T. 10, № 2. С. 50–56.

Педагогические науки

2025

Научная статья

УДК 372.881.111.1

pdf-версия статьи

Калинина
Полина Николаевна

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
kalinina-44-44@mail.ru

Индивидуализация и персонализация обучения иностранным языкам с использованием искусственного интеллекта: проблемы и перспективы

Научный руководитель:
Шеманаева Мария Александровна
Рецензент:
Соколова Евгения Ивановна
Статья поступила: 05.06.2025;
Принята к публикации: 29.06.2025;
Размещена в сети: 29.06.2025.
Аннотация. Статья посвящена исследованию востребованности цифровых инструментов искусственного интеллекта среди студентов языковых направлений. На фоне активного внедрения ИИ в образование анализируется потенциал этих технологий для индивидуализации и персонализации изучения иностранных языков. Целью исследования являлось определение уровня цифровой грамотности и оценка готовности к применению искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется рекомендациям по развитию цифровых компетенций студентов и преподавателей.
Ключевые слова: искусственный интеллект, персонализация, индивидуализация, опрос, иностранный язык, образование, цифровая грамотность, субъектность

Для цитирования: Калинина П. Н. Индивидуализация и персонализация обучения иностранным языкам с использованием искусственного интеллекта: проблемы и перспективы // StudArctic forum. 2025. T. 10, № 2. С. 50–56.

 Современное общество сталкивается с новыми вызовами, связанными с активным внедрением технологий, в частности искусственного интеллекта, в повседневную жизнь и образовательный процесс. В Российской Федерации по Указу Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 реализуется Национальная стратегия развития искусственного интеллекта. В рамках этой стратегии проводятся мероприятия по увеличению числа людей, владеющих знаниями в области искусственного интеллекта, внедрению образовательных программ по повышению квалификации в области искусственного интеллекта, и т. д.1. Увеличение использования искусственного интеллекта для решения бытовых и учебных задач поднимает перед педагогическим сообществом важный вопрос: как эффективно интегрировать эти технологии в образовательный процесс и адаптировать их под индивидуальные потребности учащихся.

 Зарубежные страны также стараются законодательно урегулировать использование искусственного интеллекта в различных сферах жизни, в том числе в образовании. Например, в 2024 г. был принят Регламент Европейского союза об искусственном интеллекте (Artificial Intelligence Act). Этот закон направлен на создание общей нормативно-правовой базы для использования искусственного интеллекта. Его сфера действия охватывает все отрасли (кроме военной) и все виды искусственного интеллекта.

 Несмотря на динамичное развитие цифровых инструментов, концепция персонализированного обучения все еще остается в значительной степени теоретической и не реализуется на практике в широких масштабах. Предполагается, что искусственный интеллект предоставляет уникальные возможности для реализации индивидуализированного подхода в изучении иностранного языка, что может значительно повысить эффективность обучения. Целью данного исследования является выявление востребованности использования цифровых инструментов ИИ студентами языковых направлений подготовки ПетрГУ.

 В Российской Федерации тенденции к персонализированному обучению пока не получили широкого распространения, что подтверждается статистическими данными о публикациях на различных научных ресурсах в период с 2021 по 2025 гг. (рис. 1). Это свидетельствует о необходимости дальнейших исследований и разработок в данной области для интеграции современных технологий в образовательный процесс.

 

Рис. 1. Статистические данные о количестве научных публикаций с 2021 по 2025 гг.

 

Из этой же таблицы следует, что за пределами России тенденции использования термина «персонализация» укоренились гораздо сильнее.

К задачам исследования относятся:

  1. анализ востребованности и эффективности современных тенденций в области применения искусственного интеллекта в образовании;
  2. изучение различий между терминами «индивидуализация» и «персонализация»;
  3. проведение опроса среди студентов института иностранных языков для оценки востребованности ИИ-инструментов;
  4. выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся при использовании ИИ.

Методология исследования включает анализ научной литературы и нормативных документов, а также опрос студентов с последующей статистической обработкой данных.

* * * * *

Понятия «индивидуализация» и «персонализация» нередко воспринимаются как синонимы, однако на самом деле они обладают различной семантикой и трактовками в педагогике. Несмотря на это, многие исследователи и практики склонны отождествлять эти категории. В своей работе А.А. Хрулёва рассматривает индивидуализацию как технологический подход к обучению, предусматривающий адаптацию образовательного процесса к специфическим учебным потребностям каждого учащегося [Хрулёва: 365]. В то же время, Н.Л. Байдикова и Е.С. Давиденко определяют персонализацию как предоставление обучающимся возможности выбора условий и форм организации учебной деятельности [Байдикова: 211]. Таким образом, хотя данные подходы и находятся в тесной взаимосвязи, они представляют собой концептуально разные стратегии, отличающиеся по своей направленности и практическому воплощению.

