№ 3 (7). С. 17.

Политические науки и регионоведение

2017

Научная статья

УДК 327.3

pdf-версия статьи

Смирнова
Александра Александровна

аспирантура, ПетрГУ
(185910, Россия, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр. Ленина, 33),
alexandrasmirnova11@gmail.com

Проблематика мира и разрешения конфликтов в системе образования и работе с молодежью в Финляндии

Статья поступила: 13.12.2017;
Принята к публикации: 13.12.2017;
Аннотация. В современный период проблемы разрешения конфликтов, обеспечения мира и улучшения жизни общества не теряют своей актуальности. В связи с этим представляет интерес изучение этих направлений в образовании и работе с молодежью. На основе анализа официальных документов, научных и информационных источников рассматриваются тенденции развития миротворческого образования и обучения молодых людей работе с конфликтами в Финляндии. Особое внимание уделяется трактовке современного миротворческого образования, трансформациям понимания его роли в воспитании личности в финском контексте, рассматриваются программы обучения молодежи конструктивному общению и разрешению конфликтов. Отмечаются следующие особенности финляндского подхода: связь миротворческого образования с глобальным воспитанием и проблематикой прав человека; концентрация не только на межличностных и межгрупповых отношениях, но и на разрешении международных проблем; связывание навыков разрешения конфликта с социальным капиталом, развитием гражданского общества и международным «брендом» Финляндии; активность общественных организаций в продвижении миротворческого образования. Качества, формируемые в рамках миротворческого образования, актуальны в условиях информационного общества.
Ключевые слова: Финляндия; образование в духе мира; миротворческое образование; школьная медиация; разрешение конфликтов; молодежь; дни Ахтисаари

Для цитирования: Смирнова А. А. Проблематика мира и разрешения конфликтов в системе образования и работе с молодежью в Финляндии // StudArctic forum. № 3 (7), 2017. С. 17.

Введение

В условиях трансформации системы международных отношений и процесса глобализации проблематика насилия, мира и трансформации конфликтов сохраняет свою актуальность.  Положительные изменения невозможны без эффективной работы с детьми и молодежью. В центре внимания данной статьи находится система миротворческого образования Финляндии – государства, известного усилиями по кризисному регулированию на международной арене и продвижением медиации в общественной жизни. Основные тенденции развития финляндского миротворческого образования рассматриваются на основе анализа официальных документов, литературных и информационных источников.

На сегодняшний день проблематика медиации пользуется популярностью среди отечественных исследователей в связи с ее внедрением в работу общественных институтов (включая школы), однако того же нельзя сказать об изучении образования в духе мира. Существенным исключением является изучение полиэтнического образования и его аспектов (см., напр.,[1] или [3]).

Одним из вызовов в развитии этого направления является то, что у международного термина “peace education” в русском языке нет общепринятого перевода. М. Х. Дзейтова в своей статье, посвященной этой проблеме, замечает, что в научной литературе чаще всего употребляется термин «воспитание в духе мира», а также используются такие термины как «педагогика мира», «миротворческое воспитание», «международное, глобальное воспитание» [2]. В отечественных исследованиях она предлагает использовать термин «миротворческое образование» и определяет его как «процесс целенаправленного обучения и воспитания, целью которого является формирование толерантной, миролюбивой личности, обладающей знаниями о других культурах и народах, умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами и навыками ненасильственного, конструктивного общения» [2].

 И. Харрис дал следующее определение: «Образование в духе мира – это процесс информирования людей об угрозах насилия и стратегиях построения мира. Образование в духе мира способствует пониманию способов трансформации культуры насилия в культуру мира» [26, 5].

В данной статье используются два наиболее распространенных варианта перевода «peace education» как «образование в духе мира» или «миротворческое образование», в данном исследовании они также являются взаимозаменяемыми.

Еще одним важным вызовом является то, что образовательные программы  в духе мира – широкое понятие, поскольку на сегодняшний день они осуществляются в различных странах и понимаются по-разному. Г. Саломон выделил три социально-политических контекста реализации программ миротворческого образования:

-        Контекст действующих межэтнических конфликтов (напр., Косово, Шри Ланка);

-        Контекст ненасильственных межгрупповых трений на базе таких проблем как иммиграция (напр., Франция);

-        Контекст относительного умиротворения (напр., североевропейские страны)  [26, 3].

Несмотря на то, что данное деление относительно, Г. Саломон указывает, что в зависимости от контекста разнятся цели, методы и результаты миротворческого образования.

