возможном познании контингентного сущего и абсолютного бытия (аналогически, преодолевая конечно ограниченную форму понятий, полученных из опыта), о личностном Боге, как абсолютном бытии и причине конечного бытия, о субъекте и объекте, о смысле существования человека, которое заключается не только в удовлетворении своих физиологических потребностей, не только в «одержимости» («объятости», benommenheit) по Хайдеггеру [3, с. 407-408], но главным образом в вопрошании о бытии, в стремлении к бесконечному благу, в данном случае к Богу. Идея Бога как метафизическая идея Э. Корета позволяет различать бытие и сущее и является способом связи между ними. В рамках своей философии Корет попытался дать ответы на вопросы об абсолютном бытии и контингентном сущем, связать их в единую и прочную мировоззренческую систему, в которой у человека есть смысл и высшая цель.


Список литературы

1. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. — URL: http://disus.ru/knigi/3881-27-ihtiklibru-ihtik-filosofiya-enciklopedicheskiy-slovar-pod-red-ivina-m-gardariki-2004-1072-isbn-5-8297-0050-6-v-per.php — (20.07.2019).

2. Э. Корет Основы метафизики : учеб. пособие / пер. с нем. В. Терлецкого. — Киев: Тандем, 1998. — URL: http://psylib.org.ua/books/koret01/index.htm — (20.07.2019).

3. М. Хайдеггер Основные понятия метафизики : мир - конечность - одиночество / пер. с нем. В. Бибихина, А. Ахутина, А. Шурбелева. — Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2013. — 592 с.



Просмотров: 1633; Скачиваний: 304;