T. 9, № 4. С. 78–86.

Право

2024

Научная статья

УДК 340.5

pdf-версия статьи

Вильданова
Дарина Алмазовна

бакалавриат, Российский технологический университет - МИРЭА
(Москва, Россия),
darinavldnv@yandex.ru

Система подготовки юридических кадров в США и Великобритании

Научный руководитель:
Грудинин Никита Сергеевич
Рецензент:
Ковригина Екатерина Сергеевна
Статья поступила: 10.11.2024;
Принята к публикации: 05.12.2024;
Размещена в сети: 11.12.2024.
Аннотация. В данной статье рассматриваются положительные стороны и преимущества системы подготовки юридических кадров в таких зарубежных странах, как Соединённые Штаты Америки и Великобритания, изучены ступени обучения в данных странах, их особенности и тенденции развития. Также рассмотрен опыт высшего юридического образования в данных государствах и те аспекты, которые могут быть позаимствованы отечественной образовательной системой: создание юридических клиник, практико-ориентированный подход, взаимодействие с практикующими специалистами и т. д.
Ключевые слова: юридическое образование, система подготовки юристов, юридическое образование в США, юридическое образование в Великобритании, барристеры, солиситоры, школы права США, «Гарвардская модель»

Для цитирования: Вильданова Д. А. Система подготовки юридических кадров в США и Великобритании // StudArctic forum. 2024. T. 9, № 4. С. 78–86.

Юридическая профессия зародилась еще в Древнем Риме, когда юристы занимались созданием, изучением и толкованием правовых норм. Именно Древний Рим принято считать местом возникновения юриспруденции. С постепенным развитием общества и первых государств юристы начали консультировать граждан по вопросам судебных споров: рассказывали, как следует вести себя на процессе в суде, разговаривать с оппонентами и защищать свои права и интересы. Более того, со временем юристы Древнего Рима стали играть важную роль для самого государства, потому что мнения наиболее известных и авторитетных правоведов стали своего рода прецедентами для принятия решений по делам, рассматриваемым в судах.

Юриспруденция всегда была и сегодня продолжает оставаться крайне популярной профессией, которую выбирают абитуриенты по всему миру. Однако в связи с тем, что существует несколько правовых семей, система подготовки юридических кадров также отличается. В данной статье хотелось бы рассмотреть опыт двух стран – Соединенных Штатов Америки и Великобритании, изучив их положительный опыт.

Британский журнал Times Higher Education ежегодно публикует рейтинг лучших университетов мира, в одном из которых за 2023 год в топ-10 вошли три университета Великобритании (Оксфордский, Кембриджский и Имперский колледж Лондона) и семь от Соединенных штатов Америки (Гарвардский, Стэнфордский, Массачусетский и Калифорнийский технологические институты, Принстонский, Калифорнийский университет в Беркли и Йельский университет)1.

 Расположение лучших университетов мира вполне обоснованно, причем многие страны, желающие найти перспективы развития и изменить существующий подход к подготовке юридических кадров, стремятся использовать зарубежный опыт, а именно модели таких стран, как США, Великобритании и ряда других европейских государств. Так, например, в Соединенных Штатах Америки в высших учебных заведениях развита узкоспециализированная направленность, а Великобритания отличается организацией практического обучения силами профессионального сообщества [Захаров: 112-113].

Актуальность данной работы представлена в поиске возможных путей улучшения системы подготовки юридических кадров в России, поскольку данная профессия остается популярной и по сей день. На наш взгляд, защита прав, свобод и законных интересов человека в настоящий момент ставится во главу угла, что обосновано принципом признания, защиты и гарантией основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленным в Конституции. Система подготовки, по нашему мнению, требует некоторых нововведений и изменений, что позволит в будущем обеспечить наилучшую подготовку юридических кадров. Это, в свою очередь, будет обеспечивать реализацию основополагающих принципов правового государства, демократии и справедливости судебного разбирательства. Более того, приведенные статистические данные обосновывают причину выбора именно этих двух государств (Великобритании и США): там располагаются лучшие университеты мира, что оправдано выбранным подходом к образованию в этих странах.

