T. 9, № 4. С. 125–131.

Студенческая научная жизнь

2024

Научная статья

УДК 94(47).084.8:005.745

pdf-версия статьи

Васильев
Егор Дмитриевич

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
e_vasillev@icloud.com

Опыт проведения семинара «Становление высшего образования в Республике Карелия. Университет в годы Великой Отечественной войны»

Научный руководитель:
Веригин Сергей Геннадьевич
Рецензент:
Васильева Анна Валерьевна
Статья поступила: 21.11.2024;
Принята к публикации: 14.12.2024;
Размещена в сети: 14.12.2024.
Аннотация. В читальном зале научной библиотеки Петрозаводского государственного университета прошёл семинар «Становление высшего образования в Республике Карелии. Университет в годы в годы Великой Отечественной войны», который был приурочен к празднованию 80-летия освобождения Республики Карелия от финских захватчиков. В рамках семинара слушатели узнали об основных этапах становления университетского образования и его трансформации в 1940-е годы.
Ключевые слова: Карельский государственный педагогический институт, Карело-финский государственный университет, высшее образование в Карелии, Великая Отечественная война, оккупация Петрозаводска

Благодарности. Организаторы семинара выражают благодарность сотрудникам библиотеки Наталье Ростиславовне Трубиной, Ирине Леонидовне Авдеевой за помощь в подготовке книжной выставки «КФГУ в годы Великой Отечественной войны» и лично директору библиотеки – Марине Петровне Отливанчик.

Для цитирования: Васильев Е. Д. Опыт проведения семинара «Становление высшего образования в Республике Карелия. Университет в годы Великой Отечественной войны» // StudArctic forum. 2024. T. 9, № 4. С. 125–131.

13 ноября 2024 г. в читальном зале научной библиотеки Петрозаводского государственного университета прошел семинар «Становление высшего образования в Республике Карелия. Университет в годы Великой Отечественной войны». Помощь в организации оказали дирекция института истории, политических и социальных наук (ИИПСН), научно-методический центр «Историческое образование», музей истории ПетрГУ, Студенческое научное общество ИИПСН.

Идея проведения подобных мероприятий не нова: с 2023 г. заведующий кафедры зарубежной истории Наталия Владимировна Смирнова стала проводить открытые семинары в рамках дисциплины «История стран Азии и Африки», на которых выступают преподаватели и студенты с докладами, ограниченными по времени и тематике, определенной организатором. Успешно были проведены семинары по темам «Истоки современных проблем Ближнего Востока» (28 декабря 2023 г.), «Индия, Китай, Индонезия» XVIII–XIX вв. (в день историка 28 марта 2024 г.), «Тысяча и одна ночь» арабской литературы» (31 мая 2024 г.), «Китайской народной республике – 75 лет» (17 октября 2024 г.) с привлечением студентов из Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова. Данный формат научного мероприятия можно признать оптимальным.

16 мая 2024 г. кафедра германской филологии и скандинавистики провела открытый семинар по современным вопросам компаративистики (сравнительному литературоведению). В рамках него магистранты познакомили слушателей с идеями и концепциями современных ведущих ученых-компаративистов: Р. Данилевского, Г. Тиме, В. Багно, а также с трудами первого заведующего кафедрой германской филологии и скандинавистики профессора Л.И. Мальчукова. Посещаемость данных встреч довольно высокая, помимо студентов их посещают читатели библиотеки. Это говорит о том, что данная форма эффективно помогает популяризировать историческое знание на любую тематику.

 

Рис. 1. Участники семинара Е.Д. Васильев, А.В. Васильева, С.Г. Веригин

 

Идея данного семинара сложилась в связи с тем, что в 2024 г. Республика Карелия отмечает 80 лет освобождения Петрозаводска от немецко-фашистских и финских захватчиков. В октябре 1944 г. соединения Карельского фронта при поддержке кораблей Северного флота успешно завершили боевые действия на Крайнем Севере. В результате проведенной Петсамо-Киркенесской операции они освободили оккупированные районы Заполярья. Граница была окончательно восстановлена [Кораблёв: 658]. Немаловажно отметить, что наш университет тоже внес свою лепту в это знаменательное событие. Поэтому данный семинар вписывается в актуальную тематику празднования 80-летия освобождения Республики Карелия от фашистских захватчиков.

Целью данного мероприятия стал обзор основных этапов становления высшего образования в нашем регионе, подвигов преподавателей и студентов в тылу и на фронте; было важно показать слушателям, что университет являлся важным актором в истории военного времени и сыграл определенную роль в Великой Победе 1945 года.