Одной из ключевых проблем внедрения концепции персонализации в современную образовательную практику является формирование субъектности обучающегося. Согласно определению Л.В. Абдалиной, субъектность представляет собой способность учащегося выступать активным участником образовательного процесса, а не пассивным получателем информации [Абдалина: 5]. Также, по мнению Г.А. Цукерман и О.Л. Обуховой, формирование субъектности в процессе обучения создаёт у обучающихся новую способность – «умение учиться» [Цукерман: 135]. В этом контексте интеграция технологий искусственного интеллекта открывает новые возможности для развития и укрепления субъектности обучающихся, способствуя формированию у них навыков самостоятельного и осознанного участия в учебной деятельности.

Для эффективной реализации потенциала искусственного интеллекта в персонализации и индивидуализации обучения необходимо систематизировать несколько ключевых направлений. Во-первых, требуется подготовка педагогов нового поколения, владеющих технологиями ИИ и способных качественно интегрировать эти инструменты в образовательный процесс. В связи с этим программы подготовки в вузах должны включать практические курсы по использованию ИИ, при этом сохраняя и развивая когнитивные способности обучающихся. Кроме того, важным аспектом является формирование у студентов умения чётко формулировать запросы (промпты) и предоставление ясных инструкций по эффективному использованию искусственного интеллекта с учётом индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

М.В. Булыгина и Д.В. Боровских отмечают, что исследования в области внедрения ИИ в образование демонстрируют высокую эффективность, поскольку современные чат-боты обладают многофункциональностью и позволяют создавать большое количество разнообразных заданий и текстов для практики иностранного языка [Булыгина: 153].

С целью выявить востребованность цифровых инструментов ИИ у студентов языковых направлений ПетрГУ был составлен опросник, который включал следующие вопросы:

  1. Используете ли вы инструменты ИИ?
  2. Как часто вы пользуетесь ИИ?
  3. В каких сферах вы используете ИИ?
  4. Если вы используете ИИ в обучении или работе, то для чего именно?
  5. Какие сервисы/инструменты ИИ вы используете?
  6. Используете ли вы ИИ в изучении иностранного языка?
  7. Хотели бы вы научиться использовать инструменты ИИ для изучения иностранных языков?
  8. Какие трудности/проблемы вы испытываете при использовании ИИ для изучения иностранных языков?

Опросник был размещен на платформе Yandex Forms, а ссылка была разослана в группы студентов Института иностранных языков. В опросе приняли участие 69 обучающихся. Полученные результаты были проанализированы и представлены в процентном соотношении и графически. Результаты опроса продемонстрировали следующие тенденции. Все респонденты (то есть 100 %) отметили, что применяют технологии ИИ в своей деятельности. Из них 38 % используют ИИ ежедневно, 40 % — несколько раз в неделю, а оставшиеся 22 % — либо редко, либо лишь в крайних случаях (рис. 2). Наиболее распространённой сферой применения ИИ оказалось образование, которое указали 85,3 % участников опроса. В образовательном контексте ИИ преимущественно используется для поиска и анализа информации (82,4 %). Примечательно, что 25,7 % обучающихся задействуют ИИ в изучении иностранных языков. 

 

Рис. 2. Частотность использования искусственного интеллекта студентами Института иностранных языков ПетрГУ (в процентах) (здесь и далее составлено автором)

 

При этом 71,4 % студентов выразили желание активнее применять технологии ИИ в процессе изучения иностранных языков (рис. 3). Основными трудностями, с которыми сталкиваются пользователи при изучении иностранного языка с помощью ИИ, являются неспособность корректно формулировать промпты — 41,2 %, а также недостаточное понимание способов применения ИИ в учебной деятельности — 32,4 % (рис. 4):

 

 Рис. 3. Распределение респондентов по желанию использовать ИИ (в процентах)

 

Рис. 4. Трудности, с которыми сталкиваются студенты при использовании ИИ для изучения иностранного языка (в процентах)

 

Наиболее часто студенты предпочитают использовать такие инструменты искусственного интеллекта, как ChatGPT и DeepSeek. Вместе с тем, существует широкий спектр ресурсов, способствующих персонализации изучения иностранного языка. К примеру, нейросеть Gliglish ориентирована на развитие навыков устной речи, а TWEE помогает в генерации разнообразных учебных заданий. Однако результаты опроса выявили низкий уровень цифровой грамотности студентов, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве получаемой информации.