И. Харрис также отмечает, что условия оказывают влияние на формирование содержания миротворческого образования. Так, в Японии большое внимание уделяется антиядерной проблематике, в странах «глобального Юга» на первом месте находятся проблемы социальной и экономической справедливости, индийские педагоги продвигают учения М. Ганди, а скандинавское миротворческое образование фокусируется на проблемах стран третьего мира и правах человека [15, с.15].

Содержание образования в духе мира также изменялось с течением времени. Современное движение за образование в духе мира началось в XIX веке, а первые педагоги, продвигающие идеи мира, стали преподавать в первой половине ХХ века. И. Харрис обозначил пять периодов образования в духе мира, которые характеризовались следующими нововведениями: (1) 1912 г. – проблематика интернационализма в образовании; (2) 1948 г. – внедрение образования на основе прав человека; (3) 1960-е гг. – проблематика  развития; (4) 1980-е – интеграция экологических аспектов; (5) начало 21 века – распространение обучения, способствующего разрешению конфликтов [16].

Распространению образования в духе мира способствовала деятельность ООН по популяризации «культуры мира». В 1998 г. Генеральная ассамблея призвала к поощрению культуры мира на основе принципов, воплощенных в Уставе ООН и «на основе уважения прав человека, демократии и терпимости, содействия развитию, воспитания в духе мира, свободного потока информации и более широкого участия женщин в качестве комплексного подхода в целях предотвращения насилия и конфликтов, а также усилий, направленных на создание условий мира и его укрепления» [4]. Таким образом, было заявлено, что культура мира требует от граждан миротворческого образования.

Учреждением ООН, ответственным за продвижение образования в духе мира является ЮНЕСКО. Образование в духе мира в данной организации определяются как «обучение, развитие навыков и информирование, направленные на распространение культуры мира, основанной на правах человека» [29]. Помимо знаний о культуре мира, это образование нацелено на навыки анализа и предотвращения потенциальных конфликтов. Базовыми элементами миротворческого образования ЮНЕСКО признает уважение к себе и другим, а также навыки коммуникации, сотрудничества и грамотного поведения в конфликтах [29].

Таким образом, проблематика образования в духе мира расширялась на протяжении ХХ века. Если в начале педагогов и исследователей интересовали вопросы интернационализма, войны и мира, то в последующие десятилетия эта проблематика развивалась благодаря вкладу других дисциплин (политэкономия, экология, право, психология), было расширено понятие насилия. Можно согласиться с И. Харрисом в том, что последние нововведения направлены на развитие навыков, важных для жизни в информационном обществе [15, 16]: это коммуникация, эмпатия, понимание динамики конфликтов, межкультурная грамотность и критическое мышление.

В то же время, следует заметить, что миротворческое образование по сей день сталкивается в разных странах с препятствиями политического и социального характера, а критика во многом связана с трактовкой понятия «мир». Как отмечает И. Харрис, в большинстве стран первостепенную роль в миротворческом образовании по-прежнему играют не школы, а общественные организации и движения [15, 19].

Первая часть статьи посвящена особенностям развития образования в духе мира в Финляндии, а во второй половине рассматриваются современные финские подходы к обучению молодежи медиации и разрешению конфликтов.

Особенности образования в духе мира в Финляндии

В Финляндии образование в духе мира всегда было тесно связано с другими междисциплинарными областями, такими как образование в духе международного взаимопонимания, образование в области прав человека, поликультурное образование и глобальное воспитание (global education).

Большую роль в трактовке этих терминов сыграла Рекомендация ЮНЕСКО о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (1974 г.) [6]. Исходя из трактовки Рекомендации, общим, «зонтичным термином» для обозначения всех указанных выше дисциплин стало именно воспитание в духе международного взаимопонимания.

В разделе «Изучение основных проблем человечества» миротворческому образованию отводятся следующие предметы изучения: «сохранение мира; различные типы войн, их причины и последствия; разоружение; недопущение использования науки и техники в военных целях и использование их в целях мира и прогресса; характер и последствия экономических, культурных, правовых и политических отношений между странами и значение международного права для этих отношений, особенно для сохранения мира» [6].

Пожалуй, пик популярности концепции образования в духе мира в Финляндии пришелся на период 1970–80-х гг. Помимо Рекомендации ЮНЕСКО этому способствовали обстановка холодной войны, а также «Дух Хельсинки» после конференции СБСЕ в 1975 году. Так, после подписания Заключительного акта, текст Хельсинкской декларации был разослан по финским школам. В тексте содержались такие понятия как уважение прав человека, мирное урегулирование споров, сотрудничество государств и невмешательство.