Основная цель настоящей статьи – продемонстрировать специфику подготовки юридических кадров в Соединенных Штатах Америки и в Великобритании, чтобы показать те положительные аспекты, которые могут быть использованы в системе юридического образования России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. рассмотреть преимущества и схожие особенности подготовки юридических кадров в США и Великобритании;
  2. проанализировать этапы подготовки студентов-юристов в США;
  3. исследовать ступени обучения юристов в Великобритании;
  4. выявить те преимущества, которые могут быть заимствованы в российское юридическое образование.

В настоящей статье были использованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительный, метод статистической обработки, моделирования и логический методы.

Можно предположить, что заимствование опыта зарубежных государств, а именно США и Великобритании, окажет положительное воздействие на систему подготовки юристов в России, поскольку студенты будут осваивать и получать не только теоретические, но и практические навыки.

* * * * *

В первую очередь следует отметить, что оба рассматриваемых государства относятся к англосаксонской правовой системе. Это значит, что основным источником права является судебный прецедент, в связи с чем отсутствуют кодифицированные источники права. Это оказывает влияние на сам подход к обучению студентов-юристов. Если в отечественной системе, где господствует романо-германская правовая семья, делается акцент на теоретической подготовке студентов (потому что вся система права состоит из множества федеральных законов, кодексов и иных нормативных правовых актов), то в англосаксонской системе студентам необходимо обучаться на практике, поскольку все судебные процессы строятся именно на практических навыках [Ильина: 53-54].

Это, на наш взгляд, необходимо отметить в качестве первого преимущества юридического образования в рассматриваемых странах. Наличие обоснованности в таком подходе не позволяет отрицать того, что подобный опыт необходимо опробовать и в России. Многие дисциплины, которые изучаются как базис всей отечественной юриспруденции на протяжении четырех лет обучения в бакалавриате, основаны лишь на теоретических знаниях. Однако, несмотря на всю важность такой подготовки, упускается из вида практический аспект, который раскрывает и дополняет теоретический. Например, в зарубежных странах применяются такие формы подготовки студентов, как учебные судебные процессы, в которых обучающиеся познают основы судебной речи, судебного делопроизводства и начинают понимать механизм «государственной судебной машины» изнутри – то, как устроен судебный процесс на самом деле. Это, безусловно, положительно влияет на их аналитическое мышление и с ранних этапов обучения готовит к практической деятельности.

Более того, следует отметить, что в ведущих университетах мира при подготовке юридических кадров преподавательский состав состоит либо из практикующих специалистов (адвокаты, корпоративные юристы и др.), либо из специалистов в отставке (судей, государственных чиновников, сенаторов и т. д.). Это также позволяет студентам получать определенные теоретические и практические навыки «из первых рук».

Еще один аспект, который хотелось бы отметить в юридическом образовании США и Великобритании, это отсутствие привычного отечественной системе деления занятий на лекционные и семинарские: обучение строится таким образом, что студентам перед каждым занятием направляется список необходимой литературы и задания, а само занятие строится в формате «вопрос-ответ», что позволяет развивать у студентов именно аналитические способности, а не просто накапливать определенный объем знаний.

Более того, программа образования ежегодно меняется в виду социальных, политических и иных изменений, что, тем самым, позволяет выполнять определенный «общественный» заказ. И в связи с активной цифровизацией всех процессов, неотъемлемой частью жизни студентов становится прохождение различных онлайн-курсов, использование разнообразных электронных ресурсов [Бортникова: 838].

Помимо этого, говоря о юридическом образовании в Соединенных Штатах Америки в целом, необходимо упомянуть, что в условиях активной глобализации всех процессов многие школы права и юридические клиники при высших учебных заведениях ориентируются на дисциплины, которые так или иначе пересекаются с правом. Например, бизнес, политика, различные информационные технологии. Эти вопросы в некоторой степени связаны с правом хотя бы потому, что существует определенное правовое регулирование данных вопросов.

Далее хотелось бы рассмотреть структуру обучения и подготовки юридических кадров в Соединенных Штатах Америки. Первое, что необходимо учесть, это отсутствие бакалаврской программы по юриспруденции. Для того, чтобы начать обучение по юридической специальности, необходимо закончить Школу права. Зачастую студенты, желающие в дальнейшем стать адвокатами, для бакалавриата выбирают более смежные специальности: политология, экономика, социология, финансы и т. д. И только получив степень бакалавра, можно начинать путь освоения программы «юриспруденция».