* * * * *

Период Великой Отечественной войны занимает особое место в жизни Петрозаводского государственного университета. Уже в первые дни войны студенты, преподаватели, рабочие и служащие вуза единодушно заявили о своей готовности отдать все силы для победы над врагом. 28 июня 1941 года состоялся общеуниверситетский митинг, в резолюции которого говорилось: «Мы готовы отдать все свои силы и жизнь нашей Родине!». В эти дни уходили на формирование красноармейских частей и истребительных батальонов первые группы студентов, преподавателей, сотрудников. В их числе были ректор университета Тууре Иванович Лехен, ставший редактором фронтовой газеты «Голос солдата»; декан историко-филологического факультета М.Г. Никулин, направленный в политотдел 71-й стрелковой дивизии, затем в политуправление Карельского фронта; заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Я.П. Голенченко, ставший секретарем партийной комиссии 7-й армии.

На ответственную работу в армейские политорганы были направлены преподаватели и сотрудники Д.А. Бойцов, Е.С. Гардин, А.И. Жидких, В.А. Журавлев, Т.Я. Зайков, Т.К. Нуутинен, П.И. Трофимов, Д.Е. Червяков, политруками подразделений стали студенты Павел Голосов, Семен Карпов, Семен Криворучко, Матвей Кислов, Федор Цверхман, Иван Шилин. Секретарем Олонецкого РК комсомола во вражеском тылу работала студентка университета из деревни Колатсельга Татьяна Ананина. Доцент В.А. Михайлов, будучи призванным в армию, руководил проведением минно-взрывных работ в Карелии и Заполярье, в 1943 г. стал заведующим кафедрой военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, а после войны преподавал в группе подготовки космонавтов. О нем тепло отзывался первый советский космонавт Ю.А. Гагарин.

Всего за годы войны в Красную Армию ушло 328 студентов, преподавателей и сотрудников университета, что составляло более трети их общей численности. 70 человек записались добровольцами в первую неделю войны, и вместе с ними – почти весь состав партийной организации. Более 30 студенток работали в госпиталях, воевали в армейских подразделениях и партизанских отрядах. Преподаватели и студенты университета боролись с врагом не только с оружием в руках. Сотни студентов строили летом и осенью 1941  г. оборонительные сооружения под Пряжей и Петрозаводском. В цехах Онежского завода трудилось до 60 студенток, образцы трудового героизма показывали комсомолки Конкка, В. Олыкайнен, А. Поттоева, М. Семенова [Шумилов: 16]. Помимо этого, студенты трудились на заготовке древесины в тылу1.

Семинар «Становление высшего образования в Республике Карелия. Университет в годы Великой Отечественной войны» предназначался для студентов, а также всех интересующихся историей высшего образования в Карелии, Петрозаводского государственного университета в годы Великой Отечественной войны. Основными докладчиками на семинаре стали доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Сергей Геннадьевич Веригин, директор музея истории Петрозаводского университета Анна Валерьевна Васильева и студент IV курса Института истории, политических и социальных наук Егор Васильев.

 Студент IV курса Е. Васильев представил доклад на тему «Становление высшего образования в КАССР в 1930-е годы». Слушатели с большим интересом восприняли информацию об открытии первого высшего учебного заведения в КАССР. В конце 1920-х и начале 1930-х годов в Карелии, как и по всей стране, наблюдались значительные достижения не только в промышленности и колхозном строительстве, но и в области культурной революции. В молодой автономной республике открывались новые учебные заведения – школы и техникумы, создавая реальную основу для реализации решений партии и правительства по всеобщему обучению. Однако дальнейшее расширение сети семилетних и средних школ в регионе сталкивалось с серьезной проблемой нехватки квалифицированных учителей. Три педагогических техникума и множество краткосрочных курсов не могли полностью решить эту проблему, особенно в контексте средней школы. Потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах становилась всё более актуальной, и республике был необходим собственный педагогический вуз. Ускорение решения этого вопроса произошло после IX Всекарельского съезда Советов в феврале 1931 г. В его постановлении отмечалось: «Учитывая острый дефицит специалистов в народном хозяйстве АКССР и культурном строительстве, съезд обязывает правительство ускорить подготовку к открытию педагогического института». 8 ноября 1931 г. был торжественно открыт первый ВУЗ. Далее в учебном заведении начали появляться новые факультеты: в 1932 г. – биологический, в 1933 г. – факультет истории, языка и литературы. Для более форсированной подготовки был открыт учительский институт, который обучал учителей за 2 года [Бритвихин: 6]. Также в докладе был затронут сюжет об открытии Карело-Финского государственного университета (КФГУ), о первом ректоре и учебном процессе. К сожалению, педагогический институт не сохранился до наших дней, но память о нем важна: благодаря первому институту в КФГУ появились первые факультеты, и складывавшаяся в 1930-е годы система была большим прорывом в сфере образования для нашей республики.