 Популярность воспитания в духе международного взаимопонимания и миротворческого образования совпала с началом «моды» на междисциплинарность и групповую работу школьников. В этот период образованию в духе мира способствовала финская Ассоциация содействия ООН, работа которой была направлена на углубление знаний учителей о мире.

Наконец, можно отметить влияние внешней и внутренней политики на развитие миротворческого мышления в Финляндии. Один из основателей мирных исследований Й. Галтунг высказался об этом аспекте следующим образом: «Похоже, что из своего болезненного коллективного опыта Финляндия сделала выводы и превратила эту шоковую ситуацию в позитивную практику, в  эффективную систему обеспечения мира. Нейтралитет – базовый аспект соседства с крупной державой, как и политика воздержания от провокаций и политика активного миротворчества» [12, 284]. В 1980-е гг. на образование в духе мира повлияла проблематика ядерного разоружения, которая была первостепенной для движения за мир.

Проблематика мира вошла и в государственные образовательные нормы. В Законе о базовом образовании 1983 года в качестве одной из образовательных задач указывается воспитание «миролюбивых людей» (rauhantahtoiseksi ihmiseksi). Там же указывалось, что образование и школьная деятельность должны, в том числе, способствовать развитию «навыков международного сотрудничества и продвижения мира» (раздел 2) [24]. В 1985 году в финской национальной образовательной программе важным этическим аспектом школьного образования было признано воспитание интернационализма, частью которого являлись ценности мирного урегулирования [21].

Развитию деятельности института также способствовало то, что 1986 год  был провозглашен международным «годом мира» ООН. В 1981 году была учреждена премия ЮНЕСКО за воспитание в духе мира, первым обладателем которой стала Хелена Кекконен. Были отмечены ее достижения в области дополнительного образования, а также международные образовательные проекты («ежегодная встреча в Финляндии» для работников дополнительного образования, в которых участвовали и советские педагоги). В 1986 году Кекконен стала генеральным  секретарем Финского института образования в духе мира и занималась популяризацией среди молодежи идеи мира и международной солидарности.

В 1980-е годы продвижением образования в духе мира занимались как сотрудники  Института исследований проблем мира в Тампере, так и общественные организации. Согласно О. Бьерстедту (цит. по [21]), материалы об образовании в духе мира публиковали Финский красный крест, ЮНИСЕФ, Финская ассоциация содействия ООН и Комиссия по делам ЮНЕСКО Финляндии.

Основной организацией Финляндии, отвечающей за развитие образования в духе мира, является Институт образования в духе мира (Rauhankasvatus instituutti), основанный в 1981 году. На сегодняшний день этот институт является единственной в Финляндии организацией, специализирующейся исключительно на миротворческом образовании. С самого основания института его задачами были методическая помощь учителям в вопросах образования в духе мира, проведение тренингов, организация стажировок и публикация образовательных материалов. Деятельность института также включает международные проекты в таких странах как ЮАР, Нигерия, Сомали и Намибия.

После окончания холодной войны на смену концепции международного мира пришла проблематика решения глобальных проблем. В Законе о базовом образовании 1998 года формулировка «стремление к миру» была заменена на более общую задачу «развития социально ответственной позиции» (раздел 2) [8].

Под влиянием изменений в системе международных отношений видение миротворческого образования расширилось и вобрало в себя новые направления. Деятельность финского Института образования в духе мира стала включать проблематику глобализации, защиты беженцев, охраны окружающей среды, защиты прав женщин, развития толерантности и другие вопросы. В 2000-е годы в сферу деятельности института были включены проблемы терроризма и мультикультурализма. С. Ахонен и А. Вирта замечают, что в деятельности института представлены не все аспекты насилия. Так на сайте организации нет информации о некоторых исторических событиях (таких как гражданская война 1918 г.), а также о проблеме насилия в школах, в том числе с использованием огнестрельного оружия [21].

В 1990-е годы Институт образования в духе мира столкнулся с экономическими трудностями из-за сокращения государственного финансирования, поэтому в некоторые периоды работу осуществляли волонтеры.