Первой ступенью является прохождение программы Juris Doctor (J. D.). Обучение длится три года для очной формы обучения и четыре года – для заочной. Как уже было сказано ранее, состоит в основном из практических и прикладных занятий в самом университете, а в свободное время студенты самостоятельно изучают правовую литературу для подготовки к экзаменам [Югова: 49].

Именно в этот период обучения преподавателями особенно широко применяется так называемый «сократический метод». Как уже было описано ранее, Соединенные Штаты Америки относятся к англо-саксонской правовой семье, и основным источником права там выступает судебный прецедент. Сократический метод используется на всех практических занятиях для того, чтобы студенты, изучая множество судебных решений, материалов дел и процессуальных документов, учились правильно строить речь, юридически грамотно обосновывать свою позицию. Это развивает логическое и аналитическое мышление, учит находить истину и аргументированно опровергать приведенные в уже состоявшемся деле доводы противной стороны.

Следующая ступень обучения юристов в США – это получение степени Master of Laws (L. L. M.). Продолжительность обучения на данном этапе составляет 1 год (для заочной формы – 2 года), и данная ступень преследует цели углубления полученных на предыдущем этапе знаний, формирование более узко специализированных теоретических и, конечно же, практических навыков у студентов. Условием поступления является наличие диплома J. D. Степень «магистр права» позволяет студентам становиться специалистами в таких узких областях, как налоговое право, предпринимательское право, медицинское право, право интеллектуальной собственности и др. Более того, важно учитывать, что любая ступень обучения помогает студентам находить хорошие связи для дальнейшего трудоустройства и уже на этапе получения образования находить подработки, практики и стажировки.

Последняя ступень обучения, но при этом не являющаяся обязательной – степень Доктора юридических наук: Doctor of Juridical Science (S. J. D.). Это наивысшая академическая квалификация в области права, которая необходима для тех студентов, кто планирует преподавать в высших учебных заведениях. Обучение длится 3 года, в течение которых изучаются основные теоретические и прикладные дисциплины, а по окончании обучения студенты сначала сдают устный экзамен, а затем приступают к написанию докторской диссертации. Диссертация, как и в любой области знаний, представляет собой специализированный и определенно новый вклад в решение проблем, существующих в сфере права, или, наоборот, развитие новых идей и правовых концепций.

Финальный шаг, который разделяет студента от начала собственной адвокатской практики и официального трудоустройства в фирму – это сдача единого экзамена, организованного Ассоциацией адвокатов штата (The Bar Exam). Экзамен состоит из 200 вопросов и сдается в течение двух дней, в первый из которых обучающиеся готовятся ответить на вопросы по федеральному законодательству, общему для всех штатов, а во второй день – по законодательству штата, в котором планируют вести свою практику2.

Более того, важно отметить, что в процессе обучения студенты вправе принимать участие в работе юридических клиник, которые формируются на базе соответствующего факультета. На данный момент практически во всех американских школах права имеется подобная образовательная программа. Так, например, в Гарвардском университете имеется 7 разных юридических клиник, и студенты, принимая участие в их работе, получают практический опыт работы в контексте ведения дел, сбора доказательств и изучения правовой базы [Соломатина: 198]. На наш взгляд, подобный подход положительно влияет на формирование прикладных знаний будущих юристов, причем необходимо учесть, что «клиническую» работу студенты ведут под руководством практикующих адвокатов, что также может способствовать налаживанию профессиональных связей и дальнейшему трудоустройству3.

Такая тщательная подготовка юридических кадров в Соединенных Штатах Америки позволяет развивать у студентов практические навыки, аналитическое мышление, а учебные судебные процессы и многоступенчатый формат обучения по рассматриваемой специальности способствуют более узкому изучению той или иной области права и формированию более точных теоретических знаний.

Еще одна страна, систему юридического образования в которой мы бы хотели рассмотреть, это Великобритания. Важно отметить, что юридическое образование начинается там сразу после окончания школы. Эта система работает по аналогии с нашей отечественной: получая степень L. L. B. (бакалавриата), студент уже обучается на направлении «юриспруденция». Подготовка юристов на этапе бакалавриата длится 3 года и является фундаментальной для дальнейшего обучения, поскольку изучаются такие основополагающие дисциплины, как конституционное, административное, договорное право и т. д.