 

Рис. 2. Профессор С.Г. Веригин рассказывает об университете в годы Великой Отечественной войны


Профессор С.Г. Веригин продолжил повествование и более углубленно раскрыл этапы становления нашего университета, подчеркнув предпосылки данного события. Остановившись на итогах Зимней войны 1939–1940 гг., докладчик отметил, что они были малоутешительны для СССР. В период военных действий так и не удалось реализовать важнейшую цель – осуществить экспорт социализма в Финляндию посредством созданного Москвой Народного правительства О.В. Куусинена. Однако ценой огромных материальных и людских потерь был решен главный территориальный вопрос, который ставился СССР перед Финляндией еще в ходе советско-финляндских переговоров 1938–1939 гг., – граница от Ленинграда была отодвинута.  VI сессия Верховного Совета СССР 31 марта 1940 г. постановила включить большую часть финских территорий, отошедших в результате Зимней войны от Финляндии к СССР, в состав Карелии и приняла закон «О преобразовании КАССР в КФССР». В нем особо подчеркивалось, что новая союзная республика создана «по просьбам трудящихся и в соответствии с принципом свободного развития национальностей». В соответствии с решениями VI сессии Верховного Совета СССР внеочередная сессия Верховного Совета КАССР, состоявшаяся 13–15 апреля 1940 г., приняла закон «О преобразовании Карельской АССР в Карело-Финскую ССР», а также о выборах ее высших органов власти и избрала конституционную комиссию для разработки проекта Конституции Карело-Финской ССР [Веригин: 46, 50]. Благодаря новому статусу республики у нашего края появился собственный государственный университет. Ученый рассказал о личном влиянии И.В. Сталина на открытие Карело-Финского государственного университета, упомянута была в докладе и роль Геннадия Николаевича Куприянова в становлении учебного заведения. 24 апреля 1940 г. на съезде Компартии КФССР  в своем докладе он отметил, что для повышения хозяйственно-культурной жизни и науки края необходимо уделить особое внимание развитию высшего образования в регионе. 2 июня 1940 г. вышло постановление ЦК Компартии и Совета Народных Комиссаров Карело-Финской ССР «Об открытии Карело-Финского государственного университета» [Шумилов: 11].

Кроме того, автор описал жизнь университетского здания в оккупированном городе (в стенах нашего вуза работал филиал Хельсинского университета), привел воспоминания финнов, сдававших экзамены в учебном заведении. Однако в декабре 1942 г. в университете произошёл пожар, и эксплуатация здания стала невозможной [Куломаа: 157]. Приведены были и факты из устной истории – воспоминаний Сергея Павловича Сюнёва (1920–2012), студента первого набора в КФГУ, декана историко-филологического факультета ПетрГУ2, рассказавшего Сергею Геннадьевичу о первом собрании в КФГУ. Благодаря докладу слушатели могли не только услышать про создание учебного заведения, но и узнать об изменении статусности республики Карелия, что является одним из важных аспектов истории нашего края.

Анна Валерьевна Васильева подготовила сообщение о научном полке Петрозаводского университета. ПетрГУ стал участником федерального патриотического проекта «Научный полк» Минобрнауки России еще в 2022 году, когда начал размещать отдельные публикации об участниках Великой Отечественной войны на своем сайте. В данной базе данных находится 53 имени, а всего ушло на фронт 328 человек [Шумилов: 11].