В 2008 году была создана финская Сеть образования в духе мира, в которую вошли Союз мира Финляндии (Rauhanliitto), Комитет защиты мира (Rauhanpuolustajat), Комитет ста в Финляндии, и Художники за мир. С сетью также сотрудничали Университет прикладных наук Диакония и Лютеранская церковь Финляндии. Целью сети было создание общей базы с образовательными материалами. На сегодняшний день эту функцию выполняет проект «Мировая школа» (Maailmankoulu), который направлен на методическую помощь школам в сфере образования в духе международной ответственности и мультикультурализма. Координацией проекта занимаются Институт образования в духе мира и общественные организации. Филиалы «Мировой школы» действуют в г. Турку, Хельсинки, Оулу, Коккола, Тампере и Йоэнсуу. На сайте проекта указано, что программа интегрирована в образовательную систему 6 муниципалитетов, а на портале «www.maailmankoulu.fi» регистрируется  20 000 посещений в год. На сегодняшний день предпринимаются попытки по интеграции данной программы в сферу работы с молодежью и других финских организаций и институтов. Программу спонсирует министерство иностранных дел.

В стандарте базового образования (Perusopetuksen opetussuunnitelman perusteet) 2014 года представлена проблематика мира. «Мир» включен в число поддерживаемых ценностей наряду с гуманизмом, стремлением к правде, справедливостью и равенством (раздел «Гуманизм, образование, равенство и демократия»). Он также является одним из предметов, рекомендуемых к изучению, наряду с устойчивым развитием, демократией, равенством и правами человека (раздел «Равенство, влияние и построение устойчивого мира») [23].

Современное разнообразие направлений деятельности Института образования в духе мира, свидетельствует о широкой трактовке миротворческого образования. На сайте института указано, что «образование в духе мира призывает людей размышлять о вопросах достоинства и справедливости. Оно продвигает участие в общественной жизни и активную гражданскую позицию…  развитие мышления, обучения и совместной работы с помощью методов активного участия и сотрудничества» [20].

Согласно Институту образования в духе мира, миротворческое образование реализуется в школах, при работе с молодежью, в деятельности общественных организаций и во время досуга [20]. Часто поводами для обсуждения проблем мира являются празднование Дня ООН, Дня прав человека, Дня Ахтисаари, а также объявление о присуждении Нобелевской премии мира.

Пытаясь оценить прогресс миротворческого образования в Финляндии, У. Веса пишет о противоречивых тенденциях. С одной стороны, прогресс виден в сфере преподавания истории и географии, поскольку авторы учебников стремятся отражать другие культуры, страны и регионы с большей точностью и сбалансированностью, чем ранее. На это, в частности, были направлены международные проекты по сравнению и корректированию школьных учебников. При этом наибольшего успеха в этих проектах добились североевропейские страны. С другой стороны, можно говорить и о регрессе некоторых направлений миротворческого образования. К примеру, после окончания холодной войны практически полностью исчезло преподавание проблем разоружения.

Размышляя об эффективности современного образования в духе мира, У. Веса отмечает космополитизм, большое количество иностранных контактов и хорошее знание языков в среде молодежи. В то же время, он указывает и на негативные тенденции, такие как шовинизм, национализм и агрессивное поведение [9].

Как и во многих других странах, на сегодняшний день финское образование в духе мира переместило внимание на проблематику межличностных отношений, его важной задачей стало предотвращение насилия и травли в школе [21].

Подводя итог, следует отметить, что пик популярности концепции миротворческого образования пришелся на период 1980-х гг. Этому способствовали деятельность ООН, поддержка Национального совета по образованию и включение этой проблематики в образовательные нормы, а также деятельность отдельных активистов и общественных организаций. На сегодняшний день миротворческое образование трактуется широко и является частью глобального воспитания. При этом построение мира остается важной составляющей образовательных ценностей Финляндии.

Проблематика ненасильственного разрешения конфликтов в образовании и молодежной политике

Обучение навыкам анализа и урегулирования конфликта является составляющей образования в духе мира. Данный раздел посвящен специфике финского подхода к разрешению конфликтов, и его отражению в работе с молодежью. Одной из современных тенденций молодежной политики североевропейских государств остается идея активации молодежи не только  в экономической сфере, направленной на борьбу с безработицей, но и в области политики и общественной жизни.

Следует заметить, что обучение молодых людей ненасильственному разрешению конфликтов соответствует приоритетам молодежной политики Финляндии. В Законе о молодежи 2006 года среди задач перечислены такие элементы как развитие активной гражданской позиции, независимости и расширение прав молодежи. Среди ценностей указаны равенство и справедливость, солидарность, мультикультурализм, интернационализм и уважение к жизни (раздел 1) [18]. Современный закон о молодежи, принятый в 2016 году, также акцентирует внимание на молодёжном участии и влиянии на общественную жизнь, развитии независимости и чувства общности. В качестве основных положений провозглашены солидарность и интернационализм, устойчивое развитие и многодисциплинарное сотрудничество (раздел 2) [19]. Похожий подход свойственен и образовательной системе: в Законе о базовом образовании (граждан в возрасте 7–16 лет) указывается, что целью образования является  развитие человеческих качеств и развитие ответственного с этической точки зрения участия гражданина в жизни общества (раздел 2) [8].

