Финансовые ресурсы, направляемые на выполнение задач и функций государства, образуют особую группу расходов, реализуемых различными субъектами при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности. За счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ реализуется масса функций государства и его территорий по управлению обществом и обеспечению их жизнедеятельности. Денежные средства, направляемые на решение задач в области обороны, правоохранительной деятельности, управления, экономической и социальной политики обычно называют бюджетными расходами или расходами бюджета [2].
Согласно Бюджетному Кодексу РФ (ст.6), «расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета».
Для всех бюджетов бюджетной системы существуют единые разделы и подразделы классификации расходов бюджетов. Таковыми являются: общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура, кинематография, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации [1].
Целью настоящего исследования является анализ расходов бюджета Республики Карелия за 2015-2017 гг. и плановый период 2018 г.
Начнем анализ с рассмотрения расходов бюджета Республики Карелия в разрезе бюджетной классификации.
Таблица 1
Динамика расходов бюджета Республики Карелия в разрезе бюджетной классификации в 2015-2017 гг., и плановом 2018 году (тыс. руб.)
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2018/2017, в % | |
Расходы | 31 356 669,40 | 34 508 364,90 | 37893146,1 | 33062159,8 | -12,75 |
в т.ч. | |||||
Общегосударственные вопросы | 939 814,90 | 1 006 550,70 | 1208227 | 1150596,8 | -4,8 |
Национальная оборона | 12 932,30 | 12 531,80 | 12589,7 | 13669 | 8,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 599 915,70 | 647 245,60 | 623820,7 | 629805,2 | 1,0 |
Национальная экономика | 3 778 747,60 | 5 631 732,30 | 5770977,8 | 4885997,4 | -15,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1 318 556,00 | 3 238 984,60 | 4449735,3 | 1727468,8 | -61,2 |
Охрана окружающей среды | 19 453,20 | 28 678,00 | 14091,7 | 11970,5 | -15,1 |
Образование | 7 146 437,80 | 6 849 442,70 | 7625197,2 | 7097830,1 | -6,9 |
Культура, кинематография | 809 573,30 | 537 602,50 | 573472,6 | 723856,7 | 26,2 |
Здравоохранение | 7 185 190,40 | 6 066 454,50 | 2747238,7 | 1677128,1 | -39,0 |
Социальная политика | 7 535 695,90 | 8 185 744,70 | 12440139,7 | 12662544,4 | 1,8 |
Физическая культура и спорт | 199 873,00 | 232 263,30 | 222275,7 | 220390,6 | -0,8 |
Средства массовой информации | 65 108,00 | 61 253,00 | 63467,2 | 79761 | 25,7 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 1 118 641,70 | 1 218 335,20 | 1334123,6 | 1394677,2 | 4,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 626 729,60 | 791 546,00 | 807789,2 | 786464 | -2,6 |
Источник: составлено автором по данным сводной бюджетной росписи от 19 октября 2017 года
С 2015 по 2017 год расходы по таким статьям как общегосударственные вопросы, национальная экономика, ЖКХ, социальная политика, обслуживание государственного и муниципального долга, МБТ имели четкую тенденцию к увеличению. Объемы расходов по остальным направлениям скачкообразно менялись за указанный период, то уменьшаясь, то увеличиваясь, а именно: в 2017 по сравнению с 2016 наблюдался прирост расходов на национальную оборону, образование, культуру и кинематографию, СМИ, а на такие направления как национальная безопасность и правоохранительная деятельность, охрана окружающей среды, здравоохранение, физкультура и спорт объемы расходов снизились.
Сравнивая плановые показатели на 2018 год с показателями 2017 года, можно заметить, что в планах в большей степени предполагается повысить объемы расходов на культуру, кинематографию (на 26,2%), СМИ (на 25,7%). Возможно, это связано с тем, что 2018 год объявлен Годом театра в России. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, культуре, в частности театру, нужно уделять достаточное внимание, отмечают власти страны, так как театральная деятельность выполняет в жизни общества важную роль – формирует взгляды на жизнь, помогает принимать решения и просто восполняет потребность человека в прекрасном. Однако, по словам главы Минкультуры, финансирование театральной деятельности недостаточное [4]. Следовательно, это может являться причиной повышения расходной части бюджета, в частности бюджета Республики Карелия, в этой сфере.
Также запланировано увеличение расходов на национальную оборону (на 8,6%), обслуживание государственного и муниципального долга (на 4,5%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1%), социальную политику (на 1,8%).
По остальным направлениям расходов запланировано уменьшение объёмов средств. Наибольшее снижение зафиксировано по направлениям ЖКХ (-61,2%), здравоохранение (-39%).
