С каждым годом в Российской Федерации острее становится проблема взаимодействия гражданского общества и государства, в лице его органов и должностных лиц. Данная проблема обусловлена тесным взаимодействием обоих элементов между собой. При демократическом политическом режиме представить государство без гражданского общества просто невозможно. В свою очередь и гражданское общество не может без государства существовать, ввиду постоянного взаимодействия и происходят некоторые конфликты и недопонимания. Автора работы заинтересовала проблема взаимодействия государства и гражданского общества в России. С помощью чего гражданское общество может влиять на государство и его политику?
Иногда случается такая ситуация, что отсутствует конструктивный диалог между властью и гражданским обществом. Низкая активность гражданского общества обусловлена тем, что зачастую нет четкого регулирования деятельности общественных организаций во взаимодействиях с властью. В настоящее время, в России существует огромное количество различных волонтерских движений, которые занимаются в основном социальными функциями, получая денежные средства из добровольных пожертвований в определенные фонды. Однако данные движения и организации никаким образом не могут влиять на политику государства. Даже некоторые митинги и собрания большого количества населения не всегда помогают в достижении конкретных целей. Некоторые требования государство удовлетворяет, некоторые нет. Такая политика весьма оправдана в современных реалиях, безусловно, что каждое требование государство не должно удовлетворять, во многом государство само определяет на что стоит обратить внимание, а что оставить без него. Получается, что у гражданского общества нет инструмента, с помощью которого оно бы всегда могло добиться тех целей, которые ставит перед собой. В свою очередь государство имеет рычаги давления на гражданское общество. В виду неравной позиции рассматриваемых субъектов, хочется выделить тот инструмент, с помощью которого гражданское общество все-таки сможет влиять на жизнь в государстве и решать свои цели и задачи.
Наиболее реальным способом воздействия гражданского общества на власть в Российской Федерации является политическая партия. «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» [2]. Из определения становится ясно, что государство закрепляет за политической партией особую роль – участие граждан в политической жизни. Именно политическая партия — это тот инструмент, с помощью которого гражданское общество и может влиять на жизнь в стране. Политическая партия – это особая организация, с особым статусом, это признается и государством. Но важно понимать, что огромное количество различных организаций не ведет к активному диалогу между гражданским обществом и государством. И только политическая партия является институтом, с помощью которого, можно претворять в жизнь те идеи, которые преследует тот или иной субъект в своей деятельности. Авакьян С.А. дает по этому поводу очень важный комментарий: «слишком широко распространяется категория «некоммерческие организации», с ее помощью смешались в «единую кучу» абсолютно различные по задачам общественные формирования. Начиная с 2006 г. около 60 раз принимались законы о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях». При этом общественные объединения как ключевая сила общества и общественной власти сведены к целям самовыражения групп граждан. Более того, они отнесены на второй план в общественной жизни, относительно каких-то публичных идей и акций приоритет отдан политическим партиям» [7, с. 247]. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 13 апреля 2017 года N 11-П отметил особую роль политических партий в системе взаимодействия гражданского общества и государства: «именно политические партии служат необходимым институтом представительной демократии, во многом обеспечивающим участие граждан в политической жизни страны, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы, что и предопределяет их легитимацию в качестве избирательных объединений, опосредующих осуществление избирательных прав граждан и наделенных, помимо прочего, правом выдвижения кандидатов (списков кандидатов) при проведении любых избирательных кампаний, в том числе выборов депутатов Государственной Думы» [5]. Безусловно, рассматривая вопрос взаимодействия государства и гражданского общества, автор работы приходит к закономерному выводу, что политическая партия это по сути наиболее реальный способ участия граждан в политической жизни страны. Государство поддерживает гражданское общество на примере политических партий. Всем известно, что были снижены процентные пороги для политических партий в Государственную Думу Российской Федерации. Государство дает четко понять тот факт, что оно готово поддерживать политические партии и активность граждан в политической жизни страны, но зачастую сами партии и отдельные граждане не пользуются этими благами, ввиду низкой гражданской активности. Автор работы не призывает всех вступать в политическую партию для достижения своих целей, автор лишь объясняет механизм взаимодействия и влияния гражданского общества на государство через такой инструмент, как политическая партия. Безусловно в России случается такая ситуация, что снижение процентного порога для партий в Государственную Думу Российской Федерации не гарантирует получение места в нижней палате российского Парламента, так как приоритет занимают ведущие партии, уже зарекомендовавшие себя у населения. Такая ситуация еще раз свидетельствует о том, что гражданское общество в современной России еще малоактивно, оно еще проходит период становления и развития. Иногда случаются случаи, когда государство в лице своих органов может отказать в регистрации политической партии по тем или иным основаниям, указанным в ст. 20 ФЗ «О политических партиях». Зачастую это связанно с неграмотностью лиц, которые создают политическую партию (например, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 1251-О в подтверждение данного тезиса). Подобные случаи подтверждают тот тезис, что гражданское общество еще не столь грамотно, оно развивается и движется в правильном направлении, государство в свою очередь помогает политическим партиям и гражданскому обществу в России. Роль государства в регистрации партий тоже весьма значима. Государство подобно фильтру может не зарегистрировать ту или иную партию. Если партия носит явно антигосударственный характер, то зачем такую партию регистрировать? Именно поэтому государство и гражданское общество это два элемента, тесно связанных между собой, оказывающих влияние друг на друга и преследующие одну цель – благосостояние общества и государства.
Выводы, к которым приходит автор работы, следующие:
- Гражданское общество и государство в лице его органов и должностных лиц, два элемента одной системы;
- Политическая партия – это наиболее реальный способ, с помощью которого гражданское общество может воздействовать на политику государства;
- Гражданское общество в России пользуется поддержкой государства и защищается им, но ввиду незрелости еще не может быть на равных с государством.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации : К 20-летию принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. Алфавитно-предметный указатель / под. ред. С.В. Степашина. – Москва : Статут, 2013. – 160 с.
2. О политических партиях : Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №29. – ст. 2950.
3. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №3. – ст. 145.
4. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №21. – ст. 1930.
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года №11-П. – Электрон. дан. – Доступ из СПС Консультант. – (дата обращ. 27.12.2018).
6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №1251-О. – Электрон. дан. – Доступ из СПС Консультант. – (дата обращ. 27.12.2018).
7. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти : закономерности и отклонения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 10. – С 247.