Работа с молодежью и развитие ее активности часто делегируется общественным организациям. Институт образования в духе мира организует для работников по делам молодежи тренинги по продвижению равенства и диалога, а также по противодействию дискриминации и риторике ненависти. Институт также организует тренинги и мероприятия для молодежи. Одним из ярких примеров является «Школа мира» (Rauhankoulu), которую Институт организует совместно с Союзом мира Финляндии. Школа предоставляет тренинги, обучающие школьников и молодых людей анализу проблем насилия и мира, прав человека, глобального развития и международной  ответственности. Во время занятий используются драматические методы, ролевые игры и групповые обсуждения, которые направлены на развитие навыков диалога и ненасильственного урегулирования конфликтов, а также критического мышления, эмпатии и уважения к представителям других культур. Тренинги проводятся в г. Турку, Тампере, Вааса и Хельсинки. В 2015 году в Школе мира приняли участие 1040 учеников из 47 классов. Школа мира также проводит тренинги для учителей и молодежных лидеров. Деятельность школы спонсирует министерство иностранных дел.

Институт образования в духе мира также содействует молодежной политике, организуя волонтерскую работу и стажировки молодых людей в иностранных общественных организациях-партнерах.

В сфере предотвращения конфликтов среди финской молодежи наибольшее распространение получила медиация. В Финляндии деятельность по внедрению в школы обучения медиации развивается с 2000 года. Изначально этим занимался Финский Красный крест, однако с 2005 года задача развития этого направления была передана Форуму медиации Финляндии. Данная организация была создана в 2003 году для развития практики медиации в разных сферах жизни, таких как восстановительное правосудие, третейский суд, работа в местном сообществе, межличностные и международные отношения. Разработчики программы предполагают, что развитие медиации в школах будет способствовать положительным изменениям в финском обществе, но для этого необходимо создание «действенной культуры медиации» [11].

Форум медиации Финляндии работает со школами и другими учебными заведениями в рамках  Национальной программы школьной медиации (Verso). Программа изначально получала финансирование от министерства образования, а с 2008 года в качестве спонсора выступали агентства, работающие под эгидой министерства социального обеспечения и здравоохранения.

Программа направлена на развитие навыков посредничества в конфликтах среди сверстников.  В целевую аудиторию также входят преподаватели и администрация. Программа распространяется на общеобразовательные школы, а также профессиональные училища. Для работы с дошкольными учреждениями была разработана  программа «MiniVerso». На ее основе детей в возрасте 4―6 лет учат общаться, учитывать интересы других, а также понимать и выражать свои эмоции.

Директор «Verso» М. Геллин подчеркивает, что в ее программе работа с конфликтом выступает в качестве обучающей ситуации, в рамках которой мнению и интересам детей уделяется большое внимание. Она отмечает, что развитие культуры посредничества в школах может привести к тому, что в будущем молодые люди будут активнее пользоваться услугами медиаторов и третейских судов [13]. Школьная медиация направлена не только на урегулирование конкретного конфликта, но и на профилактику негативного поведения.  М. Геллин также указывает, что медиация может быть успешной в предотвращении травли на ранних стадиях, поскольку сверстники быстрее реагируют на признаки изменений в общении. По мнению директора программы, медиация препятствует маргинализации учащихся и исключению их из учебных заведений, и тем самым экономит финансовые ресурсы образовательных учреждений [14].

Исследование практики медиации, проведенное в 2008 году М. Геллин на базе 30 финских школ, показало преимущественно положительные оценки влияния медиации на ситуацию в школах. В опросе школьники указали, что практика посредничества в конфликтах формирует следующие навыки и качества:

- социальные навыки и компетенции в ситуациях социального взаимодействия;

- эмпатия, умение вникать в ситуацию и понимать взгляды конфликтующих сторон;

- ответственность за свое поведение;

- личностные качества – честность, терпение, умение мыслить, умение помочь;

- активная гражданская позиция, умение вносить вклад в общественную жизнь [14].

Важной составляющей программы школьной медиации является мониторинг. Согласно статистике форума медиации Финляндии, ежегодно финские школьники прибегают к медиации около 10 тысяч раз, около 95% случаев заканчиваются нахождением решения, которое соблюдается участниками.  На 2017 год программы медиации действовали в 700 школах и 1 100 детских садах, около 3 500 школьных сотрудников и 10 000 учащихся прошли обучение медиации, около 25 000 учащихся участвовали в успешном урегулировании конфликта [28].