Особый интерес у слушателей вызвала информация о жизни нашего университета в период эвакуации. Докладчик обратила внимание на ректора – Константина Дмитриевича Митрополького, который руководил двумя образовательными учреждениями: являясь директором Карельского государственного педагогического института, он параллельно занимался организацией Карело-Финского государственного университета, а в августе 1940 г. был назначен проректором по учебной и научной работе КФГУ [Лис: 51]. После того, как первый ректор КФГУ был отправлен на фронт, на него были возложены обязанности ректора университета, которые он исполнял с 1941 по 1945 гг. В августе 1941 г. он руководил эвакуацией КФГУ в г. Сыктывкар. Также был упомянут подвиг девушек-студентов, которые трудились на лесосплаве в Сыктывкаре. В связи с мобилизацией в армию и оккупацией численность рабочих и служащих в стране сократилась, поэтому в феврале 1942 г. были введены трудовые мобилизации трудоспособных граждан старше 16 лет. Наряду с рабочими и служащими студенты и преподаватели вуза подлежали мобилизациям на корчевание леса, рытье траншеи для городского водопровода, прокладку шоссейной дороги и др. Массовые трудовые мобилизации позволили выполнить первоочередные работы по жизнеобеспечению города, но часто дезорганизовывали учебную работу. По достижении стабилизации экономики в феврале 1944 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы запретил местным органам власти трудовые мобилизации студентов и преподавателей вузов в учебное время. Все лето студенты КФГУ и пединститута работали на сплаве леса: сортировали бревна, формировали плоты. Даже в сентябре в полном обмундировании стояли в холодной воде [Филимончик: 14]. Благодаря докладу люди прониклись положением студентов в годы эвакуации, ведь многих имен героев своего времени до сих пор никто не знает.

Все выступления с интересом были встречены участниками семинара, докладчики ответили на многочисленные вопросы аудитории. В ходе дискуссии велось бурное обсуждение точек зрения о личностях Юрия Владимировича Андропова, Геннадия Николаевича Куприянова и Тууре Ивановича Лехена. В конце семинара Анна Валерьевна Васильева донесла главную суть мероприятия: «Данная тема важна для нас, так как наши предшественники не сдавались и, несмотря на трудности, смогли выстроить качественную систему высшего образования. Благодаря им мы находимся в этих стенах».

На данном мероприятии присутствовало более 30 человек, в числе слушателей был д. т. н., профессор, проректор по научной работе Владимир Сергеевич Сюнёв, преподаватели университета, сотрудники Национального архива Республики Карелия, студенты-историки профилей обучения «История России», «Историко-культурный туризм» и «История стран Северной Европы», слушатели Открытого университета ПетрГУ. В итоге слушатели получили полную информацию о становлении университетского образования в республике и процессах, происходивших в Карело-Финском государственном университете в 1941–1944 гг. В будущем планируется продолжение таких встреч; в 2025 году они станут более актуальными, так как Петрозаводский университет будет отмечать свое 85-летие. Также в следующих мероприятиях планируется задействовать больше заинтересованных студентов.

 

Примечания

1 Семёнова С.Н. К 80-летию освобождения Петрозаводска // Петрозаводский университет. 2024, 27 сентября.

2 90 лет Сергею Павловичу Сюнёву // Петрозаводский государственный университет: сайт. 2010, 3 сентября. Url: https://petrsu.ru/notices/2010/14711/90-let-sergeyu-pavlo (дата обращения: 14.10.2024).


Список литературы

История Карелии с древнейших времен до наших дней / Афанасьева А.И., Бутвило А.И., Вавулинская Л.И. и др.; Под общ. ред. Н.А. Кораблева, В.Г. Макурова, Ю.А. Савватеева, М.И. Шумилова. Петрозаводск: Периодика, 2001. 943 с.

Петрозаводскому государственному университету 50 лет // Под ред. М.И. Шумилова, И.П. Покровской. Петрозаводск: Карелия, 1990. 304 с.

Карельский государственный педагогический институт: 50 лет / Отв. ред. А.Н. Бритвихин. Петрозаводск: Карелия, 1981. 135 с.

Веригин С.Г. Карелия в годы Второй мировой войны: политические и социально-экономические процессы. Ч. I : Советско-финляндская (Зимняя) война и ее последствия для Карелии. Петрозаводск: ПетрГУ, 2014. 146 с.

Куломаа Ю. Финская оккупация Петрозаводска, 1941–1944. Петрозаводск: Алексей Ремизов, 2006. 278 с.

Страницы истории Петрозаводского государственного университета, 1940–2000 / Под ред. М.И. Шумилова и И.П. Покровской. Петрозаводск: ПетрГУ, 2005. 540 с.

Ректоры Карельского государственного педагогического университета: биогр. очерки / Сост. И.В. Адамович [и др.]; отв. ред. Г.В. Чумаков. Петрозаводск: КГПУ, Скандинавия, 2006. 167 с.

Филимончик С.Н. Деятельность Карело-Финского государственного университета в эвакуации (1941–1944 гг.) // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 4(40)  С. 102-120. DOI 10.15393/j5.art.2022.8012.



Просмотров: 76; Скачиваний: 37;