T. 9, № 4. С. 9–14.

К 80-летию И. Р. Шегельмана. Спорт и инженерия

2024

Научная статья

УДК 796.814

pdf-версия статьи

Титаренко
Александр Вячеславович

бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия),
a2006titan@icloud.com

Тренер, Учитель и Человек: роль И. Р. Шегельмана в развитии школы самбо в Петрозаводске

Научный руководитель:
Савицкий Иван Владимирович
Рецензент:
Кузнецова Наталья Юрьевна
Статья поступила: 27.11.2024;
Принята к публикации: 14.12.2024;
Размещена в сети: 14.12.2024.
Аннотация. В статье рассматривается история и развитие школы самбо в городе Петрозаводске. Анализируется роль Ильи Романовича Шегельмана в становлении и развитии спортивной культуры города, описываются особенности подготовки им спортсменов. Особое внимание уделено успешным воспитанникам школы и их достижениям на различных уровнях спортивных соревнований.
Ключевые слова: Школа самбо, самбо в Петрозаводске, Илья Шегельман, ПетрГУ

Благодарности. Редакция благодарит Р.И. Шегельмана и музей истории ПетрГУ за предоставленные материалы

Для цитирования: Титаренко А. В. Тренер, Учитель и Человек: роль И. Р. Шегельмана в развитии школы самбо в Петрозаводске // StudArctic forum. 2024. T. 9, № 4. С. 9–14.

Самбо – это вид спортивной борьбы, придуманный в Советском Союзе, название которого образовано от сокращенных слов «самозащита» и «без оружия». Борьба самбо предоставляет большие возможности для раскрытия, гармоничного сочетания и использования всех качеств, необходимых человеку в жизни: физических, психических и духовно-нравственных. Этот вид спорта активно развивается не только в центральных городах России, но и в регионах, в частности – в Республике Карелия [Кожеев: 305]. История школы самбо в Петрозаводске берёт своё начало в середине XX века, когда самбо начало активно развиваться по всей территории СССР. В Карелии этот вид спорта получил признание благодаря поддержке местных спортивных организаций и энтузиастов. Одним из них был Илья Романович Шегельман (1944–2020) – доктор технических наук, заслуженный тренер России и мастер спорта, внёсший значительный вклад в становление и популяризацию самбо в регионе. Его работа как тренера, методиста и организатора привела к значительным успехам воспитанников школы на региональном и всероссийском уровнях.

Проблематикой данной статьи является история развития спортивной культуры и школа самбо в Петрозаводске, в которой ключевую роль сыграл И.Р. Шегельман. Влияние его методики на развитие самбо в Карелии и России требует детального анализа: следует понять, какие именно педагогические подходы и методики Ильи Шегельмана способствовали значительным успехам его воспитанников и как его труд и жизненный путь повлияли на развитие самбо в регионе.

Целью данной статьи является описание вклада И.Р. Шегельмана в развитие школы самбо в Петрозаводске. В задачи публикации входит изучение его педагогических подходов и принципов, применяемых И.Р. Шегельманом в обучении самбо, их влияние на успехи воспитанников школы, а также анализ развития школы самбо в Петрозаводске и её достижений под руководством И.Р. Шегельмана, включая подготовку мастеров спорта и чемпионов.

* * * *

Илья Романович Шегельман родился в городе Кок-Янгак Киргизской ССР. По воспоминаниям его сына Романа Ильича Шегельмана, уже с детства Илья был трудоголиком, учился в школе, занимался вольной борьбой и уже в восьмом классе пошел работать на завод по производству шоколада. Поступил в Ленинградскую Лесотехническую Академию и после ее окончания по распределению попал в Карельский научно-исследовательский институт лесной промышленности в городе Петрозаводск. Там в это время он и открыл маленькую секцию самбо на базе Петрозаводского государственного университета.

С утра до вечера Илья Романович работал сучкорубом в Кондопоге, а потом ехал в Петрозаводск тренировать студентов. «Тренировки начинались в 22 часа с того, что тренер с учениками укладывали маты и зашивали борцовскую покрышку. Приходил на тренировку после работы, но на каждой тренировке сам боролся с нами по 30–40 минут», – вспоминает один из его первых учеников Александр Божко1. Тренировки заканчивались ближе к 12 часам ночи. Но, несмотря на это, уже через год когда-то маленькая секция насчитывала около 45–50 участников. Тогда было решено провести Первый Чемпионат Петрозаводского государственного университета по самбо, который  состоялся 18 мая 1969 года. Эта дата принята за год рождения Школы И.Р. Шегельмана.

Необходимо отметить, что год создания Школы оспаривался. Так, в небольшой публикации 1994 года, посвященной 50-летию И.Р. Шегельмана, по неизвестным причинам временем создания им Школы самбо был назван 1991 год2. Однако общепринятой стала дата, указанная за год до этого в юбилейном издании, посвященном 50-летию Петрозаводского государственного университета [Шумилов: 136]. При этом в 1990-е гг. ещё помнили, что руководство секцией И.Р. Шегельман принял от студента строительного факультета Владимира Фомина.