Важной вехой в обучении молодежи работе с конфликтами стало празднование 10 ноября как «Дня Ахтисаари», которое началось в  2011 году. Праздник назван в честь бывшего президента Финляндии Мартти Ахтисаари, получившего в 2008 году Нобелевскую премию мира за свою тридцатилетнюю деятельность по урегулированию международных конфликтов.

Примечательно, что концепция дня Ахтисаари была сформулирована рабочей группой по созданию бренда Финляндии при министерстве иностранных дел. В 2011 году эту инициативу поддержали министерство образования и культуры, министерство иностранных дел, а также Национальный совет по образованию, которые призвали все школы принять участие. Следует заметить, что деятельность М. Ахтисаари и присуждение ему Нобелевской премии мира способствовало признанию медиации важной частью внешней политики и политики безопасности Финляндии. В 2010 году министерство иностранных дел Финляндии выпустило доклад «Медиация в целях мира – финляндское руководство» [22], а годом позже был принят План действий по медиации [7]. В предисловии к первому документу указывается, что «миссии по предотвращению конфликтов и регулированию гражданских кризисов – хороший пример финского товара-бестселлера, поскольку оно стало распространенной практикой постконфликтного  восстановления со стороны международных организаций. Более того, обучение гражданских и военных специалистов кризисному регулированию стало одним из национальных брендов» [22]. В 2010 году Финляндия совместно с Турцией организовали на базе ООН «Группу друзей мирного посредничества» (Group of Friends of Mediation), в которую вошли представители правительств и региональные организации.

День Ахтисаари направлен на продвижение медиации, профилактики и мирного разрешения конфликтов, которые провозглашаются сильной стороной финского общества. Основный упор делается на образование и воспитание у школьников таких качеств как терпение, коммуникабельность, рациональность, критическое мышление и способность занять нейтральную позицию для урегулирования спора.

К этому дню ежегодно приурочены тренинги и мероприятия для школьников и молодежи, научные семинары, в которых принимает участие М. Ахтисаари. Как правило, мероприятия длятся несколько дней. В день Ахтисаари школьникам-медиаторам вручаются награды за заслуги в области посредничества и разрешения конфликтов своих сверстников, лауреатов выбирают сами учащиеся [25].

В фокус праздника входят как вопросы решения бытовых, межличностных конфликтов, так и проблемы разрешения споров на международной арене. В 2011 году министр по делам сотрудничества в целях развития Х. Хаутала связала развитие навыков медиации с улучшением жизненных условий и увеличением стабильности в мире [27]. В 2012 году Институт исследований проблем мира в Тампере (TAPRI) учредил междисциплинарную магистерскую программу «Мир, медиация и конфликтология», в центре внимания которой находятся проблемы насилия, развития и мира на международной арене.

В настоящий период в праздновании принимают участие около 400 образовательных учреждений – детских садов, общеобразовательных школ и гимназий. Школы могут сами разрабатывать необходимые методики или воспользоваться материалами сайта дней Ахтисаари (http://ahtisaaripaiva.fi). Рекомендованные  упражнения (доступные на английском языке) созданы для старших классов, они делятся на блоки под названием «навыки переговоров»,  «навыки коммуникации и развитие эмпатии», «участие в общественной жизни», «мирное посредничество», «ролевая игра – разрешение конфликта» и «Финляндия и современные международные конфликты».  Ролевая игра, обучающая разрешению конфликта, включена в список 100 мировых образовательных инноваций финского проекта HundrED (https://hundred.org). Симуляция направлена на развитие умения понимать разные позиции и комплексно анализировать конфликт, а также на выработку навыков переговоров и разрешения конфликтов посредством диалога.

В современный период дни Ахтисаари проходят при поддержке министерства иностранных дел, а их организацией занимается фонд «Инициатива по преодолению кризисов» (CMI). Эта организация была основана М. Ахтисаари в 2000 году, ее основная цель – представление услуг по предотвращению и урегулированию конфликтов в разных частях света[1] с помощью посредничества и организации диалога. Обучение молодых людей навыкам ведения переговоров, таким образом, направлено на развитие политики посредничества в мирном урегулировании.

