Капитальный ремонт производится в строительстве при необходимости восстановления характеристик объекта до текущих нормативов, с восстановлением и (или) заменой любых частей строительного объекта.
Строительные объекты делятся на линейные и не линейные. К линейным объектам по определению Градостроительного Кодекса относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. К капремонту линейных объектов относится, например, капитальный ремонт дороги, ремонт моста и инженерных систем.
Капитальный ремонт линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (ст. 1, п. 14.3 Градостроительного Кодекса РФ). Исходя из определения, видно, что при проведении капитального ремонта (за исключением линейных объектов) не изменяются основные технико-экономические показатели (площадь застройки, строительный объем, полезная площадь, число этажей).
Капитальной ремонт проводится при их физическом износе и разрушении. К нему относятся работы по восстановлению или замене составных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования.
Целью проведения является устранение неисправности всех изношенных элементов, включая частичную замену или усиление фундаментов, на более долговечные, экономичные и ремонтопригодные материалы.
Причины разрушения мостов:
• результат эксплуатационных повреждений;
• результат ошибок, допущенных при строительстве и проектировании.
Обрушения мостов, связанные с эксплуатационными дефектами, которые накапливались за годы службы строительных конструкций, являются наиболее частыми.
Капитальный ремонта моста через реку Янис на км 1 + 640 автомобильной дороги «Вяртсиля - Корписелькя»
Трехпролетный мост расположен на автодороге IV категории с 2 полосами движения (по одной в каждом направлении) на прямой в плане.
Ширина моста 13,3 м, длина - 85,92 м. Габарит проезжей части Г- 9,05 + 2 * 1,5.
Мост построен в 1994г.
Сведения о ремонтах мостового сооружения отсутствуют.
Срок эксплуатации без ремонта – 25 лет.
Обследование моста через реку Янис показало что,
• На 30 % поверхности мостового полотна продольный уклон имеет противоречит требованиям СП 35.13330.2011 имеет значение менее, чем 0,1 %;
• На 90 % поверхности мостового полотна поперечный уклон имеет значение менее, чем 2,0 %, что противоречит требованиям СП 35.13330.2011;
Сброс воды с сооружения происходит:
• с проезжей части в приемные трубки через водоотвод под мост;
• с тротуаров не организованно;
• не устроена дренажная система, что так же противоречит требованиям п. 5.77 СП 35.1 3330.2011;
• высота барьерного ограждения обследуемого сооружения менее нормативной на 15см.
Выводы предпроектного обследования:
Состояние объекта на момент обследования определено как неудовлетворительное.
Сооружение характеризуется по условию долговечности – 3-ей категорией неисправностей с оценкой состояния в 2 балла.
Устранение наблюдаемых дефектов и повреждений требует выполнение работ капитального характера с обеспечением нормального функционирования сооружения.
По состоянию безопасности, согласно оценкам транспортно- эксплуатационных показателей по ОДН 218.017-2003 , сооружению присвоена категория состояния Б ( 50-70км/ч ), из - за чего следует, что не требуется снижение скорости движения.
Необходимые ремонтные работы:
Ремонт опор:
• очистка опор от грязи и мусора;
• ремонт трещин и сколов железобетонных опор ремонтным составом;
• ремонт подферменников ремонтными составами на опоре, замена всех остальныех подферменников на новые;
• восстановление гидроизоляции по всей площади моста - окраска видимых поверхностей опор защитным составом;
• ремонт и восстановление металлических элементов смотрового хода -очистка опорных частей пролетных строений (замена опорных частей пролетных строений).
Ремонт пролётного строения:
• демонтаж железобетонных тротуарных блоков;
• устройство консольных участков балок пролетного строения устройство новых монолитных участков из бетона;
• пескоструйная очистка металлического пролетного строения окраска видимых поверхностей пролетных строений защитным составом;
• устройство нового мостового полотна с исправлением профиля;
• замена деформационных швов;
• устройство нового металлического барьерного ограждения;
• устройство организованного водоотвода за счет продольного и поперечного уклонов проезжей части через водоотводные трубки с последующим сбросом в ЛОС.
Ремонт пролётного строения:
• демонтаж железобетонных тротуарных блоков;
• устройство консольных участков балок пролетного строения устройство новых монолитных участков из бетона;
• пескоструйная очистка металлического пролетного строения окраска видимых поверхностей пролетных строений защитным составом;
• устройство нового мостового полотна с исправлением профиля;
• замена деформационных швов;
• устройство нового металлического барьерного ограждения;
• устройство организованного водоотвода за счет продольного и поперечного уклонов проезжей части через водоотводные трубки с последующим сбросом в ЛОС.
Ремонт сопряжения:
• устройство новых монолитных переходных плит длиной 4м;
• устройство новой дорожной одежды на сопряжении;
устройство нового металлического барьерного ограждения.
Таким образом мост через реку Янис может служить наглядной иллюстрацией степени износа мостов, построенных в начале 90-х на севере России.
Список литературы
1. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
2. СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* (с Изменением N 1)
3. Дергунов, С. Инженерные сооружения в транспортном строительстве : учебное пособие / С. Дергунов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 184 с. ;
4. Чередниченко, Т.Ф. Технологическое проектирование процессов устройства земляных сооружений : учебное пособие / Т.Ф. Чередниченко, В.Д. Тухарели ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. - Волгоград : Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. - 86 с. : ил., табл., схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-98276-737-0;