В целом, в 2018 году по сравнению с 2017 годом запланировано снижение расходов на 12,75%, что, возможно, поспособствует снижению дефицита бюджета.
Рассмотрим структуру расходов бюджета в разрезе бюджетной классификации за указанный период.
Таблица 2
Структура расходов бюджета Республики Карелия в разрезе бюджетной классификации за 2015-2017 гг. и плановый период 2018 г. (в %)
2015 | 2016 | 2017 | *2018 | |
Расходы | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
в т.ч. | ||||
Общегосударственные вопросы | 3,00 | 2,92 | 3,19 | 3,48 |
Национальная оборона | 0,04 | 0,04 | 0,03 | 0,04 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1,91 | 1,88 | 1,65 | 1,90 |
Национальная экономика | 12,05 | 16,32 | 15,23 | 14,78 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 4,21 | 9,39 | 11,74 | 5,22 |
Охрана окружающей среды | 0,06 | 0,08 | 0,04 | 0,04 |
Образование | 22,79 | 19,85 | 20,12 | 21,47 |
Культура, кинематография | 2,58 | 1,56 | 1,51 | 2,19 |
Здравоохранение | 22,91 | 17,58 | 7,25 | 5,07 |
Социальная политика | 24,03 | 23,72 | 32,83 | 38,30 |
Физическая культура и спорт | 0,64 | 0,67 | 0,59 | 0,67 |
Средства массовой информации | 0,21 | 0,18 | 0,17 | 0,24 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 3,57 | 3,53 | 3,52 | 4,22 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 2,00 | 2,29 | 2,13 | 2,38 |
Источник: рассчитано автором по данным сводной бюджетной росписи от 19 октября 2017 года
Анализируя структуру расходов, можно сказать, что наибольший удельный вес с 2015 по 2017 гг. занимали такие направления как социальная политика (около 1/3 в общем объеме), образование, здравоохранение (около ¼ всех расходов). Это свидетельствует о значимости данных направлений в регионе, связанных с защитой и развитием населения. Однако, можно заметить, что доля здравоохранения резко снизилась в 2017 году и составила менее 10% в общем объеме.
Расходы на национальную экономику варьировались в пределах от 12% до 16,3 %. По остальным направлениям доля в общем объеме не превышала 5%.
В 2018 году запланировано увеличить долю расходов на социальную политику (до 38,3%), на образование (до 21,5%) и некоторые другие направления. Снижение доли в плановом периоде наблюдается на ЖКХ (с 11,74% до 5,22%), здравоохранение (до 5,07%), национальную экономику (до 14,78%).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В 2018 году запланировало наибольшее увеличение по таким статьям расходов как культура, кинематография (на 26,2%), СМИ (на 25,7%). Возможно, это связано с тем, что следующий год объявлен Годом культуры, следовательно, необходимо увеличить расходы на финансирование данной сферы. Также увеличатся расходы на национальную оборону (на 8,6%), обслуживание государственного и муниципального долга (на 4,5%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1%), социальную политику (на 1,8%).
2. Наибольшее снижение объемов расходов зафиксировано по направлениям ЖКХ (-61,2%), здравоохранение (-39%).
3. В структуре расходов преобладают такие направления как социальная политика (около 1/3 в общем объеме), образование, здравоохранение (около ¼ всех расходов). При этом, их доля в 2018 году увеличится до 38,3% и до 21,5% соответственно, а доля здравоохранения снизится до 5,07%.
4. В целом, в 2018 году по сравнению с 2017 годом запланировано снижение расходов на 12,75%. Возможно, это является следствием того, что согласно данным Министерства финансов Карелии, в 2018 году планируется соблюдение равенства доходов и расходов, то есть бюджет будет сбалансированным [3].
Список литературы
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // КонсультантПлюс-надежная правовая поддержка [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Электрон. дан. – Москва. – URL: http://www.consultant.ru/. – Яз. рус. – (07.12.2017).
2. Землянская Н.И. О понятии «расходы бюджета» [Электронный ресурс] / Н. И. Землянская. – Элктрон. ст. – Россия, 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-rashody-byudzheta, свободный. – Яз. рус. – (07.12.2017).
3.Карелия Официальная [Электронный ресурс] / Администрация Главы Республики Карелия. - Электрон. дан. – Республика Карелия, cop.2016 – URL: http://gov.karelia.ru/gov/News/2017/08/0803_21.html/, свободный. – Яз. рус. – (07.12.2017).
4. Музыкальное обозрение [Электронный ресурс] / Газета "Музыкальное обозрение". - Электрон. дан. – Россия, 2016 – URL: http://muzobozrenie.ru/2018-god-teatra-v-rossii/, свободный. – Яз. рус. – (07.12.2017).