Еще одной важной современной тенденцией является интернационализация молодёжного участия в разрешении конфликтов и построении мира. Правительство Финляндии поддерживает реализацию резолюции Совета Безопасности ООН № 2250, посвященную особому вкладу молодежи в обеспечение мира и безопасности [5], принятую в 2015 году. Резолюция стала поводом для проведения международного исследования  влияния молодежных организаций на обеспечение мира и трансформацию институтов, препятствующих экономическому и политическому развитию обществ в разных частях мира [17].

Согласно сайту постоянной миссии Финляндии в ООН, представители этой страны входят в неформальное объединение «поборники молодежи» (Champions for youth), которое в том числе проводит консультации по поводу реализации резолюции. Указывается, что обеспечение образования и экономического развития будет препятствовать радикализации молодежи, а их рассмотрение в роли активных участников мирного процесса будет способствовать предотвращению конфликтов и установлению устойчивого мира [10].

Подводя итог, следует заметить, что особенностью финского подхода к проблематике урегулирования конфликтов среди молодых людей является связь этого направления с имиджем страны, о чем свидетельствуют «дни Ахтисаари». При этом развитие навыков анализа и ненасильственного разрешения конфликтов связывается с социальным капиталом Финляндии, процветанием и развитием гражданского общества. Еще одна особенность –  акцентирование внимания не только на навыках разрешения  межличностных и межгрупповых конфликтов, но и на важности поддержания мира на международной арене. Данный подход находит поддержку среди международной общественности (резолюция Совбеза ООН № 2250). В то же время организацию обучения разрешению конфликтов обеспечивают неправительственные организации, такие как Институт образования в духе мира, Форум медиации Финляндии и Инициатива по преодолению кризисов.

Обсуждение и заключение

В данной статье миротворческое образование было рассмотрено как сложное, неоднозначное понятие, содержание которого зависит от культурного, политического и временного контекста. Поскольку образовательные программы, содержащие в себе элементы мира и конфликтологии, осуществляются уже десятилетиями во многих странах мира, их эффективность заслуживает дальнейшего изучения.

Продвижению миротворческого образования в Финляндии способствовали деятельность ООН, общественные движения, влияние исследователей и педагогов, а также выбранный политический курс. Концепция образования в духе мира приобрела наибольшую популярность в 1980-е гг., основными институтами, занимающимися его продвижением среди учителей, стали Ассоциация содействия ООН и Институт образования в духе мира. Впоследствии содержание данного термина расширялось и приближалось к проблематике прав человека. В настоящий момент миротворческое образование неразрывно связано с глобальным воспитанием (или образованием в духе международной ответственности), поэтому не удивительно, что финский подход к обучению медиации и работе с конфликтами содержит мощный международный элемент.

При этом, можно отметить и вопросы деполитизации образования в духе мира: если в 1970–80-е гг. оно ассоциировалось с леворадикальными движениями, то современные изменения и популярность деятельности М. Ахтисаари способствуют большей умеренности движения за мир.

Одним из наиболее востребованных элементов образования в духе мира является обучение анализу и разрешению конфликтов. Данный навык связывается с индивидуальным воспитанием, развитием таких качеств как критическое мышление, навыки общения и сотрудничества, ответственность и активность. Развитие культуры медиации в Финляндии связывается с общественным прогрессом, развитием устойчивого гражданского общества, профилактики насилия и положительными изменениями на международной арене. Представляется, что осмысление возможностей миротворческого образования и обучение молодежи основам анализа и ненасильственного разрешения конфликтов особенно актуально в условиях информационного общества.

 

Статья подготовлена при выполнении проекта в рамках государственного задания Министерства образования и науки России 28.4306.2017/НМ «Исследование и информационно-аналитическое обеспечение процессов и мероприятий в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, образования, инноваций и молодежной политики Российской Федерации в северной и арктической зонах».


[1] На сайте организации (http://cmi.fi/) указывается, что основными регионами, в которых работает CMI, являются Ближний Восток и Северная Африка, Африка к югу от Сахары и Евразия.


Список литературы

1. Бирюкова А.С. Педагогические аспекты полиэтнической образовательной среды школы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. 2(2) C. 83-86.