Важным этапом в развитии школы самбо стало создание детской секции, главным тренером которой был ученик Ильи Романовича – Анатолий Квасюк. Благодаря этому появилась система подготовки детей, которые уже с ранних лет могли заниматься самбо и к более взрослому возрасту пополнять основную сборную и приносить результаты.

В 1970-х и 1990-х годах, когда самбо активно развивалось в Советском Союзе, Илья Романович стал одной из ведущих фигур в развитии этого направления на региональном уровне. Первый чемпионат Карелии по самбо состоялся в 1975 году, а в 1976 году была создана Карельская федерация самбо, которую возглавил Илья Романович Шегельман.

Вскоре такой подход дал свои плоды, и в школе самбо появились первые мастера. Игорь Варавва выполнил норматив мастера спорта СССР по самбо на первенстве России. Вторым мастером спорта стал Дмитрий Ефимов на чемпионате Ленинграда, а третьим – Константин Лобанов, победивший на чемпионате России [Годинов: 2].

Вклад Ильи Романовича заключался в разработке программ для подготовки спортсменов всех уровней, от начинающих до мастеров спорта. На рубеже века было взращено поколение спортсменов, которое добилось самых больших успехов на всероссийском и международном уровне. Своими выступлениями Школу самбо прославили Максим Антипов – заслуженный мастер спорта, мастер спорта по дзюдо, 3-кратный чемпион России, чемпион мира по боевому самбо, Сергей Камилов – чемпион России, чемпион Европы, многократный чемпион мира по боевому самбо, Сергей Чепуштанов – серебряный призер чемпионата России по боевому самбо, также результаты давала и молодежная сборная. В 2008 году сборная молодежная команда Карелии заняла второе место на молодежном чемпионате России, чемпионами стали Артуш Асрян, Рудольф Горячих, Эмиль Мамедов, Рашад Мурадов (ныне мастер спорта международного класса), призером – Роман Порваль [Годинов: 2]. Всего же школа самбо Петрозаводска выпустила более 40 мастеров спорта, в их числе три мастера спорта международного класса и один заслуженный мастер спорта, многократных победителей и призеров международных, всероссийских и других соревнований различного уровня, огромное множество прекрасных спортсменов.

Особое внимание уделялось технической и тактической подготовке, что развивало у учеников не только физическую силу, но и психологическую устойчивость. Методики Ильи Романовича сильно опережали своё время. «Меня всегда восхищает в Илье Романовиче то, что будучи базовым «вольником» и, не имея под рукой интернета и большого количества печатных источников информации, он смог изучить самбо на таком уровне, что я до сих пор как тренер поражаюсь тому количеству техник и нюансов из разных школ самбо в России, которым он нас смог обучить», – вспоминает его сын, главный тренер республики Карелия по спортивному и боевому самбо Роман Ильич Шегельман (фото 1).

 

Фото 1. Илья Романович и Роман Ильич Шегельманы. 1990-е гг. Фотографии из архива Р.И. Шегельмана

 

Подход Ильи Романовича к обучению был ориентирован на воспитание личной дисциплины и командного духа у спортсменов, что позволило школе выделяться на фоне других спортивных учреждений региона. Один из его первых учеников Сергей Высоцкий отмечал, что он сочетал в себе три редкие качества – «Тренера, Учителя и Человека», что помогало ему находить к каждому воспитаннику индивидуальный подход [Калинина: 116].

Когда об Илье Романовиче вспоминают как о Человеке, то всегда уточняют «Человек с большой буквы». Так, доктор экономических наук и ученик Ильи Романовича Вениамин Шаевич Каганов писал об истории травмы ученика И.Р. Шегельмана Славы Фещенко, во время борьбы получившего тяжелую травму и оказавшегося прикованным к инвалидной коляске. Илья Романович был потрясен этим событием, считал себя виноватым и долго помогал Вячеславу и его семье, организовывал дежурства, поддерживал физически и морально. Илья Романович стал еще более внимательным и строгим на тренировках, переживая за каждого из учеников.  Этот случай показал, каким замечательным и самоотверженным человеком был  тренер – «он не просто учил нас спорту, он был для нас настоящей опорой» [Калинина: 138-139].

Илья Романович был очень близок каждому своему ученику и знал почти всё об их жизни. Сергей Камилов – мастер спорта международного класса и ученик Ильи Романовича – вспоминал, насколько часто они общались. «После 11-ого класса я каждый день с ним виделся и созванивался по два раза в день. Утром с 10 до 11 часов и вечером с 19 до 21 у нас были тренировки» [Калинина: 121].

И.Р. Шегельман прививал преемственность своим ученикам и часто ставил им в пример их старших товарищей, успевших стать мастерами. Илья Романович мог показать бросок на отработке приемов и сразу подчеркнуть для кого из мастеров этот бросок является «коронным».  «Сейчас будем отрабатывать прием, которым выигрывал мой ученик». Если «обвив» — то В. Гуртова, «подсечка» — В. Хорина, «мельница» — А. Квасюка, «бросок через грудь» — Г. Ицковского, «подсад» — С. Высоцкого, «бросок через спину» — И. Вараввы»3.