После получения степени бакалавра студенты-юристы могут получить степень магистра (L. L. M.). Обучение длится 1 год, в течение которого обучающиеся получают более углубленные знания по различным отраслям: здесь наблюдается аналогия с обучением в США – в магистратуре также изучаются узкоспециализированные дисциплины, которые выделяют определенную область работы для будущего юриста.

Далее, важнейшим элементом системы подготовки юридических кадров в Великобритании является Professional Legal Training Course (PLTC) – курс профессионального юридического обучения. Данный курс обязателен для всех, кто планирует в дальнейшем вести собственную практику. Длится обучение в течение одного года, студенты готовятся к практическому применению полученных теоретических знаний, а также обучаются профессиональным этическим стандартам и навыкам коммуникации. Данный годовой курс включает в себя обучение на практических занятиях и работу в соответствующих организациях, которые завершаются сдачей экзаменов. Для прохождения данного курса необходимо иметь либо степень бакалавра (L. L. B.), либо степень магистра (L. L. M.).

Необходимо отметить, что прохождение Professional Legal Training Course (PLTC) обязательно в том случае, если студент планирует освоить профессию барристера4. Таким образом мы переходим к важнейшей особенности юридической профессии в Великобритании – делению юристов на категории солиситоров и барристеров, сформировавшихся еще в Средневековье.

Солиситоры – это юристы, которые оказывают гражданам консультационные услуги и помогают со сбором и оформлением документации. Обязательным условием для получения статуса солиситора является прохождение специальной программы подготовки, именуемой Legal Practice Course (LPC) [Усова: 1496].

Барристеры – это высококвалифицированные специалисты, своего рода адвокаты, которые занимаются представлением интересов доверителей в судах. Безусловно, в их деятельность также входит консультирование граждан по вопросам своей специализации и подготовка процессуальной документации для участия в судебных процессах.

Общим у барристеров и солиситоров является обязательное прохождение стажировки в соответствующей фирме (барристерской или солиситорской) и сдача экзаменов для подтверждения пройденного практического обучения и получения определенных знаний и навыков. По природе своей барристеры и солиситоры имеют разную специфику работы, отличные друг от друга обязанности, но зачастую они работают совместно в целях оказания полноценной высококвалифицированной юридической помощи всем, кто за таковой обращается.

Говоря об отличительной особенности Великобритании от России в вопросе обучения студентов-юристов, необходимо упомянуть и использование техники «Дебаты» на практических занятиях, что позволяет развивать у студентов навык публичных выступлений, построению обоснованной аргументации и правильной коммуникации с оппонентами [Боровкова: 120]. Помимо этого, такая техника может помочь студентам уже в период учебного процесса научиться задавать правильные вопросы, чтобы получить необходимую информацию, что немаловажно для специфики их будущей деятельности.

Проанализировав систему подготовки юридических кадров в США и Великобритании, мы пришли к выводу о том, что некоторые аспекты могут быть заимствованы и нашей системой. Например, практический подход к обучению может быть внедрен в отечественную систему юридического образования: университетские кафедры, которые основывают учебные планы на приказах соответствующего министерства, могут включать в них в обязательном порядке деловые судебные процессы, что в определенном смысле положительно скажется на студентах. Даже находясь в стенах ВУЗа, обучающиеся смогут понять, как устроен судебный процесс, они будут учиться правильно ставить речь юриста-представителя или адвоката-защитника.

Помимо этого, уже сейчас многие высшие учебные заведения в Российской Федерации стараются подбирать такие кадры на должность преподавателей, которые имеют не только ученые степени, но и практический опыт работы в той или иной сфере. Например, курсы по криминологии, криминалистике и уголовному процессу на факультетах юриспруденции ведут практикующие следователи-криминалисты, сотрудники различных экспертных центров, которые так или иначе взаимодействуют со следователями [Телигисова: 368]. Такие специалисты могут рассказать с высоты своего опыта, как ведется расследование уголовных дел, как назначаются и проводятся разнообразные экспертизы в рамках судебных процессов.