2. Дзейтова М. Х. Проблемы терминологии в миротворческом образовании // [Электронный ресурс]. URL: http://jurnal.org/articles/2006/ped9.html, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

3. Кутбиддинова Р. А. Ермасова А. А. Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 174–179

4. Резолюция Генеральной Ассамблеи A/RES/53/25 [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/53/25, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

5. Резолюция Совета Безопасности S/RES/2250 (2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/2015/N1541309_RU.pdf , свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

6. Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод [Электронный ресурс]. URL: http://hrlibrary.umn.edu/instree/Ru3rceiv.html, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

7. Action Plan for Mediation / Ministry for Foreign Affairs of Finland [Электронный ресурс]. URL: http://formin.finland.fi/public/download.aspx?ID=88395&GUID={81F61C85-52AF-47D0-93DC-625299A5C4EC}, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

8. Basic Education Act 628/1998 [Электронный ресурс]. URL: https://www.fin oph.fi/en/laki/kaannokset/1998/en19980628.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

9. Education for Global Responsibility– Finnish Perspectives / Ministry of Education (2007) [Электронный ресурс]. URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/79403/opm31.pdf?sequence=1, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

10. Finland is actively part of the work on Youth, Peace and Securiy –resolution [Электронный ресурс]. URL: http://finlandun.org/public/default.aspx?contentid=366767&nodeid=35880&contentlan=2&culture=en-US , свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

11. Finnish Forum for Mediation [Электронный ресурс]. URL: http://sovittelu.com/pdf/Finnish_Forum_for_Mediation.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

12. Galtung J. Peace Education: Learning to Hate War, Love Peace and, and to Do Something About It // International Review of Education. 1983. 19 (3). P. 281–287

13. Gellin M. Case of Finland; Policies to Support Mediation and Mediation Training (2012) [Электронный ресурс]. URL: http://fra.europa.eu/sites/default/files/case_of_finland_m_gellin_nov_2012.pdf , свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

14. Gellin M. ”Even a child can mediate.” WHAT KIND OF LEARNING ARE RESTORATIVE PRACTICES IN SCHOOLS PRODUCING? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ssf-ffm.com/vertaissovittelu/pdf/Learning%20in%20mediation%20MGELLIN%202011.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

15. Harris I. History of Peace Education // Handbook on Peace Education / Ed. By G., Salomon Cairs E. London: Routledge, 2009. P. 11-21

16. Harris I. Peace Education Theory // Journal of Peace Education, 2004. 1(1), P. 5-20

17. Mapping a Sector: Bridging the Evidence Gap on Youth-Driven Peacebuilding: Findings of the Global Survey of Youth-LedOrganisations Working on Peace and Security [Электронный ресурс]. URL: http://unoy.org/wp-content/uploads/Mapping-a-Sector-Bridging-the-Evidence-Gap-on-Youth-Driven-Peacebuilding.pdf , свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

18. Nuorisolaki (27.1.2006/72) [Электронный ресурс]. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/kumotut/2006/20060072, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

19. Nuorisolaki (21.12.2016/1285) [Электронный ресурс]. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2016/20161285, свободный (Дата обращения - 12.12.2017)

20. On Peace Education / Rauhankasvatusinstituutti [Электронный ресурс]. URL: http://rauhankasvatus.fi/en/praceeduaction/, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

21. Peace Education: Today in The Context of Yesterday. Swedish, Lithuanian and Finnish perspectives [Электронный ресурс]. URL: http://www.cicea.eu/pdfs/research_grant_2009-2010_peace_education.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

22. Peace Mediation – Finland’s Guidelines [Электронный ресурс]. URL: http://formin.finland.fi/public/download.aspx?ID=59769&GUID={8CA2CDB5-BA89-4928-A7C4-E8094C3B757B}, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

23. Perusopetuksen Opetussuunnitelman Perusteet (2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www.oph.fi/download/163777_perusopetuksen_opetussuunnitelman_perusteet_2014.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

24. Peruskoululaki (Annettu Helsingissä 27 päivänä toukokuuta 1983) [Электронный ресурс]. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/1983/19830476, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

25. Poussa L. Growing peacebuilders in Finnish schools [Электронный ресурс]. URL: http://www.finland.org.eg/public/default.aspx?contentid=292073&culture=en-US, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

26. Salomon G., Cairs E. Peace Education: Setting the Scene // Handbook on Peace Education / Ed. By G., Salomon Cairs E. London: Routledge, 2009. P. 1–11

27. The national Ahtisaari Day celebrated for the second time schools [Электронный ресурс]. URL: http://formin.finland.fi/public/default.aspx?contentid=256928&contentlan=2&culture=en-US, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

28. The VERSO-programme in Finland Towards Restorative Learning Communities – Mediation in the field of Education / Finnish Forum for Mediation [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovittelu.com/vertaissovittelu/tiedostoarkisto/The%20School%20Mediation%20Programme%20in%20Finland%2011-2017.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

29. UNESCO’s Work on Education for Peace and Non-Violence building peace through education [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0016/001607/160787e.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).



Просмотров: 3282; Скачиваний: 1;