 

 Фото 2. Всероссийский форум «Дни самбо в Карелии». Директор Центра спорта и образования Р.А. Лайшев, И.Р. Шегельман, президент Всероссийской Федерации самбо С.В. Елисеев. ПетрГУ, 2016 г.


Современниками отмечалось и то, что И.Р. Шегельман никогда не повышал голос. В своих воспоминаниях заслуженный тренер России и ученик Ильи Романовича Александр Валентинович Лоптунов говорил: «Я никогда не слышал, чтобы Илья Романович повышал голос. Не знаю, откуда у него была такая выдержка» [Калинина: 118]. Ответ, тем не менее, крылся в воспитании: сам Илья Романович объяснял это тем, что он рос в семье, где не принято кричать. Ещё будучи мальчишкой, он прочитал в книге для зарубежных руководителей фразу о том, что когда вы сидите за столом и входит посетитель, у вас есть лишь три секунды чтобы подняться, улыбнуться и сказать: «Присаживайтесь, пожалуйста» [Калинина: 57]. Как отмечают коллеги и ученики, Илья Романович обладал неземным обаянием, к нему все прислушивались и обращались за советом. Сотрудничество продолжалось и после ухода учеников из секции. Более того, бывшие воспитанники переняли у тренера дух преемственности; так, генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности и президент Всероссийской студенческой лиги самбо, бывший заместитель министра образования и науки РФ, помощник Председателя Правительства РФ В.Ш. Каганов стал учредителем стипендии имени И.Р. Шегельмана для студентов, успешно совмещающих научную, учебную и спортивную деятельность (не только в самбо)4.

Таким образом, к особенностям методики преподавания Ильи Романовича можно отнести индивидуальный подход к каждому спортсмену, близкие отношения с учениками, воспитание личной дисциплины и командного духа, и, конечно же, грамотная техническая и тактическая подготовка. Это и  внесло существенный вклад в развитие школы самбо в Республике Карелия и России в целом. Школу самбо можно назвать семьёй, ведь по приходе в неё ребенка воспитывают, о нём заботятся, его любят. Отцом и главным человеком Школы самбо является Илья Романович Шегельман.

Подводя итоги, следует отметить, что методика И.Р. Шегельмана, основанная на индивидуальном подходе к каждому ученику, сочетании дисциплины и уважения, а также на высококачественной технической и тактической подготовке, позволила значительно повысить уровень самбо в Петрозаводске и Карелии. Его воспитанники добивались выдающихся успехов на всероссийских и международных соревнованиях, что подтверждается наличием более 40 мастеров спорта, в том числе нескольких чемпионов мира и Европы. Развитие школы самбо в Петрозаводске во многом связано с личным вкладом И.Р. Шегельмана как тренера, методиста и организатора. Его педагогическая деятельность и создание системы подготовки молодежи привели к тому, что школа самбо в Петрозаводске стала одной из ведущих в России, воспитывая спортсменов, которые достигали высоких результатов на различных уровнях.

 

Примечания

1 Божко А.П. Как начиналось самбо в Карелии // Самбо в России: сайт. 2001, 29 ноября. Url: http://www.sambo.spb.ru/smi/2/2_bozgko.htm (дата обращения: 19.10.2024). Первоначальный вариант статьи был опубликован в газете «Карелия» 13 мая 1999 г.

2 Учёный? Спортсмен? Юбиляр! // Петрозаводский университет. 1994, 25 ноября. № 33.

3 Божко А.П. Как начиналось самбо в Карелии.

4 Студент ИМИТ удостоен именной стипендии имени И.Р. Шегельмана // Петрозаводский государственный университет: сайт. 2024, 30 сентября. Url: https://petrsu.ru/news/2024/134689/student-imit-udostoe (дата обращения: 20.10.2024).


Список литературы

Годинов А.Н. История, состояние и проблемы развития самбо в Республике Карелия // Научные исследования: от истории к практике. 2015. Т. 1. № 2(3). С. 184-186.

Годинов К.А. Реализация всероссийского проекта «Самбо в школу!» в общеобразовательных организациях города Петрозаводска // StudArctic Forum: электронн. науч. журнал. 2024. Т. 9, № 4. С. 15-21.

Илья Романович Шегельман: жизнь и судьба. 1944–2020: Сборник документальных материалов и воспоминаний / Сост. Е.А. Калинина, В.М. Кирилина. Петрозаводск: ПетрГУ, 2022. 195 с.

Ковалёк Н.С. К 80-летию со дня рождения профессора И. Р. Шегельмана – выдающегося ученого и тренера // StudArctic Forum: электронн. науч. журнал. 2024. Т. 9, № 4. С. 1-8.

Кожеев Н.А. История развития борьбы самбо в Республике Карелия // Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта: сб. науч. ст. I-й Международной российско-белорусской науч.-практ. конф. для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (27-28 февраля 2020 г.). Воронеж: РИТМ, 2020. С. 305-307.

Петрозаводскому государственному университету – 50 лет / Сост. М.И. Шумилов, И.П. Покровская. Петрозаводск: Карелия, 1990. 304 с.



Просмотров: 47; Скачиваний: 17;