Также многими исследователями отмечается важность повышения профессиональной культуры юриста, что получается в результате прохождения учебной практики в специализированных организациях и структурах при разрешении различных профессиональных ситуаций. Причем особое внимание уделяется практике именно в юридических клиниках, так как студенты будут находиться в нужной и особенной именно для их образования среде специалистов юридического профиля [Туркаева: 106].

Более  того, некоторые ВУЗы могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и создавать на своей базе юридические клиники, что также позволит студентам уже в процессе обучения работать с определенным объемом дел, помогая преподавателям-юристам: поиск и сбор нормативной правовой базы, изучение судебной практики, написание процессуальных документов в зависимости от степени их подготовки (начальные курсы уже могут составлять ходатайства, заявления и т. д., а старшие курсы могут пробовать работать с проектами адвокатских запросов, исковых заявлений и др.). Помимо этого студенты, обучающиеся на такой специальности, могут в обязательном порядке на базе созданных при ВУЗах юридических клиник проходить ознакомительную и правоприменительную практики по завершении каждого учебного года, что будет способствовать не только закреплению теоретического материала, полученного в период учебного курса, но и получению новых практических навыков. Помимо этого, наличие юридических клиник при высших учебных заведениях положительно скажется на доступности юридической помощи: намного больше людей смогут обращаться за консультациями, тем самым защищая свои права и свободы.

Говоря о создании юридических клиник, необходимо так же отметить, что ведущими специалистами должны быть, безусловно, преподаватели-практики: юристы и адвокаты, которые будут контролировать и дополнительно обучать студентов. Последние, повышая свои навыки год за годом, в свою очередь могут в дальнейшем руководить деятельностью студентов младших курсов, что будет не только повышать уровень знаний, но и поможет воспитать в обучающихся ответственность, лидерские качества и дисциплину.

Помимо этого, на наш взгляд, российская система подготовки юридических кадров может в обязательном порядке обеспечивать студентов во внеучебное время работой с правовой литературой, что позволит на семинарских занятиях уделять время практике: рассматривать судебные дела, посещать судебные процессы в судах общей юрисдикции и т. д. Такая система будет работать лишь в случае воспитания в студентах культуры подготовки к занятиям, а это, в свою очередь, зависит от качества преподавания.

Многие правоведы отмечают особую важность эффективного внедрения цифровых технологий в образовательные процессы. Это активно практикуется в Соединенных Штатах Америки, о чем было сказано ранее. Так, преподаватели высших учебных заведений и сотрудники соответствующей кафедры, подготавливающие учебный план, должны в обязательном порядке формировать и разрабатывать разнообразные онлайн-курсы, нацеленные на получение теоретических и практических навыков. Цифровые платформы и цифровые курсы благоприятно сказываются на учебном процессе, поскольку это всегда было удобно, информативно и просто. Такие онлайн-курсы способствуют повышению мотивации студентов к изучению чего-либо, так как цифровые технологии позволяют это делать «из любой точки мира». Более того, именно такой формат будет способствовать совершенствованию умения студентов искать необходимую информацию в огромном количестве разнообразных источников. Помимо этого, исследователями отмечается возможность создания более комфортных и эффективных условий как для преподавателей, так и для студентов [Ахмадуллина: 24].

* * * * *

В ходе исследования были рассмотрены сходства в подготовке юристов в США и Великобритании: выбор именно практического подхода к обучению, возможность реализации полученных знаний еще в процессе обучения (на примере юридических клиник Гарварда), тщательный отбор преподавательского состава, в котором будут люди, способные поделиться знаниями из своей собственной практики и т. д. Отдельно были рассмотрены этапы обучения студентов-юристов в данных странах. В полном объеме были описаны все ступени образования, что также демонстрирует тщательность и полноту подготовки студентов-юристов. В ходе исследования было выявлено, что для возможности начала своей юридической деятельности студенты должны пройти несколько этапов подготовки, каждый из которых завершается прохождением стажировки, сдачей экзаменов, что позволяет также тщательно отбирать студентов, которые в дальнейшем будут отстаивать и защищать нарушенные права и свободы.