Современное образование стоит на пороге значительных изменений, связанных с интеграцией искусственного интеллекта в учебный процесс. Как показывают исследования и практика, ИИ открывает новые возможности для персонализации и индивидуализации обучения, особенно в сфере изучения иностранных языков. Однако, несмотря на высокий интерес студентов к этим технологиям, их эффективное применение сдерживается рядом факторов: недостаточной цифровой грамотностью, сложностями в формулировании запросов и отсутствием системного подхода к внедрению ИИ в педагогическую практику.

 Многие отечественные университеты активно внедряют тенденции применения искусственного интеллекта в изучение иностранных языков. Например, в Московском физико-техническом институте, несмотря на техническую направленность, была разработана первая платформа искусственного интеллекта, которая позволяет протестировать уровень владения иностранным языком2. Также, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» внедряет искусственный интеллект через курсы по промпт-инжинирингу, системы автоматической проверки эссе и т. д.3 Тем самым, российские университеты демонстрируют готовность к цифровой трансформации образования. В перспективе этот подход позволит вывести подготовку специалистов со знанием языка на новый уровень. Для успешной адаптации новых технологий необходимо развивать цифровые компетенции как у преподавателей, так и у учащихся, а также разрабатывать методические рекомендации по их использованию. Кроме того, важно продолжать исследования в области персонализированного обучения, чтобы глубже понять его потенциал и выработать стратегии, позволяющие максимально учитывать индивидуальные потребности каждого обучающегося. 

* * * * *

Подводя итоги, можно сделать вывод, что сегодня мы наблюдаем развитие цифровой дидактики и растущий интерес к индивидуализации и персонализации образования. Необходимо отметить, что в российском научном дискурсе более распространена концепция индивидуализации, хотя в англоязычных исследованиях доминирует персонализация обучения. Использование цифровых инструментов искусственного интеллекта на сегодняшний день носит несистемный и разрозненный характер, в том числе и в иноязычном образовании. При этом, как показали результаты исследования, студенты языковых направлений подготовки активно используют цифровые инструменты искусственного интеллекта в различных областях, но лишь четверть опрошенных используют их для изучения иностранного языка. 

Исходя из самых распространенных причин неиспользования цифровых инструментов искусственного интеллекта для изучения иностранного языка (неумение определить цель и правильно сформулировать промпт, незнание какие инструменты можно использовать), можно сделать вывод о необходимости интеграции элементов цифровой дидактики в подготовку студентов языковых направлений подготовки. Результаты исследования могут служить основой для дальнейших научных и практических разработок в данной области, направленных на создание эффективной образовательной среды с использованием искусственного интеллекта.


Примечания

1 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910110003 (дата обращения: 01.06.2025).

2 В МФТИ разработали первую ИИ-платформу для тестирования уровня владения иностранным языком // Исследовательский центр прикладных систем искусственного интеллекта МФТИ. 2024, 17 июля. URL: https://aicenter.mipt.ru/tpost/ns2luf6jj1-v-mfti-razr. (дата обращения: 01.06.2025).

3 Высшая школа экономики запускает онлайн-курс по промпт-инжинирингу // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. 2025, 2 апреля. URL: https://www.hse.ru/news/edu/1031492358.html (дата обращения: 01.06.2025).


Список литературы

Абдалина Л.В. Персонализированное образование: вопросы оптимизации субъектного подхода  // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 4-6. 

Байдикова Н.Л.  Индивидуализация и персонализация обучения иноязычному говорению с помощью нейросети Twee / Н.Л. Байдикова, Е.С. Давиденко // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 3(43). С. 210-217.

Булыгина М.В. Использование искусственного интеллекта для развития читательской грамотности обучаемых на уроках иностранного языка / М.В. Булыгина, Д.В. Боровских // Вестник КазГУКИ. 2024. № 2. С. 151-157.

Хрулёва А.А. Критерии, показатели и уровни индивидуализации обучения английскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-2. С. 364-367.

Цукерман Г.А. Обучение, которое ведет за собой развитие субъектности / Г.А. Цукерман, О.Л. Обухова // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2024. № 4. С. 129-149.



Просмотров: 90; Скачиваний: 25;