Также особое внимание было уделено тем аспектам, которые могут быть заимствованы отечественной системой юридического образования с учетом особенностей правовой системы и сложившегося устройства самой системы подготовки студентов-юристов. На наш взгляд, для России актуальным будет заимствование практического подхода к обучению: создание юридических клиник, проведение деловых игр и игровых судебных процессов и т. д. Так, на основе проведенного анализа, мы считаем, что использование опыта зарубежных стран окажет положительное воздействие, поскольку студенты с первых лет обучения будут понимать, с какой работой им придется столкнуться, как необходимо вести делопроизводство, как работать с нормативной базой и актуальной судебной практикой, как искать необходимые законы и подзаконные акты и др.

Система подготовки юридических кадров в Соединенных Штатах Америки и в Великобритании имеет свои особенности, которые коррелируют с некоторыми общими подходами в обучении. Юридическое образование в данных странах направлено, в первую очередь, на получение практических навыков и умений, что обусловлено самой правовой системой данных государств. Однако, на наш взгляд, такой «прикладной» подход оправдывает себя в совокупности с обязательными к прохождению и сдаче стажировками и экзаменами, соответственно. Прежде чем начать свою практику, студенты-юристы в каждом из этих государств обязаны поработать в юридической фирме, чтобы углубить свои теоретические и прикладные навыки, столкнувшись с теми или иными специфическими ситуациями на практике, что, безусловно, расширяет профессиональные знания.

На наш взгляд, в данных системах юридического образования усматривается некоторая перспектива для использования такого опыта не в полном объеме, но в рамках системы подготовки юридических кадров нашей страны, так как для наиболее успешной организации учебного процесса необходимо использовать различные достижения и брать положительные аспекты в уже функционирующих и подтвердивших свой авторитет системах.

 

Примечания

1 World University Rankings 2023 // Times Higher Education: site. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2023/world-ranking (дата обращения: 29.10.2024).

2 Система юридического образования в США // Travel Smart Club: сайт. 2021, 22 ноября. URL:  https://travelsmartclub.com/publications/yuridicheskoe-obrazovanie-v-ssha#Система%20юридического%20образования%20в%20Америке (дата обращения: 29.10.2024).

3 Clinic Stories Archives Harvard Law School // Harvard Law School: site. 2024. URL: https://hls.harvard.edu/category/clinic-stories/ (дата обращения: 30.10.2024).

Юридическое образование в Великобритании // Образование за рубежом с Allterra Education: сайт. 2018. URL: https://allterra.ru/articles/177855/ (дата обращения: 30.10.2024).


Список литературы

Английский язык для юристов (A2–B2): учебник для вузов / Под ред. М.А. Юговой. Москва: Юрайт, 2020. 522 с.

Ахмадуллина И.А. Использование цифровых технологий при преподавании юридических дисциплин / И.А. Ахмадуллина, Г.Р. Марданова, Р.Г. Хайруллина // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 79-3. С. 22-24.

Боровкова М.В. Использование педагогической технологии «Дебаты» в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов-юристов как основополагающий фактор в формировании ключевых компетенций юриста // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 119-121.

Бортникова П.В. Современные тенденции развития высшего юридического образования в США, Германии и Китайской народной республике // Вестник науки. 2024. № 6(75). С. 837-843.

Захаров В.В. Юридическое образование в Великобритании: традиции и перспективы развития / В.В. Захаров, Т.Н. Ильина // Auditorium. 2014. № 2. С. 111-123.

Ильина Т.Н. Юридическое образование в США: история и современность // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 3-2(15). С. 53-59.

Соломатина Е.А. К вопросу о сравнительном анализе развития юридических клиник в России и США / Е.А. Соломатина, Я.Н. Степанникова // Вестник Института мировых цивилизаций. 2017. № 14. С. 196-200.

Телигисова С.С. Состояние, проблемы и направления развития высшего юридического образования в современных условиях // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 366-370.

Туркаева Л.В. Тенденции модернизации современной системы высшего юридического образования в России как необходимое условие формирования профессиональной правовой культуры будущих юристов // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 1(28). С. 102-108.

Усова Е.В. Тенденции в сфере подготовки юристов в Англии // Молодой ученый. 2015. № 11(91). С. 1495-1497.



Просмотров: 55; Скачиваний: 15;